Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ОГРАНИЧЕНИЕ ПАССИВНОГО ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА ОСУЖДЕННЫХ КАК МЕХАНИЗМ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
А.Р. АКЧУРИН
Проблема противодействия коррупции в органах государственной власти и органах местного самоуправления в Российской Федерации является весьма многоаспектной и должна разрешаться созданием коррелирующих механизмов в различных отраслях законодательства, направленных не только на выявление и пресечение фактов незаконного использования государственно-властных полномочий, но и на эффективную профилактику создания самой возможности для этого. Одним из направлений в этой работе является установка действенных преград в самом доступе к наделению властными полномочиями лиц, имеющих уголовное прошлое либо связанных с совершением иных противоправных деяний. С учетом наличия у лиц, избираемых на всеобщих выборах, определенных полномочий, обеспечивающих доступ к распределению бюджетных средств соответствующего уровня, управлению материальными ресурсами, а также соответствующих гарантий защиты статуса таких лиц одной из основных задач избирательного законодательства представляется обеспечение противодействия проникновению в выборные органы государственной власти и местного самоуправления лиц, способных причинить вред законным интересам избирателей, а также в целом общества, государства. Особую актуальность и остроту данная проблема приобретает в связи с наметившейся либерализацией избирательного законодательства и законодательства о политических партиях, упростившей в определенной степени процесс получения статуса зарегистрированного кандидата (уменьшение количества подписей в поддержку выдвижения кандидата, освобождение от сбора подписей в случае выдвижения кандидата от политической партии, упрощение процедуры создания политических партий и т.п.).
Основными механизмами противодействия коррупции в избирательном процессе выступают ограничения пассивного избирательного права в связи с совершением определенных правонарушений, представление и проверка биографических сведений кандидатов, порядок финансирования избирательной кампании кандидата и избирательного объединения, статус и гарантии деятельности членов избирательных комиссий и др. Развитие политических и социально-экономических отношений обогащает практику проведения выборов, что, в свою очередь, требует анализа и совершенствования имеющихся механизмов противодействия коррупционным проявлениям в избирательном процессе.
Ограничения пассивного избирательного права в этой связи представляют собой первичный фильтр "грубой очистки" с целью отстранения от участия в выборах кандидатур, не отвечающих критерию юридической чистоты биографии в связи с совершенными правонарушениями. Вообще наличие в ч. 3 ст. 32 Конституции РФ только двух ограничений избирательных прав (признанная судом недееспособность и содержание в местах лишения свободы по приговору суда) вызывает определенные споры о возможности установления дополнительных ограничений федеральным законом <1>. Вместе с тем такое регулирование представляется не только возможным, но и необходимым на основании ч. 3 ст. 55 Конституции РФ в целях защиты конституционно значимых ценностей при условии обеспечения соразмерности накладываемых ограничений целям защиты публичных интересов государства, что подтверждено правовыми позициями Конституционного Суда РФ (Определение Конституционного Суда РФ от 04.12.2007 N 797-О-О, Определение Конституционного Суда РФ от 01.06.2010 N 757-О-О, Постановление Конституционного Суда РФ от 10.10.2013 N 20-П) <2>.
--------------------------------
<1> См., напр.: особое мнение судьи Конституционного Суда Российской Федерации А.Л. Кононова к Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 797-О-О // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации; Лукьянова Е.А. Некоторые проблемы Конституции Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2007. N 15.
<2> Определение Конституционного Суда РФ от 04.12.2007 N 797-О-О // Собрание законодательства РФ. 2007. N 52. Ст. 6533; Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 1 июня 2010 года N 757-О-О // Вестник Центризбиркома РФ. 2010. N 7; Постановление Конституционного Суда РФ от 10.10.2013 N 20-П. URL: http://www.pravo.gov.ru.
Так, пунктом 3.2 статьи 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" <3> (далее - Федеральный закон) к основаниям для ограничения пассивного избирательного права относятся установленные факты совершения правонарушений, отличающихся особой опасностью причиненных ими последствий для публичных интересов общества и государства. Однако ограничение пассивного права в связи с совершенными правонарушениями вызывает вопросы по отношению к перечню и четкости законодательных формулировок.
--------------------------------
<3> Собрание законодательства РФ. 2002. N 24. Ст. 2253.
В свете Постановления Конституционного Суда РФ от 10 октября 2013 г. N 20-П норма подпункта "а" пункта 3.2 статьи 4 Федерального закона, ограничивающая пассивное избирательное право гражданина Российской Федерации, осужденного когда-либо к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений (за исключением случаев, когда в соответствии с новым уголовным законом эти деяния не признаются тяжкими или особо тяжкими преступлениями), действовавшая немногим более года, нуждается в предметной корректировке. Такая корректировка может предполагать установление в качестве общеправовых последствий уголовного наказания конкретного срока (в пределах 5 - 10 лет) ограничения пассивного избирательного права гражданина, пропорционального сроку погашения судимости с дифференциацией по тяжести преступления и виду наказания (реальное лишение свободы, условное наказание, иной вид наказания). При этом с учетом выделения Конституционным Судом РФ общеправовых и уголовно-правовых последствий погашения судимости представляется необходимым внесение изменений в часть 6 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации о возможности введения федеральным законом отдельных общеправовых последствий погашения судимости.
