Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
СОЦИАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ И СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ КОНСТИТУЦИЙ И УСТАВОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
М.М. ШЕРИЕВ
В теории конституционализма имеет место позиция, согласно которой конституция как основной закон государства решает не только чисто юридические, но и более широкие социальные задачи. Любая конституция "выходит за рамки государственной организации. Ее регулирующая роль касается всего общественного организма. Она охватывает не только государственную организацию, но и негосударственные сферы - социальные отношения" <1>.
--------------------------------
<1> См.: Михалева Н.А. Конституции и уставы субъектов Российской Федерации (сравнительно-правовое исследование). М.: Юркомпани, 2010. С. 4.
Аналогичный подход вполне уместно проецировать и на конституционное законодательство субъектов федеративного государства. Так, диалектическое единство конституционного законодательства России благоприятствовало формированию уникального социально-правового феномена - механизма реализации конституций и уставов субъектов Российской Федерации, совместившего в себе характерные признаки реализации Конституции Российской Федерации и вместе с тем отражающего специфику региональных общественных отношений <2>.
--------------------------------
<2> См.: Ишеков К.А. Теоретико-правовые основы реализации конституций и уставов субъектов Российской Федерации органами государственной власти: монография / под общ. ред. П.П. Сергуна; РПА Минюста России, Поволжский (г. Саратов) юридический институт (филиал). М.; Саратов: РПА Минюста России, 2012. С. 4.
Теоретической базой данного подхода является выделение и обоснование в качестве основополагающих социальных функций как федеральной Конституции, так и конституций (уставов) субъектов Российской Федерации.
Практически все конституционалисты констатируют наличие учредительной функции Конституции <3>. Однако функция может пониматься и как устойчивая взаимосвязь объектов, при которой изменение одних объектов приводит к изменениям других. В связи с этим в социологии отмечается значение роли, выполняемой определенным элементом социальной системы в ее организации как целого, в осуществлении целей всей совокупности ее частей <4>.
--------------------------------
<3> См., напр.: Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 2000. С. 11 - 13; Кравец И.А. Российский конституционализм: проблемы становления, развития и осуществления. СПб., 2005. С. 128 - 131 и др.
<4> Правосудие в современном мире: монография / В.И. Анишина, В.Ю. Артемов, А.К. Большова [и др.]; под ред. В.М. Лебедева, Т.Я. Хабриевой. М.: Норма, Инфра-М, 2012. С. 26.
Основная социально-политическая и юридическая функция конституции состоит в обеспечении единства, стабильности и мирного развития общества, незыблемости и развития демократических институтов. Конституция, будучи главным юридическим и в какой-то мере политическим документом, воплощая в себе начала согласия, мира и единения, является в наибольшей степени актом согласительного характера. Соответственно, некоторые исследователи делают справедливый вывод о том, что подлинно согласительные акты, устанавливающие вышеназванные ценности в обществе, не только не противоречат, но, наоборот, усиливают гарантии реализации заложенных в Конституции идей и принципов <5>.
--------------------------------
<5> Конституционное право и политика: сборник материалов Международной научной конференции: Юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, 28 - 30 марта 2012 года / С.А. Авакьян, Д.С. Агапов, Н.И. Акуев [и др.]; отв. ред. С.А. Авакьян. М.: Юрист, 2012. С. 327.
Безусловно, конституционные нормы различны и многообразны. Кроме того, нормы основного закона имеют чрезвычайно сложную структуру, что связано прежде всего с тем, что, выполняя в конечном счете единую социальную функцию, нормы конституции вместе с тем осуществляют различные юридические функции, имеют различное материальное и юридическое содержание, различаются по своим юридическим свойствам и признакам <6>.
--------------------------------
<6> Сергазинов Б.Р. Проблемы предмета конституции и применения конституционных норм // Конституционное и муниципальное право. 2013. N 9. С. 9 - 14.
