Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
РЕАЛИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРИНЦИПА РАВНОПРАВИЯ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН В НАЦИОНАЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
А.М. ДИНОРШОЕВ
Одним из основных элементов, определяющих природу и содержание прав и свобод человека, является равенство. Именно борьба за равенство стала одной из главных причин всех революций XVIII - XX вв., в результате которой сформировалось современное понимание прав человека. На сегодняшний день равенство является одним из главных требований демократических движений современности. Однако до сих пор даже в самых демократических странах мира право человека на равенство остается не реализованным в полном объеме. Причин для этого множество, и главная из них состоит в несоответствии реальной действительности ожиданиям людей.
Проблема равенства, имеющая всеобщий универсальный характер, является сложным правовым элементом в науке конституционного права. Как отмечает Н.С. Бондарь, будучи не только общеправовым принципом нормирования общественных отношений, но и инструментально-прикладной категорией, равенство может рассматриваться и в качестве конституционного критерия оценки законодательного регулирования каждого в отдельности права и свободы, а равно и всей системы прав и свобод личности. Это вытекает уже из того, что равенство, располагаясь в качестве неотъемлемого элемента в конституционно-правовом статусе личности, присутствует в каждом основном праве и свободе <1>.
--------------------------------
<1> Бондарь Н.С. Власть и свобода на весах конституционного правосудия. Защита прав человека Конституционным Судом Российской Федерации. М., 2005. С. 232.
В любом обществе есть люди, которые, в силу различных причин, не обладают возможностью защищать свои интересы, а потому на них должна распространяться особая защита, должны предприниматься дополнительные усилия по недопущению нарушения их прав. Одной из таких категорий являются женщины <2>.
--------------------------------
<2> Права женщин: учебник / под ред. А.М. Диноршоева. Душанбе, 2010. С. 6.
Мировое сообщество уделяет особое внимание вопросу обеспечения равенства мужчин и женщин. Практически во всех международных договорах по правам человека и конституциях закрепляется равенство по половому признаку. Не является исключением и Республика Таджикистан. В статье 17 Конституции Республики Таджикистан особо выделяется положение, в соответствии с которым мужчины и женщины в Таджикистане обладают равными правами. Как видно из содержания данной нормы Конституции, в ней особо выделяется положение, в соответствии с которым мужчины и женщины в Таджикистане обладают равными правами. Также в Конституции Республики Таджикистан закреплены семейные и трудовые права женщин, а именно равноправие мужчин и женщин при вступлении в брак и запрет использования труда женщин на тяжелых и подземных работах с вредными условиями труда <3>.
--------------------------------
<3> См.: Ст. 33, 35 Конституции Республики Таджикистан. Душанбе, 2003. С. 40 - 41.
Данные конституционные положения в Таджикистане имеют долгую историю и основываются на исторических и культурных традициях таджикского народа. Так, в частности, одним из первых документов конституционного значения, которые были приняты в период образования Таджикской АССР в составе Узбекской ССР, явился Декрет об обеспечении равенства женщин Таджикской АССР от 12 декабря 1926 года <4>. Данный документ был направлен на обеспечение равенства женщин, их защиты, а также ликвидацию безграмотности. В дальнейшем в Конституциях Таджикистана 1929, 1931, 1937 и 1978 годов положение о равноправии мужчин и женщин получило конституционное закрепление и последовательно реализовывалось в Таджикистане.
--------------------------------
<4> Имомов А.И. Конституционное право Республики Таджикистан. Душанбе, 2012. С. 46 - 50.
Как верно отмечает О.Э. Рахмонова, почти во всех законодательных актах в Республике Таджикистан наряду с общими правами и свободами человека также содержатся отдельные главы, разделы, статьи, положения, в которых закрепляются права и свободы женщин. И то, что эта правовая традиция продолжается в современном независимом Таджикистане, это не просто дань истории, а последовательно эволюционировавшие правовая система и традиция, которые сформировались на основе как религиозно-правовых норм, так и светских начал правового регулирования. Все это в итоге способствовало становлению правового комплекса, целиком и полностью посвященного охране прав и свобод женщин. Другими словами, то, что современное законодательство Таджикистана о правах и свободах женщин вобрало в себя все лучшие ценности и достижения в области права, касающиеся социально-правового раскрепощения женщин, это заслуга прежде всего времени и правовых традиций, которые обогатили правовую систему Таджикистана и ориентировали ее на те оптимальные правовые ценности, которые стали неотъемлемой гармоничной частью современной правовой системы Республики Таджикистан <5>.
