Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
О ПОНЯТИИ И ПРЕДМЕТЕ МИГРАЦИОННОГО ПРАВА СТРАН ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА
П.Е. МОРОЗОВ
В современных условиях особую актуальность в рамках интеграционных процессов приобретает вопрос изучения миграционного права стран Евразийского экономического союза в целях дальнейшей гармонизации законодательства.
Миграционное право можно представить как систему норм права, регулирующих отношения с участием иностранных граждан и лиц без гражданства (миграционные отношения), что является общим для всех стран ЕАЭС.
Характерно, что это регулирование осуществляется как на уровне международных актов, так и норм национального законодательства.
Вместе с тем имеются и отличия.
В Российской Федерации акцент приходится на отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны. В законодательстве РФ нет прямого указания на взаимосвязь этих отношений с миграцией. Легальное определение миграции на уровне законодательства отсутствует.
В Республике Казахстан предмет регулирования - это отношения, которые связаны не только с правовыми, но и с экономическими и социальными основами миграционных процессов. Следовательно, предмет правового регулирования в Республике Казахстан шире, чем предмет аналогичного регулирования в Российской Федерации. В законодательстве имеется прямая увязка этих отношений с миграцией, причем приводится и легальное определение миграции.
В предмете правового регулирования по законодательству Республики Армения особо выделяются отношения, связанные с въездом в Республику Армения, транзитным проездом через территорию Республики Армения, выездом из Республики Армения иностранных лиц. Отсюда можно сделать вывод, что по крайней мере с формально-юридической точки зрения предмет правового регулирования будет шире, чем в РФ, уже, чем в Республике Казахстан.
Если рассматривать предмет правового регулирования по законодательству Республики Беларусь, то обращает на себя внимание особое выделение отношений в сфере внешней трудовой миграции (есть отдельный соответствующий закон).
Для предмета правового регулирования по законодательству Кыргызской Республики характерно деление отношений на отношения в сфере внешней миграции и отношения в области внутренней миграции, чего нет в законодательстве других стран ЕАЭС.
Рассмотрим более подробно отношения предмета миграционного права стран ЕАЭС.
В РФ миграционное законодательство регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности <1>.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ (в ред. от 30 декабря 2015 г.) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 10 января 2016 г.) // СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3032.
Кроме того, в Трудовом кодексе РФ указывается, что он регулирует трудовые отношений с участием работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства.
В Законе Республики Казахстан от 22 июля 2011 г. N 477-IV "О миграции населения" (с изменениями и дополнениями по состоянию на 24 ноября 2015 г.) указывается, что он регулирует общественные отношения в области миграции населения, определяет правовые, экономические и социальные основы миграционных процессов <2>.
--------------------------------
<2> Закон Республики Казахстан от 22 июля 2011 г. N 477-IV "О миграции населения" (с изменениями и дополнениями по состоянию на 24 ноября 2015 г.) // Казахстанская правда. 2011. N 247-249(26668-26670). 6 авг.
В Законе Республики Армения от 16 января 2007 г. N ЗР-47 "Об иностранных лицах" <3> определяется, что он регулирует отношения, связанные с въездом в Республику Армения, пребыванием и проживанием на территории Республики Армения, транзитным проездом через территорию Республики Армения, выездом из Республики Армения иностранных лиц, а также иные отношения, связанные с иностранными лицами.
--------------------------------
<3> Закон Республики Армения от 16 января 2007 г. N ЗР-47 "Об иностранных лицах" // Официальные ведомости Республики Армения. 2007. N 6(530). 24 янв. Ст. 109.
Закон Республики Беларусь от 4 января 2010 г. N 105-З "О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь" устанавливает, что настоящий Закон направлен на определение правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь, в том числе на установление порядка их въезда в Республику Беларусь, пребывания в Республике Беларусь и выезда из Республики Беларусь, а также на регулирование иных отношений, связанных с пребыванием этих лиц в Республике Беларусь <4>.
--------------------------------
<4> Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2010. 20 янв. N 15, 2/1657.
Закон Республики Беларусь от 30 декабря 2010 г. N 225-З "О внешней трудовой миграции" определяет, что регулирует отношения в области внешней трудовой миграции, связанные: с трудоустройством за пределами Республики Беларусь по трудовым договорам с иностранными нанимателями граждан и иностранцев, постоянно проживающих в Республике Беларусь; с трудоустройством и осуществлением трудовой деятельности в Республике Беларусь по трудовым договорам с нанимателями Республики Беларусь иностранцами, не имеющими разрешений на постоянное проживание в Республике Беларусь (ст. 2).
