Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРАВО НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ, ПРАВО НА МЕДИЦИНСКУЮ И СОЦИАЛЬНУЮ ПОМОЩЬ: ПРОБЛЕМЫ СООТНОШЕНИЯ
О.В. РОМАНОВСКАЯ
Глава 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" <1> (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан) устанавливает права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья. Самостоятельными правами закреплены право на охрану здоровья (ст. 18) и право на медицинскую помощь (ст. 19). В этой части Закон пошел по пути дублирования конституционной нормы. Предшествующие Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан, конкретизируя право, предусмотренное ст. 41 Конституции РФ, не отражали в полной мере положения Основного закона, поскольку в качестве правообладателя закрепляли только гражданина Российской Федерации (ст. 17 ранее действовавших Основ). Праву на охрану здоровья иностранных граждан посвящалась самостоятельная статья (ст. 18). Как ни парадоксально, но Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан не упоминали право на медицинскую помощь. Получается, что до 2011 г. реализация конституционной нормы (ст. 41) не получала своего отраслевого развития <2>.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 31. Ст. 3215.
<2> Романовский Г.Б. Право на охрану здоровья и право на медицинскую помощь (услугу). Как обозначить границы указанных прав? Судебная практика // Правовые вопросы в здравоохранении. 2014. N 7. С. 16 - 29.
В зарубежной и отечественной юридической науке дискутируется вопрос о необходимости закрепления "права на здоровье" <3>, при этом производятся ссылки на международные документы, которые предусматривают различную терминологию. Так, право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья устанавливается ст. 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Часть 2 указанной статьи перечисляет меры, которые должны быть приняты участвующими в настоящем Пакте государствами для полного осуществления права на здоровье. Это мероприятия, необходимые для: "a) обеспечения сокращения мертворождаемости и детской смертности и здорового развития ребенка; b) улучшения всех аспектов гигиены внешней среды и гигиены труда в промышленности; c) предупреждения и лечения эпидемических, эндемических, профессиональных и иных болезней и борьбы с ними; d) создания условий, которые обеспечивали бы всем медицинскую помощь и медицинский уход в случае болезни". Статья 24 Конвенции о правах ребенка <4> закрепляет: "1. Государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства-участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения". В указанной статье содержится также перечень необходимых мер, осуществление которых берет на себя каждое государство-участник. Статья 11 Европейской социальной хартии <5> закрепляет право на охрану здоровья: "В целях обеспечения эффективного осуществления права на охрану здоровья Стороны обязуются принять, непосредственно или в сотрудничестве с государственными или частными организациями, соответствующие меры, направленные, в частности, на: 1) устранение, насколько это возможно, причин нарушения здоровья; 2) предоставление услуг консультационного и просветительского характера, направленных на укрепление здоровья и поощрение личной ответственности за свое здоровье; 3) предотвращение, насколько это возможно, эпидемических, эндемических и других заболеваний, а также несчастных случаев". Одновременно ст. 13 Европейской социальной хартии предусматривает право на социальную и медицинскую помощь.
--------------------------------
<3> Толстой В.С. Личные неимущественные правоотношения. М.: Издательство Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, 2009.
<4> Сборник международных договоров СССР. 1993. Вып. XLVI.
<5> Россия в ней не участвует.
Статья 16 Африканской хартии прав человека и народов (принята на встрече глав государств - членов Организации африканского единства 26 июня 1981 г. в Найроби, вступила в силу 21 октября 1986 г.) устанавливает, что каждый человек имеет право на максимально возможный уровень физического и психического здоровья. Государства - участники настоящей Хартии принимают необходимые меры для защиты здоровья своих народов и обеспечивают предоставление им медицинской помощи в случае болезни.
Арабская хартия прав человека и народа в арабском мире содержит целый комплекс прав, совмещающих как право на здоровье и право на медицинскую помощь, так и право на социальную защиту. Статья 16 закрепляет: "Государства берут на себя обязательство заботиться о людях, страдающих психическими заболеваниями". Статья 17 устанавливает: "Каждый человек имеет право на социальную, медицинскую защиту и охрану здоровья". Одновременно ст. 20 и 21 посвящены социальной заботе и адаптации престарелых людей и лиц с физическими и умственными недостатками.