--------------------------------
<5> См.: Рахмонова О.Э. Развитие законодательства о правах и свободах женщин в Таджикистане: дис. ... канд. юрид. наук. Душанбе, 2012. С. 5.
Таким образом, конституционное закрепление равноправия мужчин и женщин в современном Таджикистане имеет долгую историческую традицию и включает в себя учет национальных правовых традиций и обычаев. При этом на современном этапе эти исторические традиции совмещаются с современными международными стандартами в области защиты прав женщин. Так, одним из первых международных документов в области прав человека, который был ратифицирован Республикой Таджикистан, была Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (в 1993 году). И законодательство в области обеспечения прав женщин формируется на основе тех стандартов, которые отражены в данной Конвенции.
На протяжении всего периода независимости в Таджикистане идет последовательная реализация конституционного положения о равноправии мужчин и женщин. Так, в 1999 году Президентом РТ Эмомали Рахмоном был издан Указ "О роли женщин в обществе", на основе которого Правительство РТ приняло государственную программу "Основные направления государственной политики по обеспечению равных прав и возможностей мужчин и женщин в Республике Таджикистан на 2001 - 2010 годы". Одной из основных задач данной программы было обеспечение прав и гарантий женщин, равного участия мужчин и женщин на уровне принятия решений, непосредственного их участия в управлении государством; гарантия защиты прав гражданина. В 2011 году Правительством РТ была утверждена Национальная стратегия активизации роли женщин в Республике Таджикистан на 2011 - 2020 годы.
Для активизации участия женщин в управлении делами государства в Республике Таджикистан Правительством РТ принята государственная программа "Воспитание, подбор и расстановка руководящих кадров Республики Таджикистан из числа способных женщин и девушек на 2007 - 2016 годы" от 1 ноября 2006 года.
Указанные программы направлены на подготовку и выдвижение женщин - независимых кандидатов на выборы в органы законодательной власти, в состав судов всех уровней, формирование резерва кадров из числа женщин на руководящие должности в органах исполнительной власти, разработку проекта "Подготовка и выдвижение женщин-лидеров", использование мягкого квотирования в конкурсах на замещение должностей <6>.
--------------------------------
<6> Национальный доклад Республики Таджикистан о ходе выполнения обязательств по Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин // URL: http://www2.ohchr.org/english/bodies/cedaw/docs/AdvanceVersions/CEDAW-C-TJK-Q-4-5-Add1.pdf.
Как показывает статистика, данные программы успешно реализуются на практике. Так, на период до 2013 года в палаты Маджлиси Оли Республики Таджикистан избраны 17 женщин, из них одна являлась заместителем, две - председателями комитетов, 404 женщины избраны в местные Маджлисы народных депутатов областей, городов и районов. В Конституционном суде РТ и в судебных органах работают в качестве судей 84 женщины, из них одна - заместителем Председателя Верховного суда, одна - заместителем Высшего экономического суда, 11 женщин являются председателями областных, районных (городских) судов и две - председателями судебных коллегий по уголовным и гражданским делам Верховного суда, 4 - заместителями председателей районных судов. В органах прокуратуры осуществляет деятельность на прокурорско-следственных должностях 51 женщина.
