Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РСФСР ПЕРИОДА РАЗВИТОГО СОЦИАЛИЗМА (1937 - 1988 ГОДЫ)
С.Г. КУЗЬМЕНКО
1. Предпосылки реформирования избирательной системы РСФСР
Советская избирательная система, изначально складывавшаяся как имеющая неравный классовый характер, к середине 30-х годов XX в. стала основываться на принципе всеобщности.
Связано это было, во-первых, с тем, что к этому времени за счет практически полного истребления "антисоциалистических" классов произошло качественное изменение социального состава советского общества, в связи с чем идея диктатуры пролетариата во многом утратила свою актуальность.
Во-вторых, имел место и внешнеполитический аспект. Как отмечал В.М. Курицын: "...для того чтобы на Западе с нами разговаривали, нужно было изменить имидж нашей страны, придать ему демократический характер. В этой связи следует рассматривать и принятие новой конституции, в которой были бы отменены ограничения прав граждан по классовому принципу и содержался бы набор прав и свобод граждан, отвечающий мировым демократическим стандартам" <1>.
--------------------------------
<1> Курицин В.М. О разработке проекта Конституции СССР 1936 г. // Право и жизнь. 1996. N 10.
Нормативной базой новой избирательной системы стали Конституция РСФСР, принятая Чрезвычайным XVII Всероссийским съездом Советов 21 января 1937 г., и Положение о выборах, утвержденное 16 февраля 1938 г.
Статья 138 Конституции РСФСР 1937 г. утвердила принципы всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании применительно к выборам во все Советы депутатов трудящихся, в том числе в Верховный Совет РСФСР.
Принятие в 1978 г. новой Конституции РСФСР не было обусловлено кардинальными переменами в политической системе и государственном строе страны, поэтому не претерпела существенных изменений и избирательная система. Поэтому в данном случае, как и применительно к Конституциям РСФСР 1918 г. и 1925 г., мы будем говорить об одной избирательной системе.
2. Активное и пассивное избирательное право
В соответствии со ст. 139 Конституции РСФСР 1937 г. все граждане, достигшие 18 лет, независимо от расовой и национальной принадлежности, вероисповедания, образовательного ценза, оседлости, социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности имели право участвовать в выборах депутатов и быть избранными, за исключением умалишенных и лиц, осужденных судом с лишением избирательных прав (принцип всеобщих выборов).
Ранее допускалось участие в выборах лиц, не достигших совершеннолетия, если 18 лет им исполнялось в год выборов или они являлись солдатами армии и флота, что соответствовало принципу классового подхода. В данном случае введение принципа всеобщих выборов обусловило отказ от этого исключения из общего правила.
Вышеуказанная статья регламентирует как активное, так и пассивное право граждан, и минимальный возрастной порог для осуществления этих прав один - 18 лет. Однако следует отметить, что позже в нарушение Конституции Положениями о выборах применительно к праву быть избранным депутатом Верховного Совета РСФСР стал устанавливаться более высокий возрастной ценз - достижение 21 года.
В ст. 141 Конституции РСФСР 1937 г. законодатель отдельно подчеркнул, что женщины пользуются правом избирать и быть избранными наравне с мужчинами. Конституция РСФСР 1978 г. аналогичной статьи уже не содержит, что свидетельствует об окончательном утверждении равноправия женщин и, соответственно, об отсутствии необходимости в дополнительных гарантиях данного принципа.
Что касается лишения избирательных прав умалишенных и лиц, осужденных судом, то данная норма на практике толковалась неоднозначно, если не сказать произвольно. Так, на практике зачастую оказывались лишенными избирательных прав в нарушение не только вышеназванного принципа избирательного права, но и принципа презумпции невиновности лица, находящиеся под следствием до вынесения обвинительного приговора. Указанное ограничение избирательных прав было полностью снято к 1958 г. <2>.
--------------------------------
<2> См.: Бубенцов В.Ф. Советская избирательная система. М.: Знание, 1971. С. 27.
Что касается умалишенных граждан, то в отношении их вопрос решался еще более произвольно. Лишь к 1950 г. практикой выработалось понимание того, что невнесение граждан в списки избирателей может иметь место на основании судебного акта, в основании которого лежат результаты судебно-психиатрической экспертизы либо списки, представленные на лиц, находящихся на излечении, соответствующими отделами здравоохранения.
Ну и наконец, необходимо отметить, что отныне в качестве субъектов избирательного права выступали исключительно граждане СССР, в то время как ранее исходя из принципа классового подхода к участию в выборах допускались трудящиеся иностранцы. Допуск к выборам в Верховный Совет РСФСР граждан иных советских республик обусловлен принципом единства советского гражданства и ст. 18 Конституции РСФСР, в соответствии с которой граждане всех других союзных республик пользуются на территории РСФСР одинаковыми правами с гражданами РСФСР.
Таким образом, Конституция РСФСР 1937 г. закрепила принципиально новый принцип участия граждан в выборах - принцип всеобщего избирательного права.