Именно функциональная роль конституционных норм может являться основанием их классификации. Данный критерий имеет качественный характер, обладает социальной и юридической значимостью, способствует выявлению особенностей каждого вида конституционных норм и в силу этого имеет определяющее значение для иных оснований дифференциации норм основного закона <7>.
--------------------------------
<7> Там же.
Многие конституционалисты выделяют социальную функцию конституции. Так, В.О. Лучин разграничивает регулятивные функции конституции: учредительную, правонаделительную, охранительную и функцию социально-нормативной ориентации (программную, целеполагающую), политическую, идеологическую, системообразующую, аксиологическую <8>. Нередко выделяют более широкий круг функций конституции: системообразующую, общесоциального регулирования и баланса, политическую, юридическую, программную, упорядочения по вертикали, объединительную, геополитическую, организационную, правозащитную, социально-экономического партнерства и воспитательную <9>.
--------------------------------
<8> См.: Лучин В.О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. М., 2002. С. 35.
<9> См.: Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России (понятие, содержание, вопросы становления). М., 1994. С. 203 - 214.
Социальная функция Конституции Российской Федерации, конституций и уставов ее субъектов не может подвергаться научному анализу вне ее комплексной связи с социальной функцией как таковой, а также с функциями государства.
Социальную функцию исследователи зачастую характеризуют как направление деятельности государства по регулированию социальной сферы общественных отношений - вне связи с каким-либо положительным результатом (в социальной сфере) такой деятельности <10>.
--------------------------------
<10> Тарасова И.А. Социальная функция государства // История государства и права. 2012. N 9. С. 6.
В юридической литературе сложилось разное понимание в отношении сущности этого положительного результата. Одни авторы полагают, что целью реализации социальной функции является обеспечение членам общества достойного уровня жизни <11>. Другие - удовлетворение потребностей людей, поддержание необходимого уровня жизни. Л.А. Морозова считает, что главное назначение социальной функции государства в том, чтобы обеспечить благополучие, создать равные возможности для всех граждан <12>. В.Н. Хропанюк понимает под социальной функцией оказание социальной помощи нуждающимся в ней членам общества, выделение необходимых средств на здравоохранение, просвещение, строительство дорог, жилье, работу, транспорт и связь и т.п.
--------------------------------
<11> См., например: Мазаева Е.С. Социальная функция современного Российского государства: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2001. С. 15 - 16. Здесь и далее цит.: по Тарасова И.А. Указ. соч.
<12> Морозова Л.А. Функции Российского государства на современном этапе // Государство и право. 1993. N 6. С. 104.
По мнению ряда ученых, социальная функция направлена на смягчение и преодоление таких явлений, как бедность, углубление неравенства и рост безработицы, а также на стабилизацию уровня жизни населения и более равномерное распределение бремени экономических трудностей между различными группами населения <13>. Как считает Е.И. Старых, сущность социальной функции заключается не в обеспечении достойного уровня жизни, а в обеспечении уровня потребления основных социальных благ, исключающего состояние нуждаемости - состояние, умаляющее достоинство человека <14>.
--------------------------------
<13> Поляков А.В. Функции государства // Основы государства и права: учебное пособие для поступающих в вузы / под ред. Н.И. Мацнева. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1995. С. 9.
<14> Старых Е.И. Механизмы реализации социальной функции государства в системе межбюджетных отношений: автореф. дис. ... канд. эконом. наук. М., 2000. С. 2 - 3.
Существует точка зрения, согласно которой социальная функция государства направлена не только на обеспечение достойного образа жизни всех слоев населения, но и на разрешение социальных противоречий в обществе <15>. Социальная функция понимается как направление деятельности государства, осуществляемое в целях поддержания необходимых для жизнедеятельности, воспроизводства и развития социума условий жизни посредством удовлетворения потребностей членов общества и развития социальной инфраструктуры, закрепления гарантий, обеспечивающих защиту интересов социально незащищенных групп населения, содействия установлению в обществе равных (стартовых) возможностей для развития дееспособных субъектов <16>.
--------------------------------
<15> Коробов С.Е. Социальная функция государства: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000.
