Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
КОНТРОЛЬ ВЕДЕНИЯ СУДЕБНОГО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА И КОНТРОЛЬ ИСПОЛНЕНИЯ - СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ
Н.А. ЛАТЫШЕВА
Обеспечение судопроизводства является судебной деятельностью вспомогательного характера. Не будет содержаться и доли преувеличения в мысли о том, что функционирование судебной власти невозможно без служебной деятельности работников аппаратов судов. Ее разноплановый характер зафиксирован в федеральном законодательстве и конкретизирован в подзаконных актах. Указание в норме федерального конституционного закона о предназначении аппарата суда, которое заключается в обеспечении работы суда <1>, закрепляет важную социальную роль, заложенную в деятельности работников аппарата суда по обеспечению потребностей документационного обеспечения правосудия.
--------------------------------
<1> Ст. 32 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014) "О судебной системе Российской Федерации".
Перечень функций аппарата суда общей юрисдикции при всей своей лаконичности, а также при наличии ссылки на осуществление "иной работы" позволяет утверждать о всеобъемлющем характере деятельности работников аппарата суда в судах Российской Федерации. Направления деятельности работников аппарата суда, особенно в период продолжающегося судебного реформирования, имеют тенденцию к постоянному совершенствованию и обновлению. К примеру, как фиксируют возможности модернизации Р.С. Бурганов и Р.Г. Бикмиев <2>, новеллы в законодательстве предусматривают возможность подачи документов в суд посредством сети Интернет, а также направления судебных извещений, вызовов и иных документов в электронном виде. Это, безусловно, ведет к трансформациям в содержании должностных обязанностей государственных гражданских служащих, обеспечивающих деятельность судей. Разрабатываемый в настоящее время законопроект "О судебной службе" призван закрепить статус государственных гражданских служащих, замещающих должности в аппаратах судов. По справедливому замечанию председателя Липецкого областного суда И.И. Маркова, аппарат суда с первого до последнего шага непосредственно вовлечен в процесс осуществления правосудия, начиная с извещения граждан и заканчивая выдачей исполнительного листа <3>. Развивая данную мысль, следует добавить, что деятельность работников аппарата суда в современных условиях может находить свою практическую реализацию еще на этапе общего ознакомления граждан с информацией о судебной деятельности на официальных сайтах судов, которая потенциально может начаться задолго до того момента, когда то или иное лицо получит статус участника судопроизводства. При этом наличие постоянного (вечного) срока хранения для итоговых судебных актов по рассмотренным судебным делам, учетно-статистическим карточкам, годовым статистическим отчетам по установленным формам требует своей систематической обработки в процессе осуществления архивного хранения и организации использования архивных фондов в судах, что значительно продлевает сроки, обозначенные моментом выписки (выдачи, направления) исполнительных листов по вступившим в законную силу решениям судов.
--------------------------------
<2> Бурганов Р.С., Бикмиев Р.Г. Законодательные новеллы в сфере применения электронных документов в судопроизводстве // Мировой судья. 2015. N 2. С. 32.
<3> Интервью. На вопросы журнала "Администратор суда" ответил председатель Липецкого областного суда И.И. Марков // Администратор суда. 2014. N 3. С. 4.
Контроль ведения судебного делопроизводства является частью организационно-управленческой работы, осуществляемой его уполномоченными субъектами, которые наделены данным правом законом. Между тем в текстах применяемых в настоящее время инструкций по судебному делопроизводству в различных судах судебной системы Российской Федерации применяется термин, перекочевавший из системы "организационного руководства судами", именуемый "контроль исполнения". Однако, как представляется, несмотря на неоспариваемую возможность его применения, в современном судебном делопроизводстве на первый план организационной деятельности, исходя из своей сути и значения, должен выходить "контроль ведения судебного делопроизводства".
