Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
МОДУСЫ СУДЬИ КАК НАУЧНАЯ КАТЕГОРИЯ
Г.Т. ЕРМОШИН
Конституцией РФ (ч. 5 ст. 32) закреплено право граждан Российской Федерации участвовать в отправлении правосудия. Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей (п. 1 ст. 1 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации") (далее - ФКЗ о судебной системе).
В научной литературе отмечается, что конституционное право граждан участвовать в правосудии реализуется в одной из двух форм: на непрофессиональной основе (присяжные и арбитражные заседатели) и на профессиональной (государственная должность судьи) <1>.
--------------------------------
<1> См., например: Правосудие в современном мире: Монография / В.И. Анишина, В.Ю. Артемов, А.К. Большова и др.; под ред. В.М. Лебедева, Т.Я. Хабриевой. М., 2012. С. 327; Конституция Российской Федерации: Доктринальный комментарий (постатейный) / Рук. авт. кол. Ю.А. Дмитриев; науч. ред. Ю.И. Скуратов. 2-е изд. М., 2013.
Между этими формами участия в правосудии есть принципиальная разница. Участие граждан в осуществлении правосудия в качестве присяжных и арбитражных заседателей является их гражданским долгом (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации", п. 5 ст. 1 Федерального закона от 30 мая 2001 г. N 70-ФЗ "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации").
Судьями являются лица, наделенные в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе (п. 1 ст. 11 ФКЗ о судебной системе).
Как отмечает В.П. Кашепов, действующий алгоритм юридических гарантий независимости судей, в том числе их иммунитеты, ответственность за вмешательство в судебную деятельность и неуважение к суду, перечень прав судей и обязательность их требований для всех государственных и общественных органов и организаций, а также таких институтов внутреннего самоуправления судейского сообщества, как конференции и квалификационные коллегии, призванные обеспечивать выдвижение на судебную работу достойных кандидатов, защиту независимости судей, их неприкосновенности и осуществление дисциплинарного производства, впервые был определен в Законе СССР "О статусе судей в СССР" 1989 г. Эти установления заложили основы структуры будущего российского регулирования статуса судей. Основные положения этого законодательного акта были позднее восприняты, развиты и расширены в ходе разработки Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (далее - Закон о статусе судей), в содержании которого центр тяжести был перенесен на правовое регулирование формирования судейского корпуса, на материальное и социальное обеспечение судей (ст. ст. 3 - 6, 19 - 20) <2>.
--------------------------------
<2> См.: Кашепов В.П. Реализация конституционных положений об основах судебной власти // Журнал российского права. 2010. N 10. С. 25 - 36.
В настоящее время конституционно-правовой статус судьи закреплен в конституционных, иных нормативных правовых и корпоративно установленных положениях, определяющих права, обязанности, ограничения, гарантии, меры социально-правовой защиты личности, наделяемой судейскими правомочиями.
Юридическая наука при формировании дефиниции конституционно-правового статуса судьи должна учитывать совокупность всех аспектов реальных правоотношений, в которых осуществляется жизнедеятельность гражданина: на этапах формирования желания стать судьей, осуществления судейских полномочий, включая его профессиональную деятельность и членство в судейском сообществе, окончания судейской деятельности.
По мнению Р.П. Мананковой, правовой статус (каким бы образом ни определялось его содержание), рассматриваемый как единая обобщающая категория, как модель, одинаково применимая для характеристики положения любого гражданина, не может охватить всего разнообразия возможностей, предоставляемых личности нормами права. Для этого необходимы какие-то дополнительные правовые средства либо принципиально иной подход к самой конструкции правового статуса. Именно в этом направлении и развивается сейчас теория правового положения личности. Многие ученые рассматривают правовой статус как сложное, многовидовое образование: в частности, выделяются общий, специальный и индивидуальный правовые статусы. Это направление в разработке проблемы правового положения личности в обществе представляется плодотворным, способным результативно завершить довольно затянувшуюся дискуссию о понятии правового статуса <3>.
