Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПАССИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО ПРАВОСЛАВНОГО ДУХОВЕНСТВА В ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ
Е.В. ДРОБОТУШЕНКО, А.В. ШЕМЕЛИН
Несмотря на видимую значимость и актуальность заявленной в названии статьи тематики, нельзя сказать, что данный аспект истории и современного состояния православия нашел слабое отражение в публикациях научного характера. Отметим, что проблематика реализации прав представителей православного духовенства в истории и современной России вообще не очень часто становится предметом научного анализа. Отдельные публикации назвать можно, но они зачастую носят обобщающий характер и, скорее, исключение из правил <1>. В то же время в некоторых публикациях анализируется проблема ограничения избирательных прав, однако обычно не характеризует данные ограничения применительно к духовенству <2>.
--------------------------------
<1> Клюева В.П. Свобода совести в СССР: от декларации до попыток реализации // История государства и права. N 13. 2013. С. 17 - 19; Хлыстов М.В. Некоторые аспекты регулирования отношений собственности Русской Православной Церкви и ее религиозных организаций // Юридический мир. 2011. N 3 (171). С. 26 - 29 и др.
<2> Сорокун П.В. Ограничение избирательных прав в процессе выборов местных органов власти на территории Красноярского округа в Сибирском крае во второй половине 20-х гг. XX в. // История государства и права. 2014. N 11. С. 48 - 51 и др.
Имеющиеся же работы по заявленной теме - это главным образом публицистические заметки, представляющие собой рассуждения о том, насколько участие православного духовенства в выборах необходимо, в каком качестве - избираемых или выборщиков - и как все названное соотносится с духовностью. На наш взгляд, охарактеризованную ситуацию можно оценить только с негативных позиций. Данный аспект, несомненно, должен иметь научное осмысление, причем далеко не в одной публикации.
В досоветский период представители православного духовенства имели как пассивное, так и активное избирательное право, они избирались и могли быть избраны.
В начале XX в. пассивное избирательное право православного духовенства отражалось при выборах в Государственную Думу и в Государственный Совет. В Государственную Думу представители духовенства могли избираться как: 1) городские жители, владеющие недвижимостью или собственным жилищем; 2) владельцы земельных участков определенного размера; 3) государственные служащие; 4) представители церкви с правом распоряжаться землей.
В Государственный Совет от православного духовенства Святейшим синодом избиралось шесть членов, по трое от белого и черного духовенства. От белого выбирались епархиальным духовенством на благочинных съездах, от черного - посредством назначения епархиальными архиереями <3>.
--------------------------------
<3> Грибовский В.М. Государственное устройство и управление Российской Империи (из лекций по русскому государственному и административному праву). Одесса: Типография "Техник", 1912 // Сайт Конституции Российской Федерации. URL: http://constitution.garant.ru/science-work/pre-revolutionar/5167422/#block_5000 (дата обращения: 10.03.2015).
Однако революционные события 1917 г. внесли свои коррективы. Усложнившиеся отношения между светскими властями и религиозными организациями привели к тому, что патриарх Русской Православной Церкви Тихон (Беллавин) призвал духовенство воздерживаться от участия в политике, естественно и в выборных процессах. Последующий советский период - это время, когда духовенство, и не только православное, было в стороне от выборов.
Ситуация изменится в последний советский период, когда Священный синод Русской Православной Церкви выступил за возможность участия священников в выборах в качестве кандидатов на выборах народных депутатов СССР 1989 г., в результате чего депутатами было избрано несколько священников.
Постсоветское время внесло коррективы в отношение государства к религии и к религиозным организациям. Либерализация общественных ценностей привела к законодательному закреплению свободы совести, вероисповедания и деятельности религиозных организаций. Наряду с иными вопросами, такими как имущественные отношения, образовательная и миссионерская, благотворительная деятельность религиозных организаций, встал вопрос об участии православного духовенства в выборах. Очевидно, здесь следует говорить о двух составляющих: праве, данном новым демократическим государством, участвовать в выборах и отношении Русской Православной Церкви к такому участию.