<16> Воробьева Н.Ю. Государство как субъект социальной политики (историко- и теоретико-правовой аспекты): дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2005. С. 95.
Реализм социальной функции государства немыслим без ее объективизации в основном законе государства. Причем принцип реализма предполагает максимальный учет специфики конкретных регионов этого государства. Так, Россия состоит из субъектов, совершенно различных по своему социально-экономическому положению. Соответственно, конституции и уставы субъектов Российской Федерации должны предусматривать институт поддержки социально уязвимых категорий населения.
В этом контексте социальная функция современного демократического правового государства и его основного закона содержит: доступность образования, здравоохранения, жилья; пенсионное обеспечение; организацию занятости населения, создание необходимых условий труда, его оплаты; поддержку семьи, материнства, детства; поддержание удовлетворительного уровня благосостояния населения и др. <17>.
--------------------------------
<17> Жуков В.Н. Функции государства // Теория государства и права: учебник для вузов / под общ. ред. О.В. Мартышина. М., 2007. С. 167.
Как справедливо отметил А.А. Иванов, "в целом социальная функция государства состоит в создании условий для достойного и свободного развития человека посредством гарантирования определенного объема благ за счет государства: защищенности тех, кто в силу различных причин не может участвовать в трудовой сфере (инвалиды, больные, пенсионеры, дети, студенты); поддержании социальных сфер, неприбыльных экономически и поэтому часто игнорируемых иными держателями финансов, но необходимых для жизнедеятельности всего общества (здравоохранение, транспорт и связь, строительство жилья для малообеспеченных категорий населения)" <18>.
--------------------------------
<18> Иванов А.А. Теория государства и права: учебное пособие для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право. С. 74.
На современном этапе социальная функция государства в России претерпевает значительные изменения, причем "соответствующие трансформации происходят во всем мире. Еще совсем недавно основной целью социального государства было обеспечение публично-властными структурами права на достойную жизнь для каждого гражданина, а мера свободы, которую может обеспечить государство посредством выплаты пособий по безработице, пенсий, дотаций и т.п., являлась основным критерием степени "социальности" государства. Именно этот критерий определял парадигму социальной функции патерналистского социального государства. Сегодня происходит смена основного критерия: вместо меры свободы, обеспеченной через патронаж органов публичной власти, - скорость и степень "включения" гражданина в трудовую деятельность (речь идет исключительно о полностью или частично трудоспособных гражданах). Именно этот критерий определяет степень "социальности" современного неопатерналистского социального государства" <19>.
--------------------------------
<19> Родионова О.В., Румянцева В.Г. Тенденции развития социальной функции в современной России // Социальное и пенсионное право. 2007. N 2. С. 23.
Таким образом, можно разделить мнение о том, что "социальная функция государства - это направление деятельности государства, нацеленное на обеспечение социальной защищенности личности, нормальных условий жизни для всех членов общества вне зависимости от их непосредственного участия в производстве материальных благ. Успешная деятельность государства в социальной сфере является одним из условий эффективной реализации экономической, политической и других государственных функций. В большей степени социальная функция сопряжена с экономической функцией государства, так как эффективность осуществления социальной функции во многом зависит от экономической политики государства" <20>.
--------------------------------
<20> Тарасова И.А. Социальная функция государства // История государства и права. 2012. N 9. С. 7 - 8.
В части закрепления и обеспечения социальных функций в Российском государстве можно констатировать, что прежде всего степень активности участия общественности в обсуждении проекта конституции (устава) субъекта оставляет желать лучшего. Вместе с тем широкое обсуждение проекта конституции или устава субъекта Федерации имеет важное значение: оно позволяет учесть мнение тех, кто будет прямым пользователем и исполнителем основного закона субъекта Федерации; кто, применяя его нормы, призван обеспечить нормальное функционирование и развитие политических, экономических, социальных, духовно-культурных отношений в субъекте <21>. Второй негативный момент, по их мнению, в равной степени характерен для законодательства любого уровня и объективно связан с трудностями реализации социальной функции.