--------------------------------
<3> См.: Мананкова Р.П. Пояснительная записка к концепции проекта нового Семейного кодекса Российской Федерации // Семейное и жилищное право. 2012. N 4.
Общий правовой статус рассматривается исследователем как юридическая категория - исходная, определяющая позиция личности, это свидетельство равных правовых возможностей любого члена общества. Поэтому элементами его содержания могут быть только такие правовые явления, которыми обладают все и каждый, т.е. общая правоспособность и основные права, свободы и обязанности. Термин "специальный правовой статус" обозначает обычно особое правовое состояние личности, обусловленное в самом общем плане выполняемой ею социальной ролью. С точки зрения Р.П. Мананковой, термин "правовой модус" как синоним специального правового статуса представляется более удачным и удобным для научного оборота: "В правовом модусе должна закрепляться не просто социальная, а именно правовая роль личности. Имеется в виду роль, получившая специальное правовое оформление (пенсионер, молодой специалист), а не просто фиксацию (приобретение билета в кино). Безразличные праву состояния и функции (друг, сосед, одноклассник), естественно, в правовом модусе отражать не имеет смысла. Модус должен характеризовать определенную систему социальных связей, в которых оказывается личность, а не одно какое-либо общественное отношение. Идея правовых модусов получила определенную поддержку и развитие в науке, особенно заметна активизация отраслевых исследований. Однако и масштабы их, и полученные частные, как правило, выводы свидетельствуют лишь о начальном этапе научных разработок проблемы специального правового статуса" <4>.
--------------------------------
<4> Мананкова Р.П. Указ. соч. С. 26 - 41.
Следует отметить, что идея правовых модусов для отечественной юридической науки не нова. Активно ее обосновал и развивал еще в советской юридической науке В.А. Патюлин, отмечая, что "под правовым модусом мы понимаем совокупность норм объективного права, закрепляющих на основе правового статуса гражданина права и обязанности субъектов права данного вида по признаку возраста, пола, профессии, рода занятий и т.п. (например, правовой модус пенсионеров, правовой модус работников профессий с тяжелыми условиями труда, правовой модус работников Крайнего Севера и т.д.)" <5>.
--------------------------------
<5> Патюлин В.А. Государство и личность в СССР (правовые аспекты взаимоотношений). М., 1974. С. 197.
Даже в абстрактном понимании должности судьи как носителя судебной власти, реализующего свои должностные обязанности по осуществлению правосудия в конкретных обстоятельствах, следует обратить внимание на взаимосвязь и взаимозависимость нескольких групп прав, обязанностей, ограничений личности, наделенной судейскими полномочиями, различающихся по своей содержательной сущности <6>.
--------------------------------
<6> Подробнее см.: Ермошин Г.Т. Современная концепция статуса судьи в Российской Федерации // Журнал российского права. 2013. N 8; Проблемы совершенствования статуса судьи в контексте решений VIII Всероссийского съезда судей // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Н. Новгород, 2013. N 3. Ч. 2.
По содержательной сути вся совокупность указанных прав, обязанностей, ограничений, гарантий, мер социально-правовой защиты личности в свете их функционального взаимодействия и взаимосвязи может быть структурирована следующим образом.
Во-первых, судья - носитель судебной власти, осуществляющий правосудие на профессиональной основе (ст. 1 Закона о статусе судей; ч. 1 ст. 11 ФКЗ о судебной системе). Наделение гражданина судейскими полномочиями есть наделение его процессуальными правами и обязанностями, определяемыми процессуальным законодательством - Гражданским процессуальным кодексом, Уголовно-процессуальным кодексом, Кодексом об административных правонарушениях, Арбитражным процессуальным кодексом и др.
Реализуя эти права и обязанности на профессиональной основе, отражающие содержание его конституционно определенных правомочий, судья выполняет свою основную профессиональную функцию - защиту и обеспечение законных прав и интересов граждан, в том числе в спорах с государством и его органами. Это процессуальная составляющая статуса судьи.
В учебном процессе эта составляющая статуса судьи изучается в рамках конституционного, гражданского, уголовного и арбитражного судопроизводства, а также в рамках изучения особенностей рассмотрения споров, вытекающих из административных правоотношений.
