Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
РАЗВИТИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПАССИВНОМ ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРАВЕ В РОССИИ С 1988 ПО 1993 Г.
Л.А. НУДНЕНКО
Развитие правового регулирования пассивного избирательного права в России в период с 1989 по 1993 годы связано с реформой политической системы, которая в первую очередь ознаменовалась изменением системы высших органов государственной власти сначала в СССР, а потом и в РСФСР. В 1989 году, вслед за СССР, в РСФСР путем внесения изменений в Конституцию РСФСР 1978 года был учрежден Съезд народных депутатов РСФСР как всенародно избираемый верховный орган государственной власти. Съезд был правомочен решать любой вопрос, отнесенный к ведению РСФСР, при этом в его исключительную компетенцию входило: избрание Верховного Совета и его председателя, принятие Конституции и поправок к ней, утверждение председателя Совмина РСФСР и Генерального прокурора республики, избрание Конституционного Суда, а также ряд других вопросов <1>.
--------------------------------
<1> Конституция (Основной Закон) РСФСР 1978 г. (в ред. от 27 октября 1989 г.). М., 1989. 60 с.
В соответствии с Конституцией Съезд избирался в составе 1 068 народных депутатов РСФСР: 900 - по территориальным округам пропорционально численности населения; 168 - по национально-территориальным округам: по 4 от 16 автономных республик (64), по 2 - от 5 автономных областей (10), по 1 - от 10 автономных округов (10), 84 - от краев, областей, городов Москвы и Ленинграда.
Постоянно действующим органом Съезда народных депутатов в период с 1990 по 1993 годы был Верховный Совет, по сути, внутренняя палата Съезда. И Съезд народных депутатов, и Верховный Совет РСФСР работали сессионно. Верховный Совет РСФСР состоял из двух палат (по сути дела, подпалат) - Совета Национальностей и Совета Республики. Верховный Совет 12-го созыва был избран в 1990 году на основании Конституции 1978 года в редакции 1990 года. В этот период Верховный Совет избирался Съездом народных депутатов до образования вновь избранным Съездом народных депутатов Российской Федерации нового состава Верховного Совета Российской Федерации. 21 сентября 1993 года Указом Президента "О поэтапной конституционной реформе" полномочия Съезда народных депутатов и Верховного Совета были прерваны <2>. Этот Указ впоследствии был признан Конституционным Судом противоречащим Конституции. Несмотря на сопротивление значительной части народных депутатов и их сторонников 4 октября 1993 года Съезд народных депутатов и Верховный Совет России были разогнаны с применением оружия и бронетехники.
--------------------------------
<2> Указ Президента РФ от 21 сентября 1993 г. N 1400 "О поэтапной конституционной реформе" // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. N 39. Ст. 3597.
Период с 1989 по 1993 год ознаменовался разработкой ряда проектов новой Конституции России, до принятия которой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года вносился ряд изменений в Конституцию РСФСР 1978 года, в том числе и в главу 11 "Избирательная система". Кроме того, выборы народных депутатов регулировались принятыми 27 октября 1989 года двумя Законами: Законом РСФСР "О выборах народных депутатов РСФСР" <3> и Законом РСФСР "О выборах народных депутатов местных Советов народных депутатов РСФСР" <4>. Так, в статью 92 были внесены изменения, устанавливающие ограничение пассивного избирательного права для определенных категорий должностных лиц. "Лица, входящие в состав Совета Министров РСФСР, Советов Министров автономных республик, исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов, за исключением председателей этих органов, руководителей ведомств, отделов и управлений исполнительных комитетов местных Советов, судьи и государственные арбитры не могут быть депутатами в Совете, которым они назначаются или избираются". Сформулированное статьей 92 Конституции РСФСР 1978 г. (в редакции 1989 г.) правило можно отнести к числу правил неизбираемости.
--------------------------------
<3> Закон РСФСР от 27 октября 1989 г. "О выборах народных депутатов РСФСР" // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1989. N 44. Ст. 1305.
<4> Закон РСФСР от 27 октября 1989 г. "О выборах народных депутатов местных Советов народных депутатов РСФСР" // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1989. N 44. Ст. 1307.
Правило неизбираемости было расширено в Конституции России 1978 г. в редакции 1993 года. Оно уже звучало следующим образом:
"Председатель Совета Министров Российской Федерации, его первые заместители, заместители, министры, председатели государственных комитетов Российской Федерации, другие члены Правительства Российской Федерации, а также их заместители не могут быть одновременно народными депутатами Российской Федерации. Лица, входящие в состав Советов Министров (Кабинета Министров) республик в составе Российской Федерации, за исключением председателей этих органов, руководители ведомств республик в составе Российской Федерации, а также лица, возглавляющие краевую, областную администрацию, администрацию автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местную администрацию, отделы, управления, иные структурные подразделения администрации, и их заместители не могут быть депутатами соответствующего представительного органа государственной власти или местного самоуправления. Судьи не могут быть депутатами Советов, которыми они избираются" (ст. 92).
К 1993 году была усовершенствована формулировка статьи 92, которая теперь указывала, что в выборах не участвуют лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы по приговору суда. В первоначальной редакции этой статьи такой оговорки не было.