В правительственных структурах, министерствах, местных органах государственной власти, как правило, одним из заместителей руководителя является женщина. Во всех структурах власти, как в центральных, так и в местных органах, работают 4793 женщины, из них 920 занимают руководящие посты, 4 женщины являются руководителями районов, 67 женщин - заместители председателей районов. Также количество женщин на государственной службе на 1 января 2013 года в центральных и местных органах государственной власти составляет 4343, или 23,5%. Количество руководящих кадров из числа женщин в центральных органах и их структурах - 539, или 17,3%, в местных органах государственной власти - 314, или 21,8%, в органах самоуправления поселка и села - 266, или 22,4%. Численность женщин-руководителей на должностях заместителей руководителей министерств и ведомств (высшей категории) составляет 95, на должностях начальников главного управления, управления - 62, на должностях заместителей начальника управления - 153, на должности начальника отдела - 489 чел. и на должности заведующего сектором - 313 человек <7>. Как видно из приведенных данных, в Республике Таджикистан ведется активная работа по привлечению женщин к руководящей работе в органах государственной власти.
--------------------------------
<7> Национальный доклад Республики Таджикистан о ходе выполнения обязательств по Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин // URL: http://www2.ohchr.org/english/bodies/cedaw/docs/AdvanceVersions/CEDAW-C-TJK-Q-4-5-Add1.pdf.
Помимо указанных государственных программ важное значение для реализации конституционного принципа равноправия мужчин и женщин играет Закон РТ "О государственных гарантиях равноправия мужчин и женщин и равных возможностей их реализации" от 01.03.2005. Данный Закон регулирует отношения по обеспечению конституционных гарантий равноправия мужчин и женщин в социальной, политической, культурной, а также в любой другой сфере, направлен на предотвращение дискриминации по признаку пола и устанавливает государственные гарантии равных возможностей лицам разного пола <8>.
--------------------------------
<8> См.: Закон Республики Таджикистан "О государственных гарантиях равноправия мужчин и женщин и равных возможностей их реализации" // Права человека: сборник международных и национальных документов в 8 томах / отв. ред. к.ю.н. А.М. Диноршоев. Т. 6. Душанбе, 2009. С. 44.
Первая глава данного Закона закрепляет в себе общие положения и состоит из 7 статей. В ней рассматриваются основные понятия равноправия мужчин и женщин, в частности: гендер, гендерная политика, равноправие, гендерное равенство, равные возможности, дискриминация. Главным нововведением Закона является то, что в нем впервые в Таджикистане сформулированы понятия "равноправие" и "дискриминация". Так, равноправие трактуется как равенство прав, обязанностей и ответственности мужчин и женщин перед законом. Гендерное равенство - это равный статус женщин и мужчин и равные возможности для его реализации, позволяющие лицам обоего пола свободно развивать свои потенциальные способности, вырабатывать умения и навыки для участия в политическом, экономическом, социальном и культурном развитии и освоении его достижений. Дискриминация в данном Законе определена как любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание равноправия мужчин и женщин в политической, экономической, социальной, культурной или любой другой области. Закон устанавливает запрет дискриминации, при этом указывая на случаи, когда определенные действия не могут быть расценены как дискриминация, в частности специальные меры по охране здоровья лиц обоего пола и специальная защита женщин в связи с беременностью и родами.
В законодательстве определяются обязанности органов государственной власти по обеспечению равных возможностей мужчин и женщин, к числу которых относятся: осуществление гендерного просвещения государственных служащих всех органов, содействие осуществлению равных возможностей мужчин и женщин, в том числе путем принятия нормативных правовых актов, создание процедур и проведение других конкретных мер, разработка и внедрение в жизнь специальных программ, направленных на устранение дискриминации по мотивам пола и т.д.
Данный Закон гарантирует равное представительство мужчин и женщин в государственных органах <9>. Государство обеспечивает равное участие мужчин и женщин в законодательной, исполнительной и судебной ветвях государственной власти через правовые, организационные и иные механизмы.
--------------------------------
<9> Ст. 5 Закона.
Особо в Законе оговариваются вопросы образования. Учреждения образования и науки обязаны: обеспечивать равные условия для мужчин и женщин в получении основного общего, среднего профессионального и высшего образования, всех видов профессионального обучения и повышения квалификации для участия в осуществлении образовательного и научного процесса, вводить специальные учебные гендерные курсы, способствовать развитию исследований по вопросам равноправия полов, содействовать гендерному просвещению граждан и т.д.
