Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ГЕНЕРАЛЬНОГО АТТОРНЕЯ РЕСПУБЛИКИ ИРЛАНДИИ КАК СОВЕТНИКА ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ИРЛАНДИИ ПО ВОПРОСАМ ПРАВА
А.В. ШТОКАЛО
Институт генерального атторнея существует во многих странах мира, включая прежде всего страны общего права и страны, частично испытавшие влияние английских правовых институтов. Развитие института генерального атторнея, возникшего в Средние века, продолжается и по сей день, что находит отражение в работах как отечественных, так и зарубежных исследователей.
В российской науке институт генерального атторнея изучен значительно меньше, чем в зарубежной (английской, американской, ирландской). Это объясняется тем, что, с одной стороны, институт генерального атторнея не имеет прямого аналога в России, а с другой - отсутствуют предпосылки для его возможного заимствования в нашей стране. Тем не менее институт генерального атторнея представляет интерес в теоретическом плане, а также с точки зрения изучения особенностей его организации и опыта функционирования в отдельных странах и, в частности, в Республике Ирландии, в которой названный институт, имеющий иностранное происхождение, развивается в течение более девяноста лет.
Институт генерального атторнея является одним из исторических наследий Республики Ирландии. Учреждение института генерального атторнея, как и ряда других государственных институтов, было обусловлено сочетанием географического и исторического факторов <1>, а также весьма заботливым отношением к политической, конституционной и правовой основам, развитым в Ирландии как части Соединенного Королевства <2>. В 1937 году с принятием ныне действующей Конституции Республики Ирландии институт генерального атторнея получил свое становление в качестве конституционного института.
--------------------------------
<1> См.: Chubb B. The Constitution and Constitutional Change in Ireland. Dublin: Institute of Public Administration, 1978. P. 3, 8.
<2> См.: Farrell B. The founding of Da'il E'ireann: Parliament and nation building. Dublin: Gill & Macmillan, 1971. P. 83.
Целью настоящей статьи является определение роли генерального атторнея Республики Ирландии в деятельности современного Правительства Республики Ирландии.
В Республике Ирландии существует нормативное определение Генерального атторнея, закрепленное в Конституции Республики Ирландии 1937 года, согласно которому Генеральный атторней является советником Правительства по вопросам права (matters of law and legal opinion) <3>.
--------------------------------
<3> Constitution of Ireland 1937, Art 30.1. URL: http://www.irishstatutebook.ie/en/constitution.
Понятие генерального атторнея встречается и в иных источниках, не являющихся нормативными. Так, например, официальный интернет-сайт Управления Генерального атторнея Республики Ирландии определяет генерального атторнея в качестве юридического советника Правительства, каждого правительственного департамента и определенных публичных органов <4>.
--------------------------------
<4> URL: http://www.attorneygeneral.ie/ag/agfunction.html.
Правовую основу деятельности генерального атторнея в Республике Ирландии составляют: Конституция Республики Ирландии 1937 года, законы, акты делегированного законодательства, судебные решения Верховного Суда (Supreme Court), Высшего Суда (High Court), правила высших судов (Rules of the Superior Courts), конвенционные соглашения и иные источники.
Генеральный атторней назначается на должность президентом по предложению премьер-министра. Кандидатура на должность генерального атторнея предлагается обычно на первом заседании вновь избранной палаты представителей парламента <5>.
--------------------------------
<5> См.: Debates, 9 March 2011. URL: http://debates.oireachtas.ie/dail/2011/03/09.
Срок полномочий генерального атторнея определяется сроком полномочий премьер-министра. В случае отставки премьер-министра генеральный атторней также должен покинуть свой пост, но может продолжать исполнение обязанностей до назначения нового премьер-министра.
Премьер-министр вправе потребовать отставки генерального атторнея по причинам, которые он сочтет достаточными. Генеральный атторней может также уйти в отставку в любое время по собственному желанию, подав заявление на имя премьер-министра <6>.
--------------------------------
<6> См.: Constitution of Ireland 1937, Art 30.5.
Учитывая вышеизложенное, можем прийти к заключению, что генеральный атторней в Республике Ирландии выбирается не правительством в целом, а конкретно премьер-министром. К аналогичному выводу приходит профессор М. Форд, отмечая, что "премьер-министр, а не правительство... выбирает атторнея" <7>. К слову сказать, согласно Закону о министрах и секретарях 1924 года, Генеральный атторней Ирландского Свободного государства выбирался правительством <8>.
--------------------------------
<7> Forde M., Leonard D. Constitutional Law of Ireland, 3rd ed. Dublin: Bloomsbury Professional, 2013. P. 139.
<8> См., например: Ministers and Secretaries Act 1924, s 6(1). URL: http://www.irishstatutebook.ie/1924/en/act/pub/0016/index.html.
