Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО ЧЕЧНИ В XVI - XVIII ВВ.
С.А. ГУБАШЕВА, Л.Э. ГУМАШВИЛИ
В XVI - XVII вв. возрастает стратегическое и геополитическое значение Кавказского региона. Именно здесь сталкиваются интересы централизованного Русского государства, Османской империи и Ирана. Кавказ явился своеобразным барьером продвижения восточных империй на север, а Российской империи - на юг <1>.
--------------------------------
<1> История Чечни с древнейших времен: В 2 т. Т. 1 / Под ред. Ш.А. Гапурова, Ш.Б. Ахмадова, М.Х. Багаева, А.И. Хасбулатова. Грозный, 2006. С. 153.
Под воздействием международных отношений того периода у кавказских народов, в частности у чеченцев, стали возникать отношения с Россией. Регулярные русско-чеченские отношения начинают складываться с XVI в. В 1582 - 1583 гг. чеченцы во главе с князем Ших-Мурзой Ишеримовым (Окоцким) совместно с казаками принимали участие в боевых действиях против турок <2>. В 1558 - 1589 гг. Московское государство по инициативе Ших-Мурзы Ишеримова посетило чеченское посольство <3>. Кавказская ориентация расширила ареал влияния Российского государства, оказала влияние на статус российского царя. С 1589 г. в царскую титулатуру была внесена новая формула: "Кабардинской земли черкасских и горских князей... государь" <4>. С этого времени русско-чеченские отношения с переменным успехом начинают позитивно и стабильно развиваться.
--------------------------------
<2> Там же. С. 155.
<3> См.: Полное собрание русских летописей. СПб., 1904 - 1906. Т. 13. Ч. 1, 2. С. 62 - 72.
<4> См.: Кушева Н.Н. Народы Северного Кавказа и их связи с Россией. М., 1963. С. 276.
Для установления отношений с Кавказским регионом, в частности с Чечней, возникла необходимость изучения общественно-политической ситуации в данном регионе. Анализ специальной литературы по данному вопросу позволяет говорить об определенной системе государственности Чечни. В частности, крупный исследователь данного направления Ш.А. Гапуров отмечает, что в конце XVIII - начале XIX в. внешнее общественно-политическое устройство Чечни напоминало федеративную республику. Основную ячейку общественной организации чеченцев составляли отдельные тейпы и общины, объединяющие несколько тейпов <5>. Тейпы являлись территориальными, культурными, этническими объединениями людей, связанных общностью происхождения. Общины, в свою очередь, были объединены в несколько территориальных объединений - "вольные общества", которые являлись своеобразными федерациями, выступавшими как единое целое по отношению к другим обществам. Управлялись они народными собраниями. В равнинной Чечне, в основном в Притеречье, некоторые общества управлялись наследственными князьями <6>.
--------------------------------
<5> Гапуров Ш.А. Россия и Чечня в первой четверти XIX в.: Монография. Нальчик, 2003. С. 55. К такому выводу пришел и Кокурхоев К.-С.А.-К. См.: Кокурхоев К.-С.А.-К. Общественно-политический строй и право чеченцев и ингушей. Грозный, 1989. С. 10.
<6> См.: ГА РД. Ф. Кизлярский комендант. Д. 3331, ч. 2, л. 35 - 35 об.
Со второй половины XVI в. на территории Чечни документально фиксируется существование отдельных объединений, определяемых в XVI - XVII вв. в специальной литературе как "землицы", а позже как "общества". Параллельно с "землицами", где власть, как правило, была выборной и принадлежала "начальным людям" ("хIалхара нах"), называются и феодальные владения - "улус", "юрт", "владение", которыми управляла наследственная знать, к которым относились владельцы, "мурзы" и "князья" ("эли").
Согласно документальным сведениям и этнографическим данным, в XVIII в. на территории Чечни существовали следующие общества и владения: а) в горной Чечне - Акки, Цечой, Мержой, Мялхи, Майсты, Галай, Нашаха, Нохчмохк, Терлой, Пешхой, Чеберлой, Чанти, Шатой, Шекарой и др.; б) в предгорно-плоскостной части - Брагунское княжество, общество Качкалык (часть аулов которого в XVIII в. вошла в состав Аксайского княжества). Кроме того, следует выделить Чеченское владение (находилось под управлением князей Турловых), Алды (также находилось под княжеским управлением), Арштхой (общество Карабулак, возникшее в середине XVIII в.), Гехи, Герменчук, Шали (в середине XVIII в. считались подвластным и Девлет-Гирею Черкасскому и т.д.).
