Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА НА СВОБОДУ ТВОРЧЕСТВА И МЕХАНИЗМ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
А.Б. НИКИШОВ
Конституция Российской Федерации закрепила приоритет общечеловеческих ценностей и интересов, провозгласив человека, его права и свободы высшей ценностью государства. В процессе жизнедеятельности любой человек на определенной стадии своего развития приходит к потребности творить или использовать результаты литературного, художественного, научного, технического или иных видов творчества других людей. Большинство современных конституций содержат в своих нормах в той или иной степени регулирование свободы творчества. Закрепление свободы творчества способствует духовному и культурного обогащению человека, а также в масштабах государства влияют на экономические процессы.
В России конституционное право на свободу творчества впервые получило законодательное закрепление в Конституции СССР 1977 г. <1> и Конституции РСФСР 1978 г. <2>. Однако на основе анализа конституционных положений зарубежных стран можно сделать вывод, что первое конституционное закрепление исследуемого права в России произошло позднее, чем в Основных законах европейских государств.
--------------------------------
<1> Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1977. N 41. Ст. 617.
<2> Конституция (Основной Закон) Российской Федерации (принята ВС РСФСР 12 апреля 1978 г.) (в ред. от 10 декабря 1992 г.) // Свод законов РСФСР. 1988. Т. 1. С. 13.
В конце 1980-х гг. в России происходили реформы, которые непосредственно касались регулирования экономических отношений в части перехода к рыночной экономике. Так, в этот переходный период право на свободу творчества законодательно закреплялось как одна из форм построения рыночной экономики СССР и РСФСР. Провозглашалась необходимость установления условий для поощрения трудолюбия, творчества и инициативы, высокой производительности <3>, раскрепощения инициативы, обеспечения свободы творчества и развития национальных культур <4>.
--------------------------------
<3> Основные направления стабилизации народного хозяйства и перехода к рыночной экономике: одобрены Верховным Советом СССР 19 октября 1990 г. // Ведомости СССР. 1990. N 44. Ст. 906.
<4> Постановление Съезда народных депутатов РСФСР от 4 апреля 1991 г. "О политическом и социально-экономическом положении в РСФСР и мерах по выходу из кризиса" // Ведомости РСФСР. 1991. N 14. Ст. 487.
Право на свободу творчества во второй половине XX в. получило закрепление в основных международных документах: Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международном пакте о социальных, экономических и культурных правах 1966 г. Так, часть 3 ст. 15 Пакта гласит: "...уважать свободу, безусловно, необходимую для научных исследований и творческой деятельности".
В 1991 г. появилась Декларация о языках народов России <5>, в которой провозглашено "право каждого человека на свободный выбор языка обучения, воспитания и интеллектуальное творчество".
--------------------------------
<5> Декларация ВС РСФСР от 25 октября 1991 г. N 1808/1-1 "О языках народов России" // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 50. Ст. 1742.
В ходе дальнейшего исторического развития конституционное право на свободу творчества получило закрепление и в ныне действующей Конституции РФ <6> (в статье 44: "Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом"). По своей природе данное право относится к социально-культурным правам. Однако, например, И.Ш. Килясханова <7> относит свободу творчества к информационным правам.
--------------------------------
<6> Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Федеральными законами о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ, N 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. N 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. N 31. Ст. 4398.
<7> Информационное право: Учеб. пособие / Под ред. И.Ш. Килясханова. М., 2004.
Согласно пункту "о" ст. 71 Конституции РФ правовое регулирование интеллектуальной собственности отнесено к ведению Российской Федерации, так как правовой режим отдельных результатов умственного и творческого труда не зависит от национально-территориальных особенностей.
По мнению И.Е. Фарбера <8>, к конституционному праву граждан на свободу слова относятся правомочия на свободу творчества в науке, искусстве, литературе, кино, радио и телевидении, на свободное выражение своих мыслей и свободное пользование продуктами духовного творчества.
--------------------------------
<8> Фарбер И.Е. Свобода и права человека в советском государстве. Саратов, 1974. С. 125.
По мнению Е.В. Сазонниковой <9>, свобода творчества является одним из условий сохранения и укрепления нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.