Закон РСФСР "О выборах народных депутатов РСФСР" содержал норму о предоставлении активного и пассивного избирательного права на территории РСФСР гражданам других союзных республик наравне с гражданами РСФСР (ст. 6). Таким же правом обладали граждане других союзных республик и на выборах в местные Советы народных депутатов. При этом законодательство не содержало требования к этой категории лиц о постоянном или преимущественном проживании на территории РСФСР. Таким образом, из содержания анализируемых законов можно сделать вывод, что граждане других союзных республик, временно находящиеся на территории РСФСР, могли обладать пассивным избирательным правом. Целесообразность и правомерность такого положения с позиций сегодняшнего дня вызывает сомнение.
Круг субъектов права выдвижения кандидатов в депутаты был расширен за счет коллективов средних специальных и высших учебных заведений и собраний по месту жительства.
Кандидатами в народные депутаты РСФСР выдвигались граждане, работающие или проживающие: при выборах от территориальных избирательных округов - на территории соответствующей автономной республики в составе РСФСР, края, области; при выборах от национально-территориальных избирательных округов - на территории РСФСР.
Выдвижение кандидатов в народные депутаты РСФСР по территориальным и национально-территориальным избирательным округам проводилось на собраниях (конференциях) трудовых коллективов предприятий, учреждений, организаций, коллективов средних специальных и высших учебных заведений, расположенных на территории избирательного округа. Трудовые коллективы, коллективы средних специальных и высших учебных заведений, насчитывающие менее 300 человек, проводили выдвижение кандидатов в депутаты на совместных собраниях (конференциях) с другими коллективами, при этом общая численность работающих, учащихся и студентов должна составлять не менее 300 человек.
Впервые в советскую конституцию была включена норма, что число кандидатов в народные депутаты не ограничивается. Каждый участник предвыборного собрания вправе был предлагать для обсуждения любые кандидатуры, в том числе и свою.
В то же время Закон впервые регламентировал, что от трудового коллектива предприятия, учреждения, организации, коллектива среднего специального и высшего учебного заведения, совместного собрания нескольких коллективов, общественной организации, собрания избирателей по месту жительства, военнослужащих по воинским частям выдвигается один кандидат в народные депутаты РСФСР.
На собраниях (конференциях), пленумах выборных органов общественных организаций создаются условия для обсуждения неограниченного числа кандидатур. Каждый участник собрания (конференции), пленума имеет право вносить предложения о кандидатах в депутаты, участвовать в их обсуждении, поддерживать предлагаемые кандидатуры либо вносить предложения об их отводе, предлагать для обсуждения в качестве кандидата в депутаты свою кандидатуру. Решение о выдвижении кандидата в депутаты принимается открытым или тайным голосованием. Порядок голосования и другие процедурные вопросы устанавливаются собранием (конференцией), пленумом выборного органа общественной организации.
Новеллой избирательного законодательства в период с 1989 по 1993 год была норма о возможности отмены решения о выдвижении кандидата в народные депутаты.
Трудовой коллектив, общественная организация, коллектив среднего специального и высшего учебного заведения, собрание избирателей по месту жительства, военнослужащих воинской части, выдвинувшие кандидата в народные депутаты РСФСР, имели право в любое время до выборов отменить свое решение о выдвижении кандидата в депутаты. Решение по этому вопросу принималось в порядке, предусмотренном для выдвижения кандидатов в депутаты, и представлялось в соответствующую окружную избирательную комиссию.
Кроме того, кандидат в депутаты в любое время до выборов мог снять свою кандидатуру, обратившись с заявлением об этом в соответствующую окружную избирательную комиссию.
Об отмене решения о выдвижении кандидата в депутаты или о снятии кандидатом своей кандидатуры окружная избирательная комиссия обязана была довести до сведения населения избирательного округа.
Достаточно подробно была урегулирована возможность выдвижения кандидатов в народные депутаты вместо выбывших после окончания срока регистрации кандидатов в депутаты, если в избирательном округе не остается других кандидатов. В такой ситуации окружная избирательная комиссия обращается к трудовым коллективам, общественным организациям, коллективам средних специальных и высших учебных заведений, собраниям избирателей по месту жительства и военнослужащих воинских частей с предложением выдвинуть новых кандидатов в депутаты. При выбытии кандидатов в депутаты менее чем за месяц до выборов выборы депутата от соответствующего избирательного округа проводятся в двухмесячный срок после общих выборов.
Гражданин РСФСР не мог быть одновременно народным депутатом более чем в двух Советах народных депутатов. Лица, являющиеся депутатами в двух Советах народных депутатов, при выдвижении их кандидатами в депутаты в своих заявлениях должны были указать о намерении освободить занимаемые должности в случае избрания их депутатами или досрочно прекратить свои депутатские полномочия в одном из Советов либо сообщить о снятии своих кандидатур. Таким образом, делался первый шаг на пути закрепления правила несовместимости двух депутатских мандатов.
В этот период был закреплен принцип равного участия в предвыборной кампании кандидатов в народные депутаты с момента их выдвижения.