Процессуальное законодательство, по сути, определяет содержание профессионального модуса судьи - лица, являющегося носителем судебной власти.
Во-вторых, реализация конституционного права гражданина участвовать в правосудии на профессиональной основе осуществляется в форме замещения государственной должности судьи. Судья - это лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации (субъекта РФ) <7>. В этом качестве он находится одновременно в системе государственной власти, а как носитель судебной власти - над ней. Ведь именно это, по сути, является гарантией обеспечения независимости при осуществлении им правосудия, реализации тех его властных правомочий, которыми государство наделяет его по отношению к другим гражданам и субъектам права.
--------------------------------
<7> Подробнее см.: Ермошин Г.Т. Судейские должности: структура, объем полномочий, порядок замещения // Российское правосудие. 2009. N 5. С. 74 - 86.
В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" лица, замещающие должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, являются лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации. В целях систематизации государственных должностей Указом Президента РФ от 11 января 1995 г. N 32 "О государственных должностях Российской Федерации" утвержден Сводный перечень наименований государственных должностей Российской Федерации, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами, законами Российской Федерации и РСФСР.
В Сводный перечень включены следующие судейские должности: Председатель Конституционного Суда РФ; заместитель Председателя Конституционного Суда РФ; судья Конституционного Суда РФ; Председатель Верховного Суда РФ; первый заместитель, заместитель Председателя Верховного Суда РФ; судья Верховного Суда РФ; председатель федерального суда; заместитель председателя федерального суда; судья федерального суда.
Таким образом, можно констатировать наличие в конституционно-правовом статусе судьи еще одного круга прав и обязанностей, определяющих содержание должностного модуса судьи - прав и обязанностей лица, замещающего государственную должность судьи.
Должностной модус судьи как лица, замещающего государственную должность Российской Федерации (субъекта РФ), включает установленные Законом РФ о статусе судей основания приобретения и реализации гражданами конституционного права участвовать в отправлении правосудия на профессиональной основе, требования и ограничения, предъявляемые к гражданину РФ, претендующему на государственную должность судьи, как во время допуска к экзамену на эту государственную должность и формирования судейского корпуса, так и в период его профессиональной деятельности в должности судьи, порядок отбора претендентов на судейскую должность и наделения их судейскими полномочиями <8>, порядок прохождения судьей государственной службы на государственной должности Российской Федерации (субъекта РФ) <9>, включая квалификационную аттестацию судей, основания, виды и порядок поощрения судей, основания, виды и порядок привлечения судей к ответственности <10>, устанавливает основания и порядок приостановления и прекращения полномочий судьи, пребывания судьи в отставке <11>.
--------------------------------
<8> О проблемах отбора на государственную должность судьи подробнее см., например: Клеандров М.И. О спецпроверке кандидатов в судьи // Журнал российского права. 2007. N 2. С. 66 - 74; Клеандров М.И. Социально-психологические и морально-этические проблемы формирования судейского корпуса // Журнал российского права. 1999. N 12. Определенный интерес представляет обзор требований к претендентам на судейские должности в Российской империи, представленный в: Попова А.Д. Формирование правового статуса судей: история и современность // Журнал российского права. 2007. N 9.
<9> Подробнее о проблемах правового регулирования судейской карьеры см.: Нешатаева Т.Н. Карьерное продвижение судьи: проблемы правового регулирования // Журнал российского права. 2008. N 11.
<10> Подробнее см.: Колесников Е.В., Селезнева Н.М. О повышении ответственности судей в Российской Федерации // Журнал российского права. 2006. N 3; Ермошин Г.Т. Ответственность судьи. Ч. 1 // Российский судья. 2013. N 8; Ответственность судьи. Ч. 2 // Российский судья. 2014. N 4. С. 34 - 38.
<11> Подробнее см.: Ермошин Г.Т. Судья в отставке: статус, права, обязанности // Право. Ежеквартальный научно-аналитический журнал Высшей школы экономики. 2012. N 4. С. 87 - 97; Ермошин Г.Т. Судья в отставке. Проблемы дефиниции // Российский судья. 2012. N 2. С. 6 - 10.