В Конституции Республики Ирландии 1937 года и законах Республики Ирландии отсутствуют какие-либо квалификационные требования к должности генерального атторнея.
Нормативные правовые акты Республики Ирландии, в частности, нейтральны в отношении членства генерального атторнея в парламенте. Иными словами, генеральный атторней не обязан быть членом одной из палат парламента, хотя такое членство ему не запрещается. С 1922 года всего шесть генеральных атторнеев являлись членами парламента (последним из них был Дж. Келли в 1977 году). Стоит также отметить, что на практике генеральный атторней обычно является старшим советником <9>.
--------------------------------
<9> Старший советник - государственное звание, присваиваемое практикующим барристерам в знак отличия по службе.
В настоящее время денежное содержание генерального атторнея соответствует денежному содержанию министра правительства и номинально зависит от его членства в любой из палат парламента <10>. С июля 2013 года в соответствии с соглашением Хаддингтон Роуд (Haddington Road Agreement) <11>, по данным Департамента публичных расходов и реформы Правительства Республики Ирландии, денежное содержание Генерального атторнея составляет 157540 евро в год <12>.
--------------------------------
<10> См.: Ministerial, Parliamentary and Judicial Offices and Oireachtas Members (Miscellaneous Provisions) Act 2001, s 4. URL: http://www.irishstatutebook.ie/2001/en/act/pub/0033/index.html.
<11> URL: http://www.per.gov.ie/haddington-road-agreement.
<12> URL: http://www.thejournal.ie/taoiseach-ministers-public-servants-pay-cuts-976714-Jul2013.
Генеральный атторней осуществляет широкий круг функций, полномочий и обязанностей. Основная функция генерального атторнея закреплена в Конституции Республики Ирландии 1937 года, согласно которой, как уже отмечалось выше, генеральный атторней является советником правительства по вопросам права. В отличие от Великобритании и некоторых других стран общего права генеральный атторней в Республике Ирландии не входит в состав правительства <13>, но вместе с тем имеет право присутствовать на его заседаниях.
--------------------------------
<13> См.: Constitution of Ireland 1937, Art 30.4.
Генеральный атторней консультирует правительство по всем правовым вопросам, включая акты и договоры ЕС, а также иные международные договоры. Информация о содержании консультаций генерального атторнея не публикуется. Важно отметить, что генеральный атторней не предоставляет консультации президенту, законодательной и судебной ветвям власти, а также частным лицам <14>.
--------------------------------
<14> См.: O'Toole J., Dooney S. Irish Government Today, 3rd ed. Dublin: Gill & Macmillan, 2009. P. 217.
Генеральный атторней по должности входит в состав Государственного совета Республики Ирландии, возглавляет адвокатуру Республики Ирландии, представляет Республику Ирландию во всех судебных процессах, участником которых является государство.
Как отмечает главный судья Кин, "давно признано, что в дополнение к особой роли советника правительства по вопросам права, предписанной ему Конституцией, генеральный атторней является также гарантом публичных прав" <15>. Названная деятельность занимает незначительное количество времени генерального атторнея.
--------------------------------
<15> Attorney General v. Lee [2000] 4 IR 298 at 303.
При осуществлении своих функций, полномочий и обязанностей генеральный атторней независим. По мнению судьи Верховного Суда Ирландии Кингсмилла Мура, генеральный атторней "не является никоим образом слугой правительства, а занимает независимое положение" <16>. Судья Верховного Суда Ирландии Уолш характеризует генерального атторнея как "независимое, предусмотренное Конституцией, должностное лицо государства" и отмечает, что "любое осуществление им исполнительных полномочий является осуществлением не исполнительных полномочий правительства, а скорее исполнительных полномочий самого генерального атторнея" <17>.
--------------------------------
<16> McLoughlin v Minister for Social Welfare [1958] IR 1 at 17.
<17> Byrne v Ireland [1972] IR 241 at 287.
Генеральный атторней имеет право выступать в палатах парламента Республики Ирландии, но он не подотчетен им. Судья Уолш отмечает, что "генеральный атторней не несет ответственности (not answerable) за акты правительства или его членов" <18>. На парламентские вопросы, касающиеся деятельности генерального атторнея, отвечает премьер-министр.
--------------------------------
<18> Byrne v Ireland [1972] IR 241 at 288.
Стоит также отметить, что закон не запрещает генеральному атторнею заниматься частной практикой, однако правительство настоятельно требует, чтобы генеральный атторней не занимался частной практикой во время занятия должности <19>.
--------------------------------
<19> См.: Casey J. Constitutional Law in Ireland, 3rd ed. Dublin: Round Hall, Sweet and Maxwell, 2000. P. 305.
