Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ТЕХНИКО-ЮРИДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗАПРЕТА ДЕСТРУКТИВНЫХ ВИДОВ ПРОПАГАНДЫ В КОНСТИТУЦИОННЫХ АКТАХ СОВРЕМЕННЫХ ГОСУДАРСТВ
Е.Н. ТОГУЗАЕВА
Разнообразие общественных отношений обусловило вариативность конструкций юридических норм, их видовую классификацию. Выделение среди них запрещающих норм совершенно очевидно. Еще Цицерон, развивая политические мысли в Древнем Риме, упоминал о таких формах действия права, как веление и запрет.
Если по характеру правила поведения, заключенного в норме, норма является запрещающей, то она возлагает на адресата обязанность воздерживаться от совершения каких-либо действий. Указанного вида норм в Основном Законе РФ немало, хотя данной конструкцией законодатель подчеркнул лишь самые важные запреты, несоблюдение которых повлечет серьезные правовые и политические последствия.
Совершенно справедливо основополагающее свойство правового запрета выделяет проф. А.В. Малько, отмечая, что "запрет, препятствуя удовлетворению интересов индивида, в отношении которого он действует, направлен на реализацию интересов противоположной стороны" <1>.
--------------------------------
<1> Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве: теоретико-информационный аспект / Под ред. д-ра юрид. наук, проф. Н.И. Матузова. Саратов: Изд-во СГУ, 1994. С. 60.
С.А. Куликова, выработав теоретико-правовую модель конституционного запрета, считает возможным говорить о таких элементах конституционного запрета, как: 1) объект запрета (действие или бездействие, от совершения которого должны воздерживаться субъекты права); 2) предмет запрета (общественные отношения, на защиту которых направлен запрет); 3) субъекты запрета (те, кому адресован запрет и на кого возлагается обязанность воздерживаться от действий или бездействия); 4) ответственность (вид санкции, которая следует за нарушение запрета) <2>.
--------------------------------
<2> Куликова С.А. Теоретико-правовая модель конституционного запрета цензуры // Право: история, теория, практика: Материалы межд. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2011 г.). СПб.: Реноме, 2011. С. 56 - 60.
Подобный элементный подход позволяет увидеть единицы анализа, их взаимосвязь между собой, а также выявить целый ряд важных для эффективного правового регулирования запретов.
Одним из таких запретов является установленный в части 2 статьи 29 Конституции РФ запрет пропаганды или агитации, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также запрет пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
Конституционный запрет пропаганды конкретизируется во многих нормативных актах. В Уголовном кодексе РФ достаточно составов, прямо либо косвенно связанных с запретом пропагандистских действий, даже в тех случаях, когда законодатель не использует в тексте диспозиции самого термина "пропаганда" (ст. ст. 205.2, 205.4, 239, 354 УК РФ). Помимо Уголовного кодекса РФ, ограничения свободы слова в форме запрета различных видов пропаганды содержатся и во многих федеральных законах. Так, Федеральный закон "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" <3> содержит запрет агитации и пропаганды социального, расового, национального или религиозного превосходства, запрет на выпуск и распространение сообщений и материалов, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную вражду в предвыборных программах и агитационных предвыборных материалах; также предвыборные программы и агитационные предвыборные материалы не должны содержать призывы к насильственному изменению основ конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации. Статья 4 Закона РСФСР "О реабилитации репрессированных народов" запрещает агитацию или пропаганду, проводимые с целью воспрепятствования реабилитации репрессированных народов <4>. Согласно статье 24 Федерального закона "Об обороне" под запретом оказалось ведение любой политической пропаганды и агитации, в том числе предвыборной в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах <5>. В Федеральном законе "О референдуме Российской Федерации" <6> устанавливается недопустимость пропаганды войны; Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" <7>, регулируя в статье 10 распространение информации или предоставление информации, содержит запрет распространения информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды.
--------------------------------
<3> См.: Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" (с изм. от 4 июня 2014 года) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 49. Ст. 5497.