В-третьих, судья является членом судейского сообщества (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации").
В соответствии со ст. ст. 1 и 2 названного Федерального закона судьи федеральных судов всех видов и уровней, судьи судов субъектов Российской Федерации, составляющих судебную систему Российской Федерации, образуют судейское сообщество в Российской Федерации и являются членами судейского сообщества с момента принесения ими присяги судьи и до момента вступления в силу решения о прекращении полномочий судьи, за исключением случая прекращения полномочий в связи с почетным уходом или почетным удалением судьи в отставку.
Участие в судейском сообществе определяет в конституционно-правовом статусе судьи наличие активных и пассивных прав гражданина (наделенного судейскими полномочиями, замещающего государственную должность) в этом сообществе, определяющих содержание корпоративного модуса судьи, в частности, право избирать органы судейского сообщества и быть избранным в них. Членство судьи в судейском сообществе определяет его особое положение как лица, замещающего государственную должность РФ (субъекта РФ) в системе государственной службы. Законодательно установленные властные полномочия квалификационных коллегий судей в процедурах отбора кандидатов в судьи, продвижения судей по служебной карьере, присвоения им квалификационных классов, защиты судей от неправомерного и необоснованного привлечения к административной и уголовной ответственности, правомочия по прекращению государственной службы на государственной должности судьи выделяют членов судейского сообщества в особую категорию лиц, замещающих государственные должности, придают им особое независимое положение в системе государственной службы. Органы судейского сообщества определяют возможность допуска гражданина к государственной должности, дают правовую оценку профессиональной деятельности судьи, применяют к нему меры поощрения и взыскания вплоть до лишения судейских полномочий <12>.
--------------------------------
<12> Подробнее см.: Ермошин Г.Т. Полномочия органов судейского сообщества в обеспечении конституционных принципов самостоятельности органов судебной власти и независимости судей // Российский судья. 2014. N 5. С. 12 - 17.
В-четвертых, судья в силу налагаемых на него гражданско-правовых ограничений является личностью с особым режимом реализации конституционных прав, установленным законодательством о статусе судьи (ст. 3 и др. Закона о статусе судей).
Являясь носителем судебной власти, наделенным огромными властными полномочиями по отношению к другим гражданам, судья не перестает быть человеком, несущим обязанность содержать свою семью, иметь нормальные жилищные условия, обеспечивать потребности своей жизнедеятельности, соответствующие уровню своего социального статуса в обществе и государстве. Вместе с тем в целях обеспечения объективного и беспристрастного правосудия законодательство о статусе судей устанавливает особый гражданско-правовой режим реализации конституционных прав личности, наделяемой судейскими полномочиями, налагая ограничения, которые компенсируются (должны компенсироваться) предоставлением особых мер социально-правовой защиты, что является одной из существенных государственных гарантий независимости судьи <13>, определяющей особенности правового положения личности судьи в обществе и государстве. Это позволяет нам говорить о наличии в конституционно-правовом статусе судьи модуса личности с особым режимом реализации конституционных прав, установленным законодательством о статусе судьи.
--------------------------------
<13> Об отдельных аспектах обеспечения независимости судей подробнее см.: Колосовский В.В. Оценка субъективной природы квалификационных ошибок и гарантии независимости судей // Журнал российского права. 2009. N 8; Ливеровский А.А. Публичность правовых позиций как гарантия независимости судьи // Журнал конституционного правосудия. 2009. N 2; Макарова О.В. Некоторые проблемы укрепления гарантий независимости судей // Журнал российского права. 2008. N 5; Макарова О.В. Обеспечение независимости судей в Российской Федерации // Журнал российского права. 2010. N 1; Петухов Н.А., Ермошин Г.Т. Независимость судьи Российской Федерации: современные проблемы обеспечения // Российская юстиция. 2013. N 3. С. 11 - 15.
