Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ЭВОЛЮЦИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ПЕРИОДА ПЕРЕСТРОЙКИ СОЮЗА ССР 1985 - 1993 ГГ.
Н.А. ТАРАБАН
Историческая важность перестроечного периода в становлении современной российской политико-правовой платформы состоит в коренном переломе массового сознания на курс либерализации общества, уходе от единых рамочных идеологем, устанавливаемых правящей партией и формировавших массовое сознание к реальному политическому плюрализму.
Итогом трансформации конституционных основ государственных структур и политических институтов стало принятие Конституции Российской Федерации в 1993 году. С той даты прошло более двадцати лет, однако дискуссии среди ученых - историков, юристов и политологов - сохраняют свою актуальность. До сегодняшних дней рядом исследователей, включая В.Н. Шевелева, И.В. Бестужева-Лада, Ю. Каграманова, Р. Питерса <1> и других, рассматриваются альтернативные пути развития российской истории. Как указывают последние, окончательная диверсификация политической системы не завершена до сих пор.
--------------------------------
<1> Шевелев В.Н. Все могло быть иначе: альтернативы в истории России. Ростов н/Д: Феникс, 2009. С. 333 - 345; Бестужев-Лада И.В. Ретроальтернативистика в философии истории // Вопросы философии. 1997. N 8. С. 112 - 122; Каграманов Ю.Ю. Прошлое страстно глядится в грядущее // Новый мир. 2008. N 7.
Вместе с этим хотелось бы заметить, что необходимость модернизации общественно-политического строя имманентна любому этапу развития общества и государства.
Все это демонстрирует актуальность исследований исторического опыта реформирования конституционного устройства государства. Об актуальности темы статьи говорит сохранившаяся противоречивость в оценках перемен институциональных устоев государственного строя в 1980 - 1990-е годы, отмеченная в том числе выдающимся отечественным историком права И.А. Исаевым, который признает невозможность дачи окончательной и объективной оценки имевшим место историческим событиям <2>. Как признают И.А. Исаев, Ю.П. Титов и В.М. Сырых, Россия второй раз оказалась в революционной ситуации, проводя историческую параллель перестройки 1980 - 90-х годов прошлого столетия с Великой Октябрьской революцией.
--------------------------------
<2> Исаев И.А. История государства и права России. М.: Юристъ, 2007. С. 604 - 606.
Другой актуальной проблемой, стоящей перед современными исследователями, является необходимость коренного пересмотра методологии изучения государственного строя СССР, господствовавшей прошлые десятилетия. Следует позволить себе признать, что до сегодняшнего дня отсутствует единая методологическая база, позволившая исследователям объективно оценить произошедший в истории переход к новой социальной формации.
Как признается виднейшим российским конституционалистом М.В. Баглаем, для полного освобождения от "тоталитарной методологии" необходима смена поколения ученых <3>. По его мнению, исследователи, ранее связанные партийной социалистической конъюнктурой, не способны дать объективную оценку имевшим тогда место событиям.
--------------------------------
<3> Баглай М.А. Тоталитарное и демократическое конституционное право: этапы развития // Конституционное право. М.: Норма, 2006. С. 62.
Вместе с этим непростой представляется задача в данном направлении и для современного ученого-государствоведа, поскольку волна западно-либеральных настроений, захлестнувшая Россию, также не создает объективных условий для того, чтобы объективно разобраться с событиями, произошедшими в России более двух десятилетий назад.
Целью написания данной статьи является историческая систематизация конституционных преобразований в перестроечном периоде советской истории, определение предпосылок реформ государственного строя, оценка роли перестройки для становления конституционных основ современного российского общества.
Советский период российской истории представлен достаточно длительным и максимально динамичным отрезком новейшего времени, что делает его особенно важным для выявления на его этапе основных этапов конституционных трансформаций в рамках социально-экономической системы социализма. За время, прошедшее от первых лет становления Советской власти до ее падения, Россия сменила четыре Конституции (1918, 1925, 1937, 1978 гг.), что оказало существенное влияние на принципы административно-территориального устройства государства, структуру и конституционно-правовой статус высших органов государственной власти, политическую сферу общества: строительство коммунизма и последующее признание несостоятельности всей социалистической модели государственного устройства; введение и отмена однопартийной политической системы, реформирование избирательного процесса.
Годы правления Советов до сих пор не находят в своей оценке единого научного подхода, что продиктовано прежде всего влиянием мощных противоборствующих политических сил как в России, так и на всем постсоветском пространстве.