С первой составляющей все относительно просто. Согласно ст. 3 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" "Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании" <4>, т.е. представитель духовенства - гражданин Российской Федерации имеет право на участие в выборах наравне с иными гражданами. Это активное избирательное право. То же касается пассивного избирательного права, правда, с учетом имеющихся ограничений по возрасту и оседлости.
--------------------------------
<4> Статья 3 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" // СПС "Гарант". URL: http://base.garant.ru/184566/1/ (дата обращения: 10.03.2015).
По поводу участия представителей духовенства в выборах как выборщиков вопросов не возникает, они участвуют наравне со всеми. Несколько сложнее обстоит дело с мнением самой Русской Православной Церкви по вопросу участия представителей духовенства или мирян, несущих послушание в церковном учреждении, в выборах в качестве кандидата.
Ситуация здесь в постсоветский период менялась. В 1993 г. Священный синод Русской Православной Церкви "...постановил предписать священнослужителям воздержаться от участия в выборах в качестве кандидатов в депутаты в органы представительной власти, действующие на постоянной основе, и в первую очередь на федеральном уровне" <5>.
--------------------------------
<5> Материалы, относящиеся к запрету духовенству Московской Патриархии баллотироваться на выборах. Указ Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси // Библиотека Якова Кротова. URL: http://krotov.info/acts/20/1990/1993_10_03.htm (дата обращения: 18.03.2015).
Известно, что не все священнослужители пошли в исполнение данного постановления Священного синода. Так, пресвитер Глеб Якунин решил вновь идти на выборы (он избирался в 1989 г.). Указом Святейшего патриарха Московского и Всея Руси он был лишен сана <6>.
--------------------------------
<6> Там же.
В постановлении Архиерейского собора 1994 г. говорилось о недопустимости выдвижения священнослужителями своих кандидатур на выборах в любые органы государственной власти любых уровней <7>.
--------------------------------
<7> Журналы заседания Священного синода от 4 октября 2012 г. // Pravmir.ru Православие и мир. URL: http://www.pravmir.ru/zhurnaly-zasedaniya-svyashhennogo-sinoda-ot-4-oktyabrya-2012-goda/ (дата обращения: 18.03.2015). Журнал N 93.
В дальнейшем запрет на участие священнослужителей в выборах любого уровня, как и их членство в политических партиях, прописывался вторым пунктом главы пятой Основ социальной концепции РПЦ, который гласит: "...Не допускается выдвижение кандидатур священнослужителей на выборах любых органов представительной власти всех уровней" <8>.
--------------------------------
<8> Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Русская Православная Церковь. Официальный сайт Московской Патриархии. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/141422 (дата обращения: 18.03.2015).
Только в конце 2010 года Межсоборное присутствие Русской Православной Церкви в первом чтении проголосовало за признание возможным представителям духовенства избираться в депутаты различных уровней представительной власти. Данная возможность в виде поправки должна была войти в социальную концепцию РПЦ. Однако следует отметить, что речь шла именно о возможности, а не праве, т.е. данная поправка носила не разрешительный, а скорее запретительный характер. Дело в том, что стать депутатом представители духовенства, в предлагаемом варианте, могли только в случае крайней церковной необходимости и по кандидатуре каждого конкретного священнослужителя решение должно приниматься синодом РПЦ <9>.
--------------------------------
<9> Там же.
Решение Межсоборного присутствия РПЦ должно было в дальнейшем быть поддержано как самими священнослужителями, так и мирянами. После поддержки православного сообщества утверждение данной инициативы требовалось на Архиерейском соборе и, конечно же, должно было быть утверждено Святейшим синодом. Несмотря на изначальную противоречивость во мнениях и оценках, Архиерейский собор в 2011 году определил, что в случае крайней церковной необходимости возможно участие священнослужителей в выборах в органы государственной власти. Это было прописано в акте "Практика заявлений и действий иерархов, духовенства и мирян во время предвыборных кампаний. Проблема выдвижения духовенством своих кандидатур на выборах" <10>.
