Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРАВОВАЯ СТРУКТУРА ЭЛЕКТРОННОГО ГОЛОСОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ДЕМОКРАТИИ
В.А. ОВЧИННИКОВ, Я.В. АНТОНОВ
Понятия "электронная демократия" и "электронное голосование" в правовой и политической науке даже на международном уровне в настоящее время не имеют единого толкования. В зависимости от каждого конкретного проекта электронной демократии и электронного голосования содержание понятий может радикальным образом отличаться.
Остро стоящий перед властями вопрос: влияет ли электронная демократия на конституционные обязанности тех или иных должностных лиц? - не имеет однозначного ответа. Появляется ли конституционная обязанность у должностных лиц принять все меры для реализации решения, принятого в рамках какого-либо проекта электронной демократии, и вообще может ли она появляться? Необходимы ли для этого принципиальные конституционные изменения либо это уже предусмотрено конституционной нормой, определяющей народ источником власти и единственным обладателем (носителем) суверенитета? На эти острые вопросы каждое государство должно находить ответ самостоятельно. И это несмотря на все имеющиеся международные рекомендации, рассматривающие этот аспект, поскольку рекомендации также касаются и построены лишь на систематизации отдельных проектов электронной демократии, большинство из которых носит совещательный, дискуссионный и консультационный характер, являясь не чем иным, как новыми способами выявления мнения населения, повышения легитимности. При этом, однако, не предполагается перераспределение каких-либо полномочий и (или) установление конституционных обязанностей.
Хотя нужно заметить, что само понятие электронной демократии предполагает наличие новых возможностей для населения реализовать свое неотъемлемое конституционное право не только на участие в политической жизни страны, но и на непосредственное осуществление власти теми способами, которые позволяют принять действительно легитимное решение. Такое толкование, как думается, прямо вытекает из конституционного положения о признании народа единственным источником власти и закреплении референдума и свободных выборов в качестве форм непосредственного осуществления населением своей власти. Реализация указанных возможностей предполагала бы совсем иную концепцию электронной демократии.
Так, допустим, организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) определяет три вида электронной демократии с точки зрения взаимодействия граждан и органов публичной власти:
1) одностороннее предоставление информации со стороны государства, т.е. обеспечение открытости информации;
2) двусторонние отношения, где граждане имеют возможность выразить свое мнение по политическим вопросам (консультации и обсуждения);
3) партнерские отношения, в рамках которых граждане активно участвуют в демократических процессах (реальное участие в демократическом управлении) <1>.
--------------------------------
<1> J. Caldow, E-Democracy: Putting Down Global Roots. Institute for Electronic Government, IBM, January, 2004. P. 1 - 10.
Аналогичная ситуация с электронным голосованием. Его часто определяют как голосование с использованием электронных средств на выборах. Причем нередко электронное голосование рассматривается только как электронное голосование на избирательных участках, например в России. Между тем, допустим, в рамках проекта "Российская общественная инициатива" также активно применяется голосование, причем именно дистанционное, по всем признакам удовлетворяющее понятию дистанционного электронного голосования, поскольку для идентификации используются персональные данные гражданина с помощью сайта "электронного правительства" <2>, представляющего собой "электронное правительство" не с точки зрения демократического правового управления, а с точки зрения электронного предоставления услуг гражданам. И это тоже считается проектом или формой реализации электронной демократии, при этом имея к процессу демократического управления и осуществления народовластия крайне посредственное отношение. Таким образом, варианты концепции электронной демократии очень разнообразны и практически каждый из них по-своему уникален.
--------------------------------
<2> http://www.gosuslugi.ru/
Думается, электронное голосование в системе электронной демократии является ключевым понятием, поскольку обеспечивает объективные выявление и фиксацию мнения населения для всех проектов, обеспечивающих демократическое правовое управление. Здесь речь уже идет не о периодических выборах, а о принятии непосредственно населением после обсуждения реальных управленческих решений, исполнением которых должны заниматься соответствующие компетентные государственные органы.
