Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
УЧАСТИЕ НАСЕЛЕНИЯ В ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КАМПАНИЯХ ПРОВИНЦИАЛЬНОГО ГОРОДСКОГО СОВЕТА В ГОДЫ НЭПА (НА МАТЕРИАЛЕ ТЮМЕНИ)
А.А. СУХАРЕВ
В настоящее время проблема электорального поведения населения все чаще привлекает исследователей политической системы России. В работах представителей общественных наук нередко встречается оценка избирательных кампаний советской эпохи (от начала вплоть до горбачевских реформ) как "выборов без выбора" <1>. Политическое участие населения, по мнению некоторых авторов, обеспечивалось использованием принуждения и "фактора страха". На наш взгляд, такая оценка нуждается в уточнении относительно 1920-х гг., когда избирательный процесс в определенной степени сохранял элементы демократии, хотя ограниченной и контролируемой (альтернативные списки кандидатов, их обсуждение и прочее). В последние годы выборы в советские органы власти также нередко становятся предметом изучения историков <2>. Однако современные исследователи, как правило, большее внимание уделяют сельской местности и организационным аспектам данной проблемы. До сих пор недостаточно рассмотрены существовавшие формы поведения горожан - участников выборов, их развитие на протяжении 1920-х гг., что и обуславливает актуальность избранной темы.
--------------------------------
<1> Будаева Д.Ц., Черкун Е.Ю. Электоральное поведение и электоральные предпочтения как элементы политической культуры // Вестник Бурятского государственного университета. 2013. N 6. С. 107; Ковров В.Ф. Электоральное поведение в аспекте взаимодействий социально-политических и социально-экономических структур общества // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2007. N 12-1. С. 97.
<2> Дмитриевцева А.А. Выборы в Советы в Тамбовской губернии в первое десятилетие советской власти: дис. ... канд. истор. наук. Тамбов, 2012. 166 с; Красников В.В. Особенности избирательного процесса при формировании местных органов власти Тамбовской губернии в середине 1920-х гг. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. N 6: в 2 ч. Ч. I. С. 91 - 93; Саламатова М.С. Советская избирательная система 1918 - 1936 гг.: преемственность и новации // Историко-правовые проблемы: Новый ракурс. 2013. N 6. С. 142 - 163; Скрыпников А.В. Нэп: столкновение тенденций в государственном строительстве // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2009. N 1. С. 121 - 126; Яхутль Ю.А. Формирование местных органов власти на Кубани в период нэпа // Культурная жизнь Юга России. 2011. N 2. С. 30 - 33.
Правовые основы проведения выборов закладывались Конституцией РСФСР 1918 года. Более детально избирательная процедура регламентировалась "Положениями о городских Советах", принятыми ВЦИК в 1922, 1925 гг. и дополненными рядом законодательных актов местного уровня. К последним относятся "Положение о выборах в Тюменский городской Совет" (1920 г.) и "Инструкция о Тюменском городском Совете" (1922 г.), принятые губернским исполнительным комитетом Советов.
Первые выборы депутатов Тюменского городского Совета в рамках нового законодательства прошли в октябре 1920 года. За исследуемый период (1921 - 1929 гг.) состоялось семь избирательных кампаний. Официально главным городским штабом подготовки к выборам являлась избирательная комиссия. Она образовывалась из представителей губернского (позднее - окружного) исполкома, профсоюзной и женской делегатской организаций, а также воинской части, размещенной в городе <3>. Все эти структуры имели тесную связь с партийными органами, благодаря чему деятельность комиссии фактически контролировалась и направлялась местным большевистским руководством.
--------------------------------
<3> Государственный архив Тюменской области (ГАТО). Ф. 5. Оп. 1. Д. 4. Л. 27 об.
