Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
НАРОД КАК СУБЪЕКТ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
А.И. КАЗАННИК
По вопросу о понятии субъектов конституционно-правовых отношений в отечественном государствоведении практически нет особых разногласий. Доминирует позиция, согласно которой субъектами конституционно-правовых отношений являются их участники, осуществляющие в конкретном правоотношении субъективные права и юридические обязанности или порождающие своей правоспособностью правовые состояния <1>.
--------------------------------
<1> Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. М.: Юристъ, 2001. С. 317.
Особое место в системе субъектов конституционно-правовых отношений занимает народ. В науке конституционного права преобладает мнение, что народ представляет собой лишь часть населения страны, состоящую из граждан, обладающих активным избирательным правом, то есть избирательный корпус, в лице которого население выступает как участник конституционно-правовых отношений.
Совершенно очевидно, что более дискриминационной концепции понимания народа трудно себе представить. Стоит ее реализовать на практике, внедрить в реальную жизнь какой-либо страны, как ее народ станет самым несчастным, обездоленным народом в мире. Как в жутком утопическом романе Дж. Оруэлла людей отгородят Китайской стеной от предков, изолируют от родных детей, запретят заботиться о будущих поколениях. Народ лишится своего исторического прошлого, превратится в коллективного временщика, перестанет думать о будущем. Если к этому добавить, что в большинстве стран Латинской Америки армия стоит вне политики и военнослужащие не обладают избирательными правами, то выходит, что армия по существу является антинародной.
Между тем почти во всех современных конституциях имеются декларативные нормы, указывающие на генетическую связь поколений, исторические причины объединения народов в государство, общность его долгосрочных интересов. Так, в преамбуле Конституции РФ генетическая связь поколений нашла свое выражение в предписаниях чтить "память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость", исходить "из ответственности за свою Родину перед нынешними и будущими поколениями".
В России различные нации, народности и этнические группы, проживающие испокон веков на своей земле, соединились общей судьбой в многонациональный народ. Его долгосрочные интересы раскрыты в преамбуле Конституции РФ через основополагающие цели, реализация которых является главной задачей государства. В их числе названы: утверждение прав и свобод человека, гражданского мира и согласия; сохранение исторически сложившегося государственного единства; уважение общепризнанных принципов равноправия и самоопределение народов; возрождение суверенной государственности России; утверждение незыблемости демократических основ Российского государства; обеспечение благополучия и процветания России.
Нормы-декларации предопределяют содержание Конституции РФ и устанавливают основные направления, своеобразный коридор конституционно-правового регулирования общественных отношений, за пределы которого законодатель не вправе выходить. Если основной текст какой-либо конституции находится в противоречии с нормами-декларациями, то она априори, изначально является фиктивной. Таким образом, воспроизведенные нормы преамбулы Конституции РФ полностью опровергают сложившиеся в отечественной науке стереотипы, что под народом в конституционном праве понимаются только граждане государства, наделенные по милости власти активным избирательным правом. Напротив, декларативные нормы Конституции РФ не проводят сегрегацию народа по политическим признакам, а подчеркивают его единство, неразрывную связь поколений, выделяют общность интересов.
Сказанное позволяет сделать вывод, что под народом следует понимать исторически сложившуюся общность людей, объединенных генетическими связями со своими предками, общностью долгосрочных интересов и территориальными границами государства.
В ст. 3 Конституции РФ сформулирована правовая норма, согласно которой "носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ" (ч. 1). Непосредственно на ее основе в России возникло конституционно-правовое состояние народовластия или народного суверенитета, действующее в максимально широких временных и пространственных координатах, практически совпадающих с действием самой Конституции РФ.
В этом конституционном правоотношении в качестве ее субъекта нормативно определен многонациональный народ России, но не названы другие субъекты, не очерчены их взаимные права и юридические обязанности. Получить реальное представление о содержании правового состояния народовластия и механизме его реализации можно лишь путем анализа большого массива действующих конституционно-правовых норм.
Выявить конституционные права народа, составляющие его правоспособность, не представляет больших трудностей. В ст. 3 Конституции РФ записано, что никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону (ч. 4).
Отсюда с логической последовательностью вытекает вывод, что многонациональный народ России имеет право на всю полноту власти в стране. Ему корреспондирует юридическая обязанность всех и каждого из субъектов конкретных конституционно-правовых отношений осуществлять власть народа в полном соответствии с Конституцией РФ.
Однако в ст. 3 Конституции РФ содержатся также нормы о механизме осуществления народовластия, которые, казалось бы, порождают с участием многонационального народа России конкретные конституционно-правовые отношения. Они определяют, что "народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы" (ч. 2 - 3).
Представляется, что для решения принципиального вопроса, обладает ли народ конституционной правосубъектностью, необходимо произвести системный анализ норм ст. 3, 16, 32 и 64 Конституции РФ.