Как можно заметить, для реализации открытой информации или электронного оказания услуг, даже для внесения предложений, обязательных для рассмотрения соответствующими органами публичной власти, но не для принятия положительного решения, не требуется внесения конституционных изменений. В крайнем случае требуется лишь издание общегосударственного нормативного акта, регулирующего данные вопросы. Конституционные изменения, очевидно, требуются для реализации электронной демократии как концепции новых правовых механизмов для осуществления народом своей власти, конечный результат которых является юридически обязательным.
Тем не менее, несмотря на изложенные критические замечания, международные рекомендации являются значимым источником и, возможно, основным, в условиях отсутствия исчерпывающего и понятного внутригосударственного регулирования, для определения правового соответствия системы электронного голосования и электронной демократии.
Считаем, что в целом в рамках системы электронной демократии можно выделить три фундаментальные концепции, определяющие степень и уровень правового регулирования, в том числе определение и изменение конституционных обязанностей и даже полномочий должностных лиц.
1) Электронное демократическое информирование - совокупность общественных отношений в виртуальной среде, складывающихся по поводу образования и распространения информации о демократических процессах между органами публичной власти, с одной стороны, и гражданами и всеми заинтересованными лицами по поводу поиска и получения данной информации - с другой.
2) Электронное демократическое консультирование - совокупность общественных отношений в виртуальной среде, складывающихся по поводу взаимодействия между органами публичной власти, с одной стороны, и гражданами и иными заинтересованными лицами - с другой, с целью выявления и учета мнения указанных субъектов, результат которого не имеет юридически значимых последствий.
3) Электронное демократическое сотрудничество - совокупность общественных отношений в виртуальной среде, складывающихся по поводу взаимодействия между органами публичной власти, с одной стороны, и гражданами и иными заинтересованными лицами - с другой, с целью выявления и учета общественного мнения, результат которого имеет юридически значимые последствия и, как правило, является обязательным для участвующих сторон.
В качестве иллюстрации применения изложенных концепций электронной демократии можно привести эстонский интернет-портал "Osale", предоставляющий возможности поиска информации, возможности юридически необязательных консультаций между государственными органами и всеми заинтересованными лицами, возможности для предложений, идей и выдвижения инициативы граждан при условии сбора необходимого количества подписей <3>.
--------------------------------
<3> http://osale.ee
По мнению ряда ученых, такое понятие, как электронное управление, основано на влиянии ИКТ на демократические традиции, институты и процессы, которые определяют порядок осуществления власти, способы и процедуру выражения мнения населения, порядок принятия и реализации решений <4>. Таким образом, ряд исследователей полагают, что электронное управление охватывает использование ИКТ в демократических процессах как в рамках электронного правительства, так и в рамках электронной демократии <5>.
--------------------------------
<4> Van Audenhove, L, B. Lievens & B. Cammaerts. E-democratie voor Vlaanderen. Stand van Zaken. Brussel: viWTA, Vlaams Parlement, 2005. P. 6; Riley, C. 2003. The Changing Role of the Citizen in the E-governance and E-democracy equation: Commonwealth Centre for e-Governance. 2003. P. 105.
<5> Van Gompel, R., J. Steyaert & H. Kerschot. 2007. E-democratie in Vlaanderen. Stakeholdersanalyse. Brussel: viWTA, Vlaams Parlement. P. 10; Tuzzi, Arjuna, Claudia Padovani & Giorgia Nesti. "Communication and e-democracy: assessing European e-democracy discources." in Bart Cammaerts & Nico Carpentier (eds.), Reclaiming the Media: Communication Rights and Democratic Media Roles. Bristol: Intellect, 2007. P. 33.