--------------------------------
<9> Сазонникова Е.В. Содержание свободы творчества в конституционном праве России // Журнал российского права. 2009. N 5. С. 34.
Интересную точку зрения высказывает Д.С. Шапорева <10>: понятия "свобода творчества" и "право человека на свободу творчества" не могут быть идентичными, так как, во-первых, свобода творчества более широкое понятие, чем право человека на свободу творчества; во-вторых, эти две категории не являются равнозначными с точки зрения юридической конструкции, поскольку свобода творчества как принцип демократии и субъективное право на творческую деятельность наделяются разным конституционным смыслом.
--------------------------------
<10> Шапорева Д.С. Конституционное право человека и гражданина на свободу творчества в России // СПС "КонсультантПлюс". 2008.
По мнению О.М. Гвоздевой <11>, свобода творчества и право на участие в культурной жизни входят в подгруппу культурных прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Основном Законе России.
--------------------------------
<11> Гвоздева О.М. Свобода творчества и право на участие в культурной жизни: конституционный аспект // Культура: управление, экономика, право. 2014. N 1. С. 13 - 17.
Ю.А. Конюшкина <12> определяет, что свобода творчества представляет собой один из аспектов более емкого фундаментального принципа - свободы слова.
--------------------------------
<12> Конюшкина Ю.А. Проблемы определения границ конституционного права человека на свободу творчества // Конституционное и муниципальное право. 2014. N 11. С. 43 - 46.
На основе анализа имеющихся в доктрине конституционного права взглядов можно сделать вывод: под конституционным правом на свободу творчества представляется возможным понимать социально-культурное право каждого человека и гражданина свободно заниматься любым видом творчества, а также создавать различные виды произведений, за исключением случаев, противоречащих законодательству Российской Федерации. При этом гарантированное Конституцией РФ право на свободу творчества стоит рассматривать как единоличное право каждого человека участвовать как самостоятельно, так и с соавторами в создании результатов интеллектуальной деятельности, осуществлять иную творческую деятельность в различных областях.
Подтверждением комплексности и многогранности права на свободу творчества является то, что оно связано с другими основными правами и свободами человека и гражданина: правом на свободу мысли и слова, правом на свободу труда, правом на свободу массовой информации, правом на образование и т.д. В результате проведенного анализа автором настоящей работы была раскрыта интересная взаимосвязь между частью 1 ст. 44 и частью 2 ст. 26 Конституции РФ: в части 2 ст. 26 провозглашается, что "каждый имеет право на пользование родным языком, на свободу языка общения, воспитания и творчества". Это объясняется тем, что свобода выбора языка творчества представляет собой один из аспектов свободы творчества.
Характеризуя конституционное право на свободу творчества, стоит различать два термина - "свобода творчества" и "право на свободу творчества". На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что "свобода творчества" представляет собой принцип демократического общества, а "право на свободу творчества" представляется субъективным правом человека и гражданина на творческую деятельность.
Рассмотрев отраслевое законодательство, которое базируется на конституционных положениях, можно сделать вывод, что "интеллектуальные права" являются составной частью конституционного права на свободу творчества, поскольку любой человек при создании любого объекта творчества должен руководствоваться правами, предоставляемыми на результаты интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации, созданные ранее другими лицами.
Под конституционным механизмом реализации права на свободу творчества в Российской Федерации необходимо понимать совокупность средств и форм, способов реализации субъективного права, которые действуют в определенной последовательности и в итоге приводят к фактическому пользованию данными правами. Таким образом, можно сделать вывод, что механизм реализации должен включать следующие этапы:
- признание государством конституционного права на свободу творчества в Российской Федерации, в том числе закрепление свободы творчества в основных нормах;
- закрепление конституционного права на свободу творчества (в том числе отдельных видов творчества) в отраслевом законодательстве, а также порядка и способа его реализации и защиты;
- установление ограничения конституционного права на свободу творчества (пределы реализации данного права), т.е. запрет на осуществление творческой деятельности, ведущей к пропаганде войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной, классовой розни или нетерпимости, порнографии;
- организация государством комплекса мероприятий, необходимых для реализации конституционного права на свободу творчества, достижения фактического результата субъектом, осуществляющим конституционное право на свободу творчества;
- охрана конституционного права на свободу творчества как государством, так и самозащита данных прав.
