Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА И ЕГО СООТВЕТСТВИЕ СТАНДАРТАМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
А.А. КРЮЧКОВ
28 февраля 1996 г. Россия вступила в Совет Европы, подписав Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод. По сути, будучи своеобразным продолжением и развитием Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Европейская конвенция, в отличие от нее, не только провозгласила основополагающие права и свободы человека, но и создала особый механизм их защиты, которая является наиболее прогрессивной системой в мире (Гомиен Д. Путеводитель по Европейской конвенции о защите прав человека. Страсбург, 1994. С. 5). Вступив в Совет Европы, Россия подвела юридическую базу под ее общую приверженность ценностям демократии, правового государства и защиты прав человека, под развитие всех сфер общественно-экономических отношений между Россией и остальной частью Европы, в рамках правового поля международного права.
В настоящее время в России идет сложный процесс формирования правового, демократического, прагматического общества с рыночной экономикой, сближение ее конституционного права с международным правом. Конституционное право России - российское законодательство, представляющее собой упорядоченную совокупность правовых норм, содержащихся в Конституции, законах, подзаконных актах, регулирующих общественно-экономические отношения государства (правовое положение личности, устройство государства, организация системы органов государственной власти, отношение государства и гражданского общества и т.д.). Вступление России в Совет Европы подвело юридическую базу под ее общую приверженность ценностям демократии, правового государства и защиты прав человека, под развитие отношений между Россией и остальной частью Европы, предоставило в распоряжение российских государственных органов механизмы внутриевропейского сотрудничества. 23 февраля 1995 г. Россия присоединилась к Генеральному соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы от 2 сентября 1949 г. и ряду протоколов к нему, а именно: Протоколу от 6 ноября 1952 г., Протоколу от 15 ноября 1956 г. N 2 о членах Европейской комиссии по правам человека, Протоколу от 16 декабря 1961 г. N 4 о Европейском Суде по правам человека и Протоколу от 18 июня 1990 г. N 5. Все эти документы устанавливают ряд важных принципов правового государства: принцип законности, право на справедливое судебное разбирательство, доступ к судам, гарантии справедливого открытого судебного разбирательства, беспристрастность судей и соразмерность наказания содеянному. Все содержащиеся в названных актах юридические постановления, в соответствии со ст. 15 Конституции РФ 1993 г., составляют в настоящее время нормы российского конституционного права. Россия, согласившись с приглашением Комитета министров, Парламентской ассамблеи стать членом Совета Европы, взяла на себя ряд серьезных политических обязательств, соблюдение которых имеет существенные последствия для внутреннего правового порядка в Российской Федерации. Наступление же этих последствий зависит от реальных сроков исполнения конкретных юридических обязательств.
Но если вступление России в Совет Европы повлекло весомые политические последствия, то этого нельзя пока еще сказать о правовых последствиях. Процесс построения правового государства в России развивается не так быстро, как этого хотелось бы, и подчас противоречиво. После ратификации Европейской конвенции о защите прав человека Россия находится в юрисдикции Европейского суда по правам человека с 5 мая 1998 г. Сразу после этого возникло множество вопросов по поводу правильного применения стандартов Европейского суда в российской практике, а также о необходимости такого применения. Проблема применения стандартов международного права осложняется реформами российского законодательства и всей правовой системы в целом. Российские граждане пока не ощутили в полной мере результатов реформирования правовой системы. В своей повседневной жизни они чуть ли не на каждом шагу сталкиваются с разрывом между буквой закона и его практическим воплощением. Человек в нашей стране еще не защищен от правовой безграмотности и даже просто от нежелания должностных лиц государственных органов, в том числе в системе уголовной юстиции, соблюдать законы. Об этом свидетельствует международная статистика. Сейчас в Европейском суде о защите прав человека находится в стадии производства около 20300 жалоб от россиян - это 26% от общего числа дел, поступивших из всех стран, присоединившихся к Европейской конвенции по правам человека (Российская газета. 2008. 14 августа. N 171. С. 7). При этом следует отметить, из всех стран (это более 40 государств, в которых проживают 800 млн. жителей), входящих в Совет Европы, большинство жалоб в Европейский суд поступает из России. Среди нарушений, с которыми чаще всего встречаются судьи Европейского суда по правам человека, рассматривающие жалобы россиян, являются: нарушение права на свободу и личное пространство, невыплаты пенсий и пособий и т.д.
Ныне в России реформирование ее общественно-экономических отношений связано с преодолением криминала. На этом фоне идет параллельный процесс отставания социально-правового контроля преступности в результате малоэффективной непрофессиональной деятельности правоохранительных органов и несопоставимости их возможностей с организованной преступностью и коррупцией.