Традиционно в качестве начала перестроечного периода принято считать 1985 год, когда апрельский Пленум ЦК КПСС положил начало новому этапу социалистического развития, нацеленного на качественное обновление советского общества, обозначенного как "перестройка".
Вместе с этим кризис социализма, по мнению Исаева И.А., начался еще в середине 1960-х годов, когда уже давала о себе знать неустойчивость экономической ситуации, потребовавшей принятия на XXII съезде КПСС новой программы партии <4>.
--------------------------------
<4> Исаев И.А. Указ. соч. С. 7, 569 - 577.
В последующем необходимость кардинальной перемены политического курса становилась центральным звеном XXVII Съезда партии, проводившегося с 25 февраля по 6 марта 1986 года.
XIX Всесоюзная конференция КПСС, проходившая в г. Москве с 28 июня по 1 июля 1988 года, фактически подменившая собой внеочередной Съезд партии, также посвящалась проблеме "ускорения" перестройки политической жизни партии и страны, а также "демократизации власти".
Трансформация конституционных основ государственного устройства и гражданского общества в восьмидесятые годы проходила в условиях относительно недавно принятой Конституции "развитого социализма" 1977 года. Данная Конституция Союза ССР в первой редакции устанавливала исключительную монополию правящей политической партии на всю государственную власть, устанавливая ее идеологию единственно верной. Так, в статье 6 Конституции СССР 1977 года Коммунистическая партия Советского Союза признавалась руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций. Генеральная перспектива развития общества определялась марксистско-ленинским учением.
Данная Конституция СССР констатировала высокие достижения советского общества в построении социалистического строя. Провозглашались в Конституции 1977 года такие принципы, как приоритет государственной собственности, борьба с нетрудовыми доходами.
Государственная власть, в соответствии с Конституцией СССР, строилась в соответствии с принципом демократического централизма: выборностью всех органов государственной власти снизу доверху, подотчетностью их народу, обязательностью решений вышестоящих органов для нижестоящих. Демократический централизм сочетал единое руководство с инициативой и творческой активностью на местах, с ответственностью каждого государственного органа и должностного лица за порученное дело <5>.
--------------------------------
<5> Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. Принята ВС СССР 7 октября 1977 г. (утратила силу) // Ведомости ВС СССР. 1977. N 41. Ст. 617.
Важно отметить, что принятие Конституции "развитого социализма" пришлось на период расцвета социально-политической стабильности в СССР, после окончания войны. При этом рост благосостояния среднего класса привел к повышению запросов гражданского общества, вышедшего на новый уровень развития. Чрезмерная монополизация государственной власти и политической идеологии на таком фоне не могла не вызывать негативного восприятия рядом представителей народных масс.
Всякие идеи о необходимости модернизации общественно-государственного строя, несмотря на отвержение высшей государственной элитой, получали широкий отклик в кругах общественности, представителей науки, культуры. Все это, бесспорно, заставляло правящую верхушку КПСС задумываться над необходимостью хотя бы "косметического" пересмотра и преобразования политического курса СССР.
Этим, прежде всего, и были детерминированы конституционные реформы, происходившие в Советском Союзе начиная с 1985 года.
И.А. Исаев относит к числу дополнительных предпосылок реформ 1980 годов проникновение "теневой экономики" во все сферы экономической жизни государства, радикальные рыночные преобразования в Венгрии, возрождения "диссидентских" и неформальных движений на фоне гласности, открывшей доступ к ранее закрытой информации <6>. Данные детерминанты носили внутригосударственный характер.
--------------------------------
<6> Исаев И.А. Указ. соч. С. 579.
К числу внешнеполитических детерминирующих факторов, связанных с "ускорением" реформ в СССР, по мнению М.В. Баглая, относится принятие Генеральной Ассамблеей ООН ряда актов в сфере прав человека, которые СССР вынужден был ратифицировать <7>.
--------------------------------
<7> Баглай М.В. Указ. соч. С. 54.
Помимо общеизвестных международных пактов о гражданских и политических правах, ратифицированных СССР, не меньшую роль сыграло подписание Л.И. Брежневым в 1975 году Заключительного акта СБСЕ, вошедшего в историю как Хельсинкское соглашение <8>. Несмотря на то что подписание данного соглашения не смогло оказать существенного влияния на советскую правовую систему, провозглашение СССР на международном уровне незыблемости общепризнанных демократических основ и принципов общечеловеческих свобод дало советской либеральной общественности формальную международную поддержку.