Ограничение прав и свобод человека и гражданина является одним из важнейших аспектов взаимодействия личности и государства. Ограничения должны осуществляется в строгом соответствии с Конституцией РФ. Институт ограничения конституционного права на свободу творчества имеет глубокое теоретическое и практическое значение для механизма реализации конституционного права на свободу творчества.
Проанализировав положения о свободе творчества в конституциях зарубежных стран, научные труды, а также отраслевое законодательство, представляется более верным формулировку "интеллектуальная собственность охраняется законом", которая содержится в пункте 1 ст. 44 Конституции РФ, изложить в следующей редакции: "Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются законом". Необходимо также уточнить содержащуюся в Конституции РФ формулировку понятия "и другие виды творчества", поскольку в законодательстве отсутствует четкая регламентация того, какие именно виды деятельности человека относятся к "другим видам творчества". Однако автор принимает во внимание стабильность статьи 44 главы 2 Конституции РФ, которая заключается в том, что положения Основного Закона не могут быть пересмотрены в порядке принятия федерального конституционного закона о поправке к Конституции РФ.
Отраслевое законодательство, реализующее конституционное право на свободу творчества, требует определенного дополнения и развития, в частности, более четкого определения критериев цензуры и определения лиц, которые были бы уполномочены осуществлять такие права и обязанности. Между тем было бы вполне логичным на законодательном уровне закрепить основания, которые правоприменитель мог бы соотнести с фактическими действиями, относящимися к "пропаганде войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной классовой и иной исключительности или нетерпимости, порнографии", поскольку в законодательстве не указывается, какие действия следуют понимать под ними, что на практике вызывает трудности с толкованием закона и применением его норм.
Библиография
Всеобщая декларация прав человека (принята и провозглашена Резолюцией 17 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г.) // Российская газета. 1005. N 67.
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (принят 16 декабря 1966 г. Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. N 12.
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // СЗ РФ. 2014. N 31. Ст. 4398.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ (в ред. от 31 декабря 2014 г.) // Парламентская газета. 2006. N 214 - 215.
Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 9 октября 1992 г. N 3612-1) (в ред. от 21 июля 2014 г., с изм. и доп., вступившими в силу с 1 января 2015 г.) // Российская газета. 1992. N 248.
Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 (в ред. от 24 ноября 2014 г.) "О средствах массовой информации" // Российская газета. 1992. N 32.
Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1977. N 41. Ст. 617.
Конституция Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (принята на внеочередной VII сессии Верховного Совета РСФСР девятого созыва 12 апреля 1978 г.) // Ведомости ВС РСФСР. 1978. N 15. Ст. 407.
Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. 6-е изд., изм. и доп. М.: Норма, 2007.
Близнец И.А., Леонтьев К.Б. Авторское право и смежные права: Учебник / Под ред. И.А. Близнеца. М.: Проспект, 2015.
Гвоздева О.М. Свобода творчества и право на участие в культурной жизни: конституционный аспект // Культура: управление, экономика, право. 2014. N 1.
Дубровин Ю.Д. Конституционное право на свободу творчества // Культура: управление, экономика, право. 2014. N 1.
Капицын В.М. История, теория и защита прав человека: Учебник. М.: Московский университет потребительской кооперации, 2003.
Кирдяшова Е.В. Интеллектуальные права в системе прав человека // Lex Russia. 2013. N 5.
Конституционное право: Учебник / отв. ред. В.И. Фадеев. М.: Проспект, 2014.
Конюшкина Ю.А. Проблемы определения границ конституционного права человека на свободу творчества // Конституционное и муниципальное право. 2014. N 11.
Конюшкина Ю.А. Финансирование научной деятельности как гарантия реализации конституционного права на свободу научного творчества // Юридическое образование и наука. 2014. N 3.
Кудрявцев В.Н. Свобода научного творчества // Государство и право. 2005. N 6.
Садовникова Г.Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / Отв. ред. И.А. Конюхова (Умнова). 8-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2012.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.