"Землицы" являлись территориальными объединениями аулов, имевших определенное политическое единство в отношениях с соседями, в целом - по стране и с Россией. Во главе их стояли "начальные люди", владетели, старшины и т.д. Например, "шибутские начальные люди". Порой старейшины определяли названия аулов: Уйшев кабак, Дикеева деревня, Кудашев кабак.
В анализируемый период в системе управления в обществах Чечни, при сохранении внешне видимой формы народоправства, т.е. функционирования традиционного для чеченцев общественного собрания - "кхел", вводится выборная должность старшин. Старшины играли значительную роль в общественно-политической жизни Чечни. В их обязанность в селах входил контроль за общественной и хозяйственной деятельностью общинников, разбор споров и жалоб, представительство при сношениях с другими общинами, сбор и руководство народными собраниями, иногда предводительство народным ополчением и т.д.
К этому времени относится упрочение ислама в Чечне. Сельская община получила соответствующее название - "джамаат". Следует подчеркнуть консолидирующую роль в чеченском обществе исламской религии. "Единство Чечни к концу XVIII в. было довольно выразительным и бралось в учет соседними странами" <7>, - подчеркивает известный чеченский историк Я.З. Ахмадов. В XVI - XVIII вв. вырос новый слой социальной верхушки - мусульманское духовенство. К концу XVIII в. его роль значительно возрастает в связи с осложнением общественно-политической жизни и повышением значимости образованных лиц, а также благодаря экономической состоятельности духовенства. Муллы и кадии получали зякат (десятую часть с доходов), отчисления из военной добычи, плату за обучение детей, различные подношения. Мечети имели собственные земли и скот - "вакуф".
--------------------------------
<7> См.: Ахмадов Я.З. История Чечни с древнейших времен до конца XVIII в.: Пособие для изучающих историю родного края. М.: "Мир дому твоему", 2001. С. 265.
В XVI - XVIII вв. существовавшие на территории Чечни общества считались суверенными и в политическом отношении независимыми друг от друга. Вместе с тем социально-экономическое развитие страны, национальная идентичность обеспечивали национальную консолидацию и политическое единство страны.
В Чечне функционировал высший орган государственной власти - собрание представителей всех "вольных" обществ и феодальных владений, именуемый "Мехк-Кхеташуо", Совет страны и высший орган судебной власти - "Мехк-Кхел". Сведения об их назначении не дошли до нас. Представляется, что речь идет о едином органе. По мнению авторов, название данного органа зависело от содержания рассматриваемых вопросов: если вопросы касались судьбы страны, решения общегосударственных вопросов, оно носило название "Мехк-Кхеташуо", а если на собрании решались юридические вопросы, споры, вопросы усыновления и т.п., то данный орган носил название "Мехк-Кхел". Он сосредотачивал в своих руках законодательные, исполнительные и судебные функции.
К вопросам особой важности относились те, которые касались единого государства: объявления войны и сбора народного ополчения, заключения мира и союза, изменения и дополнения адатов (обычного права), обеспечения безопасности государства или конкретного "вольного" общества.
К вопросам судебного порядка относились: разбирательство особо тяжких уголовных дел: измена государству, предательство, убийство, грабежи и разбои и т.д.; земельно-правовые споры; вопросы усыновления и удочерения и т.д.
Решения собраний представителей "вольных" обществ и феодальных владений являлись строго обязательными для общин и общинников в целом.
Система управления в феодальных владениях Чечни имела те же институты власти, что и в "вольных" обществах: старшины ("старики"), старшины, общинный сход и т.д., но дополнялась институтом княжеской власти. Князь имел право суда и штрафов, взимания пошлин за проезд по его владениям, первенствовал в народных собраниях, вел, по существу, все внешние сношения. Он выступал в качестве гаранта обязательства населения перед другими обществами и государствами.