Обязательным элементом эффективности данного антикоррупционного механизма является качественная и своевременная проверка сведений о судимостях гражданина, выдвинутого в качестве кандидата. В этой связи правовое регулирование в этой части требует определенной доработки. Так, согласно пункту 6 статьи 33 Федерального закона установлено полномочие избирательных комиссий по проверке представленных кандидатами сведений, вместе с тем кандидатом представляются лишь сведения о неснятой и непогашенной судимости. Необходимость проверки информации о наличии погашенных и снятых судимостей должна быть также законодательно закреплена.
Вместе с тем представляется обоснованным, что ограничением для избрания должно стать не только наличие судимости за тяжкие и особо тяжкие судимости с учетом вышеуказанного срока, но также осуждение за преступления небольшой и средней тяжести в пределах срока погашения соответствующей судимости.
Однако действующее законодательство рассматривает в качестве отказа в регистрации не факт наличия неснятой и непогашенной судимости за указанные категории преступлений, а факт сокрытия сведений о них. Таким образом, карается лишь недобросовестность кандидата, само же осуждение за преступное поведение правовых последствий при избрании не имеет. Данное положение усугубляется отсутствием законодательного запрета на внесение в порядке, предусмотренном пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона, в заявление о согласии баллотироваться уточнений, касающихся сведений о неснятой или непогашенной судимости.
Вместе с тем преступления выделяются из общей массы правонарушений по наиболее высокой степени общественной опасности, существенности причиняемых ими последствий <4>. По мнению Н.С. Таганцева, "как показывает само наименование "преступление"... такое деяние должно заключать в себе переход, преступление за какой-то предел, отклонение или разрушение чего-либо" <5>.
--------------------------------
<4> См., напр.: Уголовное право России. Общая часть: Учебник / С.А. Балеев, Б.С. Волков, Л.Л. Кругликов и др.; под ред. Ф.Р. Сундурова, И.А. Тарханова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2009. С. 70.
<5> Таганцев Н.С. Русское уголовное право: Лекции. Часть общая. М., 1994. Т. 1. С. 24.
В то же время при осуществлении полномочий выборными лицами именно общественные и государственные интересы должны быть поставлены во главу угла, а совершение даже административных правонарушений может нанести существенный вред таким интересам в связи с негативными финансовыми и материальными последствиями. Таким образом, данный подход является вполне логичным для публичной сферы, где требуется осуществление полномочий в интересах самого государства, которое уже дало негативную оценку действиям (бездействию) гражданина.
Кроме того, необходимо учитывать особенности правового статуса выборных лиц, закрепленного в специальных нормативных актах.
Так, пункт 10 статьи 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <6> предусматривает в качестве основания для досрочного прекращения полномочий выборного должностного лица вступление в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда. В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" <7> такое же обстоятельство влечет прекращение полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Аналогичные нормы установлены региональным законодательством в отношении депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации <8>. В соответствии с Федеральным законом в таких случаях предусмотрено назначение досрочных выборов.
--------------------------------
<6> Собрание законодательства РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.
<7> Собрание законодательства РФ. 1999. N 42. Ст. 5005.
<8> См., напр.: подп. "б" п. 3 ст. 4 Закона Республики Бурятия "О статусе депутата Народного Хурала Республики Бурятия" // Бурятия. 12.05.1995. N 86.
Однако ограничений права повторного выдвижения в качестве кандидата лица, полномочия которого были прекращены досрочно в связи с вступлением в силу обвинительного приговора суда, Федеральный закон не устанавливает. На уровне муниципальных выборов такая ситуация далеко не редкость. Таким образом, данное обстоятельство, являясь основанием для прекращения полномочий выборного лица, допускает возможность избрания и получения того же объема полномочий, что делает возможным злоупотребление правами и избирательными процедурами, а также неэффективность использования бюджетных средств.
Стоит уделить внимание и вопросу об информировании избирателей обо всех фактах осуждения гражданина, выдвигаемого в качестве кандидата. Такая информация для избирателей является необходимой для совершения взвешенного и обоснованного выбора, наиболее полно характеризует личность гражданина наряду с другими фактами его биографии. Официальное размещение такой информации, выступая в качестве общеправового последствия осуждения, не создаст формальных ограничений для реализации пассивного избирательного права.
Таким образом, представляется правильным утвердить общее ограничение пассивного избирательного права - наличие неснятой и непогашенной судимости, установив при этом в качестве общеправового последствия осуждения необходимость информирования о таких фактах избирателей.
В отношении осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления в качестве общеправового последствия может выступать ограничение пассивного избирательного права на определенный срок с дифференциацией в зависимости от тяжести преступления и назначенного судом наказания.
Литература
1. Вискулова В.В. Конституционное право граждан избирать и быть избранными: к условности и динамичности основ // Конституционное и муниципальное право. 2015. N 3.
2. Горяный С.В. К вопросу о понимании содержания понятия "избирательные права" // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. N 5.
3. Дуксин П.А. Конституционные ограничения избирательных прав граждан Российской Федерации, находящихся в местах лишения свободы по приговору суда: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2010.
4. Кузнецова О.В. Реализация конституционного принципа равенства прав граждан России в пассивном избирательном праве: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2010.
5. Лызлов Д.Н. Некоторые аспекты реализации пассивного избирательного права // Журнал о выборах. 2007. N 2.
6. Макарцев А.А. Подписной лист как средство реализации пассивного избирательного права: проблемы формы и содержания // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. N 1.
7. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" / Под ред. В.В. Комаровой. М.: ЮРКОМПАНИ, 2009.
8. Николаев А.М., Грудинин Н.С. Правовые позиции Европейского суда по правам человека в сфере реализации прав граждан Российской Федерации на свободные выборы // Право и государство: теория и практика. 2012. N 4 (88).
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.