В ст. 32 Конституции РФ записано, что граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Они имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (ч. 1 - 3).
Из содержания ст. 60 Конституции РФ вытекает, что граждане России могут самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и юридические обязанности с 18 лет.
Вполне естественно, что гражданское совершеннолетие может не совпадать с реальной возможностью осуществлять политические права, которые приобретаются лицами на основании норм других статей Конституции РФ и избирательных законов (ст. 81, 97). Тем не менее факт остается фактом: нормы ст. 32 и 60 Конституции РФ наделяют правосубъектностью, необходимой и достаточной для осуществления народовластия, только строго определенную категорию граждан России, а не весь многонациональный народ страны.
Нормы ст. 3 Конституции РФ входят в качестве составных элементов в институт основ конституционного строя России. Между тем никакие другие положения Конституции РФ не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации (ст. 16). Получается, что положения статей 32 и 60 Конституции РФ полностью соответствуют нормам ст. 3 Основного закона Российского государства, не противоречат их содержанию. Но противоречия между ними снимаются лишь при условии, что нормы ст. 3 Конституции РФ порождают в стране правовое состояние народовластия и определяют конституционный механизм его реализации. Тогда все становится на свои места: на граждан России, обладающих активным избирательным правом, возлагается конституционными нормами юридическая обязанность осуществлять власть народа как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Справедливости ради следует отметить, что конституции многих зарубежных стран более корректно решают вопрос о субъектах народовластия. В первую очередь это касается Конституций Эстонии, Словении, Македонии и Словакии. Так, например, по Конституции Словакии 1991 г. в стране "власть принадлежит народу. Гражданки и граждане осуществляют власть непосредственно и путем выборов, в соответствии с принципом разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную" (ст. 3).
Однако народовластие в каждой демократической стране должны осуществлять не только граждане государства, но и иные субъекты конституционно-правовых отношений. В конституционно-правовом состоянии народовластия субъективному праву народа на всю полноту власти в стране корреспондирует юридическая обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц и служащих всех рангов осуществлять власть народа в полном соответствии с его волей, потребностями и интересами. Объясняется это тем, что государственная и муниципальная власть во всех демократических странах является по существу властью народа.
Формированию политической воли народа и ее свободному изъявлению содействуют на принципах конкуренции политические партии (ст. 21 Основного закона ФРГ, § 3 Конституции Венгрии, ст. 6 Конституции Испании, ст. 10 Конституции Португалии). При этом не допускается проводить политику, направленную на подрыв единства народа. Разжигание расовой, религиозной, региональной или этнической розни служит основанием для запрета политической партии (ст. 9 Конституции Албании) <2>.
--------------------------------
<2> В России политические партии формируют и выражают политическую волю не всего многонационального народа, а только граждан страны (см.: ст. 1 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях").
Социальные потребности народа представляют собой надобности, его насущные нужды в определенных цивилизационных условиях, без удовлетворения которых неизбежно наступает его деградация, вырождение и даже гибель. Потребности в жизнедеятельности народа выступают как внутренняя сила, побуждающая его к практической деятельности по достижению самых высоких целей, нравственному и духовному совершенствованию.
Формами (способами) выражения потребностей народа являются его непосредственные интересы. Под ними обычно понимается осознанное волевое стремление народа к удовлетворению различных потребностей, достижению определенного состояния в политической, экономической, бюджетно-финансовой, социальной, экологической, международной и других сферах <3>.
--------------------------------
<3> Матейкович М.С., Горбунов В.А. Законные интересы в конституционном праве. М.: Норма-Инфра, 2011. С. 20.
Критериями эффективности реализации непосредственных интересов народа служат: демократическая государственная и муниципальная власть, благосостояние, духовное и физическое здоровье людей, оптимальная демографическая ситуация, устойчивость курса национальной валюты, благоприятная окружающая среда, признание предельно допустимого уровня социального расслоения народа, постоянная защита национальных интересов в международных отношениях. Они выступают и в качестве социальных индикаторов осуществления народовластия в стране <4>.
--------------------------------
<4> Боброва Н.А. Конституционный строй и конституционализм в России. М.: Закон и право, 2003. С. 53.
Характерная особенность конституционно-правового состояния народовластия в России заключается в том, что верховная власть многонационального народа страны осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления, их должностными лицами и служащими всех рангов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
В ст. 11 Конституции РФ установлено, что государственную власть в России осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ и федеральные суды (ч. 1). Но поскольку в России, как в демократической стране, государственная власть является верховной властью многонационального народа, то можно с полным основанием утверждать, что все они наряду с гражданами Российской Федерации должны осуществлять народовластие. Как подчеркнуто в Постановлении первого Съезда народных депутатов РСФСР от 20 июня 1990 г. "О механизме народовластия в РСФСР", основной задачей органов государственной власти и управления является служение народу <5>.