В целом общественно-политический строй Чечни в XVI - XVIII вв. отличался своеобразной "многоукладностью". Тенденция же его развития была направлена в сторону укрепления институтов, свойственных феодальной системе правления. Система политического устройства "вольных" обществ эволюционировала в направлении превращения их в феодальные владения. Одновременно с развитием товарно-денежных отношений в крае происходило разложение феодальных и межобщинных отношений.
Ярко выраженный процесс национальной консолидации активно протекал в Чечне в XVIII в., когда уже сложилась в умах людей идея об общенациональных интересах в противовес идеям общинной замкнутости. В связи с этим следует констатировать, что общественно-политический строй Чечни в XVI - XVIII вв. отражал социальные особенности чеченского общества.
Спецификой феодального устройства Чечни следует считать то, что князья имели узденей, связанных с ними вассальными отношениями. По данным 1748 г., Расланбеку Айдамировичу подчинялось 20 узденей, Алисултану, Алибеку Казбулатовым и Турлову - каждому по 10 узденей. Большинство княжеских узденей были богатыми и знатными людьми; о них сообщают документы XVIII в. Отмечается, что они отличались "по своей знатности, из большинства фамилий уздени более имеют силы, нежели сами они князья".
Масса свободного крестьянского населения Чечни была юридически независимой, полноправной и также именовалась узденством ("оьзда нах" - буквально: "благородные люди"), но оно было неоднородным в социально-экономическом отношении. Уже в XVII в. мы имеем "лучших людей", таких как "шибутские начальные люди". Эпитет "лучшие люди" в русском языке XVII в. чаще всего означал "состоятельные, богатые, зажиточные люди". В Чечне же в XVIII столетии "уздень" - это состоятельный и влиятельный человек.
На последней ступени социальной лестницы чеченского общества стояли холопы ("лаи"), ясыри или рабы ("йийсар"), работные люди, слуги ("ялхо"), вольноотпущенники ("хьалхой").
В целом социальную иерархию в обществах Чечни в XVI - XVIII вв. можно представить (с различными особенностями, в силу специфических условий развития отдельных районов) следующим образом: высшая социальная категория - мурзы, беки, князья, владельцы (именуемые вайнахами "хьолдай", "эли"); самый многочисленный класс - узденство (делящееся на знатных, богатых и рядовых, хотя и свободных крестьян-общинников), к которому примыкало духовенство; зависимое население - холопы, ясыри, слуги, работные люди, вольноотпущенники.
Сословная неравноправность рядового узденства в тех районах Чечни, где имелись развитые феодальные отношения, выражалась в следующих формах феодальной ренты: продуктовая (натуральный оброк), денежная (денежный оброк) и отработочная (барщина).
Специфической особенностью развития чеченского общества являлось то, что в нем высоко ценились понятия чести и достоинства. Бывали случаи, когда раб, добившись слова на народном собрании и, получив поддержку его участников, мог вызвать на поединок своего хозяина. И если он выигрывал сражение - немедленно получал свободу.
Однако общественно-политическое устройство Чечни данного периода характеризуется непрерывно развивающимися отношениями с Россией, что стало оказывать воздействие и на систему управления, и на систему политического устройства чеченского общества.
Литература
1. Ахмадов Я.З. История Чечни с древнейших времен до конца XVIII в.: Пособие для изучающих историю родного края. М.: "Мир дому твоему", 2001.
2. ГА РД. Ф. Кизлярский комендант. Д. 3331, ч. 2, л. 35 - 35 об.
3. Гапуров Ш.А. Россия и Чечня в первой четверти XIX века: Монография. Нальчик, 2003. С. 55.
4. Кокурхоев К.-С.А.-К. Общественно-политический строй и право чеченцев и ингушей. Грозный, 1989.
5. История Чечни с древнейших времен: В 2 т. Т. 1 / Под ред. Ш.А. Гапурова, Ш.Б. Ахмадова, М.Х. Багаева, А.И. Хасбулатова. Грозный, 2006.
6. Кушева Н.Н. Народы Северного Кавказа и их связи с Россией. М., 1963.
7. Полное собрание русских летописей. СПб., 1904 - 1906. Т. 13. Ч. 1, 2.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.