--------------------------------
<10> Журналы заседания Священного синода от 4 октября 2012 г. // Pravmir.ru Православие и мир. URL: http://www.pravmir.ru/zhurnaly-zasedaniya-svyashhennogo-sinoda-ot-4-oktyabrya-2012-goda/ (дата обращения: 18.03.2015). Журнал N 93.
Священный синод 2 октября 2012 г. постановил "в исключительных случаях, по соображениям крайней церковной необходимости, когда нужно противостоять раскольническим или иноконфессиональным силам, стремящимся использовать выборную власть для борьбы с Православной Церковью, Священный синод или синод самоуправляемой Церкви определяет лиц для участия в выборах в органы государственной власти и в индивидуальном порядке преподает на это благословение" <11>. Следует отметить, что представители православного духовенства, согласно названному Постановлению синода, могли выдвигаться как индивидуально, так и по партийным спискам. Однако с прежнего времени сохранялось неизменным одно условие - это невозможность для представителей духовенства быть членом политической партии.
--------------------------------
<11> Там же.
Процедура выдвижения кандидатуры иерарха, клирика, монашествующего или мирянина, несущего послушание в церковном учреждении, прописывалась в названном Постановлении синода. Она предполагает несколько этапов:
1. Подача прошения на имя патриарха и Священного синода или в синод самоуправляемой Церкви с обоснованием необходимости баллотироваться в тот или иной орган государственной власти.
2. Получение письменного благословения патриарха и Священного синода или синода самоуправляемой Церкви.
3. Подача согласия на участие в предвыборной кампании.
Отметим, что иерарх, клирик, монашествующий или мирянин, несущий послушание в церковном учреждении, став выборным лицом, должен оставить должность, если его деятельность, по мнению патриарха и Священного синода или синода самоуправляемой Церкви, будет признана "недопустимой" <12>.
--------------------------------
<12> Там же.
Принятое синодом Постановление вызвало широкое обсуждение и значительные споры. Как отмечалось, да и отмечается на страницах средств массовой информации, у части общества возникло ощущение, что после этого православное духовенство начнет активно участвовать в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления Российской Федерации. Однако часть аналитиков и представителей Русской Православной Церкви акцентирует внимание на том, что это будет скорее исключением, чем правилом <13>.
--------------------------------
<13> Нейжмаков М. Священники и выборы: между страхами и фактами // REX. Информационное агентство. URL: http://www.pravmir.ru/zhurnaly-zasedaniya-svyashhennogo-sinoda-ot-4-oktyabrya-2012-goda/ (дата обращения: 18.03.2015).
Таким образом, в постсоветское время произошла трансформация пассивного избирательного права православного духовенства. От поощрения участия в выборах в качестве кандидата в последний советский период к молчаливому согласию в самый начальный постсоветский, к запрету во второй четверти последнего десятилетия XX в. и к частичному разрешению в начале второго десятилетия века XXI. Разрешение в случае крайней церковной необходимости участвовать духовенству в выборах вызвало неоднозначную реакцию у общества. Не столько критику или поддержку, сколько не совсем понятные ожидания того, что будет. Нам представляется, что на сегодня данная тема не закрыта и в дальнейшем найдет свое продолжение, а значит, требуется и дальнейшая научная проработка проблематики.
Литература
1. Грибовский В.М. Государственное устройство и управление Российской империи (из лекций по русскому государственному и административному праву). Одесса: Типография "Техник", 1912.
2. Клюева В.П. Свобода совести в СССР: от декларации до попыток реализации // История государства и права. 2013. N 13. С. 17 - 19.
3. Сорокун П.В. Ограничение избирательных прав в процессе выборов местных органов власти на территории Красноярского округа в Сибирском крае во второй половине 20-х гг. XX в. // История государства и права. 2014. N 11. С. 48 - 51.
4. Хлыстов М.В. Некоторые аспекты регулирования отношений собственности Русской Православной Церкви и ее религиозных организаций // Юридический мир. 2011. N 3 (171). С. 26 - 29.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.