Как видно из содержания международных документов, право на охрану здоровья имеет прямую "связку" с предназначением социальной помощи. На это также указывает ст. 7 Конституции РФ, закрепляющая характеристику нашего государства как социального. В общей норме (ст. 7) расшифровывается, что социальное государство гарантирует охрану здоровья людей, развивает систему социальных служб, обеспечивает поддержку определенных категорий граждан. На близость двух понятий указывается и в юридической науке. Так, Н.В. Савостьянова выделяет комплекс правомочий в сфере охраны здоровья человека: 1) права граждан в сфере охраны здоровья (ст. 7, 20, 21, 37, 38, 39, 41, 42 Конституции РФ); 2) обязанность государства в лице органов государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ и органов местного самоуправления, их должностных лиц по защите указанных прав (ст. 45, 46, 53, 55 Конституции РФ); 3) установленную законом ответственность государства, юридических и физических лиц за нарушение прав граждан и несоблюдение обязанности органов власти и их должностных лиц по охране здоровья, в том числе за непредоставление информации, за разглашение врачебной тайны, за вред, причиненный здоровью человека" <6>.
--------------------------------
<6> Савостьянова Н.В. Конституционное право на охрану здоровья: понятие и структура // Конституционное и муниципальное право. 2005. N 3. С. 37 - 39.
А.И. Сергеев определяет содержание конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь как совокупность отдельных правомочий каждого в сфере здравоохранения, укрепления и сохранения здоровья. Основное место в данной совокупности занимает гарантированная возможность каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на получение своевременной, качественной медицинской помощи, бесплатно предоставляемой гражданам Российской Федерации, а в отдельных случаях также иностранным гражданам. В число иных правомочий, по мнению А.И. Сергеева, составляющих содержание конституционного права каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь, следует включить возможности медицинской профилактики, реабилитации после болезни, мер по поддержанию наивысшего уровня физического и психического здоровья, права отдельных групп населения на регулярную диспансеризацию и медицинские осмотры, права пациента как специфического субъекта правоотношений. Кроме того, к содержанию права на охрану здоровья и медицинскую помощь тесно примыкают правомочия на здоровую окружающую среду, регулярную информацию о ее состоянии, права на пользование чистой питьевой водой, здоровое и достаточное питание, охрану труда на производстве <7>.
--------------------------------
<7> Сергеев А.И. Реализация конституционного права каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь в Российской Федерации: Автореферат дис. ... канд. юрид. наук. 12.00.02. М., 2007.
Г.Б. Челнокова выделяет комплексный характер права на охрану здоровья, включающего в себя ряд элементарных прав: право граждан на получение достоверной и своевременной информации о факторах, влияющих на здоровье; право на медико-социальную помощь; право на особую охрану здоровья граждан, занятых отдельными видами вредной профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности; право на заботу государства об охране здоровья членов семьи; право на особую охрану здоровья беременных женщин и матерей, несовершеннолетних, инвалидов, граждан пожилого возраста, граждан, пострадавших при чрезвычайных ситуациях и в экологически неблагополучных районах, и др. <8>
--------------------------------
<8> Челнокова Г.Б. Социальное законодательство, направленное на защиту от бедности в России: Научно-практическое пособие. М.: Проспект, 2009.
Статья 18 Закона об основах охраны здоровья граждан указывает, что право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи. Каждый из представленных элементов имеет также социальную направленность, что хорошо видно при обращении к специальному законодательству.
В соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" <9> (ст. 1) охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий. Данный Закон устанавливает полномочия различных субъектов в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, определяет методы экономического регулирования, устанавливает нормирование в указанной сфере и т.д.
--------------------------------
<9> Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 2. Ст. 133.
В Трудовом кодексе РФ содержится специальный раздел Х "Охрана труда". В соответствии со ст. 209 ТК РФ охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Кодекс определяет правовые основы установления государственных нормативных требований охраны труда, закрепляет обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда. Специальные главы Кодекса посвящены организации охраны труда и обеспечению прав работников на охрану труда.
Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" <10> регулирует отношения в области обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья человека. Согласно ст. 4 данного нормативного акта качество и безопасность пищевых продуктов, материалов и изделий обеспечиваются посредством:
--------------------------------
<10> Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 2. Ст. 150.
- применения мер государственного регулирования в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий;
- проведения гражданами, в т.ч. индивидуальными предпринимателями, и юридическими лицами, осуществляющими деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, организационных, агрохимических, ветеринарных, технологических, инженерно-технических, санитарно-противоэпидемических и фитосанитарных мероприятий по выполнению требований нормативных документов к пищевым продуктам, материалам и изделиям, условиям их изготовления, хранения, перевозок и реализации;
- проведения производственного контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, условиями их изготовления, хранения, перевозок и реализации, внедрением систем управления качеством пищевых продуктов, материалов и изделий;
- применения мер по пресечению нарушений данного Закона, в т.ч. требований нормативных документов, а также мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности к лицам, виновным в совершении указанных нарушений.
В соответствии со ст. 64 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" <11> лекарственные препараты, находящиеся в обращении на территории Российской Федерации, подлежат мониторингу безопасности в целях выявления возможных негативных последствий их применения, предупреждения пациентов и их защиты от применения таких препаратов. Мониторинг безопасности лекарственных препаратов осуществляется Росздравнадзором на всех этапах их обращения на территории Российской Федерации.
--------------------------------
<11> Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. N 16. Ст. 1815.
Одним из элементов права на охрану здоровья является право на медицинскую помощь. Ранее действовавшие Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан закрепляли право на медико-социальную помощь. В советские времена законодательство использовало иной термин - "лечебно-профилактическая помощь" (ст. 43 Закона РСФСР от 29 июля 1971 г. "О здравоохранении" <12>). Такое совмещение нельзя было признать удачным, хотя и представляло собой констатацию тесного взаимодействия. Наличие заболевания, помимо оказания врачебной помощи, влечет предоставление определенных социальных гарантий: оплату больничного листа, социальное обслуживание, наличие специальных гарантий в трудовом законодательстве и т.д. Это служило поводом некоторым авторам трактовать международно-признанную аббревиатуру ПМСП (первичная медико-санитарная помощь) на иной лад - "первичная медико-социальная помощь". В то же время предмет регулирования законодательства в сфере здравоохранения отличается от предмета регулирования законодательства, посвященного социальному обслуживанию <13>. В последнем случае необходимо обращаться к специальным законам, в частности:
--------------------------------
<12> Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1971. N 31. Ст. 656.
<13> Романовский Г.Б. Понятие первичной медико-санитарной помощи в российском законодательстве // Медицинское право. 2011. N 6. С. 7 - 13.
- Федеральному закону от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" <14>, ст. 1 которого устанавливает, что социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации;
--------------------------------
<14> Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 50. Ст. 4872.
- Федеральному закону от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" <15>, регулирующему отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, согласно которому социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности (ст. 1);
--------------------------------
<15> Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 32. Ст. 3198.
- Федеральному закону от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" <16>, устанавливающему правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам. Согласно данному Закону государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров;
--------------------------------
<16> Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 29. Ст. 3699.
- Федеральному закону от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" <17>, определяющему государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.
--------------------------------
<17> Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 48. Ст. 4563.
Есть значительное количество иных нормативных актов, определяющих особенности регулирования социальных гарантий той или иной группы населения.
По-видимому, некая "разноголосица" нормативных актов по вопросу понятия социальной помощи обусловила необходимость принятия нового нормативного документа. С 1 января 2015 г. вступает в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (утрачивают силу Федеральные законы "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" и "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов"). Если проанализировать новый Закон, то нетрудно увидеть его дистанцию от оказания медицинской помощи. Социальное обслуживание граждан трактуется только как деятельность по предоставлению социальных услуг. Сами же социальные услуги понимаются как "действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности".
