Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
За последние несколько лет на территории многих стран мира, в т.ч. и Российской Федерации, отмечается рост спонтанных массовых акций, которые называют "флешмоб". Однако вопрос о понятии и правовом регулировании названных массовых акций в законодательстве не урегулирован, помимо этого среди ученых ведется полемика по данному вопросу.
Некоторые исследователи полагают, что спонтанные собрания следует считать законными и рассматривать в качестве признака здорового демократического общества <1>, при этом закрепить понятие и признаки флешмоба в Федеральном законе от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) <2>, другие считают, что регламентация флешмобов в законодательстве нецелесообразна, т.к. этот правовой феномен возник не так давно и мало изучен <3>.
--------------------------------
<1> См.: Вашкевич А.Е. Спонтанные собрания: национальное законодательство европейских стран и прецедентное право Европейского суда по правам человека // Сравнительное конституционное обозрение. 2013. N 2. С. 50.
<2> См.: Мартынова О.А. О необходимости законодательного регулирования порядка организации и проведения флешмобов // Проблемы обеспечения законности и правопорядка в Дальневосточном регионе. 2013. С. 111.
<3> См.: Князева И.И. К вопросу о понятии и сущности флешмоба как одной из форм проведения публичных мероприятий // Конституционное и муниципальное право. 2012. N 8. С. 37.
Кроме того, по мнению А.С. Изолитова, с которым мы согласны, правовое регулирование флешмобов связано с вопросом о наличии либо отсутствии общественной опасности (даже потенциальной) в деятельности данных массовых мероприятий <4>. В связи с этим следует обратить внимание на то, что большое количество участников и использование в качестве места проведения флешмоба улицы делает данное мероприятие крупной массовой акцией, в ходе которой возможны любые нарушения общественного порядка и безопасности, что говорит о наличии в деятельности спонтанных массовых мероприятий (флешмобов) общественной опасности.
--------------------------------
<4> См.: Изолитов А.С. Новые информационные угрозы требуют учета при разработке Закона "Об интернете". URL: http://lib.znate.ru/docs/index-279428.html (дата обращения: 18.11.2014).
Так, в целях охраны общественных отношений, складывающихся в ходе организации массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан, в КоАП РФ была включена ст. 20.2.2, предусматривающая административную ответственность за организацию массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка.
Данной статьей введен термин "массовое одновременное пребывание и (или) передвижение граждан", который Конституционный Суд отнес к категории "флешмоб" (спонтанное массовое мероприятие) <5>, выделив при этом признаки последнего: заранее определенную цель, единый замысел участников, свободный доступ граждан к участию, не является публичным мероприятием по смыслу Федерального закона N 54-ФЗ (п. 1 - 6 ст. 2) <6>.
--------------------------------
<5> См.: Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24 октября 2013 г. N 1721-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Шестюка Алексея Витальевича на нарушение его конституционных прав положениями части 1 статьи 3.5 и части 1 статьи 20.2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" // СПС "КонсультантПлюс".
<6> См.: Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" // Российская газета. 2004. N 131.
С целью более глубокого изучения указанной проблемы обратимся к практике реализации ст. 20.2.2 КоАП РФ.
Так, на сегодняшний день складывается ситуация, при которой несанкционированное мероприятие, подпадающее под признаки публичного, расценивается как организация массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка.
Например, 9 февраля 2013 г. гр. Б. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.2.2 КоАП РФ. Согласно протоколу об административном правонарушении гр. Б., находясь на площади Ленина г. Ставрополя, публично призывала группу граждан в количестве 35 - 40 человек к массовому одновременному пребыванию и передвижению в общественных местах и участию в несанкционированном митинге, что повлекло нарушение общественного порядка. При этом допрошенная судом свидетель И. показала, что она находилась на площади Ленина г. Ставрополя, где увидела большую толпу людей, около 50 человек, в центре которой на возвышении находилась гр. Б., которая агитировала граждан, недовольных действиями властей по поводу произошедшего накануне нападения нерусских на казака, собраться и пройти по городу.
Представляется, что в данном случае речь все же идет о публичном мероприятии, поскольку содержание указанной акции подпадает под действие Федерального закона N 54-ФЗ. Кроме того, сама обстановка, складывающаяся при проведении мероприятия, носящего общественно-политический характер, может привести к различным нарушениям общественного порядка и общественной безопасности, что позволяет говорить о наличии в ходе проведения публичного мероприятия больших нарушений, чем при проведении иных массовых мероприятий.
К примеру, 26 февраля 2013 г. в г. Москве в 14 час. 00 мин. на Садовом кольце прошел флешмоб "За честные выборы!". Участники данной акции вышли на внутреннюю сторону Садового кольца и, взявшись за руки, образовали живую цепь. Уже через полчаса с момента начала акции кольцо замкнулось, люди не просто держались за руки, они стояли плечом к плечу, многие (кому не хватило места) вышли на проезжую часть. Атмосфера была очень позитивная, люди улыбались, шутили, пели песни. Между тем группа активистов организации "Оборона", воспользовавшись тем, что мероприятие носило массовый характер и проходило в общественном месте, пыталась сжечь чучело и прокричать: "Россия без Путина!".