Сегодня "электронное правительство" на практике используется в основном как понятие, обозначающее порядок предоставления государственных услуг в электронном виде. Обычно электронные услуги характеризуют как клиент-ориентированные, т.е. значительно более удобные, позволяющие экономить время и минимизировать индивидуальное общение с государственными служащими, а следовательно, предупреждающие коррупционные проявления. При этом обеспечивается значительно большая прозрачность и подотчетность процесса оказания услуг даже несмотря на то, что услуги реализуются в условиях свободного и уязвимого Интернета <6>.
--------------------------------
<6> Bekkers, V. & M. Thaens. "E-government op een kruispunt van wegen." Bestuurskunde. 8. 2002. P. 328 - 337; Jaeger, P. "The endless wire: E-government as global phenomenon." Government Information Quarterly. 20. 2003. P. 323 - 331; Van Audenhove, L, B. Lievens & B. Cammaerts. E-democratie voor Vlaanderen. Stand van Zaken. Brussel: viWTA, Vlaams Parlement, 2005. P. 8; http://www.rcoit.ru/upload/iblock/b4f/sbornik-2011_new2.pdf.
Следует отметить, что понятие электронного правительства не ограничивается исключительно отношениями между правительством и гражданами. Возможные правовые модели отношений в мировой практике представлены значительно шире. Из наиболее распространенных моделей можно выделить так называемые "правительство для гражданина" (G2C), "правительство для бизнеса" (G2B) и "правительство для правительства" (G2G). При этом в рамках каждой правовой модели в целом определен круг участников и специфика взаимодействия на основе соответствующих методов правового регулирования.
Заметим, что в качестве полноценного электронного правительства некорректно рассматривать электронную автоматизацию осуществления внутренних государственных функций (например, бухгалтерия и учет документации) <7>.
--------------------------------
<7> David Coursey, Donald F. Norris. Models of E-Government: Are They Correct? An Empirical Assessment // http://wiki.douglasbastien.com/images/2/29/The_Models_of_E-Government-_Are_They_Correct-_An_Empirical_Assessment.pdf.
Некоторые ученые также определяют "электронное правительство" как "электронную доставку правительством информации и услуг 24 часа в сутки, семь дней в неделю", что в очередной раз подчеркивает, что электронное правительство занимается именно вопросами оказания услуг в электронной форме, а не вопросами электронной демократии, то есть осуществлением власти народа в электронной форме. Электронное правительство, как правило, осуществляет большинство своих функций через сеть Интернет <8>.
--------------------------------
<8> Holden, Stephen H., Donald F. Norris, and Patricia D. Fletcher. Electronic Government at the Local Level: Progress to Date and Future Issues. Public Productivity and Management Review 2003. 26(3). P. 1 - 20; см.: Там же. Антонов Я.В.
Таким образом, подводя итог <9>, можно сказать, что электронное правительство сосредоточено на процессе электронного оказания услуг, в основе которого лежат идеи электронного управления <10>.
--------------------------------
<9> Ruud Wouters. E-democracy in Belgium and Canada: A virtual mirage? On enhancing citizen participation through information and communication technologies Onderzoeksprogramma rond "Politieke Mobilisatie en Nieuwe Communicatie " Antwerpen/Montreal. September 2008. P. 4.
<10> United Nations e-Government Survey: From e-Government to Connected Governance. New York: United Nations, 2008. P. 3.
Полагаем, присоединяясь к мнениям других ученых, что основу электронной демократии, а следовательно, и основу электронного голосования определяет такое фундаментальное понятие, как электронное управление <11>.
--------------------------------
<11> Clift, S. E-Governance to E-Democracy: Progess in Australia and New Zealand toward Information-Age Democracy. 2003 // http://www.publicus.net/articles/edempublicnetwork.html.
Электронное управление <12> одни ученые определяют, как использование ИКТ на различных уровнях государственной власти, в государственном секторе и за его пределами с целью повышения эффективности управления <13>. Другие ученые определяют его как совокупность процессов и институтов, причем как официальных, так и неофициальных. Управление не обязательно должно осуществляться исключительно со стороны правительства. Частные фирмы (организации), ассоциации фирм, неправительственные организации и их объединения также участвуют в процессе управления и образуют его по большей части во взаимодействии с органами государственной власти, а иногда и без них <14>. Таким образом, понятие электронного управления включает в себя в том числе и такое понятие, как электронное участие граждан и организаций <15>.