Несмотря на принимаемые меры и достигнутые некоторые позитивные итоги, у нас по-прежнему сохраняется практика управляемости (регулируемости) учетно-регистрационных процессов при рассмотрении и разрешении сообщений о преступлениях, вследствие чего показатель количества зарегистрированных преступлений на местах продолжает корректироваться (Сухарев А.Я. Состояние и тенденции преступности в РФ. М.: Экзамен, 2007. С. 382).
Уголовная статистика свидетельствует, что ежегодно при реальной преступности 12 - 15 млн. деяний (независимая оценка) в России регистрируется 2,5 - 3 млн. преступлений, выявляется 1,3 - 1,6 млн. правонарушителей, осуждается к различным видам наказания около 0,6 - 1 млн. человек, в том числе к лишению свободы - 300 - 360 тыс., т.е. около 2 - 3% от общего числа лиц, реально совершивших преступления. Латентная преступность приближается более чем к 80% (по взяткам - 95%) от реальной преступности (в европейских странах - членах Европейского союза эта цифра составляет 50%). Большая часть латентных деяний (в силу недоверия граждан к правоохранительной системе) являются незаявленными, значительная (умышленно или по халатности) - незарегистрированной или невыявленной и меньшая - недоказанной. Но в любом случае ежегодно около 7 млн. реально пострадавших от латентных преступлений добропорядочных граждан не получают никакой правовой помощи от государства. В 2007 г. прокурорами было выявлено около 1,1 тыс. коррупционных преступлений. Это в 2,3 раза больше, чем в 2006 г. (Российская газета. 2008. 5 февраля. N 120. С. 3).
Система уголовной юстиции у нас объективно нацелена главным образом на бедные, алкоголизированные, маргинальные слои населения, совершающие традиционные общеуголовные преступления. Растет число граждан, осужденных к лишению свободы за мелкие преступления, - они составляют 1/3 всех отбывающих наказание в местах лишения свободы (Российская газета. 2008. 17 сентября. N 195. С. 1, 9). В стране насчитывается около 6 млн. наркоманов, из них 80% составляет молодежь, около 1 млн. беспризорных детей.
В российском обществе сейчас наблюдаются явная недооценка права, недостаточная (если не сказать - низкая) правовая культура, нарушение принципов законности должностными лицами, в том числе в системе уголовной юстиции, отсутствие до сих пор надежного правового механизма защиты прав, свобод и достоинства человека и гражданина.
Практика свидетельствует, что в настоящее время особую опасность для государства и общества на фоне роста преступности, коррупции и его криминализации представляет правовой нигилизм, который исходит не только от лиц, в той или иной мере заинтересованных в обходе закона, но и от представителей правоохранительных органов. В этих условиях система уголовной юстиции должна быть основой проведения правового регулирования преобразований цивилизованными средствами, в рамках законных процедур, без ущемления чьих-либо прав и интересов, но одновременно усиления борьбы с организованной преступностью и в первую очередь с коррупцией и проявлениями правового нигилизма.
Изучение правоприменительной практики показывает, что современное российское конституционное право при всех его положительных чертах не соответствует стандартам международного права стран Совета Европы и является довольно серьезным тормозом ее экономического роста. Это позволяет утверждать о необходимости проведения реформы существующей системы российского законодательства, в ходе которой надлежит добиться того, чтобы идеи и принципы Европейской конвенции о правах человека пронизывали все законодательство, были главенствующими для всех отраслей права, стали нормой поведения всех членов общества.
В настоящее время необходимо выявить пробелы правового регулирования общественно-экономических отношений в России и подготовить соответствующие предложения с учетом положений Европейской конвенции, провести ревизию действующего российского конституционного права с точки зрения его соответствия Европейской конвенции. Так, например, серьезную правовую проблему для России представляет отсутствие эффективной правовой базы по предупреждению преступлений в виде кодифицированного свода законов - Федерального закона "Об основах государственной системы предупреждения преступлений", Федерального закона "О борьбе с коррупцией", Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации". В 2007 г. ущерб по направленным в суд уголовным делам возмещен лишь в 56,4%, а сумма некомпенсированного ущерба по уголовным делам составила 23,8 млрд. рублей (Российская газета. 2008. 16 июля. С. 4). Это свидетельствует о срочной унификации российского законодательства в области исполнительного производства и совершенствования института службы судебных приставов в рамках международного права. Перед законодателем стоит сейчас сложная задача в кратчайшие сроки выполнить рекомендации Совета Европы о целесообразности повышения образовательного уровня сотрудников правоохранительных органов, в том числе судебных приставов, из которых только 25% имеют высшее юридическое образование, проведения специализации в деятельности правоохранительных органов. Принцип специализации в деятельности правоохранительных органов, в том числе суда, должен быть поставлен во главу угла, так как он отвечает потребностям российского общества в обеспечении компетентного, профессионального рассмотрения любого дела субъектами правоохранительных органов и судебного разбирательства, а также стандартам международного права стран Совета Европы.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.