Цель указанного разделения понятна. Необходимо обозначить зоны ответственности работников социальных служб и медицинских работников. В то же время тотальное разделение невозможно. Каждый прекрасно понимает, что социальное обслуживание включает в себя не только социальные услуги в чистом виде. В любом случае они будут обусловливать какие-то определенные медицинские услуги. Наиболее ярко это видно в понятии реабилитации: от лат. re- "вновь" + habilis "удобный, приспособленный" - сочетание медицинских, общественных и государственных мероприятий, проводимых с целью максимально возможной компенсации (или восстановления) нарушенных или утраченных функций организма и социальной реадаптации (или адаптации) больных, пострадавших и инвалидов <18>. По заключению Комитета экспертов ВОЗ по медицинской реабилитации (1970), это понятие определяется как "комбинированное и координированное использование медицинских и социальных мер (выделено автором. - О.Р.), обучения и профессиональной подготовки или переподготовки, имеющее целью обеспечить больному наиболее высокий возможный для него уровень функциональной активности" <19>. Приказом Минздрава России от 29 декабря 2012 г. N 1705н <20> утвержден Порядок организации медицинской реабилитации, в котором содержатся общие формулы о проведении реабилитации с учетом заболеваемости и инвалидизации взрослого и детского населения по основным классам заболеваний и отдельным нозологическим формам. У медицинской организации, осуществляющей медицинскую реабилитацию, должна быть соответствующая лицензия. Определены условия медицинской реабилитации, а также ее содержательная сторона (начиная с оценки клинического состояния пациента до прогноза ведения пациента). Указывается, что медицинская реабилитация осуществляется в зависимости от тяжести состояния пациента в три этапа.
--------------------------------
<18> См.: Романовский Г.Б. Правовые основы медицинской реабилитации. Все ли пациенты имеют доступ к реабилитационным мероприятиям? Нормативные документы и реальная ситуация в здравоохранении // Правовые вопросы в здравоохранении. 2014. N 12. С. 44 - 57.
<19> Малая медицинская энциклопедия. URL: http://medarticle.moslek.ru/mme.htm.
<20> Российская газета (специальный выпуск). 2013. 25 апреля. N 90/1.
В заключение отметим, что анализируемые право на здоровье, право на медицинскую и право на социальную помощь - взаимосвязанные элементы общего правового статуса человека и гражданина. Закрепление данных прав обусловлено конституционной характеристикой нашего государства как социального. Попытки разделения содержания данных прав (по отраслевому признаку, по формам реализации, по субъектному составу и т.д.) не будут до конца успешными. Да и попытки тотального отделения одних правомочий от других приведут к обеднению содержания каждого из них. Другое дело, что должна быть проведена работа по систематизации понятий и их унификации. Кроме того, необходимо провести зоны ответственности между поставщиками социальных и медицинских услуг, но не в том аспекте, когда каждый может в случае конфликтной ситуации валить на другого, а в плане установления понятных взаимосвязей. По-видимому, такая задача должна быть поставлена перед двумя Министерствами - здравоохранения и труда и социальной защиты. Необходим мониторинг целого спектра подзаконных актов и согласование их содержания между указанными органами отраслевого управления.
Литература
1. Романовский Г.Б. Понятие первичной медико-санитарной помощи в российском законодательстве // Медицинское право. 2011. N 6. С. 7 - 13.
2. Романовский Г.Б. Право на охрану здоровья и право на медицинскую помощь (услугу). Как обозначить границы указанных прав? Судебная практика // Правовые вопросы в здравоохранении. 2014. N 7. С. 16 - 29.
3. Романовский Г.Б. Правовые основы медицинской реабилитации. Все ли пациенты имеют доступ к реабилитационным мероприятиям? Нормативные документы и реальная ситуация в здравоохранении // Правовые вопросы в здравоохранении. 2014. N 12. С. 44 - 57.
4. Савостьянова Н.В. Конституционное право на охрану здоровья: понятие и структура // Конституционное и муниципальное право. 2005. N 3. С. 37 - 39.
5. Сергеев А.И. Реализация конституционного права каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь в Российской Федерации: Автореферат дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02. М., 2007.
6. Толстой В.С. Личные неимущественные правоотношения. М.: Издательство Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, 2009.
7. Челнокова Г.Б. Социальное законодательство, направленное на защиту от бедности в России: Научно-практическое пособие. М.: Проспект, 2009.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.