--------------------------------
<8> Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Подписан в г. Хельсинки 1 августа 1975 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXI. М., 1977. С. 544 - 589.
Первая поправка к Конституции СССР 1977 года вышла 24 июня 1981 года, носившая в большей степени технический характер, в соответствии с которой в состав Президиума Совета Министров Союза ССР по решению Совета Министров СССР, наряду с его Председателем и заместителями, получили право входить и другие члены Правительства СССР <9>.
--------------------------------
<9> Закон о внесении дополнения в статью 132 Конституции (Основного Закона) СССР от 24 июня 1981 г. N 5154-X (утратил силу) // Ведомости ВС СССР. 1981. N 35. Ст. 114.
Следующая поправка в Конституцию "развитого социализма", внесенная Законом СССР от 1 декабря 1988 г. "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР" <10>, на фоне уже "созревшей" перестроечной мысли ввела принципиальное новшество, касающееся деятельности Советов народных депутатов, которые получили полномочия представительной власти. Это, по мнению ряда исследователей, включая С.А. Авакьяна, подчеркнуло не только их природу как органов власти народа, но и то, что социальной основой данной власти является весь советский народ, состоящий из дружественных слоев - рабочих, крестьян и интеллигенции <11>. Вместе с этим данная конституционная реформа затронула и совершенствование избирательной системы, структуры и деятельности Советов народных депутатов и органов правосудия, способствовала развитию самоуправления народа.
--------------------------------
<10> Закон СССР от 1 декабря 1988 г. N 9853-XI "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР" (утратил силу) // Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1988. N 49. Ст. 727.
<11> Муниципальное право России: учебник / С.А. Авакьян, В.Л. Лютцер, Н.Л. Пешин и др.; отв. ред. С.А. Авакьян. М.: Проспект, 2009. 544 с.
Конституционная реформа 1988 года стала реальным и существенным шагом вперед на пути обновления политического курса Советской России, поскольку на данном этапе сложились принципы избирательной системы, приблизившейся к международным стандартам. Введены два вида избирательных систем, одномандатные и многомандатные избирательные округа, определялась единая норма представительства, что позволяло говорить о реальном принципе равного избирательного права. Также устанавливались гарантии неприкосновенности кандидатов. Впервые в советской истории закреплялся принцип разделения властей. Так, не могли избираться в Советы народных депутатов, за отдельными исключениями, лица, входившие в состав Совета Министров Союза ССР и союзных республик, исполнительных комитетов местных советов, судьи и государственные арбитры (ст. 96). На ранних этапах становления советской системы принцип разделения властей, сформулированный представителями западноевропейской школы права Д. Локком и Ш.Л. Монтескье, отвергался как чуждый и неприемлемый. Как отмечают Е.И. Козлова и О.Е. Кутафин, данный принцип объяснялся марксистской концепцией "обыкновенного промышленного разделения труда", которое переносилось к механизму государства для упрощения его деятельности <12>. Установленный в октябрьском Декрете о власти принцип "Вся власть Советам" <13> приводил к сращиванию законодательной и исполнительной власти. Все государственные органы вплоть до конца 1980-х признавались подконтрольными и подотчетными Советам.
--------------------------------
<12> Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: Юристъ, 2012. С. 90 - 92.
<13> Декрет о полноте власти Советов. Принят II Всероссийским Съездом Советов 28 октября 1917 г. // СУ РСФСР. 1917. N 1. Ст. 5.
Обновленная редакция статьи 100 Конституции Союза ССР фактически впервые ввела альтернативность выборов, право выдвижения кандидатов в народные депутаты по избирательным округам было предоставлено трудовым коллективам, общественным организациям, коллективам средних специальных и высших учебных заведений, собраниям избирателей по месту жительства и военнослужащих по воинским частям. В РСФСР порядок осуществления гражданами Советской России активных избирательных прав при избрании народных депутатов конкретизировался в Законе РСФСР "О выборах народных депутатов РСФСР" от 27 октября 1989 года <14>. Хотелось бы отметить, что данный Закон был принят после первых конституционных изменений, внесенных в Конституцию Союза ССР Законом от 1 декабря 1988 года N 9853-XI, когда впервые утвердилась альтернативность выборов как ведущий принцип советского избирательного права. В Законе РСФСР "О выборах народных депутатов..." (ст. 32) отсутствовало упоминание о таком участнике политической жизни, как Коммунистическая партия Советского Союза, которая ранее являлась авангардом всего народа. При этом следует отметить то обстоятельство, что принят данный Закон был до отмены конституционных положений статьи 6 Конституции Союза ССР, внесенных Законом СССР от 14 марта 1990 года N 1360-1.
