Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ КАК СУБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ ДЕЛАМИ ГОСУДАРСТВА
Р.З. АБДУЛГАЛИМОВ, А.П. СУНЦОВ
Действующим законодательством вопросы юридической ответственности политико-публичных общественных объединений практически не регламентируются. Представляется, что последнее объяснимо особенностями целей, задач и функций рассматриваемых объединений, их составом, включающим представителей общественности, и, как правило, рекомендательной природой их решений <1>.
--------------------------------
<1> Пиманова М.А. Правовой статус государственно-общественных объединений (конституционно-правовое исследование): Дис. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 2007. С. 113.
В юридической литературе ответственность политико-публичных общественных объединений подразделяется на позитивную юридическую ответственность и негативную.
Выделение позитивной ответственности политико-публичных общественных объединений представляется важным и значительным, поскольку, как утверждает И.П. Сафронова, "юридическая ответственность как реакция на правонарушение потому и возможна, что она есть следствие позитивной ответственности" <2>.
--------------------------------
<2> Сафронова И.П. Единоначалие и коллегиальность в социалистическом промышленном предприятии. М.: Высшая школа, 1978. С. 49.
Авторами высказано множество определений позитивной юридической ответственности. Например, В.М. Чхиквадзе считает, что "позитивная (активная, положительная) ответственность связана с оценкой поведения личности с точки зрения ее общественно-значимого поведения" <3>. По словам И.А. Умновой, "позитивная юридическая ответственность состоит в обязанности выполнять определенную деятельность, очерченную правом" <4>.
--------------------------------
<3> Чхиквадзе В.М. Социалистический гуманизм и права человека: Ленинские идеи и современность. М.: Наука, 1978. С. 215.
<4> Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. М.: Дело, 1998. С. 219.
Автор разделяет мнение А.И. Королева и С.М. Казанцева в той части, что "позитивная ответственность органа... находит выражение в его задачах и компетенционных обязанностях" <5>. Именно путем четкого выполнения возложенных на субъект правоотношений задач, функций и обязанностей выполняется позитивная ответственность.
--------------------------------
<5> Королев А.И., Казанцев С.М. Государственное управление и право: история и современность. Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1984. С. 12.
Соответственно, под позитивной юридической ответственностью политико-публичных общественных объединений следует понимать необходимость прямого и четкого соблюдения закона и реализацию их функций, целей, задач и обязанностей.
Вопрос негативной юридической ответственности политико-публичных общественных объединений является довольно дискуссионным. Упоминания о таком виде ответственности в нормативно-правовых актах довольно редки.
Под негативной юридической ответственностью политико-публичных общественных объединений понимается применение специально уполномоченными на это субъектами санкций за нарушение правовых норм и неисполнение (ненадлежащее исполнение) возложенных на них целей, задач, функций и обязанностей.
Рассмотрение вопроса негативной юридической ответственности политико-публичных общественных объединений целесообразно проводить, подразделив негативную ответственность на виды <6>.
--------------------------------
<6> Пиманова М.А. Правовой статус государственно-общественных объединений (конституционно-правовое исследование): Дис. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 2007. С. 117.
Согласно общераспространенному мнению, разновидностями юридической ответственности являются уголовная, административная, гражданская, дисциплинарная и материальная ответственность.
Многими авторами выделяется конституционная (предусмотренная в конституционных текстах) или конституционно-правовая ответственность (установленная не только Конституцией, но и другими источниками конституционного права) как самостоятельный вид юридической ответственности <7>. Основанием для такого вида ответственности является конституционный деликт, т.е., по мнению В.А. Виноградова, "деяние (действие или бездействие) субъекта конституционно-правовых отношений, не соответствующее должному поведению, предусмотренному нормами конституционного права, и влекущее за собой применение установленных мер конституционно-правовой ответственности" <8>. К санкциям конституционно-правовой ответственности относятся: признание акта незаконным, отрешение от должности, роспуск, расформирование, переход полномочий органов местного самоуправления к органам государственной власти (введение временного государственного управления), досрочное прекращение осуществления органами местного самоуправления отдельных государственно-властных полномочий (отзыв государственно-властных полномочий), отмена (признание недействительным) юридически значимого результата, отмена (приостановление) правовых актов, отказ.
--------------------------------
<7> Например: Михайлович Ф.М. "Дело КПСС" в Конституционном суде: записки участников процесса. М.: Былина, 1999. С. 169; Теория государства и права: Учебник / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М.: Юристъ, 2005.
<8> Виноградов В.А. Основание конституционно-правовой ответственности // Законодательство. 2003. N 2.
