Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ЛАТЕНТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВ ГРАЖДАН В КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В.В. ТАБОЛИН
Научных статей, диссертаций и монографий, посвященных различным вопросам ограничения конституционных прав человека и гражданина, написано за двадцать с лишним лет немало <1>. Но данная тема не перестает (и, видимо, никогда не перестанет) быть актуальной.
--------------------------------
<1> Витрук Н.В. Право, демократия и личность в конституционном измерении (история, доктрина и практика): Избранные труды (1991 - 2012 гг.). М.: Норма, 2012; Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве: теоретический аспект. М., 2008; Якубовская Д.Д. Формы и способы конституционного ограничения прав и свобод человека и гражданина // Право и жизнь. 2011. N 153 (3). С. 99 - 112; Барбин В.В. Конституционно-правовые основания ограничения основных прав и свобод человека и гражданина и их реализация в деятельности органов внутренних дел: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003; Подмарев А.А. Конституционные основы ограничения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2001; и др.
Конституция РФ установила в ч. 3 статьи 55, что "права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства" <2>. Перечень оснований, с одной стороны, закрытый и четко обозначенный, а с другой - позволяющий как законодателю, так и правоприменителю достаточно широко толковать конкретные ситуации для применения мер ограничения.
--------------------------------
<2> Конституция РФ: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. N 31. Ст. 4398.
Конституция РФ для определения пределов свободы человека использует термин "ограничение" (ч. 2 ст. 19, ч. 2 ст. 23, ч. 3 ст. 55, ч. 1 и ч. 3 ст. 56, ст. 79 и др.). Анализ содержания конституционных положений свидетельствует о том, что в ней предусмотрено как нормативное (правоустанавливающее), так и правоприменительное ограничение права. При этом ограничение правоустанавливающего характера может иметь место как в условиях обычного правового режима (ч. 3 ст. 55), так и в период действия особого правового режима (ст. 56) <3>.
--------------------------------
<3> Зайцев А.А. К вопросу об интерпретации ограничений прав человека и гражданина // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2013. N 12 (43). С. 62 - 67.
Но Конституция РФ (ч. 3 ст. 56) устанавливает, что не все права и свободы человека и гражданина подлежат какому-либо ограничению. Так называемые "абсолютные" права, перечисленные в этой статье, ни при каких условиях не могут быть ограничены в силу их правового содержания.
Также важным является само понимание понятия "ограничение". Так, профессор Б.С. Эбзеев считает, что ограничением прав и свобод являются допустимые Конституцией и определенные федеральным законодательством изъятия из конституционного статуса человека и гражданина. Помимо прочего, ограничение основных прав можно связать с изъятием одного из правомочий, в совокупности составляющих нормативное содержание основных прав и свобод <4>.
--------------------------------
<4> Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. М., 2005. С. 231 - 232.
Подобный подход, но более широко трактуемый, используют и другие авторы, определяя "ограничение прав и свобод человека" как обусловленное различными факторами, главным образом политико-правового свойства, преследующее определенные цели, осуществляемое как правовыми, так и неправовыми средствами и способами количественное и (или) качественное умаление субъектами власти прав и свобод человека, причем под умалением понимается либо исключение, либо сужение объема и содержания прав человека" <5>.
--------------------------------
<5> Белый А.В. Понятие и значение ограничения прав и свобод человека и гражданина // Вестник Челябинского гос. ун-та. 2009. N 7. С. 30 - 33; Квитко А.Ф. Конституционно-правовые основы ограничения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. С. 13.
Обычно при определении признаков ограничений прав и свобод человека различные авторы руководствуются положениями таких международных правовых актов, как Всеобщая декларация прав человека 1948 г. <6>, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. <7>, Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. <8> и другие. Исходя из содержания данных документов, обычно выделяют следующие признаки конституционных ограничений:
- связаны с неблагоприятными условиями для осуществления собственных интересов субъекта либо направлены на их сдерживание и одновременно на удовлетворение интересов в охране и защите противостоящей стороны и общественных интересов;
- устанавливают уменьшение объема возможностей, свободы и прав индивида, сводят разнообразие в его поведении до определенного уровня.