--------------------------------
<14> Закон РСФСР "О выборах народных депутатов РСФСР" от 27 октября 1989 г. (утратил силу) // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1989. N 44. Ст. 1305.
Дополнительной новеллой данного Закона стало появление так называемых праймериз, т.е. предварительных выборов внутри избирательного объединения как субъекта выдвижения кандидата.
Внесенные в статью 91 (абзац первый) Конституции Союза ССР изменения позволили выносить важнейшие вопросы союзного, республиканского и местного значения на референдумы. По своей конституционно-правовой природе референдум является высшей формой выражения власти народа, которому, как определяла статья 2 Конституции Союза ССР, принадлежала власть.
Установление впервые в советской истории института референдума свидетельствовало о постепенном переходе от формальной представительной к прямой демократии.
Съезд народных депутатов, конституционно-правовой статус которых получил закрепление в главе 15 Конституции Союза ССР, стал высшим органом государственной власти СССР и был правомочен принять к своему рассмотрению и решить любой вопрос, отнесенный к ведению Союза ССР. Принятие и изменение Конституции СССР, решение вопросов государственного устройства, определение вопросов государственной границы Союза ССР и союзных республик, определение основных направлений внутренней и внешней политики СССР, избрание Верховного Совета СССР и его председателя, утверждение председателя Совета Министров СССР, утверждение председателя Комитета народного контроля СССР, председателя Верховного Суда СССР, Генерального прокурора СССР, Главного государственного арбитра СССР, избрание Комитета конституционного надзора СССР, назначение всенародных голосований (референдумов) стали предметами исключительного ведения Съезда. Ранее указанные вопросы решались Президиумом Верховного Совета СССР, формировавшегося из числа его членов в усеченном его составе.
Вводился на данном этапе и новый орган государственной власти - Комитет конституционного надзора СССР. По своей природе данный Комитет являлся прообразом современного Конституционного Суда Российской Федерации.
Так, статья 125 Конституции Союза ССР определила, что Комитет конституционного надзора избирался Съездом народных депутатов СССР на десятилетний срок полномочий из числа специалистов в области политики и права в составе председателя, его заместителя и 21 члена, включая представителей от каждой союзной республики. В целях обеспечения их последующей независимости и следования принципу разделения властей и предотвращения конфликта интересов лица, избранные в Комитет конституционного надзора СССР, не могли одновременно входить в состав органов, акты которых были поднадзорными Комитету. Закреплялся и принцип независимости членов Комитета конституционного надзора СССР при выполнении своих полномочий и подчиненности только Конституции СССР. На Комитет конституционного надзора СССР возлагались полномочия по даче заключений о соответствии Конституции СССР проектов союзных законов. При этом указанный Комитет давал такие заключения как по поручению Съезда народных депутатов СССР, Верховного Совета СССР, так и по собственной инициативе.
Однако в отличие от Конституционного Суда Российской Федерации здесь отсутствовал принцип процессуальной диспозитивности, со стороны Комитета конституционного надзора могла проявляться собственная инициатива, заинтересованность; решения, принимаемые Комитетом, не имели прямого действия, требуя рассмотрения Верховным Советом СССР.
В числе последующих конституционных преобразований находится Закон Союза ССР от 20 декабря 1989 года N 961-1 "Об уточнении Конституции (Основного Закона) СССР" <15>, закрепивший на конституционном уровне, путем внесения изменений в статьи 108, 110, 111 и 112 Конституции СССР, принцип сменяемости власти и ротации депутатов. Так, до 1/5 части состава Верховного Совета СССР подлежало ежегодному обновлению Съездом народных депутатов СССР.
--------------------------------
<15> Закон СССР от 20 декабря 1989 г. N 961-1 "Об уточнении некоторых положений Конституции (Основного Закона) СССР по вопросам порядка деятельности Съезда народных депутатов СССР, Верховного Совета СССР и их органов" (утратил силу) // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР от 20 декабря 1989 г. N 28. Ст. 538.