--------------------------------
<12> Shailendra C. Jain Palvia and Sushil S. Sharma. E-Government and E-Governance: Definitions/Domain Framework and Status around the World // http://www.csi-sigegov.org/1/1_369.pdf.
<13> Bedi, K., Singh, PJ. & Srivastava, S. government net: new governance opportunities for India. New Delhi: Sage, 2001; Holmes, D. eGov: eBusiness Strategies for Government. London, U.K., 2001; Okot-Uma, R.W. Electronic Governance: Reinventing Good Governance. London, U.K.: Commonwealth Secretariat. 2000.
<14> Keohane, R.O. and Nye, J.S. Introduction, In Nye, J.S. and Donahue, J.D. (editors), Governance in a Globalization World. Washington, D.C.: Brookings Institution Press. 2000.
<15> См.: Там же. Антонов Я.В.
ЮНЕСКО отмечает, что использование государственного сектора ИКТ осуществляется для повышения качества информации и услуг, поощрения участия граждан в процессе принятия решений и создания более подотчетного, прозрачного и эффективного правительства. Электронное управление включает в себя новые стили руководства, новые способы обсуждения и принятия политических решений, новые способы организации и предоставления информации и услуг <16>.
--------------------------------
<16> www.unesco.org; См.: Там же. Антонов Я.В.
Как было отмечено, основу электронной демократии, а следовательно, и основу электронного голосования определяет такое фундаментальное понятие, как электронное управление, поскольку все электронные демократические процессы имеют своей целью демократическое управление, т.е. непосредственное или опосредованное осуществление народом своей власти <17>.
--------------------------------
<17> Clift, S. E-Governance to E-Democracy: Progess in Australia and New Zealand toward Information-Age Democracy 2003 // http://www.publicus.net/articles/edempublicnetwork.html.
Проведенный анализ ряда зарубежных источников <18> позволяет выделить специфичные принципы, на которых строится электронное управление.
--------------------------------
<18> Backus, M. E-Governance and Developing Countries, Introduction and examples, Research Report, N 3. April 2001. P. 51; Kettl, D.F. The Transformation of Governance, John Hopkins University Press, U.S.A. 2002.
Принципы электронного управления.
А) Свобода и качество информации. Можно выделить следующие критерии качества:
- к содержанию информации - значимость (идентичность и полнота) и избирательность, достоверность и верифицируемость (потенциальная - то есть возможность проверить достоверность в принципе; текущая - то есть проверенность информации на данный момент);
- к форме информации: адекватная форма преподнесения. Это означает, что форма преподнесения информации должна не допускать искажение или неоднозначное толкование информации воспринимающими ее субъектами.
Б) Реординация властных полномочий. То есть перераспределение властных полномочий между государством и гражданами, между государством и организациями (бизнесом) в рамках реализации форм электронной демократии;
В) Принцип субсидиарности (наилучшего управления). Фактически означает необходимость обеспечения именно эффективного демократического управления. Полагаем, данный принцип может быть рассмотрен как оптимальное сочетание между эффективностью и целесообразностью управления, где под целесообразностью может пониматься децентрализованное демократическое управление (близкое к саморегулированию), а под эффективностью - централизованное упорядоченное управление;
Г) Координация и гармонизация частных и публичных интересов. Координация интересов путем согласования позиций и, как следствие, принятие конструктивных решений. Частные и публичные интересы гармонизируются путем их сопоставления и сочетания при принятии решений в рамках конструктивного, содержательного диалога между гражданами, организациями (бизнесом) и государством;
Д) Информационно-правовая обеспеченность. Особое внимание к информации диктуется современным состоянием в сфере СМИ. В настоящее время СМИ обладают всеми возможностями для реализации прав на свободу информации и свободу слова. Хотя до сих пор не выработано эффективных механизмов фильтрации информации, нет единых требований к содержанию, защищенности информации и форме ее преподнесения. В настоящее время информация определяет необходимость принятия управленческих решений и правовую оценку ситуации. В связи с этим существует необходимость качественных изменений в данной сфере для обеспечения возможности принятия выверенных и обоснованных решений.