Кроме того, например, Г.Н. Чеботарев, Е.С. Шугрина и другие ученые отстаивают позицию существования самостоятельного вида муниципально-правовой ответственности как ответственности за нарушение предписании норм муниципального права <9>. Соответственно, основанием муниципально-правовой ответственности является муниципально-правовой деликт, определяемый, к примеру, Е.С. Шугриной по аналогии с конституционным деликтом, как "деяние (действие или бездействие) субъекта муниципально-правовых отношений, не соответствующее должному поведению, предусмотренному нормами муниципального права, и влекущее за собой применение установленных мер муниципально-правовой ответственности" <10>.
--------------------------------
<9> Чеботарев Г.Н. Соотношение конституционно-правовой и муниципально-правовой ответственности в системе местного самоуправления // Российский юридический журнал. 2002. N 4; Шугрина Е.С. Муниципальное право: Учебник. М.: Проспект, 2004. С. 293 - 294.
<10> Шугрина Е.С. Особенности конституционно-правовой и муниципально-правовой ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2005. N 5.
Среди санкций муниципально-правовой ответственности различают: отзыв депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления, роспуск представительного органа, выражение недоверия, досрочное прекращение полномочий, отрешение от должности главы муниципального образования, лишение лица статуса кандидата в депутаты представительного органа. Однако Г.Н. Чеботарев высказывает мнение об отнесении к санкциям муниципально-правовой ответственности, например, вынесения предупреждений, заслушивания отчетов и т.п.
Политико-публичные общественные объединения как самостоятельные субъекты правоотношений несут следующие виды юридической ответственности.
Конституционно-правовая ответственность за нарушение положений Конституции Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов, являющихся источниками конституционного права, может быть применима к политико-публичным общественным объединениям.
Однако проблема целесообразности применения конституционно-правовой ответственности рассматриваемых объединений видится сложной и противоречивой. Цели политико-публичных общественных объединений и их состав вызывают вопрос о возможности установления негативной юридической ответственности таких объединений. Действительно, целесообразно ли привлекать к ответственности ученых, художников, предпринимателей, входящих в состав, например, совещательных органов при органах исполнительной власти, общественных палат, за выработку рекомендаций, участие в определении государственной политики <11>? Например, согласно мнению В.М. Сырых, граждане могут принимать участие в делах государства, но в конечном итоге государственные органы несут ответственность за эффективность своей работы" <12>.
--------------------------------
<11> Пиманова М.А. Правовой статус государственно-общественных объединений (конституционно-правовое исследование): Дис. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 2007. С. 120.
<12> Серых В.М. Теория государства и права. М.: Былина, 1998. Главы 3, 4, 23.
Представляется, что к конституционно-правовой ответственности политико-публичных общественных объединений может быть применима концепция ответственности общественных объединений, закрепленная Федеральным законом "Об общественных объединениях" <13>. Согласно ст. 41 указанного Закона, общественные объединения, в том числе не обладающие правами юридического лица, в случае нарушения законодательства Российской Федерации несут ответственность, предусмотренную настоящим Федеральным законом и другими законами. Таким образом, общественные объединения несут все виды ответственности, в случае если это предусмотрено действующим законодательством.
--------------------------------
<13> Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" // СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1930.
Тем не менее большинство мер конституционно-правовой ответственности неприменимо к рассматриваемым объединениям. Например, такая мера, как досрочное прекращение деятельности политико-публичных общественных объединений, не предусмотрена нормами действующего законодательства Российской Федерации, поскольку таковая противоречила бы самой природе и назначению последних. Неприменимо и оспаривание решений и актов анализируемых объединений, поскольку такие решения носят рекомендательный характер <14>.
--------------------------------
<14> Пиманова М.А. Правовой статус государственно-общественных объединений (конституционно-правовое исследование): Дис. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 2007. С. 122.
В качестве меры конституционно-правовой ответственности политико-публичных общественных объединений можно рассматривать предупреждение, которое может быть вынесено соответствующим органом государственной власти (должностными лицами) в случае нарушения действующего конституционно-правового законодательства или ненадлежащего исполнения объединением своих прав и обязанностей. Такая мера не предусмотрена действующим законодательством, однако может быть введена <15>.
--------------------------------
<15> Пиманова М.А. Правовой статус государственно-общественных объединений (конституционно-правовое исследование): Дис. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 2007. С. 123.
Административная ответственность применяется к политико-публичным общественным объединениям в случае, если рассматриваемые объединения обладают правами юридического лица.
Анализ судебной практики показывает, что политико-публичные общественные объединения привлекаются к административной ответственности в основном за налоговые правонарушения <16>.
--------------------------------
<16> Пиманова М.А. Правовой статус государственно-общественных объединений (конституционно-правовое исследование): Дис. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 2007. С. 124.
