Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ИСПОЛНЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
И.В. РЕХТИНА
Актуальность вопросов исполнения актов Европейского Суда по правам человека (далее - Суд, Европейский Суд, ЕСПЧ), вынесенных в адрес Российской Федерации, обусловлена частыми нарушениями со стороны государства обязательств по выплате справедливой компенсации, присужденной Судом, о чем свидетельствуют данные официальной статистики.
Так, в 2010 - 2012 гг. количество дел, по которым была произведена выплата в срок, составляет: 2010 г. - 34 дела, 2011 г. - 93 дела и 2012 г. - 98 дел. Дела, по которым выплата произведена за пределами срока: 2010 г. - 24 дела; 2011 г. - 107 дел; 2012 г. - 39 дел. Значительным является число дел, по которым выплата не произведена, несмотря на истечение срока: 2010 г. - 162 дела; 2011 г. - 155 дел; 2012 г. - 125 дел <1>.
--------------------------------
<1> Использованы статистические данные с сайта "О подаче жалоб в Европейский Суд по правам человека". [Электронный ресурс]. URL: http://EuropeanCourt.ru (дата обращения 05.02.2014).
В связи с этим важным вопросом является порядок исполнения в Российской Федерации постановлений ЕСПЧ, поскольку "... исполнение решений ЕСПЧ - это продолжение судебной процедуры в рамках Конвенции <2>. И в данном случае уникальная черта механизма Конвенции состоит в том, что она предусматривает систематический контроль исполнения каждого судебного решения, что во многом является тем фактором, который объясняет эффективность Конвенции и достижения, которые она имеет на сегодняшний день" <3>.
--------------------------------
<2> Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) // Собрание законодательства РФ. 2001. N 2. Ст. 163.
<3> Лобов М.Б. Доклад на интернет-конференции Совета Европы и ЕСПЧ "Европейские стандарты защиты прав человека. Обеспечение доступа в Российской Федерации". [Электронный ресурс]. URL: http://rrpoi.narod.ru/echr/commentary/internet_konferehzia.htm (дата обращения 05.02.2014).
Следует отметить, что Комитет министров Совета Европы в Рекомендации от 19 января 2000 г. N R (2000) 2 <4> призвал государства - участников Конвенции убедиться в наличии в национальных правовых системах механизмов, позволяющих достичь восстановления нарушенных прав, и отметил, что наиболее эффективным способом является предусмотренная законодателем возможность пересмотра дел или возобновление производства по делу в тех инстанциях, в которых суд установил нарушения.
--------------------------------
<4> Рекомендация от 19 января 2000 г. N R (2000) 2 по пересмотру дел и возобновлению производства по делу на внутригосударственном уровне в связи с решениями Европейского Суда по правам человека // Российская юстиция. 2001. N 12.
С учетом сказанного обязанность исполнить постановление Европейского Суда включает:
1) меры индивидуального характера, направленные на снятие с потерпевшей стороны статуса "жертвы" <5>. Данная обязанность включает не только выплату денежной компенсации, предусмотренной резолютивной частью постановления Европейского Суда, но и восстановление нарушенных прав путем устранения нарушений норм Конвенции на национальном уровне (т.е. необходимость пересмотра дела в рамках внутригосударственной судебной системы) <6>. В противном случае нарушение Конвенции нельзя считать исправленным, а статус "жертвы" ликвидированным;
--------------------------------
<5> См.: Султанов А.Р. Практика исполнения постановлений ЕСПЧ как обеспечение реального восстановления нарушенных конвенционных прав и свобод // Юрист. 2010. N 9. С. 14 - 18.
<6> Подробнее см.: Рехтина И.В. Постановления Европейского суда по правам человека как основание для пересмотра судебных постановлений в гражданском процессе по новым обстоятельствам // Юрист. 2012. N 4. С. 42 - 45.
2) меры общего характера, направленные на недопущение подобных нарушений Конвенции в будущем (изменение действующего законодательства и совершенствование правоприменительной практики). Несоблюдение вышеназванных положений порождало бы порочную практику "покупки отдельным государством права нарушать Конвенцию", когда денежная компенсация подменяет собой восстановление нарушенных прав и устранение нарушений Конвенции.
Европейский Суд, вынося решение по индивидуальным жалобам физических и юридических лиц, вправе заявить об имеющемся нарушении Конвенции или Протоколов к ней. В этом случае, если внутреннее право государства, против которого вынесено решение, допускает возможность лишь частичного устранения последствий такого нарушения, Суд при необходимости присуждает справедливую компенсацию потерпевшей стороне.
Правовой основой для осуществления государством таких выплат служит положение п. 1 ст. 46 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, предусматривающее, что Высокие договаривающиеся стороны обязуются исполнять окончательные постановления суда по делам, в которых они являются сторонами, имеющее прямое действие на территории России.