Информационно-правовое пространство - особая информационно-коммуникационная среда, в основе которой лежит система правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере образования и распространения информации. Целью правового регулирования является повышение качества информации. Здесь предполагается разработка особой системы правового регулирования, обеспечивающей реализацию указанных принципов и комплексная правовая экспертиза технологических решений электронной демократии на предмет их соответствия правовым требованиям;
Е) Электронное участие и особая система идентификации. Создание системы индивидуальных электронных идентификаторов (паспортов);
Ж) Общедоступность. Повышение правовой и информационной культуры для создания устойчивой взаимосвязи граждан, организаций и государства, основанной на понимании необходимости сотрудничества друг с другом в политическом процессе. Создание простой технологии для исключения потенциальных или реальных возможностей для ущемления и (или) ограничения и (или) умаления чьих-либо политических прав;
З) Информационная безопасность. Организационный аспект. Технический и технологический аспект. Правовой аспект - качественное правовое обеспечение и внедрение новых мер юридической ответственности, в том числе ограничение доступа к участию в принятии управленческих решений;
И) Гражданское участие. Это означает полноценную вовлеченность институтов гражданского общества в процессы электронной демократии;
К) Компетентное участие. Создание особой системы цензов в целях исключения некомпетентного (применение цензов в отношении лиц, не обладающих минимально необходимым объемом предметных знаний) участия в процессах электронной демократии. Представляется, что это поможет избежать принятия некомпетентных управленческих решений <19>.
--------------------------------
<19> Антонов Я.В. Электронная демократия как инструмент развития гражданского общества в России // Гражданское общество в России и за рубежом. 2012. N 3. С. 2 - 5.
Таким образом, понятие "электронное управление" следует трактовать предельно широко вплоть до того, чтобы считать его содержанием понятия "электронная демократия" и, как следствие, содержанием понятия "электронное голосование" <20>.
--------------------------------
<20> См.: Антонов Я.В. Электронное голосование и электронная демократия: правовые основы развития и взаимодействия // http://www.st-petersburg.izbirkom.ru/etc/5a.doc.
Электронное управление, исходя из вышеизложенного, можно понимать как систему взаимоотношений между органами публичной власти, гражданами и организациями на основе информационно-коммуникационных связей по поводу реализации демократии <21>.
--------------------------------
<21> Овчинников В.А., Антонов Я.В. Теоретико-практические аспекты электронной демократии и электронного голосования // Юридический мир. 2013. N 4. С. 18 - 21.
На основании этого можно дать следующие определения понятиям "электронная демократия" и "электронное голосование". Электронная демократия - комплексное представление всех демократических процессов с использованием информационно-коммуникационных технологий, основанное на принципах электронного управления; электронное голосование - совокупность информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающих процесс волеизъявления граждан, основанная на принципах электронного управления <22>.
--------------------------------
<22> См.: Антонов Я.В. Электронное голосование и электронная демократия: правовые основы развития и взаимодействия // http://www.st-petersburg.izbirkom.ru/etc/5a.doc.
Список использованной литературы
1. Антонов Я.В. Электронная демократия как инструмент развития гражданского общества в России // Гражданское общество в России и за рубежом. 2012. N 3. С. 2 - 5.
2. Овчинников В.А., Антонов Я.В. Теоретико-практические аспекты электронной демократии и электронного голосования // Юридический мир. 2013. N 4. С. 18 - 21.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.