В данном Законе также рассматривается учет семейных обязанностей работников обоего пола при исполнении служебных и трудовых обязанностей <10>. При приеме на работу, продвижении по службе, профессиональном обучении, установлении режимов труда, а также увольнении работников, включая государственных служащих, должны учитываться требования законодательства относительно прав и гарантий лицам обоего пола с семейными обязательствами. В соответствии с данным положением работодатель обязан иметь систему переобучения и повышения квалификации для работников обоего пола, в том числе (и особенно) в связи с разрешенными законодательством перерывами в трудовой деятельности, рождением и воспитанием детей, прохождением срочной службы в армии, выполнением других государственных обязанностей.
--------------------------------
<10> Ст. 5 Закона.
В главе второй Закона рассматриваются государственные гарантии обеспечения равных возможностей мужчин и женщин при реализации избирательного права. В ней закреплены вопросы обеспечения равных возможностей мужчин и женщин при осуществлении избирательного права и при формировании избирательных комиссий <11>.
--------------------------------
<11> Ст. 8 и 9 Закона.
Третья глава Закона рассматривает два вопроса: во-первых, обеспечение равных возможностей мужчин и женщин при поступлении на государственную службу и при ее прохождении; и во-вторых, обеспечение равного доступа мужчин и женщин к конкурсам на замещение должностей государственной службы <12>.
--------------------------------
<12> Ст. 10 и 11 Закона.
Четвертая глава Закона посвящена гарантиям обеспечения равных возможностей мужчин и женщин в социально-экономической сфере. В ней закрепляются обязанности органов государственной власти, органов местного самоуправления по обеспечению равных прав мужчин и женщин в социально-экономической сфере и содействию гендерному равенству в сфере трудовых отношений. Данная глава Закона также раскрывает гарантии гендерного равенства при угрозе массового увольнения работников, предусматривает включение в коллективные договоры и соглашения мер по обеспечению равных возможностей мужчин и женщин, мониторинг за соблюдением обеспечения равноправия мужчин и женщин и равных возможностей их реализации в социально-экономической сфере.
Заключительная глава данного Закона посвящена механизму обеспечения равноправия мужчин и женщин и равных возможностей их реализации. В ней рассматриваются национальные механизмы защиты прав женщин и ответственность за нарушение прав женщин.
Таким образом, Закон "О государственных гарантиях равноправия мужчин и женщин и равных возможностей их реализации" закрепляет правовое положение женщин в обществе и обеспечивает государство реальными рычагами воздействия на ситуацию с правами женщин.
Помимо указанного Закона в Республике Таджикистан принят еще ряд законодательных актов, которые также направлены на обеспечение равноправия мужчин и женщин.
Давая оценку гендерной составляющей национального законодательства, следует подчеркнуть, что оно направлено на соблюдение равенства между мужчинами и женщинами.
В частности, эта тенденция прослеживается в законодательстве, гарантирующем личные и политические права женщин. Так, Конституционный закон РТ "О гражданстве Республики Таджикистан" гарантирует защиту государства лицам независимо от национальности, расы, пола, языка, вероисповедания, политических убеждений, образования, социального и имущественного положения.
Важным аспектом в вопросе гражданства женщин является то, что заключение и расторжение брака гражданином Республики Таджикистан с лицом, не принадлежащим к гражданству Республики Таджикистан, не влечет за собой изменения гражданства <13>. Изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменение гражданства другого супруга. Тем самым в случае вступления в брак с иностранным гражданином женщина защищена от лишения гражданства при разводе.
--------------------------------
<13> См.: Конституционный закон РТ "О гражданстве Республики Таджикистан" от 26.07.2015.
Особое внимание вопросу равенства уделяется в избирательном законодательстве РТ. Конституционный закон РТ "О выборах Президента Республики Таджикистан" от 21.07.1994, Конституционный закон РТ "О выборах Маджлиси Оли РТ" от 10.12.1999, Конституционный закон РТ "О выборах депутатов в местные Маджлисы народных депутатов" от 10.12.1999, Конституционный закон РТ "О референдуме Республики Таджикистан" от 04.11.1995 включают в себя положения о равноправии мужчин и женщин в участии в выборах и референдуме. Женщины наравне с мужчинами имеют право быть выбранными в качестве президента РТ, депутата Маджлиси намояндагон, члена Маджлиси Милли, депутата местного Маджлиса народных депутатов.