До 1 января 2006 г. данный вопрос регулировался с помощью ежегодно принимаемых законов о федеральном бюджете Российской Федерации и Постановления Правительства РФ от 09.09.2002 N 666 <7>. В настоящее время исполнение таких актов регулируется гл. 24.1 Бюджетного Кодекса Российской Федерации <8>. К тому же, Указом Президента РФ от 29.03.1998 "Об уполномоченном РФ при Европейском Суде по правам человека" <9> предписано Правительству РФ в процессе разработки проектов Федерального закона о федеральном бюджете предусматривать отдельной строкой расходы на защиту интересов России в Европейском Суде и на выплату денежных компенсаций истцам по искам в случае вынесения соответствующих решений Судом.
--------------------------------
<7> О порядке исполнения Министерством финансов Российской Федерации судебных актов по искам к казне Российской Федерации на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти либо должностных лиц органов государственной власти: Постановление Правительства РФ от 09.09.2002 N 666 (ред. от 02.03.2005 с изм. от 14.07.2005) // СПС КонсультантПлюс.
<8> Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // СПС КонсультантПлюс.
<9> Об Уполномоченном РФ при Европейском Суде по правам человека: Указ Президента РФ от 29.03.1998 N 310 // Собрание законодательства РФ. 1998. N 14. Ст. 1540.
Вплетение актов Европейского суда в правовое поле России требует создания адекватной процедуры, во-первых, для их исполнения, во-вторых, для пересмотра внутри национальной судебной системы тех постановлений, в которых установлены нарушения норм Конвенции. Что касается исполнения постановлений ЕСПЧ и выплаты соответствующих компенсаций, то статистика свидетельствует о длительности и просрочке сроков исполнения данных судебных предписаний.
Причины носят системный характер и кроются в отсутствии четких и согласованных предписаний. В связи с чем некоторые ученые настаивают на принятии комплекса мер по совершенствованию процедуры исполнения судебных актов. Т.Н. Нешатаева предлагает внедрить принцип "один карман - один распорядитель", четко прописав при этом механизм взыскания денежных средств с казенных счетов и обозначив орган, ответственный за функционирование такого механизма <10>. По мнению Т.В. Соловьевой, необходимо улучшить процесс бюджетного планирования и процедуру обеспечения посредством специальных бюджетных ассигнований соответствия в любое время имеющихся средств обязательствам государства <11>.
--------------------------------
<10> См.: Нешатаева Т.Н. Уроки судебной практики о правах человека: европейский и российский опыт. М., 2007. С. 163.
<11> См.: Соловьева Т.В. Постановления Верховного Суда РФ, Конституционного Суда РФ и Европейского Суда по правам человека в сфере гражданского судопроизводства и порядок их реализации: монография / под ред. О.В. Исаенковой. М., 2011. С. 227.
Неисполнение актов Европейского Суда является нарушением Россией международных обязательств. Яркой иллюстрацией данной проблемы является Постановление Европейского Суда от 15.01.2009 по делу "Бурдов против России" <12>. По результатам рассмотрения данной жалобы Суд констатировал наличие структурных проблем, несовместимых с Конвенцией, и установил меры, которые РФ должна предпринять, отложив на 1 год производство по всем делам, касающимся неисполнения внутренних судебных решений.
--------------------------------
<12> Постановление Европейского Суда от 07.05.2002 по делу "Бурдов против РФ" // Российская газета. 2002. 4 июля.
Отчасти это требование выполнено введением в действие Федерального закона от 30.04.2010 N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" <13>. Практика применения данных мер свидетельствует о массовых отказах в подобных компенсациях в связи с непризнанием судом во многих случаях нарушения разумного срока рассмотрения дел и оценочным характером данной категории. Дополнительно данный закон ограничивает возможность взыскания компенсации за нарушение срока исполнения судебных актов только в отношении должников - финансовых органов РФ, субъектов РФ.
--------------------------------
<13> О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок: Федеральный закон от 30.04.2010 N 68-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2010. N 18. Ст. 2144.
Приведенные в статистике Комитета Министров Совета Европы данные, касающиеся исполнения постановлений Европейского Суда по правам человека (дел, рассмотренных в соответствии с Протоколом N 14 к Конвенции, сроков выплаты государствами-ответчиками справедливой компенсации, сроков исполнения постановлений ЕСПЧ по "ведущим делам"), свидетельствуют, что число дел против Российской Федерации, по которым не была выплачена присужденная ЕСПЧ компенсация (т.е. неисполненных решений), превышает количество исполненных актов <14>.
--------------------------------
<14> Статистика Комитета Министров Совета Европы, касающаяся исполнения постановлений ЕСПЧ, за 2010 - 2012 гг. [Электронный ресурс]. URL: http://EuropeanCourt.ru (дата обращения 05.02.2014).