Конституция РСФСР 1978 г. (ст. 91, 92) решала вопрос о круге лиц, обладающих избирательными правами, аналогично за исключением того момента, что лишенными избирательных прав оказались только умалишенные. Соответственно, лица, привлеченные или привлекаемые к уголовной ответственности, участвовали в выборах наравне с остальными гражданами.
3. Порядок выборов
Не меньшие изменения, нежели принципы осуществления гражданами активного и пассивного избирательного права, претерпел и порядок выборов, что было связано с введением равных прямых выборов при тайном голосовании.
Выборы во все Советы депутатов трудящихся, включая Верховный Совет РСФСР, производились гражданами непосредственно путем прямых выборов (ст. 143 Конституции РСФСР 1937 г.).
Принцип равного избирательного права подразумевал, что выборы депутатов являлись равными: каждый гражданин имел один голос; все граждане участвовали в выборах на равных основаниях (ст. 140 Конституции РСФСР 1937 г.).
На практике это означало, что каждый гражданин заносится только в один список избирателей, голосование производится лично каждым избирателем, а избирательные округа равны между собой по числу жителей <3>.
--------------------------------
<3> См.: Бута В. Избирательная система СССР: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1955. С. 6.
В соответствии с Положением о выборах в Советы депутатов трудящихся РСФСР устанавливалась норма представительства в Верховном Совете РСФСР - один депутат от 150 тысяч населения.
В соответствии со ст. 105 Конституции РСФСР 1978 г. Верховный Совет РСФСР состоял из 975 депутатов, избираемых по избирательным округам с равной численностью населения.
Голосование при выборах депутатов являлось тайным (ст. 144 Конституции РСФСР 1937 г.).
И наконец, ст. 147 Конституции РСФСР 1937 г. называла принцип ответственности депутата: каждый депутат обязан отчитываться перед избирателями в своей работе и в работе Совета депутатов трудящихся и может быть в любое время отозван по решению большинства избирателей в установленном законом порядке.
Статьями 145, 146 Конституции РСФСР 1937 г. был установлен принцип осуществления выборов по избирательным округам, образование которых передавалось в ведение Президиума Верховного Совета РСФСР.
В порядке формирования данных избирательных округов во взаимосвязи с порядком выдвижения кандидатов и заключалась основная проблема рассматриваемой избирательной системы.
Так, в соответствии со ст. 146 Конституции РСФСР 1937 г. право выставления кандидатов обеспечивается за общественными организациями и обществами трудящихся: коммунистическими партийными организациями, профессиональными союзами, кооперативами, организациями молодежи, культурными обществами.
Таким образом, кандидаты в депутаты выдвигались по производственному принципу, т.е. фактически выдвижение имело место внутри трудовых коллективов и производилось не столько исходя из личных качеств кандидатов, сколько исходя из их производственных показателей.
Вместе с тем схема избирательных округов строилась уже исключительно по принципу территориальному.
В этой связи избиратели чаще всего не имели представления о морально-деловых качествах кандидатов, что, безусловно, снижало эффективность императивного депутатского мандата.
Однако указанное обстоятельство, хотя и было, пожалуй, главным недостатком рассматриваемой избирательной системы, на практике оно существенного значения не имело, поскольку на один мандат выдвигался один кандидат, который, разумеется, и оказывался избранным.
Здесь мы вплотную подошли к самому главному недостатку рассматриваемой избирательной системы, по сути сводящему на нет все ее демократические достижения, - безальтернативность и формальность выборов, на которых избиратели не только голосовали за одного кандидата, но и показывали фантастические показатели явки и голосов, поданных "за" (до 99 и более процентов).
Для справки: в научной литературе тех лет данный факт оценивался следующим образом: "...единодушным голосованием за кандидатов народа - представителей блока коммунистов и беспартийных - избиратели демонстрируют свою безграничную поддержку ленинской внутренней и внешней политики партии" <4>.
--------------------------------
<4> Бубенцов В.Ф. Советская избирательная система. М.: Знание, 1971. С. 8.
Примерно такой же ответ был и на критику буржуазных ученых однопартийной системы: "...то, что в Советском Союзе действует одна партия, свидетельствует о том, что в нашей стране нет антагонистических классов, что советское общество монолитно и едино" <5>.
--------------------------------
<5> Там же. С. 17.
Рассматриваемая избирательная система, безусловно, была шагом вперед, поскольку опиралась на принципы всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании и поднялась на более качественный уровень законодательной техники (с точки зрения решения вопросов о возрастном цензе, судимости, составлении списков, нарезке округов и т.д.).
Вместе с тем многие формально демократические элементы не получили должного развития в нормативной регламентации избирательного процесса. Это прежде всего касалось нарушения принципа равноправия, выразившегося в неудачной нарезке избирательных округов и отсутствии реального плюрализма общественного мнения, характерным показателем которого являлась высокая явка избирателей на выборы и процент голосов, поданных "за". Фактическое отсутствие альтернативных кандидатов вообще превращало выборы в формальность, лишая их привлекательности как для избирателей, так и для самих кандидатов.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.