Итак, статус судьи является не личной привилегией, а средством, призванным обеспечивать каждому действительную защиту его прав и свобод правосудием (ст. 18 Конституции РФ), служит гарантией общего конституционного статуса личности и в качестве таковой подлежит конституционно-правовой защите, уровень которой не должен снижаться по отношению к ранее достигнутому.
Статус судьи - это статус личности, наделяемой судейскими правомочиями, он представляет собой совокупность конституционных, иных нормативно-правовых и корпоративно установленных положений, определяющих на всех этапах жизнедеятельности права, обязанности, ограничения, гарантии, меры социально-правовой защиты личности и др., и как научная категория может быть содержательно представлен четырьмя взаимозависимыми модусами: профессиональным, должностным, корпоративным и модусом личности с особым режимом реализации конституционных прав, установленным законодательством о статусе судьи.
Без этих составляющих составить емкое и четкое научное определение понятия статуса судьи вряд ли возможно.
Библиографический список
Ермошин Г.Т. Ответственность судьи. Ч. 1 // Российский судья. 2013. N 8.
Ермошин Г.Т. Ответственность судьи. Ч. 2 // Российский судья. 2014. N 4.
Ермошин Г.Т. Полномочия органов судейского сообщества в обеспечении конституционных принципов самостоятельности органов судебной власти и независимости судей // Российский судья. 2014. N 5.
Ермошин Г.Т. Современная концепция статуса судьи в Российской Федерации // Журнал российского права. 2013. N 8.
Ермошин Г.Т. Судейские должности: структура, объем полномочий, порядок замещения // Российское правосудие. 2009. N 5.
Ермошин Г.Т. Судья в отставке. Проблемы дефиниции // Российский судья. 2012. N 2.
Ермошин Г.Т. Судья в отставке: статус, права, обязанности // Право. Ежеквартальный научно-аналитический журнал Высшей школы экономики. 2012. N 4.
Кашепов В.П. Реализация конституционных положений об основах судебной власти // Журнал российского права. 2010. N 10.
Клеандров М.И. О спецпроверке кандидатов в судьи // Журнал российского права. 2007. N 2.
Клеандров М.И. Социально-психологические и морально-этические проблемы формирования судейского корпуса // Журнал российского права. 1999. N 12.
Колесников Е.В., Селезнева Н.М. О повышении ответственности судей в Российской Федерации // Журнал российского права. 2006. N 3.
Колосовский В.В. Оценка субъективной природы квалификационных ошибок и гарантии независимости судей // Журнал российского права. 2009. N 8.
Конституция Российской Федерации: Доктринальный комментарий (постатейный) / Рук. авт. кол. Ю.А. Дмитриев, науч. ред. Ю.И. Скуратов. 2-е изд. М., 2013.
Ливеровский А.А. Публичность правовых позиций как гарантия независимости судьи // Журнал конституционного правосудия. 2009. N 2.
Макарова О.В. Некоторые проблемы укрепления гарантий независимости судей // Журнал российского права. 2008. N 5.
Макарова О.В. Обеспечение независимости судей в Российской Федерации // Журнал российского права. 2010. N 1.
Мананкова Р.П. Пояснительная записка к концепции проекта нового Семейного кодекса Российской Федерации // Семейное и жилищное право. 2012. N 4.
Нешатаева Т.Н. Карьерное продвижение судьи: проблемы правового регулирования // Журнал российского права. 2008. N 11.
Патюлин В.А. Государство и личность в СССР (правовые аспекты взаимоотношений). М., 1974.
Петухов Н.А., Ермошин Г.Т. Независимость судьи Российской Федерации: современные проблемы обеспечения // Российская юстиция. 2013. N 3.
Попова А.Д. Формирование правового статуса судей: история и современность // Журнал российского права. 2007. N 9.
Правосудие в современном мире: Монография / В.И. Анишина, В.Ю. Артемов, А.К. Большова и др.; под ред. В.М. Лебедева, Т.Я. Хабриевой. М., 2012.
Проблемы совершенствования статуса судьи в контексте решений VIII Всероссийского съезда судей // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Н. Новгород, 2013. N 3. Ч. 2.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.