В Республике Ирландии имеется Управление Генерального атторнея, которое поддерживает его в многогранной деятельности, обеспечивает высокий стандарт правовых услуг, оказываемых правительству, его департаментам и управлениям, осуществляет функции консультирования Постоянного представительства Ирландии в ЕС в Брюсселе по широкому кругу правовых вопросов и некоторые иные функции <20>.
--------------------------------
<20> См. подробнее: Office of the Attorney General. Statement of Strategy 2011 - 2014. URL: http://www.attorneygeneral.ie/pub/Statement_of_Strategy_2011_to_2014_as_published_and_replaced_on%20website_160414.pdf; Office of the Attorney General. Annual Report 2012. P. 8 - 12. URL: http://www.attorneygeneral.ie/pub/Annual_Report_2012_English.pdf.
Управлением Генерального атторнея руководит генеральный директор (Director General), который имеет своего заместителя. Управление Генерального атторнея состоит из четырех структурных подразделений:
1) консультативный совет (обеспечивает предоставление правовых консультаций, руководство судебными процессами и т.д.);
2) управление парламентского советника (обеспечивает разработку правительственных проектов законов, актов делегированного законодательства и иных нормативных актов);
3) управление главного государственного солиситора (обеспечивает юридическое сопровождение гражданских судебных процессов, экспедирование судебных документов и т.д.);
4) администрация (состоит из структурных подразделений, занимающихся кадровыми, финансовыми, информационными, аудиторскими и иными вопросами).
Особо стоит отметить обязанность Управления Генерального атторнея по ведению электронной книги статутов Ирландии (eISB) <21>, которая включает в себя полный текст Конституции Республики Ирландии 1937 года, всех законов, актов делегированного законодательства, а также справочник по законодательству.
--------------------------------
<21> См.: URL: http://www.irishstatutebook.ie.
Важно отметить, что в Республике Ирландии в рамках работы по совершенствованию Конституции Республики Ирландии 1937 года Межпартийным парламентским комитетом по Конституции (The All-Party Oireachtas Committee on the Constitution), учрежденным в 2002 году, был подготовлен доклад, содержащий предложения, касающиеся реформирования института генерального атторнея.
В частности, предлагалось разрешить делегирование функций генерального атторнея иному должностному лицу с одобрения премьер-министра, обязать генерального атторнея отчитываться перед парламентом, ввести квалификационные требования для должности генерального атторнея, согласно которым кандидат на эту должность должен обязательно быть членом парламента <22>. Ни одно из названных предложений не было реализовано.
--------------------------------
<22> См.: Eighth Progress Report: Government. P. 37 - 39. URL: http://archive.constitution.ie/reports/8th-Report-Government.pdf.
Таким образом, должность генерального атторнея Республики Ирландии является одной из самых сложных и важных государственных должностей, имеет особое значение и позволяет глубже понять политическую и правовую систему Ирландии, а также работу исполнительной власти и правительства.
Генеральный атторней, как уже отмечалось, не входит в состав правительства. В случае если бы генеральный атторней был членом правительства и на него распространялась коллективная ответственность, это входило бы в противоречие с требованием о его деятельности в качестве главного юриста страны.
Генеральный атторней не принадлежит ни к одной из трех ветвей власти. В конституционной доктрине и прецедентном праве Ирландии генеральный атторней рассматривается в качестве независимого должностного лица.
Постоянное внимание со стороны оппозиции и средств массовой информации, не выпускающих из поля зрения основные аспекты деятельности генерального атторнея, растущее количество судебных процессов, увеличение темпа и сложности деятельности современного правительства создают дополнительную нагрузку на генерального атторнея. Тем не менее Генеральный атторней Республики Ирландии, находясь в самом центре водоворота политики и права, играет ключевую роль в качестве советника правительства по вопросам права, вносит большой вклад в обеспечение надлежащей правовой основы деятельности правительства и занимает важное место в системе государственной власти страны.
Литература
1. Constitution of Ireland 1937.
2. Ministerial, Parliamentary and Judicial Offices and Oireachtas Members (Miscellaneous Provisions) Act 2001.
3. Ministers and Secretaries Act 1924.
4. Attorney General v. Lee [2000] 4 IR 298.
5. Byrne v. Ireland [1972] IR 241.
6. McLoughlin v. Minister for Social Welfare [1958] IR 1.
7. Casey J. Constitutional Law in Ireland, 3rd ed. Dublin: Round Hall, Sweet and Maxwell, 2000.
8. Chubb B. The Constitution and Constitutional Change in Ireland. Dublin: Institute of Public Administration, 1978.
9. Farrell B. The founding of Da'il E'ireann: Parliament and nation building. Dublin: Gill and Macmillan, 1971.
10. Forde M., Leonard D. Constitutional Law of Ireland, 3rd ed. Dublin: Bloomsbury Professional, 2013.
11. O'Toole J., Dooney S. Irish Government Today, 3rd ed. Dublin: Gill and Macmillan, 2009.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.