Данное обстоятельство требует более пристального внимания и детального законодательного регулирования вопросов выплаты справедливой компенсации, присужденной Европейским Судом, поскольку ее присуждение презюмирует вину государства-ответчика в нарушении прав и свобод, гарантированных Конвенцией. Следовательно, государство должно создать условия и гарантировать каждому гражданину, права которого были нарушены, скорейшее получение установленных сумм и исполнение постановлений Европейского Суда.
На сегодняшний день отмечается тенденция ежегодного роста числа обращений российских граждан в Европейский Суд, несмотря на высокий процент признания жалоб неприемлемыми и дополнительные затраты Российской Федерации на компенсации по вынесенным решениям, которые обеспечиваются отдельной строкой расходов в федеральном бюджете на соответствующий год.
Так, в 2013 г. в Европейский Суд по правам человека поступило более 35000 жалоб против России; 12330 жалоб приняты и переданы на рассмотрение Судьям Европейского Суда, 23845 жалоб объявлены в том же году неприемлемыми или исключены из списка подлежащих рассмотрению дел; 257 постановлений по жалобам против России оглашено Европейским Судом в 2013 году; 16813 жалоб против России (16,8% от общего числа подобных жалоб в ЕСПЧ) ожидают рассмотрения в Европейском Суде <15>.
--------------------------------
<15> Основные сведения о рассмотрении Европейским Судом по правам человека жалоб против России в 2008 - 2013 гг. [Электронный ресурс]. URL: http://EuropeanCourt.ru (дата обращения 05.02.2014).
В 2014 г. расходы, связанные с направлением российских юристов для участия в работе Европейского Суда по правам человека и денежными компенсациями истцам в случае вынесения соответствующих решений Европейским Судом, были снижены и установлены в размере 665100 и 825700 р. соответственно <16>. В 2013 г. расходы составили 42457900 р. (участие в работе Суда) и 17493100 р. (денежная компенсация) <17>. В 2012 г. расходы были распределены следующим образом: 37609300 р. (участие в работе Суда) и 17449200 р. (денежная компенсация) <18>. В 2009 - 2011 гг. запланированные расходы составили 97239800 р., в 2008 г. - 114365000 р., 2007 г. - 33603400 р., 2006 г. - 105160000 р.
--------------------------------
<16> О федеральном бюджете на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг.: Федеральный закон от 02.12.2013 N 349-ФЗ (ред. от 03.02.2014); О федеральном бюджете на 2012 г. и на плановый период 2013 и 2014 гг.: Федеральный закон от 30.11.2011 N 371-ФЗ (ред. от 28.07.2012) // СПС КонсультантПлюс.
<17> О федеральном бюджете на 2013 г. и на плановый период 2014 и 2015 гг.: Федеральный закон от 03.12.2012 N 216-ФЗ (ред. от 02.12.2013) // СПС КонсультантПлюс.
<18> О федеральном бюджете на 2012 г. и на плановый период 2013 и 2014 гг.: Федеральный закон от 30.11.2011 N 371-ФЗ (ред. от 28.07.2012) // СПС КонсультантПлюс.
Следует обратить внимание, что заложенные в федеральном бюджете суммы не покрывают размеров присуждаемых Европейским Судом компенсаций <19>. Показательны следующие данные: в отношении России справедливая компенсация присуждена ЕСПЧ в сумме: 2010 г. - 7403391 евро; в 2011 г. - 8727199 евро; 2012 г. - 7150521 евро.
--------------------------------
<19> Статистика Комитета Министров Совета Европы, касающаяся исполнения постановлений Европейского Суда по правам человека (за 2010 - 2012 гг.) [Электронный ресурс]. URL: http://EuropeanCourt.ru (дата обращения 05.02.2014).
Основной мерой по сокращению данных расходов является совершенствование национального законодательства и создание условий, не допускающих нарушения норм Конвенции. Неисполнение постановлений Европейского Суда по правам человека является комплексной проблемой, поскольку в самом процессе реализации данных актов принимают участие государственные органы всех ветвей власти <20>.
--------------------------------
<20> См.: Соловьева Т.В. Постановления Верховного Суда РФ, Конституционного Суда РФ и Европейского Суда по правам человека в сфере гражданского судопроизводства и порядок их реализации: монография / под ред. О.В. Исаенковой. М., 2011. С. 225.
Представляется, что совершенствование системы исполнения судебных актов в России должно включать создание специальной (облегченной) процедуры исполнения постановлений Европейского Суда на территории Российской Федерации, закрепленной в специальном Федеральном законе "О порядке исполнения в Российской Федерации постановлений Европейского Суда по правам человека" и обеспеченной контрольным механизмом.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.