--------------------------------
<21> Степаненко А.С. Состояние регулирования и проблемы совершенствования конституционного, уставного процесса (некоторые особенности принятия конституций, уставов субъектов РФ, их пересмотра, внесения поправок) // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. N 2. С. 11 - 17.
Среди актов национального права особое социально-политическое значение имеет конституция, легитимность которой "в естественно-правовом смысле подразумевает следование общепризнанным принципам и нормам международного права, определяющим основы государственности и демократии, права и свободы" <22>. Ученые вполне обоснованно задаются вопросом о том, "обязано ли правовое государство быть социальным" и справедливо утверждают: "Да, как и всякое другое государство, и правовое государство в том числе обязано быть социальным, исходя из устойчивой правовой связи гражданина и государства, т.е. исходя из правоотношения гражданства" <23>.
--------------------------------
<22> Умнова (Конюхова) И.А., Степаненко А.С. Легитимность конституций (уставов) субъектов Российской Федерации в контексте их защиты органами конституционного контроля в Российской Федерации // Журнал конституционного правосудия. 2011. N 4. С. 23 - 29.
<23> Родионова О.В. Проблема детерминированности социальной функции формами государства // Право и политика. 2006. N 11.
Пренебрегая социальной функцией, государство утрачивает и такое свое качество, как гуманность, "и претензия на современное демократическое государство остается всего лишь декларацией, фикцией, не имеющей ничего общего с реальностью" <24>. И.А. Тарасова отмечает, что создание равных стартовых возможностей означает направленность деятельности государства на обеспечение возможности любого члена общества использовать свои способности для развития и принятия участия в общественной жизни вне зависимости от социального происхождения и имущественного положения, ограниченности физических возможностей (инвалидности) <25>. На практике реализация задачи по обеспечению равных стартовых возможностей в обществе, где действуют рыночные отношения и имеет место резкая имущественная дифференциация, коммерциализация образования, медицинских услуг и т.д., сталкивается с определенными трудностями. В целях обеспечения равных стартовых возможностей законодатель должен преодолевать и запрещать различные виды дискриминации, нетерпимость. В зависимости от сложившихся в обществе социокультурных традиций, политико-правовых представлений, превалирующей идеологии, особенностей конкретного исторического этапа реализация данного элемента социальной функции может разниться. Так, в социалистическом государстве фактически обеспечивались равные стартовые жизненные шансы (за некоторым исключением), в современной России формируется дуалистическое общество, ограничивающее возможности необеспеченных слоев общества в тех или иных сферах общественной жизни <26>.
--------------------------------
<24> Там же.
<25> Тарасова И.А. Социальная функция государства // История государства и права. 2012. N 9. С. 8 - 9.
<26> Там же.
Это наиболее сложная проблема, разрешить которую в самой ближайшей перспективе вряд ли возможно. Однако уже сейчас необходимо активно преодолевать сложившиеся стереотипы в отношении "вторичности" и даже "второсортности" регионального конституционного законодательства. В юридической литературе можно обнаружить утверждения, что в "политическом смысле конституция субъекта Федерации является вторичным актом по отношению к основному закону суверенного государства, не претендуя на определение исторической судьбы той или иной народности или населения, а также на решение иных крупных вопросов политического, социального или экономического развития соответствующего региона" <27>. Думается, что, напротив, именно социальная сфера регионального конституционного регулирования позволяет наполнить реальным содержанием конституционный принцип федерализма, использовать его для разрешения конкретных социальных проблем.
--------------------------------
<27> Франчук Я.А. Конституция (устав) субъекта Российской Федерации как источник конституционного права // Конституционное и муниципальное право. 2007. N 6. С. 16.