Новеллой конституционного регулирования реализации пассивного избирательного права Конституцией РСФСР 1978 года (в редакции 1989 г.) стал принцип открытости и гласности подготовки к выборам народных депутатов. Проведение выборов обеспечивали избирательные комиссии, которые образовывались из представителей трудовых коллективов, общественных организаций, коллективов средних специальных и высших учебных заведений, собраний избирателей по месту жительства и военнослужащих по воинским частям. Порядок формирования избирательных комиссий из числа представителей общественности гарантировал их независимость.
Законы о выборах народных депутатов и депутатов местных Советов народных депутатов 1989 года достаточно подробно регламентировали и гарантировали равное участие кандидатов в депутаты в предвыборной кампании. С этой целью кандидатам в депутаты было предоставлено право выступать на предвыборных и иных собраниях, совещаниях, заседаниях, в печати, по телевидению, радио.
Закон предусмотрел возможность, которую можно рассматривать и как обязанность кандидата в депутаты, выступления перед избирателями с программой будущей депутатской деятельности. Программа кандидата в депутаты не должна была содержать положения, направленные к насильственному изменению конституционных основ государственного и общественного строя СССР и РСФСР, пропаганды войны, призывов к разжиганию расовой, межнациональной и религиозной розни, нарушению прав и свобод человека.
Кандидат в народные депутаты РСФСР впервые получил право иметь до пяти доверенных лиц, которые помогали ему в проведении избирательной кампании, вели агитацию за избрание депутатом, представляли его интересы во взаимоотношениях с государственными и общественными органами, избирателями, а также в избирательных комиссиях.
Доверенных лиц кандидат в депутаты определял по своему усмотрению и сообщал о них для регистрации в окружную избирательную комиссию, которая после регистрации доверенных лиц выдавала им удостоверения. На кандидата в депутаты была возложена ответственность за действия доверенных лиц и предоставлено право в любое время до выборов заменять их.
Закон перечислял государственные гарантии реализации пассивного избирательного права. В их числе возможность беспрепятственной агитации трудовыми коллективами, общественными организациями, коллективами средних специальных и высших учебных заведений, избирателями по месту жительства, военнослужащими воинских частей, выдвинувшими кандидатов в депутаты, за своих кандидатов.
Для этой цели трудовым коллективам, общественным организациям, коллективам средних специальных и высших учебных заведений, избирателям по месту жительства, военнослужащим воинских частей избирательными комиссиями гарантировалось предоставление оборудованных помещений для собраний и митингов, а также средства массовой информации для ведения предвыборной агитации.
Гражданам РСФСР, трудовым коллективам, общественным организациям, коллективам средних специальных и высших учебных заведений гарантировалась возможность свободного и всестороннего обсуждения политических, деловых и личных качеств кандидатов в депутаты, а также право агитации за или против кандидатов на собраниях, в печати, по телевидению, радио.
Кандидаты в народные депутаты РСФСР проводили встречи со своими избирателями как на собраниях, так и в другой удобной для избирателей форме. Собрания избирателей организовывались избирательной комиссией совместно с соответствующим Советом народных депутатов или его президиумом.
В качестве гарантий реализации пассивного избирательного права были закреплены: освобождение кандидата в депутаты от производственных и служебных обязанностей для участия в предвыборных мероприятиях; право кандидата в депутаты после регистрации на бесплатный проезд на всех видах пассажирского транспорта (за исключением такси) в пределах соответствующего избирательного округа. Кандидат в депутаты, проживавший за пределами избирательного округа, пользовался таким же правом для проезда в избирательный округ и возвращения к месту жительства.
Впервые была закреплена неприкосновенность кандидатов в народные депутаты, которые не могли быть привлечены к уголовной ответственности, арестованы или подвергнуты мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия Центральной избирательной комиссии.
Следует отметить разрешенный Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 27 мая 1991 года эксперимент по проведению прямых выборов главы местной администрации (мэра) г. Северодвинска Архангельской области <5>. Комитету Верховного Совета РСФСР по вопросам работы Советов народных депутатов и развитию самоуправления было поручено изучить опыт проведения выборов мэра г. Северодвинска и использовать его при подготовке законодательства о выборах руководителей местной администрации.
--------------------------------
<5> Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 27 мая 1991 г. "О проведении в качестве эксперимента прямых выборов главы местной администрации (мэра) г. Северодвинска Архангельской области" // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. N 22. Ст. 797.
Обеспечению реализации пассивного избирательного права способствовало введение института наблюдателей Президиума Верховного Совета РСФСР за проведением выборов Президента РСФСР Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 20 мая 1991 года <6>. Статус наблюдателей за проведением выборов Президента РСФСР был закреплен за народными депутатами РСФСР. Официальным наблюдателям Президиума Верховного Совета РСФСР было предоставлено право доступа ко всем материалам комиссий по проведению выборов Президента РСФСР, в том числе расположенным в воинских частях, в любой момент работы комиссий.
--------------------------------
<6> Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 20 мая 1991 г. "О введении института наблюдателей Президиума Верховного Совета РСФСР за проведением выборов Президента РСФСР" // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. N 21. Ст. 715.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.