В соответствии с законодательством партийные и профсоюзные организации, а также отдельные группы избирателей заранее представляли в избирком списки кандидатов в депутаты. Согласно "Положению о выборах в Тюменский городской Совет" 1920 г. выборы проходили открыто (голосовали поднятием руки) <4>. По оценке М.С. Саламатовой, этот способ, доминировавший в большинстве городов РСФСР, "использовался как дополнительный и достаточно простой и эффективный способ контроля за поведением населения на выборах и подавления протестных настроений, возможность оказать давление на избирателей с целью проведения в Советы заранее утвержденных кандидатов" <5>. Хотя указанный фактор, несомненно, оказывал влияние на принятие решения, открытое голосование далеко не всегда позволяло партии провести "своих" людей в депутаты - избиратели иногда их "проваливали", как будет показано ниже, несмотря на возможные негативные последствия такого шага.
--------------------------------
<4> ГАТО. Ф. 2. Оп. 1. Д. 21. Л. 88 об.
<5> Саламатова М.С. Советская избирательная система 1918 - 1936 гг.: преемственность и новации // Историко-правовые проблемы: Новый ракурс. 2013. N 6. С. 157.
В Тюмени правом голоса обладали от 18,5 тысячи (в 1920 г.) до 24 тысяч человек (в 1929 г.), что составляло около 40% жителей города. Этот показатель значительно менялся год от года, что объясняется недостатками организации подготовки к выборам - часть горожан не были своевременно включены в избирательные списки. Помимо них в Тюмени насчитывалось в разные годы от 350 до 1 975 "лишенцев", не имевших права голоса. Они составляли от 1,5% до 8% совершеннолетних жителей <6>.
--------------------------------
<6> ГАТО. Ф. 2. Оп. 1. Д. 335. Л. 21; ГАСПИТО. Ф. 7. Оп. 1. Д. 162. Л. 45.
Партия активно пропагандировала как участие в выборах вообще, так и голосование за большевиков. В качестве агитации использовались выступления партийных работников на избирательных участках, публикации в периодической печати. Например, автор статьи "Задача дня" призывал в 1921 г.: "Вдумчиво и серьезно надлежит отнестись [избирателям] к предложенным кандидатским спискам... и тогда только отдать свой голос без колебаний за достойного товарища-коммуниста или честного беспартийного" <7>. С 1927 г. по решению бюро горкома ВКП(б) в кампаниях задействовалась агитационно-художественная пропаганда, включающая инсценировки, показ кинофильмов, театральные выступления и размещение лозунгов <8>. В 1929 г. накануне выборов состоялось факельное шествие по нескольким улицам центра Тюмени, в котором, по сообщению газеты, участвовали "сотни демонстрантов" <9>. Указанные меры привлекали часть горожан, побуждая их активнее участвовать в избирательной кампании.
--------------------------------
<7> Трудовой набат. 1921. 1 сент.
<8> Государственный архив социально-политической истории Тюменской области (ГАСПИТО). Ф. 7. Оп. 1. Д. 162. Л. 9.
<9> Красное знамя. 1929. 8 февр.
Общая численность тюменцев, посетивших избирательные участки, варьировалась от 6,5 тысячи в 1920 г. (сведения о 1921 г. недостоверны) до 15,5 тысячи человек в 1929 году <10>. Явка составляла соответственно от 35 до 65%. При этом постепенное повышение численности участников избирательных кампаний начинается только с 1926 года. До этого показатели отличаются неустойчивостью, вызванной многочисленными недостатками организации и учета выборов.
--------------------------------
<10> Известия Тюменского губернского исполнительного комитета. 1920. 27 окт.; Красное знамя. 1929. 23 мар.
Избирательные участки формировались на предприятиях, в учреждениях, воинских частях, а также "избирательных районах" в соответствии с производственно-территориальным принципом. При этом члены профсоюзов, военнослужащие и "неорганизованное" население голосовали отдельно друг от друга. Активность участия в выборах указанных групп горожан также значительно различалась. Если явка членов профсоюзов поначалу оставалась невысокой, в среднем 35%, то во второй половине 1920-х гг. она стабильно прогрессировала и достигла 80% в 1929 году. В то же время избирательные собрания "неорганизованного" населения нередко проваливались из-за низкого уровня посещаемости. В среднем явка этой группы населения на протяжении 1920-х гг. выросла с 20 до 40 процентов. Такие показатели объясняются в основном интенсивностью пробольшевистской пропаганды, а также некоторыми мерами давления на партийцев и членов профсоюзов. В отличие от них кустари, наемные работники-одиночки, домохозяйки и другие группы горожан, объединявшиеся в документах той эпохи под собирательным названием "обывателей", в меньшей степени испытывали зависимость от власти. Хотя большевики в годы нэпа стремились охватить своим влиянием и эту часть населения (путем организации беспартийных конференций, женских делегатских собраний и другими мерами), в ней в значительной степени сохранялось недоверие к политике и, в частности, к участию в выборах. Результатом стал высокий процент абсентеистов среди "неорганизованного" населения.