Таким образом, на наш взгляд, если флешмоб преследует цели, перечисленные в Федеральном законе N 54-ФЗ, то его следует относить к публичному мероприятию, порядок организации и проведения которого содержится в названном нормативном правовом акте.
Однако существует необходимость в законодательном разграничении понятий "публичное мероприятие" и "массовое одновременное пребывание и (или) передвижение граждан (спонтанное массовое мероприятие)", что возможно только путем выявления признаков последнего.
На основе анализа практики проведения спонтанных массовых мероприятий выделим их основные черты, отличные от иных видов массовых акций.
Во-первых, они проводятся в целях привлечения внимания к тем или иным проблемам, не подпадающим под действие Федерального закона N 54-ФЗ. Здесь примером может служить проведенный 17 ноября 2013 г. в городе Смоленске на площадке у памятника Федору Коню флешмоб "Дорожный боулинг". Его участниками стали волонтеры школы N 8, отряд юных инспекторов дорожного движения школы N 29. Данная акция проводилась с целью привлечения внимания граждан к проблемам безопасности дорожного движения и в целях профилактики детского травматизма.
Во-вторых, задержка в проведении такой акции сделала бы ее бессмысленной либо существенно ослабила бы эффект от ее проведения. К примеру, два года подряд 1 августа во многих городах России, ближнего зарубежья, Европы и Азии проходит флешмоб женственности. При этом в каждом городе мероприятие проводится по-разному. Так, в г. Санкт-Петербурге водили хороводы на набережной, в Пятигорске на центральной площади танцевали канкан, в Томске дружно надели шляпки и т.д. Затем жители каждого города в ночь на 2 августа выкладывают в Интернет около 500 фотографий с проведенного мероприятия, что позволяет жителям других городов узнать о флешмобах, которые прошли по всему миру.
В данном случае процедура уведомления о проведении массового мероприятия, которая содержится в Федеральном законе N 54-ФЗ, не представляется необходимой. В то же время, на наш взгляд, приняв решение о проведении спонтанного массового мероприятия, организатору указанного мероприятия необходимо сообщить о данном намерении уполномоченному органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления, поскольку могут возникнуть ситуации, за которыми последуют различные нарушения общественного порядка и общественной безопасности, что потребует вмешательства правоохранительных органов для устранения негативных последствий.
Кроме того, это позволит устранить противоречия, связанные с тем, что на сегодняшний день граждане, желающие организовать массовое одновременное пребывание и (или) передвижения граждан, направляют в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления уведомления в соответствии с процедурой, прописанной в Федеральном законе N 54-ФЗ. При этом органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в данной ситуации принимают и рассматривают уведомления в соответствии все с тем же Федеральным законом N 54-ФЗ. Круг замкнулся.
Складывающаяся ситуация не может быть оценена положительно, поскольку причинами подобного рода действий зачастую является желание граждан застраховать себя от административной ответственности, что говорит об отрыве действующего законодательства от складывающейся на сегодняшний день практики.
В-третьих, такие (спонтанные) мероприятия не должны планироваться заранее (организаторы не должны раздавать печатные материалы или использовать заготовленные заранее плакаты, транспаранты и т.д.). Например, 10 июня 2012 г. в г. Санкт-Петербурге на Марсовом поле прошел флешмоб "Общегородской бой подушками", организованный арт-группой "Живой Петербург". Информация о проведении данной акции содержалась в социальной сети "Вконтакте". В анонсе указанного массового мероприятия оговаривались меры безопасности: подушки должны были быть мягкими и в крепких наволочках, чтобы не разлетались перья; организаторы просили "снять пирсинг, очки, линзы, серьги, в общем, все для вашей безопасности".
Из этого следует, что, помимо определения места, времени и предупреждения о мерах безопасности при проведении данной акции, никаких других мероприятий организационного характера проведено не было.
Таким образом, под спонтанным массовым мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому акция, проводимая без оружия, имеющая заранее определенную цель, характеризующаяся единым замыслом их участников и свободным доступом граждан к участию в них, проводимая без предварительного уведомления, при условии, что такие мероприятия не приводят к нарушению общественного порядка.
Приведенное определение, а также порядок проведения спонтанных массовых мероприятий следует закрепить в отдельном федеральном законе. Сказанное позволит в полной мере обеспечить гражданам реализацию конституционного права собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования.
Литература
1. Вашкевич А.Е. Спонтанные собрания: национальное законодательство европейских стран и прецедентное право Европейского суда по правам человека // Сравнительное конституционное обозрение. 2013. N 2.
2. Изолитов А.С. Новые информационные угрозы требуют учета при разработке Закона "Об интернете". URL: http://lib.znate.ru/docs/index-279428.html (дата обращения: 18.11.2014).
3. Князева И.И. К вопросу о понятии и сущности флешмоба как одной из форм проведения публичных мероприятий // Конституционное и муниципальное право. 2012. N 8. С. 35 - 37.
4. Мартынова О.А. О необходимости законодательного регулирования порядка организации и проведения флешмобов // Проблемы обеспечения законности и правопорядка в Дальневосточном регионе. 2013.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.