Кроме того, действие настоящего Закона не распространяется на отношения, связанные с трудоустройством и осуществлением трудовой деятельности в Республике Беларусь иностранцами: которым предоставлены статус беженца или дополнительная защита либо убежище в Республике Беларусь; ходатайствующими о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты либо убежища в Республике Беларусь; приглашенными в Республику Беларусь на срок не более девяноста суток для чтения курса лекций или выполнения другой учебной работы в учреждениях образования Республики Беларусь, обеспечивающих получение высшего образования, повышение квалификации и (или) переподготовку кадров, либо для проведения монтажа (шефмонтажа) оборудования и (или) оказания услуг по обучению персонала эксплуатации этого оборудования; работающими в дипломатических представительствах, консульских учреждениях иностранных государств, представительствах и (или) органах международных организаций или межгосударственных образований, аккредитованных в Республике Беларусь; аккредитованными в Республике Беларусь в качестве журналистов иностранных средств массовой информации; являющимися руководителями коммерческих организаций с иностранными инвестициями, их филиалов или представительств; являющимися священнослужителями, приглашенными религиозными объединениями, зарегистрированными в установленном порядке на территории Республики Беларусь, для занятия религиозной деятельностью; проходящими производственную практику в соответствии с программами, образовательными стандартами по специальности, учебными планами и учебными программами учреждений образования Республики Беларусь; являющимися лицами, обязанными возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении; трудоустраивающимися в ином порядке, определенном международными договорами Республики Беларусь.
Важно и то, что действие настоящего Закона не распространяется на отношения, связанные с трудоустройством и осуществлением трудовой деятельности за пределами Республики Беларусь иностранцами и гражданами, постоянно проживающими за ее пределами, а также гражданами, постоянно проживающими в Республике Беларусь и трудоустроенными за ее пределами в ином порядке, определенном международными договорами Республики Беларусь.
Закон Кыргызской Республики "О внутренней миграции" (в редакции Закона КР от 16 октября 2002 г. N 144) регулирует общественные отношения в области внутренней миграции в Кыргызской Республике, определяет правовые, организационные основы внутренних миграционных процессов и создания необходимых условий на новом месте жительства и месте пребывания для лиц и семей внутренних вынужденных мигрантов.
В Законе Кыргызской Республики "О внешней миграции" <5> указывается, что он регулирует правовые отношения в области внешней миграции и определяет правовые основы внешней миграции в Кыргызской Республике.
--------------------------------
<5> Закон Кыргызской Республики "О внешней миграции" (в редакции Законов КР от 21 ноября 2002 г. N 153, 6 августа 2005 г. N 125, 23 мая 2008 г. N 98, 25 февраля 2009 г. N 68, 12 октября 2009 г. N 262, 26 июля 2011 г. N 127, 17 марта 2012 г. N 19, 24 июля 2013 г. N 160, 9 декабря 2013 г. N 214, 27 января 2015 г. N 27, 19 марта 2015 г. N 59) // Газета "Эркин-Тоо". 2000. 28 июля. N 61.
Важным обстоятельством при анализе отношений предмета миграционного права является понимание, что они увязываются с термином "миграция".
Несмотря на ряд общих подходов к термину "миграция", в странах ЕАЭС существуют и отличия, связанные как и с его закреплением, так и определением роли и значения миграции.
В Российской Федерации, Республике Армения, Республике Беларусь нет легального определения термина "миграция" на уровне законодательства, в то же время, как в законодательстве Республики Казахстан и Кыргызской Республики, подобный термин имеется.
Это обстоятельство позволяет заключить, что в целом можно говорить о двух моделях правового регулирования - с закреплением понятия "миграция" и без такового.
Можно также провести классификацию и по другому основанию на две модели - с закреплением понятия "иммиграция" (Республика Казахстан, Кыргызская Республика) и без такового (Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Армения).
При рассмотрении вопроса о закреплении понятия миграции в Российской Федерации необходимо обратить внимание на определение из Постановления Правительства Москвы от 28 июня 2005 г. N 482-ПП "О Концепции демографического развития города Москвы": "...миграция населения - пространственное перемещение людей (мигрантов) вне зависимости от их причины, длительности и пространственных границ..." <6>.
--------------------------------
<6> Постановление Правительства Москвы от 28 июня 2005 г. N 482-ПП "О Концепции демографического развития города Москвы". URL: http://mosopen.ru/document/482_pp_2005-06-28 (дата обращения: 01.02.2016).
Однако это все же не федеральный закон, а лишь региональный подзаконный акт.
В Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года <7> определяются виды миграции.
--------------------------------
<7> Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Президентом Российской Федерации 13 июня 2012 г.). URL: http://docs.cntd.ru/document/902352946 (дата обращения: 01.02.2016).
Так, временная миграция - международная или внутренняя миграция, которая совершается на определенный период времени без перемены постоянного места жительства. Временная миграция осуществляется с целью работы (временная трудовая миграция), учебы (образовательная миграция) и тому подобного.
В свою очередь долгосрочная миграция - международная или внутренняя миграция, которая совершается на длительный период (не менее одного года).
Кроме того, краткосрочная миграция - международная или внутренняя миграция, которая совершается на непродолжительный срок (менее одного года). Перемещения с рекреационными целями, на лечение или в краткосрочные командировки к миграции не относятся.
Отметим, что миграция на постоянное место жительства - международная или внутренняя миграция, которая предполагает смену постоянного места жительства.
В свою очередь, незаконная миграция - перемещения в Российскую Федерацию с нарушением законодательства Российской Федерации, касающегося въезда, пребывания (проживания) иностранных граждан на территории Российской Федерации и (или) осуществления ими трудовой деятельности.
Подчеркнем, что образовательная (учебная) миграция - миграция с целью получения или продолжения образования.
Важно указать, что сезонная трудовая миграция - вид трудовой миграции иностранных граждан, работа которых по своему характеру зависит от сезонных условий и осуществляется только в течение части года.
Подчеркнем, что трудовая миграция - временная миграция с целью трудоустройства и выполнения работ (оказания услуг).
В отличие от Российской Федерации в Республике Казахстан в законодательстве содержится легальное определение миграции.
Так, миграция - постоянное или временное, добровольное или вынужденное перемещение физических лиц из одного государства в другое, а также внутри государства <8>.
--------------------------------
<8> Закон Республики Казахстан от 22 июля 2011 г. N 477-IV "О миграции населения" (с изменениями и дополнениями по состоянию на 24 ноября 2015 г.) // Казахстанская правда. 2011. 6 авг. N 247-249(26668-26670).
Особо выделяется и трудовая миграция, под которой понимается временное перемещение физических лиц из других государств в Республику Казахстан и из Республики Казахстан, а также внутри государства для осуществления трудовой деятельности.
Отметим ту особенность казахского законодательства, когда закрепляется и термин "иммиграция" - "въезд иностранцев или лиц без гражданства в Республику Казахстан для временного или постоянного проживания".
Исходя из этого определения, можно сделать вывод о том, что иммиграция - это более узкое понятие, чем миграция, и является ее составной частью.
Подчеркнем, что в зависимости от цели въезда на территорию Республики Казахстан и пребывания на территории Республики Казахстан различают следующие основные виды иммиграции: с целью возвращения на историческую родину; с целью воссоединения семьи; с целью получения образования; с целью осуществления трудовой деятельности; по гуманитарным и политическим мотивам.
Кроме того, выделяется такое понятие, как незаконная иммиграция - въезд в Республику Казахстан и пребывание иностранцев или лиц без гражданства в Республике Казахстан с нарушением законодательства Республики Казахстан, регулирующего порядок въезда и пребывания, а также транзитного проезда по территории Республики Казахстан.
В законодательстве Республики Беларусь выделяется понятие внешней трудовой миграции, под которой понимается выезд из Республики Беларусь для трудоустройства и осуществления трудовой деятельности по трудовому договору в государстве трудоустройства, а также въезд в Республику Беларусь для трудоустройства и осуществления трудовой деятельности по трудовому договору и осуществление такой деятельности в Республике Беларусь <9>.
--------------------------------
<9> Закон Республики Беларусь от 30 декабря 2010 г. N 225-З "О внешней трудовой миграции" (с изменениями и дополнениями по состоянию на 4 июня 2015 г.) // Включен в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2011. 3 янв. N 2/1777.
В Законе Кыргызской Республики от 17 июля 2000 г. N 61 "О внешней миграции" <10> указывается, что миграция - перемещение физических лиц по различным причинам из Кыргызской Республики в другие государства и из других государств в Кыргызскую Республику, а также в пределах территории Кыргызской Республики в целях постоянного или временного изменения места жительства.
--------------------------------
<10> Закон Кыргызской Республики "О внешней миграции" (в редакции Законов КР от 21 ноября 2002 г. N 153, 6 августа 2005 г. N 125, 23 мая 2008 г. N 98, 25 февраля 2009 г. N 68, 12 октября 2009 г. N 262, 26 июля 2011 г. N 127, 17 марта 2012 г. N 19, 24 июля 2013 г. N 160, 9 декабря 2013 г. N 214, 27 января 2015 г. N 27, 19 марта 2015 г. N 59) // Газета "Эркин-Тоо". 2000. 28 июля. N 61.