Вместе с тем наибольшее значение в среде конституционных преобразований Союза ССР занимает Закон СССР от 14 марта 1990 г. N 1360-1 "Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) СССР" <16>. Тогда впервые учреждался институт Президента Союза ССР. Данный Закон не сводился исключительно к введению в структуре органов государственной власти принципиально новой должности - президента, который становился конституционным главой государства, на смену ранее выполнявшим эту роль генеральным секретарям правящей ЦК КПСС, поскольку официально лишал КПСС монополии на управление страной путем изменения нормативных положений статьи 6 Конституции Союза ССР. В соответствии с обновленной редакции данной статьи в стране впервые устанавливался многопартийный режим с сохранением прежнего приоритета КПСС.
--------------------------------
<16> Закон СССР от 14 марта 1990 г. N 1360-1 "Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) СССР" (утратил силу) // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР от 21 марта 1990 г. N 12. Ст. 189.
Принятие данного Закона было продиктовано обеспечением дальнейшего развития осуществляемых в стране глубоких политических и экономических преобразований, укреплением конституционного строя, прав и свобод граждан, улучшением взаимодействия высших органов государственной власти и управления СССР.
С точки зрения очередного витка трансформации конституционных основ избирательно-правовых институтов к существенной новелле данного Закона можно отнести появление нового субъекта избирательных правоотношений - кандидата на должность президента Союза ССР, президентов союзных республик, а также появление новых избирательных кампаний по президентским выборам.
Выборы президента СССР в соответствии со ст. 127.1 Конституции Союза ССР осуществлялись на основе принципов всеобщности, равенства, прямого избирательного права, тайны голосования, альтернативности, установления на конституционном уровне минимального порога явки.
В статье 127.10 Конституции СССР определялась трансмиссия полномочий президента СССР, в случае невозможности исполнения последним своих полномочий, таковые временно переходили к председателю Верховного Совета СССР, а в случае невозможности таковой - к председателю Совета Министров СССР. Устанавливался также трехмесячный срок проведения новых президентских выборов в таких случаях.
Наряду с неприкосновенностью статья 127.8 Конституции Союза ССР предусматривала для Президента Союза ССР и принцип конституционно-политической ответственности в виде смещения Съездом Советом народных депутатов СССР за нарушения им союзной конституции и союзных законов.
Позже Законом СССР от 26 декабря 1990 г. N 1861-1 был введен институт вице-президента Союза ССР, который по поручению президента СССР выполнял отдельные его полномочия, а также замещал его в необходимых случаях. Тогда же формировался Совет Федерации, в состав которого по должности входили: президент СССР (председатель), вице-президент, президенты (высшие должностные лица) союзных республик.
Важно отметить, что трансформация государственного строя в перестроечный период СССР носила эволюционный характер, осуществляясь путем внесения изменений в действующую Конституцию в установленном порядке. Данная характеристика служит главным отличием периода перестройки от Октябрьской революции. Данное отличие очевидно для историка-юриста, которое основывается на анализе конституционных источников, отражавших реформирование государственного строя СССР. Менее очевидным данное отличие выглядит для народа, поскольку последствия таких реформ привели к самым неожиданным, фактически революционным последствиям, конечным из которых стал распад Союза ССР. Придав народу ряд свобод, правящая политическая сила, составлявшая государственный аппарат, не смогла удержать власть в условиях реальной политической конкуренции.
Бесспорно, данные события стали весьма неоднозначным историческим опытом для России, дать оценку которым невозможно уже на протяжении двадцати лет.
Становление демократических основ конституционного строя, появление реальной свободы мнений, политической и идеологической конкуренции, альтернативности выборов стоили России распада СССР, ослабления геополитической позиции нашей страны, краха экономики и расцвета преступности в 90-е годы.
Вместе с этим положительные стороны реформирования государственного строя нашли свое отражение в принятой в 1993 году Конституции Российской Федерации.
Литература
1. Баглай М.А. Тоталитарное и демократическое конституционное право: этапы развития // Конституционное право. М.: Норма, 2006. С. 62.
2. Бестужев-Лада И.В. Ретроальтернативистика в философии истории // Вопросы философии. 1997. N 8. С. 112 - 122.
3. Исаев И.А. История государства и права России. М.: Юристъ, 2007. С. 604 - 606.
4. Каграманов Ю.Ю. Прошлое страстно глядится в грядущее // Новый мир. 2008. N 7.
5. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: Юристъ, 2012. С. 90 - 92.
6. Муниципальное право России: учебник / С.А. Авакьян, В.Л. Лютцер, Н.Л. Пешин [и др.]; отв. ред. С.А. Авакьян. М.: Проспект, 2009. 544 с.
7. Шевелев В.Н. Все могло быть иначе: альтернативы в истории России. Ростов н/Д: Феникс, 2009. С. 333 - 345.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.