--------------------------------
<6> Всеобщая декларация прав человека: принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 // Российская газета. 1998. 10 декабря.
<7> Международный пакт от 16.12.1966 "Об экономических, социальных и культурных правах" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. N 12.
<8> Международный пакт от 16.12.1966 "О гражданских и политических правах" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. N 12.
Конституционные ограничения прав и свобод можно классифицировать по следующим основаниям <9>.
--------------------------------
<9> Конституционное право России: учебно-методическое пособие / под общ. ред. А.В. Малько. М.: НОРМА, 2000.
1. В зависимости от прав и свобод - на ограничения гражданских и политических прав (ограничения свободы передвижения, избирательные ограничения и др.) и ограничения экономических, социальных и культурных прав (например, в использовании права собственности на землю).
2. В зависимости от времени действия - на постоянные, которые установлены в Конституции РФ и законах, и временные, которые должны быть прямо обозначены в акте о чрезвычайном положении и связаны, как правило, с запрещением митингов, шествий, демонстраций, дополнительными обязанностями в сфере свободы печати и других средств массовой информации, приостановлением деятельности некоторых политических партий, жестким лимитированием передвижения транспортных средств, установлением комендантского часа.
3. В зависимости от сферы действия - на общие (распространяются на все права и свободы) и индивидуальные (распространяются только на отдельные права и свободы, например, в ст. 25 Конституции РФ закреплено конституционное ограничение в отношении лишь одного права - неприкосновенности жилища).
4. С учетом пределов использования - на государственные (федеральные, субъектов Федерации) и муниципальные.
5. По содержанию - на финансово-экономические (запрет определенной экономической деятельности), личные (арест, заключение под стражу) и организационно-политические (отставка и т.п.).
6. По способам осуществления - запреты, обязанности, приостановления, меры ответственности и др.
К сожалению, все эти перечисленные теоретико-правовые вопросы трудно применить к скрытым (латентным) "непроизвольным" ограничениям, содержащимся в нашей Конституции, конституционно-правовые аспекты которых еще не нашли своего должного рассмотрения в научных исследованиях ученых-конституционалистов. Рассмотрим их подробнее.
Прежде всего надо оговориться, что данные ограничения носят весьма узкий характер и касаются только определенных категорий граждан, имеющих те или иные физические недостатки, но исходя из принципа равноправия всех граждан РФ мы, как юристы, не можем игнорировать эти факты. Нельзя исключить, что в конкретной практической политико-правовой деятельности возможно возникновение подобных ситуаций.
Как известно, в соответствии со статьей 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, имеют равный доступ к государственной службе.
В статье 81 (ч. 2) определен исчерпывающий перечень ограничений для занятия должности Президента РФ, но, исследуя другие нормы, мы видим следующее:
- при вступлении в должность (ст. 82, 92) Президент РФ обязан принести присягу, т.е. если он четко и ясно не произнесет ее конституционный текст публично, то не сможет вступить в должность. Также Президент (ст. 100) выступает с ежегодными обращениями перед Федеральным Собранием РФ, ведет переговоры и др. Перечисленные нормы накладывают неустранимые ограничения немого или имеющего серьезные дефекты речи гражданина на право быть избранным и осуществлять полномочия Президента РФ;
- в соответствии со статьями 84 и 86 Конституции РФ Президент собственноручно подписывает законы, собственные указы, международные договоры и т.п. документы, что, в свою очередь, ограничивает право быть Президентом РФ граждан, имеющих частичную (полную) ампутацию или парализацию рук;
- особая ситуация возникает для слепых и глухих граждан РФ, претендующих на должность Президента, т.к. специальные условия (текст Брайля, слуховые приборы и т.п.) вступления в должность и исполнения обязанностей не оговорены ни в Конституции РФ, ни в других федеральных нормативных правовых актах.