Общетеоретические подходы к "контролю исполнения" изложены в широко представленных монографических источниках и учебниках по делопроизводству. Процедура контроля исполнения, по точной оценке В.И. Андреевой, состоит из четырех последовательно осуществляемых этапов:
1) постановка документа на контроль;
2) проверка своевременного доведения документа до исполнителя;
3) проверка и регулирование хода исполнения;
4) учет и обобщение результатов контроля исполнения документов, информирование руководителя <4>.
--------------------------------
<4> Андреева В.И. Делопроизводство. М.: ЗАО "Бизнес-школа" "Интел-Синтез", 2000. С. 100.
В.С. Соколов, определив аналогичную последовательность действий в контроле исполнения, отмечает, что информирование руководителей осуществляется в целях своевременного и качественного исполнения поручений, зафиксированных в документах <5>. Таким образом, контроль исполнения содержит в себе обязательное индивидуальное визирование в качестве конкретизированного указания к осуществлению необходимого перечня работ (действий) от руководителя (председателя суда, председателя судебной коллегии, судьи, начальника управления Судебного департамента в субъекте РФ и т.д.), адресованного исполнителю (работнику аппарата суда, государственному гражданскому служащему системы Судебного департамента). Данный вывод позволяет прийти к пониманию узости рамок "контроля исполнения" применительно к деятельности государственных гражданских служащих, которые организационно обеспечивают потребности правосудия. Контроль исполнения способен фиксировать качество служебной деятельности работников аппарата судов лишь частично.
--------------------------------
<5> Соколов В.С. Документационное обеспечение управления: учебник. 2-е изд. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. С. 69.
Согласно ст. 8 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" должности государственной гражданской службы учреждаются в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа или лица, замещающего государственную должность. При этом под обеспечением полномочий понимается "профессиональное обеспечение - прогностическое, аналитическое, интеллектуальное, организационное, распорядительное, кадровое, информационное, координационное, контрольное, материальное". Как отмечает В.В. Черепанов, "государственный служащий служит не руководителю государственного органа и не самому этому органу, а российской Конституции, государству и через него - обществу" <6>.
--------------------------------
<6> Черепанов В.В. Основы государственной службы и кадровой политики. М., 2007. С. 82 - 83.
Принцип профессионализма и ответственности государственных гражданских служащих (см. ст. 4 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации") предполагает "глубокое и всестороннее знание и владение практическими навыками в определенной сфере общественно полезной деятельности" <7>. Одно из направлений судебного реформирования заключается в стремлении к исключению отвлечения внимания судей на деятельность, которая не свойственна статусу данной профессии. Оно реализуется в развитии специальных знаний, умений и навыков работников аппаратов судов на основе нормативного и рекомендательного обеспечения их деятельности, сложившейся практики работы в суде, всестороннего характера анализа и обобщения текущей деятельности с созданием эталонов (шаблонов) в документационном обеспечении судопроизводства. Таким образом, значительная часть деятельности работников аппаратов судов общей юрисдикции осуществляется самостоятельно, со следующей за этим мерой ответственности за уровень ее качества. Для контроля ведения судебного делопроизводства характерно отсутствие строгого подразделения на этапы, связанные с постановкой документов "на контроль". К примеру, работники аппарата суда, замещающие должности государственной гражданской службы в приемных судов общей юрисдикции, реализуя задачу исключения общения судей со сторонами до рассмотрения дела, самостоятельно обеспечивают прием письменных обращений, документов по конкретным судебным делам, жалобам на действия судей и работников аппаратов судов общей юрисдикции, дают оценку соответствия состава необходимых для судебного рассмотрения документов, предлагают исправить имеющиеся недостатки, регистрируют, распределяют по исполнителям и т.д. При этом "контроль исполнения" по некоторым из принятых документов начнется только в случае придания им статуса контрольных, тогда как начальный этап контроля ведения судебного делопроизводства должен состояться уже в ходе и в результате справочно-консультативной деятельности по обращению гражданина в приемную суда, изучения и регистрации поданных им документов.
--------------------------------
<7> Граждан В.Д. Государственная гражданская служба: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2009. С. 135.