В первой половине 1920-х гг. списки кандидатов в депутаты составлялись заранее, как правило, горкомом (иногда ячейкой) партии или правлением профсоюза, реже - группами избирателей. Сложившаяся процедура во многом предопределяла политическое поведение горожан. Свидетельства о ходе выборов показывают, что тюменцы, как правило, голосовали за список, предложенный партией или правлением профсоюза, и воздерживались при голосовании за список от группы избирателей. В определенной степени такие результаты объясняются поддержкой действующей власти. Многие рабочие и служащие продолжали связывать свои надежды на улучшение материального положения и построение справедливого общества с политикой партии. Однако описанная модель электорального поведения, на наш взгляд, свидетельствует также о конформизме определенной части избирателей, не решающейся в условиях открытого голосования выразить позицию, альтернативную мнению большинства. Материалы официальной печати демонстрируют, какую реакцию представителей власти вызывали "неправильные" действия горожан. Так, на собрании химиков в 1921 г. избиратели "провалили" список кандидатов, составленный правлением профсоюза и фракцией РКП(б). Губернская газета "Трудовой набат" отреагировала на это статьей "Позор химикам!", в которой осуждала такое поведение и призывала провести повторные выборы <11>. Позднее, в 1923 г., предложение одного из работников "Хлебопродукта" голосовать за кандидатов персонально, а не за список месткома профсоюза в целом, также было прокомментировано в печати с явным осуждением как "проскользнувшая обывательщина" <12>. Неудивительно, что, наблюдая подобное отношение к их инициативам, горожане в дальнейшем были склонны уступать давлению партийно-профсоюзного руководства, навязывавшего определенное поведение на выборах.
--------------------------------
<11> Трудовой набат. 1921. 9 сент.
<12> Трудовой набат. 1923. 14 нояб.
Только в 1925 г. жесткий административный контроль большевиков над избирательным процессом был несколько смягчен. К этому времени дефицит доверия к местным органам власти уже был осознан высшим руководством страны, о чем говорит прошедшая в 1924 г. на союзном уровне кампания по "оживлению Советов". В Тюмени зримым отражением новых веяний стала статья одного из руководителей профсоюза "Выбирать персонально" в газете "Трудовой набат". Автор с неодобрением описывал процедуру голосования, доминировавшую в первой половине 1920-х гг.: "Заслушают рабочие список и единогласно его утверждают. Редко-редко бывают какие-либо дополнения в список. А об отводе кандидатур и говорить не приходится" <13>. В дальнейшем автор предлагал отказаться от списков кандидатов при проведении перевыборов месткомов и фабзавкомов. Как показал ход ближайшей избирательной кампании, этот принцип распространился и на выборы городского Совета, что привело к постепенному росту явки избирателей с 1926 по 1929 гг. с 45 до 65% соответственно <14>.
--------------------------------
<13> Трудовой набат. 1925. 2 сент.
<14> Трудовой набат. 1926. 20 февр.
Как результат, во второй половине 1920-х гг. выборы стали проходить в менее формализованной атмосфере и активнее, нежели раньше, освещаться прессой. Судя по ее материалам, поведение избирателей стало более разнообразным в сравнении с предшествующими годами. По оценке городского советского руководства, в ходе выборной кампании 1926 г. наиболее организованно выступили работники медицинских учреждений, отклонившие список партии и проголосовавшие за "своих" кандидатов - 5 беспартийных и 2 членов ВКП(б) <15>. Аналогичным образом проявил себя и профсоюз учителей. В отличие от начала 1920-х гг. результаты выборов на "диссидентствующих" участках пересмотрены не были. В некоторых профсоюзах проходило подобие предвыборных дебатов, когда деловые качества каждого из претендентов получали оценку от присутствующих, после чего проводилось голосование. По свидетельству очевидца, в 1929 г. железнодорожники на своем собрании положительно оценили одного из кандидатов: "Дельный парень, пусть поработает на общественном посту", в то время как другого обвинили в пристрастии "заложить за галстух" <16>. Высказанные на собрании мнения склоняли собравшихся в пользу одного из кандидатов или приводили к его отводу.