Говоря о закреплении прав женщин в экономической, социальной и культурной сфере, следует подчеркнуть, что они обеспечены в более полном объеме, чем это предусмотрено в Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.
Одним из важнейших законов, регулирующих социальные гарантии прав женщин, является Закон РТ "О репродуктивном здоровье и репродуктивных правах" от 02.12.2002.
Данный Закон устанавливает основы и порядок регулирования отношений в области репродуктивного здоровья и репродуктивных прав, возникающих с признанием права мужчин и женщин быть информированными и иметь доступ к безопасным, эффективным, доступным и приемлемым методам планирования семьи и деторождения, профилактики болезней, передаваемых половым путем, а также других связанных с ним отношений. Закон призван обеспечить конституционные права граждан на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны и гарантирует их осуществление.
Республика Таджикистан прилагает большие усилия по повышению уровня образованности населения, и в частности женщин. В этом направлении предпринимается ряд шагов, основы которого заложены в Законе РТ "Об образовании" от 22.07.2013. Гражданам Республики Таджикистан независимо от национальности, расы, пола, языка, религиозных убеждений, политического положения, социального и имущественного состояния гарантируется право на образование. Ограничение прав профессионального образования граждан по признакам пола, возраста и т.д. осуществляется только на основе требований, установленных законодательством Республики Таджикистан.
На основе норм данного Закона в Республике Таджикистан идет реализация положений, закрепленных в них. Так, в частности, девушки из отдаленных районов Республики имеют возможность по президентской квоте поступать в вузы РТ.
Многие вопросы обеспечения прав женщин урегулированы в отраслевом законодательстве, основу которого составляют кодексы. В частности, Трудовой кодекс Республики Таджикистан закрепил запрещение дискриминации в трудовых отношениях. Все граждане имеют равные возможности в сфере трудовых правоотношений. Запрещаются всякие различия, недопущение или предпочтение, отказ в приеме на работу, производимый по признаку национальной принадлежности, расы, цвета кожи, пола, возраста, религии, политических убеждений, места рождения, иностранного происхождения или социального положения, приводящий к нарушению равенства возможностей в области труда.
В Трудовом кодексе отдельная глава (глава 12 ТК РТ) посвящена дополнительным гарантиям прав женщин и лиц с семейными обязанностями <14>. Данная глава Трудового кодекса содержит гарантии при приеме на работу беременным женщинам и женщинам, имеющим детей; называет виды работ, на которых запрещается применение труда женщин; ограничивает труд женщин на работах в ночное время, привлечение женщин к сверхурочным работам и работам в выходные и праздничные дни, направление в командировки; предусматривает перевод на более легкую работу беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет. Также она закрепляет отпуска по беременности и родам; отпуска по уходу за ребенком, отпуска лицам, усыновившим новорожденных детей или осуществляющим опеку над детьми; перерывы для кормления ребенка. В ней рассматриваются: установление неполного рабочего времени для женщин и лиц с семейными обязанностями; дополнительный выходной день; льготы женщинам при установлении очередности предоставления ежегодных отпусков; отпуска без сохранения заработной платы женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет; гарантии для беременных женщин и женщин, имеющих детей, прекращение трудового договора (контракта); гарантии и льготы лицам, воспитывающим детей без матери.
--------------------------------
<14> См.: Глава 12 Трудового кодекса Республики Таджикистан.
Семейный кодекс Республики Таджикистан в своих нормах закрепляет правовое положение женщин в семье. Семейное законодательство основывается на необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечении беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав и исполнения обязанностей, возможности их судебной защиты.
Регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи <15>.
--------------------------------
<15> См.: Ст. 1 Семейного кодекса Республики Таджикистан.