<4> Закон РСФСР от 26 апреля 1991 г. N 1107-1 "О реабилитации репрессированных народов" (с изм. от 1 июля 1993 года) // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1991. N 18. Ст. 572.
<5> Федеральный закон от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" (с изм. от 30 декабря 2015 года) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 23. Ст. 2750.
<6> Федеральный закон от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" (с изм. от 6 апреля 2015 года) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 27. Ст. 2710.
<7> Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (с изм. от 10 января 2016 года) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3448.
В 2013 году Президентом РФ были утверждены Основы государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности на период до 2020 года <8>. В упомянутом документе среди основных угроз в области международной информационной безопасности называется использование информационных и коммуникационных технологий для разжигания межнациональной, межрасовой и межконфессиональной вражды, пропаганды расистских и ксенофобских идей или теорий, порождающих ненависть и дискриминацию, подстрекающих к насилию.
--------------------------------
<8> Основы государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности на период до 2020 года (утв. Президентом РФ 24 июля 2013 года N Пр-1753). Документ опубликован не был. См.: СПС "КонсультантПлюс" (дата обращения: 17.03.2016).
И это далеко не полный перечень нормативных актов, конкретизирующих содержащийся в статье 29 Конституции РФ запрет деструктивных видов пропаганды. Помимо федерального законодательства, достаточно примеров можно обнаружить и в подзаконных правовых актах.
Конструкция запрета пропаганды по Конституции РФ предусматривает два запрещенных действия:
1) проведение пропаганды или агитации, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду;
2) осуществление пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
При этом, несмотря на внушительный список нормативных актов, содержащих запрет пропаганды, юридически закрепленного понятия пропаганды российский законодатель не дает, о ее совокупных признаках остается только догадываться после анализа всех норм федерального законодательства, содержащих конкретизацию указанного запрета, поскольку единообразного понимания до сих пор не сложилось даже в научной литературе.
Так, одни авторы настаивают на том, что пропаганда всегда рассчитана только на ограниченный круг лиц, который будет воспринимать определенного рода информацию, другие, наоборот, доказывают, что пропаганда распространяется на неограниченный круг лиц; мнения ученых сходятся воедино практически только относительно главных признаков пропаганды - ее информационного характера и целенаправленности (цель может быть различна: формирование общественного мнения, активизация действий адресата, разжигание социальных конфликтов, навязывание стереотипов мышления и поведения отдельной группе людей и т.д.).
В упомянутых выше случаях мы имеем в виду виды деструктивной, разрушающей пропаганды, поскольку у позитивной, правовой пропаганды совсем другие идеологическая направленность и целевые установки. Для законодателя противоправный характер и негативный оттенок понятие пропаганды имеет только при наличии цели вызвать ненависть, вражду и указать на превосходство. При этом статья 29 Конституции РФ содержит запрет не на выражение мыслей и распространение информации, вызывающих ненависть или содержащих идеи расового или иного превосходства, а именно на их пропаганду и агитацию. То есть Конституция не препятствует изложению таких мыслей в частной беседе или в иной конфиденциальной форме, а также в случае распространения информации без цели вызвать ненависть или убедить кого-либо в превосходстве <9>.
--------------------------------
<9> См.: Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. М.: Эксмо, 2010.
Представляется возможным заметить, что в российском законодательстве несколько неоправданно вольно используются такие термины, как пропаганда, публичный призыв, призыв, публичное оправдание, побуждение к совершению противоправных действий. Не устанавливаются конкретные отличительные черты их между собой, что является благодатной почвой для расширенного толкования закона, в том числе и уголовного, что, естественно, недопустимо в целях обеспечения единообразия правоприменительной практики. Считаем возможным предположить, что пропаганда является более емким понятием и включает в себя призывы, публичное оправдание, побуждение и т.д.
Рассмотренный нами запрет имеется и в большинстве конституционных актов современных стран - членов СНГ и зарубежных стран, однако конструкции и модели установления таких запретов в конституционных актах различаются.