Всего в России около 13 млн (9% населения) инвалидов, из них около 4 млн человек находятся в трудоспособном возрасте, однако нет данных по видам и категориям инвалидности. Но эти даже приблизительные сведения говорят о высокой вероятности возникновения описанных выше конституционных коллизий.
Подобные латентные ограничения в некоторой степени исключены в законодательных актах, регулирующих вопросы избрания и деятельности руководителей субъектов РФ и органов местного самоуправления, путем введения нормы о соответствии здоровья кандидата установленным медицинским требованиям. При этом пост главы государства требует неизмеримо больших сил и здоровья.
Кроме того, статья 92 (ч. 2) Конституции РФ, устанавливающая норму о прекращении исполнения полномочий Президента досрочно "в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья", так никакого официального толкования или специального более широкого правового регулирования и не имеет.
Как справедливо замечает С.А. Авакьян, "...в Конституции содержится большое количество неясных, противоречивых, двусмысленных, а то и многосмысленных норм" <10>.
--------------------------------
<10> Авакьян С.А. Размышления конституционалиста: избранные статьи. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2010. С. 283.
По моему мнению, указанную норму можно было бы рассматривать как прямое указание Конституции РФ на наличие только временных особенностей состояния здоровья Президента РФ, не влияющих на исполнение им своих обязанностей в полном объеме, если данный вопрос был бы поставлен перед Конституционным Судом РФ (например, Государственной Думой или самим Президентом) и получил бы четкое и ясное толкование. Позиция Конституционного Суда затем могла бы быть закреплена в Федеральном законе N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" <11>. Конечно, также можно было бы внести соответствующие изменения в статью 81 Конституции РФ, добавив норму об отсутствии у гражданина, претендующего на должность Президента, медицинских показателей, не позволяющих в полном объеме и самостоятельно осуществлять его полномочия. Таким образом латентные ограничения стали бы официальными и объективно обоснованными.
--------------------------------
<11> Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 24.11.2014) "О выборах Президента Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 2. Ст. 171.
Литература
1. Конституция РФ: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. N 31. Ст. 4398.
2. Всеобщая декларация прав человека: принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 // Российская газета. 1998. 10 декабря.
3. Международный пакт от 16.12.1966 "Об экономических, социальных и культурных правах" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. N 12.
4. Международный пакт от 16.12.1966 "О гражданских и политических правах" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. N 12.
5. Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 24.11.2014) "О выборах Президента Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 2. Ст. 171.
6. Авакьян С.А. Размышления конституционалиста: избранные статьи. М.: Изд-во Московского ун-та, 2010.
7. Барбин В.В. Конституционно-правовые основания ограничения основных прав и свобод человека и гражданина и их реализация в деятельности органов внутренних дел: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003.
8. Белый А.В. Понятие и значение ограничения прав и свобод человека и гражданина // Вестник Челябинского гос. ун-та. 2009. N 7.
9. Зайцев А.А. К вопросу об интерпретации ограничений прав человека и гражданина // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2013. N 12 (43).
10. Квитко А.Ф. Конституционно-правовые основы ограничения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007.
11. Конституционное право России: учебно-методическое пособие / под общ. ред. А.В. Малько. М.: НОРМА, 2000.
12. Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве: теоретический аспект. М., 2008.
13. Подмарев А.А. Конституционные основы ограничения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2001.
14. Право, демократия и личность в конституционном измерении (история, доктрина и практика): Избранные труды (1991 - 2012 гг.) / Н.В. Витрук. М.: Норма, 2012.
15. Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. М., 2005.
16. Якубовская Д.Д. Формы и способы конституционного ограничения прав и свобод человека и гражданина // Право и жизнь. 2011. N 153 (3).
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.