--------------------------------
<15> ГАСПИТО. Ф. 7. Оп. 1. Д. 98. Л. 42.
<16> Красное знамя. 1929. 10 февр.
Принятые партией меры по возвращению доверия избирателей привели к положительному эффекту. Хотя доля коммунистов в Совете понизилась на 10 - 20% <17>, они не утратили прежнего влияния, сохранив свои позиции в президиуме и исполкоме. В то же время явка населения на избирательные собрания стала стабильно повышаться, что говорит о большем вовлечении горожан в политический процесс.
--------------------------------
<17> Если до 1925 г. доля партийных депутатов в Совете составляла 65 - 75%, то после этот показатель не превышал 54% (1927 г.)
В первой половине 1920-х гг. провинциальное большевистское руководство стремилось обеспечить преобладание своих сторонников в Советах. Этому способствовали пропаганда, психологическое давление, а также меры организационного характера (предварительное составление списков кандидатов, открытое голосование). В таких условиях избиратели постепенно утрачивали доверие к Совету, что выражалось в значительной доле абсентеизма, особенно "неорганизованного" населения. С другой стороны, к середине 1920-х гг. на фоне общего улучшения социально-экономического положения населения провинциальная элита получила возможность несколько ослабить административный нажим. Инициированная в это время центральной властью кампания по "оживлению" Советов повысила политическую активность горожан. Население стало чаще выдвигать собственных кандидатов, которые нередко избирались в состав органа власти, что в Тюмени впервые привело к избранию депутатами большинства беспартийных. Однако мнимая "либерализация" не затрагивала системных основ выборного процесса, а правящий режим сохранял контроль над политическим поведением населения.
Литература
1. Будаева Д.Ц., Черкун Е.Ю. Электоральное поведение и электоральные предпочтения как элементы политической культуры // Вестник Бурятского государственного университета. 2013. N 6. С. 105 - 109.
2. Государственный архив социально-политической истории Тюменской области. Ф. 7. Тюменский городской комитет КПСС. Оп. 1. Д. 98, 162.
3. Государственный архив Тюменской области. Ф. 2. Тюменский губернский исполнительный комитет Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Оп. 1. Д. 21,335; Ф. 5. Тюменский городской Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Оп. 1. Д. 4.
4. Дмитриевцева А.А. Выборы в Советы в Тамбовской губернии в первое десятилетие советской власти. Диссертация кандидата исторических наук. Тамбов, 2012. 166 с.
5. Известия Тюменского губернского исполнительного комитета. 1920.
6. Ковров В.Ф. Электоральное поведение в аспекте взаимодействий социально-политических и социально-экономических структур общества // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2007. N 12-1. С. 94 - 100.
7. Красников В.В. Особенности избирательного процесса при формировании местных органов власти Тамбовской губернии в середине 1920-х гг. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. N 6: в 2 ч. Ч. I. С. 91 - 93.
8. Красное знамя / Орган Тюменского окружного исполнительного комитета Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов и Тюменского окружного комитета ВКП(б). 1926 - 1929.
9. Саламатова М.С. Советская избирательная система 1918 - 1936 гг.: преемственность и новации // Историко-правовые проблемы: Новый ракурс. 2013. N 6. С. 142 - 163.
10. Скрыпников А.В. Нэп: столкновение тенденций в государственном строительстве // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2009. N 1. С. 121 - 126.
11. Трудовой набат / Орган Тюменского губернского исполнительного комитета Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. 1921 - 1925.
12. Яхутль Ю.А. Формирование местных органов власти на Кубани в период нэпа // Культурная жизнь Юга России. 2011. N 2. С. 30 - 33.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.