Если конституционные акты большинства стран СНГ чаще повторяют приемы юридической техники, используемые в тексте российского Основного Закона (наиболее схожими конструкциями оперирует Конституция Республики Казахстан), то в конституционных актах зарубежных стран наблюдается иной подход.
Законодатели ряда государств предпочли не устанавливать конституционно прямые запреты противоправной агитации и пропаганды, как в российской модели. Распространена конструкция закрепления свободы мысли, слова, печати одной статьей, а возможность ограничения - другой (Республика Беларусь, Республика Киргизия). Вполне разумно запрещенность всех видов деструктивной пропаганды в любых ее проявлениях заложена в общей норме об ограничениях прав и свобод, дополнительная конкретизация видов пропагандистских действий лишь сужает смысловую нагрузку нормы, исключая из нее все остальные виды пропаганд, не перечисленные в диспозиции. В связи с чем весьма распространенным является прием закрепления общего правила о том, что осуществление прав и свобод гражданином не должно нарушать законных интересов, прав и свобод других лиц, государства и общества в целом (напр., Основной закон Республики Узбекистан, близки по конструкциям Конституции Японии и Китайской Народной Республики). Конституция Италии запрещает всякую информацию, противную "добрым нравам" <10>. Такой подход также нельзя признать необоснованным, так как подобная норма содержит самый широкий смысл и хотя и не дает возможности акцентировать внимание на особо важных запретах и гарантиях, тем не менее при эффективном механизме правового регулирования и отлаженном отраслевом законодательстве вполне может быть актуальной. В конструкциях зарубежных конституционных актов часто как раз и используются лишь модели общих ограничений свободы слова при условии, что конкретизирующие, устанавливающие ответственность нормы содержатся в отраслевом законодательстве, где и определены запреты на всевозможные расистские выступления, а также пропаганду ненависти, вражды, войны и др.
--------------------------------
<10> См.: Конституция Итальянской Республики // Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Соединенные Штаты Америки, Япония, Бразилия: Учебное пособие / Сост. В.В. Маклаков. 6-е изд. М.: Волтерс Клувер, 2009. С. 255.
Многие конституционные акты зарубежных стран не оперируют вообще термином "пропаганда", хотя при описании запрещенных действий в диспозициях также ясно подразумевается и пропаганда. Обычно такие конструкции сформулированы по следующей схеме: запрещается (не допускается) деятельность (действия), которая (которые) преследует (направлены на) цели разжигания расовой, национальной, этнической или религиозной вражды, нарушение прав и свобод граждан и т.д. (например, Конституции Болгарии, Албании).
Юридико-технические приемы закрепления запрета пропаганды в современных конституционных актах дифференцированы. В зависимости от исторических особенностей развития государства, его геополитической значимости, специфики политического развития законодатели в современных конституционных актах различных государств старались подчеркнуть важность и значимость тех или иных прав, а соответственно, и значимость запретов о нарушении этих прав, устанавливая гарантии реализации основополагающих принципов. Устанавливая нормативно прямой запрет пропаганды, возбуждающей социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также пропаганды превосходства по социальному, расовому, национальному, религиозному или языковому признакам, законодатель тем самым подчеркивает его особую значимость, при этом детерминируется гарантированность реализации основных идей, касающихся недискриминации, стабильности конституционного строя, юридического равенства, государственного суверенитета и т.д. Особенно актуальным стал путь формального закрепления данной нормы в условиях политического плюрализма, а также в условиях динамичного развития информационных технологий, информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Литература
1. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. М.: Эксмо, 2010.
2. Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Соединенные Штаты Америки, Япония, Бразилия: Учебное пособие / Сост. В.В. Маклаков. 6-е изд. М.: Волтерс Клувер, 2009. С. 255.
3. Куликова С.А. Теоретико-правовая модель конституционного запрета цензуры // Право: история, теория, практика: Материалы межд. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2011 г.). СПб.: Реноме, 2011. С. 56 - 60.
4. Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве: Теоретико-информационный аспект / Под ред. д-ра юрид. наук, проф. Н.И. Матузова. Саратов: Изд-во СГУ, 1994.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.