В свою очередь внешняя миграция - перемещение физических лиц на территорию Кыргызской Республики или за пределы Кыргызской Республики, а транзитная миграция - перемещение через территорию Кыргызской Республики иностранных граждан и лиц без гражданства на территорию другого государства.
Особо выделяется в законодательстве Кыргызской Республики и понятие иммиграции, под которым понимается въезд иностранных граждан или лиц без гражданства в Кыргызскую Республику на постоянное жительство.
В отличие от аналогичного определения, содержащегося в законодательстве Республики Казахстан, понятие "иммиграция" включает в себя лишь отношения, связанные с постоянным жительством иностранных граждан.
В Законе Кыргызской Республики от 13 января 2006 г. N 4 "О внешней трудовой миграции" <11> указывается, что внешняя трудовая миграция - добровольный выезд на законном основании граждан Кыргызской Республики за ее пределы, а также въезд иностранных граждан и лиц без гражданства на территорию Кыргызской Республики с целью осуществления ими трудовой деятельности.
--------------------------------
<11> Закон Кыргызской Республики от 13 января 2006 г. N 4 "О внешней трудовой миграции" // Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. 2006. N 1. Ст. 6.
Кроме того, маятниковая (приграничная) трудовая миграция - регулярный выезд граждан Кыргызской Республики на территорию сопредельного государства и въезд граждан сопредельного государства на территорию Кыргызской Республики в целях осуществления трудовой деятельности при условии постоянного проживания на территории государства выезда.
Литература
1. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ (в ред. от 30 декабря 2015 г.) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 10 января 2016 г.) // СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3032.
2. Закон Республики Казахстан от 22 июля 2011 г. N 477-IV "О миграции населения" (с изменениями и дополнениями по состоянию на 24 ноября 2015 г.) // Казахстанская правда. 2011. 6 авг. N 247-249(26668-26670).
3. Закон Республики Армения от 16 января 2007 г. N ЗР-47 "Об иностранных лицах" // Официальные ведомости Республики Армения. 2007. 24 янв. N 6(530). Ст. 109.
4. Закон Кыргызской Республики "О внешней миграции" (в редакции Законов КР от 21 ноября 2002 г. N 153, 6 августа 2005 г. N 125, 23 мая 2008 г. N 98, 25 февраля 2009 г. N 68, 12 октября 2009 г. N 262, 26 июля 2011 г. N 127, 17 марта 2012 г. N 19, 24 июля 2013 г. N 160, 9 декабря 2013 г. N 214, 27 января 2015 г. N 27, 19 марта 2015 г. N 59) // Газета "Эркин-Тоо". 2000. 28 июля. N 61.
5. Закон Республики Казахстан от 22 июля 2011 г. N 477-IV "О миграции населения" (с изменениями и дополнениями по состоянию на 24 ноября 2015 г.) // Казахстанская правда. 2011. 6 авг. N 247-249(26668-26670).
6. Закон Республики Беларусь от 30 декабря 2010 г. N 225-3 "О внешней трудовой миграции" (с изменениями и дополнениями по состоянию на 4 июня 2015 г.) // Включен в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2011. 3 янв. N 2/1777.
7. Закон Кыргызской Республики "О внешней миграции" (в редакции Законов КР от 21 ноября 2002 г. N 153, 6 августа 2005 г. N 125, 23 мая 2008 г. N 98, 25 февраля 2009 г. N 68, 12 октября 2009 г. N 262, 26 июля 2011 г. N 127, 17 марта 2012 г. N 19, 24 июля 2013 г. N 160, 9 декабря 2013 г. N 214, 27 января 2015 г. N 27, 19 марта 2015 г. N 59) // Газета "Эркин-Тоо". 2000. 28 июля. N 61.
8. Закон Кыргызской Республики от 13 января 2006 г. N 4 "О внешней трудовой миграции" // Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. 2006. N 1. Ст. 6.
9. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Президентом Российской Федерации 13 июня 2012 г.) URL: http://docs.cntd.ru/document/902352946 (дата обращения: 01.02.2016).
10. Постановление Правительства Москвы от 28 июня 2005 г. N 482-ПП "О Концепции демографического развития города Москвы". URL: http://mosopen.ru/document/482_pp_2005-06-28 (дата обращения: 01.02.2016).
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.