Контроль ведения судебного делопроизводства как особый вид государственного контроля, на наш взгляд, может иметь различные формы, критерии классификации которых основаны на специфических методах реализации контроля и его внутреннем содержании. К формам контроля ведения судебного делопроизводства возможно отнести наблюдение, мониторинг, инвентаризацию, идентификацию, самоконтроль, аттестацию, проверку. Даже краткая характеристика форм контроля ведения судебного делопроизводства позволяет продемонстрировать ограниченность возможностей "контроля исполнения" по сравнению с "контролем ведения судебного делопроизводства": наблюдение основывается на методе сбора первичной информации о деятельности работников аппарата суда контролирующим субъектом путем ее прямой и непосредственной визуализации; мониторинг является проанализированным наблюдением, по итогам которого осуществляется оценка состояния ведения делопроизводства; идентификация позволяет осуществлять сличение (сравнение) с эталоном (образцом) при использовании метода сопоставления; инвентаризация служит целям фактического выявления учетных единиц, обеспечивающих потребности судопроизводства, без анализа их внутренней сущности и правильности обработки в соответствии с требованиями судебного делопроизводства; аттестация состоит в определении соответствия государственного гражданского служащего занимаемой должности, в ходе которой контроль осуществляется индивидуально в установленном законом порядке; самоконтроль является внутренним волевым качеством каждого из государственных гражданских служащих, который мобилизует персональные источники для достижения целей контроля ведения делопроизводства в судах общей юрисдикции. В целом сам контроль ведения судебного делопроизводства проявляется через его функции, которые глубоко интегрированы с другими функциями управления <8>.
--------------------------------
<8> Латышева Н.А. Сущность контроля ведения судебного делопроизводства в судах общей юрисдикции // Мировой судья. 2015. N 2. С. 36.
В связи с изложенным считаем, что "контроль ведения судебного делопроизводства" является родовым и включает в себя видовое понятие "контроль исполнения". Контролем исполнения являются действия работников аппаратов судов, которые имеют заданную плановую последовательность посредством реализации конкретизированных указаний судей и уполномоченных ответственных должностных лиц. Дефиницию к понятию "контроль ведения судебного делопроизводства" возможно сформулировать как специально организованные действия уполномоченных субъектов в целях выявления качества выполнения работниками аппаратов судов общей юрисдикции должностных обязанностей, нормативных требований и рекомендаций по документационному обеспечению судебной деятельности. Контроль ведения судебного делопроизводства в организационном плане охватывает всю сферу деятельности работников аппарата суда при исполнении ими должностных обязанностей и принятии самостоятельных решений по обозначенному кругу вопросов в сфере документационного обеспечения судопроизводства с учетом установленного уровня ответственности, на основе реализации принципов компетентности и профессионализма, согласно статусу государственных гражданских служащих. Введение термина "контроль ведения судебного делопроизводства" в профессиональный оборот будет являться отражением современного развития юридического процесса.
Литература
1. ФКЗ РФ от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" // ИПС "КонсультантПлюс".
2. ФЗ РФ от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // ИПС "КонсультантПлюс".
3. Андреева В.И. Делопроизводство. М.: ЗАО "Бизнес-школа" "Интел-Синтез", 2000. 192 с.
4. Граждан В.Д. Государственная гражданская служба: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2009. 544 с.
5. Соколов В.С. Документационное обеспечение управления: учебник. 2-е изд. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. 176 с.
6. Черепанов В.В. Основы государственной службы и кадровой политики. М., 2007. 575 с.
7. Бурганов Р.С., Бикмиев Р.Г. Законодательные новеллы в сфере применения электронных документов в судопроизводстве // Мировой судья. 2015. N 2. С. 30 - 34.
8. Интервью. На вопросы журнала "Администратор суда" ответил председатель Липецкого областного суда И.И. Марков // Администратор суда. 2014. N 3. С. 3 - 5.
9. Латышева Н.А. Сущность контроля ведения судебного делопроизводства в судах общей юрисдикции // Мировой судья. 2015. N 2. С. 34 - 39.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.