Здесь важно учесть, что, действительно, регион, в том числе даже республика, охарактеризованная в федеральной Конституции как государство (ст. 5), не могут быть центрами "суверенизации" или лидерами в решении "исторических судеб страны", как отмечают многие авторы. Конституционный Суд России еще в 2000 г. установил, что конституционный статус республики в составе Российской Федерации "определяется Конституцией Российской Федерации и конституцией соответствующей республики (ч. 2 ст. 5 и ч. 1 ст. 66 Конституции Российской Федерации). При этом, в отличие от содержавшейся в ранее действовавшей Конституции Российской Федерации характеристики республик в составе Российской Федерации как суверенных государств, ныне действующая Конституция ограничивается констатацией того факта, что республика является государством. Однако государственный характер субъектов Российской Федерации, отличающий их от уровня местного самоуправления, присущ им как любым субъектам федеративных государств. В связи с этим именование Конституцией Российской Федерации республик в ее составе государствами (ч. 2 ст. 5) не означает признания их суверенитета в современном конституционном и международно-правовом значениях этого качественного состояния государства" <28>.
--------------------------------
<28> Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июня 2000 г. N 10-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // Вестник Конституционного Суда РФ. 2000. N 5.
Однако такой подход не означает, что республики (иные субъекты) не обладают никакой реальной властью. Одна из самых важных "сфер их применения" - социальная сфера регулирования. Итак, реализация социальной функции государства немыслима без ее объективизации в основном законе государства, причем действенность этого принципа в федеративном государстве предполагает максимальный учет специфики конкретных его регионов. Доказывается, что именно социальная сфера регионального конституционного (уставного) регулирования позволяет наполнить реальным содержанием конституционный принцип федерализма, использовать его для разрешения конкретных социальных проблем, в том числе обусловленных присоединением новых субъектов с низким уровнем социальной защищенности граждан (Республика Крым и город федерального значения Севастополь).
Литература
1. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 2000. С. 11 - 13; Кравец И.А. Российский конституционализм: проблемы становления, развития и осуществления. СПб., 2005. С. 128 - 131.
2. Ишеков К.А. Теоретико-правовые основы реализации конституций и уставов субъектов Российской Федерации органами государственной власти: монография / под общ. ред. П.П. Сергуна; РПА Минюста России, Поволжский (г. Саратов) юридический институт (филиал). М.; Саратов: РПА Минюста России, 2012. 97 с.
3. Конституционное право и политика: сборник материалов Международной научной конференции: Юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, 28 - 30 марта 2012 года / С.А. Авакьян, Д.С. Агапов, Н.И. Акуев [и др.]; отв. ред. С.А. Авакьян. М.: Юрист, 2012. 800 с.
4. Коробов С.Е. Социальная функция государства: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000.
5. Михалева Н.А. Конституции и уставы субъектов Российской Федерации (сравнительно-правовое исследование). М.: Юркомпани, 2010. 366 с.
6. Морозова Л.А. Функции Российского государства на современном этапе // Государство и право. 1993. N 6. С. 104.
7. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 07.06.2000 N 10-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // ВКС РФ. 2000. N 5.
8. Правосудие в современном мире: монография / В.И. Анишина, В.Ю. Артемов, А.К. Большова [и др.]; под ред. В.М. Лебедева, Т.Я. Хабриевой. М.: Норма, Инфра-М, 2012. 704 с.
9. Родионова О.В., Румянцева В.Г. Тенденции развития социальной функции в современной России // Социальное и пенсионное право. 2007. N 2. С. 23.
10. Старых Е.И. Механизмы реализации социальной функции государства в системе межбюджетных отношений: Автореф. дисс. ... канд. эконом. наук. М., 2000. С. 2 - 3.
11. Тарасова И.А. Социальная функция государства // История государства и права. 2012. N 9. С. 6.
12. Умнова (Конюхова) И.А., Степаненко А.С. Легитимность конституций (уставов) субъектов Российской Федерации в контексте их защиты органами конституционного контроля в Российской Федерации // Журнал конституционного правосудия. 2011. N 4. С. 23 - 29.
13. Франчук Я.А. Конституция (устав) субъекта Российской Федерации как источник конституционного права // Конституционное и муниципальное право. 2007. N 6. С. 16.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.