Уголовный кодекс Республики Таджикистан является особым нормативно-правовым актом в урегулировании гендерного равенства и прав женщин <16>. В нем предусматривается ответственность за преступления против женщин, в частности: побои; истязание; незаконное производство аборта; понуждение женщины к совершению аборта; безосновательный отказ в принятии на работу или безосновательное увольнение с работы женщины, имеющей ребенка в возрасте до трех лет; выдачу замуж девочки, не достигшей брачного возраста; заключение брака в отношении лица, не достигшего брачного возраста; двоеженство или многоженство <17>. Также в УК РТ в отдельной главе закреплены преступления против половой свободы или половой неприкосновенности <18>. К группе преступлений против прав женщин относятся: изнасилование; насильственные действия сексуального характера; побуждение к действиям сексуального характера; половые сношения и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцати лет; развратные действия <19>.
--------------------------------
<16> См.: Уголовный кодекс Республики Таджикистан // Права человека: сборник международных и национальных документов в 8 томах / отв. ред. к.ю.н. Диноршоев А.М. Т. 6. Душанбе, 2009. С. 80 - 85.
<17> См.: Ст. 78, 116, 117, 123, 124 Уголовного кодекса Республики Таджикистан // Там же. С. 80 - 82.
<18> См.: Глава 18 Уголовного кодекса Республики Таджикистан // Там же. С. 82 - 85.
<19> См.: Ст. 138, 139, 140, 141, 142, 155, 168, 169, 170 Уголовного кодекса Республики Таджикистан // Там же. С. 82 - 85.
Серьезное внимание в Республике Таджикистан уделяется вопросу искоренения насилия в семье. В 2013 году в Республике Таджикистан принят Закон РТ "О предупреждении насилия в семье" и на его основе принята Государственная программа по предупреждению насилия в семье на 2014 - 2023 годы. Данные Закон и Программа направлены на регулирование общественных отношений, связанных с предупреждением насилия в семье, и определяют задачи субъектов, предупреждающих насилие в семье, по выявлению, предупреждению и устранению причин и условий, способствующих насилию в семье.
Таким образом, мы с полной уверенностью можем говорить о создании в Таджикистане основ законодательного обеспечения прав и свобод женщин и формировании системы институциональной защиты прав женщин Республики Таджикистан на основе закрепленного в Конституции РТ принципа равноправия мужчин и женщин.
Литература
1. Бондарь Н.С. Власть и свобода на весах конституционного правосудия. Защита прав человека Конституционным Судом Российской Федерации. М., 2005.
2. Права женщин: учебник / под ред. А.М. Диноршоева. Душанбе, 2010.
3. Конституция Республики Таджикистан от 1994 года. Душанбе, 2003.
4. Имомов А.И. Конституционное право Республики Таджикистан. Душанбе, 2012.
5. Рахмонова О.Э. Развитие законодательства о правах и свободах женщин в Таджикистане: дис. ... канд. юрид. наук. Душанбе, 2012.
6. Национальный доклад Республики Таджикистан о ходе выполнения обязательств по Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. URL: http://www2.ohchr.org.
7. Закон Республики Таджикистан "О государственных гарантиях равноправия мужчин и женщин и равных возможностей их реализации" // Права человека: сборник международных и национальных документов в 8 томах / отв. ред. к.ю.н. А.М. Диноршоев. Т. 6. Душанбе, 2009.
8. Конституционный закон РТ "О гражданстве Республики Таджикистан" от 26.07.2015. URL: www.mmk.tj.
9. Трудовой кодекс Республики Таджикистан // Права человека: сборник международных и национальных документов в 8 томах / отв. ред. к.ю.н. А.М. Диноршоев. Т. 6. Душанбе, 2009. С. 80 - 85.
10. Семейный кодекс Республики Таджикистан // Права человека: сборник международных и национальных документов в 8 томах / отв. ред. к.ю.н. А.М. Диноршоев. Т. 6. Душанбе, 2009.
11. Уголовный кодекс Республики Таджикистан // Права человека: сборник международных и национальных документов в 8 томах / отв. ред. к.ю.н. А.М. Диноршоев. Т. 6. Душанбе, 2009.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.