--------------------------------
<5> Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. N 3. Ст. 52.
Президент Российской Федерации избирается непосредственно гражданами страны, что позволяет рассматривать его как представителя народа, национального лидера. В этой связи он призван выражать волю народа при определении основных направлений внутренней и внешней политики государства, обеспечении публичных и частных интересов в гуманитарной сфере, поддержании согласованного функционирования органов государственной власти, при осуществлении представительских функций внутри страны и в международных отношениях, при формировании эффективного Правительства РФ, правительства народного доверия (ст. 80, п. "а" ст. 83 Конституции РФ).
В конституциях многих зарубежных стран парламент характеризуется как орган, представляющий весь народ. Соответствующие нормы имеются в Конституциях Испании (ст. 66), Молдовы (ст. 60), Нидерландов (ст. 50), Румынии (ст. 58), Швеции (§ 4) и в конституциях ряда других стран.
Конституция РФ, к сожалению, не определяет Федеральное Собрание как орган народного представительства. Согласно ст. 94 Конституции РФ "Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации". Тем не менее в принятых Федеральным Собранием законах, утвержденном государственном бюджете, ратифицированных международных договорах и соглашениях должны находить свое нормативное выражение воля и интересы народа. Как отметил Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 12 апреля 1995 г., "акты парламента должны воплощать интересы большинства в обществе, а не только самого парламентского большинства" <6>. Федеральное Собрание служит инструментом осуществления права народа на всю полноту власти в России, и процедуры его деятельности должны соответствовать принципу народовластия, материализуя его.
--------------------------------
<6> Цит. по: Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М.: Норма-Инфра, 1998. С. 518.
Правительство РФ должно выражать волю и интересы народа при исполнении федерального бюджета, проведении единой финансовой, кредитной и денежной политики, в процессе управления федеральной собственностью, реализации единой государственной политики в области образования, науки, культуры, здравоохранения, социального обеспечения и экологии, при осуществлении мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью (ст. 114 Конституции РФ). В интересах народа Правительство РФ должно выполнять все социальные обязательства государства перед населением, принимать меры по снижению инфляции, укреплению национальной валюты, обеспечению доступности и качества образования и здравоохранения, повышению эффективности управления федеральной собственностью, созданию благоприятных условий для реализации прав и свобод человека и гражданина.
Большое практическое значение в осуществлении народовластия в России имеет Конституционный Суд РФ. Он выступает средством ограничения государственной власти и гарантом соблюдения баланса властей, обеспечивает верховенство Конституции РФ над всеми законами и иными нормативными правовыми актами, защищает права и свободы человека и гражданина (ст. 125 Конституции РФ).
Роль федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов в выражении воли и интересов народа заключается в том, чтобы они реально обеспечивали равенство всех перед законом и судом и выносили в процессе отправления правосудия справедливые, законные и обоснованные решения. Тем самым они удовлетворили бы вековечные чаяния многонационального народа России о независимом, неподкупном суде.
На региональном и муниципальном уровнях органы государственной власти и органы местного самоуправления должны осуществлять соответственно волю и интересы населения субъектов РФ и муниципальных образований. Однако в своей практической деятельности они обязаны выражать одновременно волю и интересы всего многонационального народа России, поскольку Конституция РФ нормативно установила три уровня осуществления народовластия: федеральный и региональный (через органы государственной власти) и муниципальный (через органы местного самоуправления) <7>.
--------------------------------
<7> Колюшин Е.И. Конституционное (государственное) право России: курс лекций. М.: МГУ, 1999. С. 5.
Таким образом, в России на основании норм ст. 3 Конституции РФ возникло правовое состояние народовластия. В этом правоотношении народ обладает субъективным правом на всю полноту власти в стране. Ему корреспондирует юридическая обязанность граждан РФ, органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц и рядовых служащих осуществлять в конкретных конституционно-правовых отношениях волю и интересы всего многонационального народа России. Если юридическая обязанность по каким-либо причинам не исполняется, то власть по своей сути превращается в антинародную и граждане могут самостоятельно оказывать сопротивление любой попытке насильственного устранения или изменения существующего конституционного строя, нарушению принципа народовластия (ст. 54 Конституции Азербайджана, ст. 20 Основного Закона ФРГ, ст. 3 Конституции Литвы). Это служит дополнительной гарантией устойчивости конституционно-правового состояния народовластия в каждой демократической стране мира.
Литература
1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М.: Норма-Инфра-М, 1998.
2. Боброва Н.А. Конституционный строй и конституционализм в России. М.: Закон и право, 2003.
3. Колюшин Е.И. Конституционное (государственное) право России: курс лекций. М.: МГУ, 1999.
4. Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. М.: Юристъ, 2001.
5. Матейкович М.С., Горбунов В.А. Законные интересы в конституционном праве. М.: Норма-Инфра-М, 2011.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.