Гражданско-правовая ответственность характерна для политико-публичных общественных объединений, поскольку они, владея имуществом и обладая правами юридического лица при решении поставленных задач, вступают в разнообразные гражданско-правовые отношения, связанные, например, с выкупом государственного имущества <17>. Как пишет Е.В. Моисеева, в случае, если юридические лица публичного права оказываются субъектами имущественных отношений, их правосубъектность приравнивается к правосубъектности юридических лиц частного права <18>.
--------------------------------
<17> Постановление Президиума ВАС РФ от 16.11.2004 N 9498/04 "Дело по иску о признании недействительным договора выкупа имущества в части приобретения нежилых помещений направлено на новое рассмотрение в связи с неполным исследованием арбитражным судом обстоятельств дела" // Вестник ВАС РФ. 2005. N 3.
<18> Моисеева Е.В. К вопросу о правосубъектности публично-правовых образований в гражданском праве России // Юрист. 2006. N 9.
Таким образом, к политико-публичным общественным объединениям, обладающим правами юридического лица, применяются общие правила о привлечении их к гражданско-правовой ответственности. Граждане и юридические лица, имущественные права которых нарушены анализируемыми объединениями, могут требовать возмещения им убытков в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации. Моральный вред, причиненный гражданину неправомерными действиями политико-публичных общественных объединений, подлежит компенсации в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.
Уголовная ответственность может применяться к участникам государственно-общественных объединений. Однако особых указаний на это в действующем законодательстве не встречается. Тогда как возможность привлечения к уголовной ответственности членов общественных объединений оговорена Федеральным законом от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" <19>. Согласно ч. 3 ст. 41 указанного Закона, при совершении общественными объединениями... деяний, наказуемых в уголовном порядке, лица, входящие в руководящие органы этих объединений, при доказательстве их вины за организацию указанных деяний могут по решению суда нести ответственность как руководители преступных сообществ. Другие члены и участники таких объединений несут ответственность за те преступные деяния, в подготовке или совершении которых они участвовали. Поскольку участниками общественных объединений являются граждане и их деятельность направлена на реализацию общих целей объединившихся граждан, указание на их ответственность в специальной норме Особенной части Уголовного кодекса (как, например, для должностных лиц) не требуется.
--------------------------------
<19> Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" // СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1930.
Специальными нормами Уголовного кодекса оговаривается, субъектом каких конкретно преступлений может выступать лицо, осуществляющее публичную власть. К разряду таких составов относятся преступления против органов публичной власти (глава 16); убийства и причинение телесных повреждений (глава 21); должностные преступления (глава 40). Однако согласно российской юридической доктрине к политико-публичным общественным объединениям более корректно употреблять термин "осуществление публичных функций", нежели "осуществление публичной власти", которая подразумевает властные полномочия органов государственной власти и местного самоуправления по изданию общеобязательных актов и применению мер принуждения за их неисполнение. Представляется, что понятие "лицо, осуществляющее публичные функции" может быть применимо к участникам политико-публичных общественных объединений, поскольку к компетенции таких объединений относится участие в подготовке решений, затрагивающих права, обязанности и законные интересы других лиц, решение вопросов социальной защиты определенных категорий граждан <20>.
--------------------------------
<20> Пиманова М.А. Правовой статус государственно-общественных объединений (конституционно-правовое исследование): Дис. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 2007. С. 127 - 128.
Участники политико-публичных общественных объединений, виновные в совершении административных правонарушений, связанных с участием в политико-публичных общественных объединениях, могут привлекаться к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Однако же, как отмечено выше, при условии закрепления в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях понятия "лицо, осуществляющее публичные функции" и указания в специальных нормах Кодекса и прочего законодательства, регулирующего вопросы административной ответственности, на определенные составы правонарушений, субъектами которых могут являться участники политико-публичных общественных объединений.
Дисциплинарная ответственность участников политико-публичных общественных объединений возможна только при наличии трудовых отношений между участниками и учредителями анализируемых объединений. Основанием дисциплинарной ответственности является совершение дисциплинарных проступков <21>, привлечение к ответственности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.
--------------------------------
<21> Статья 192 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 3.
Аналогичные замечания касаются и материальной ответственности участников политико-публичных общественных объединений, которая может быть применена в случае наличия трудовых отношений в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде <22>.
--------------------------------
<22> Пиманова М.А. Правовой статус государственно-общественных объединений (конституционно-правовое исследование): Дис. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 2007. С. 129.
Библиография
1. Пиманова М.А. Правовой статус государственно-общественных объединений (конституционно-правовое исследование): Дис. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 2007. С. 113.
2. Сафронова И.П. Единоначалие и коллегиальность в социалистическом промышленном предприятии. М.: Высшая школа, 1978. С. 49.
3. Чхиквадзе В.М. Социалистический гуманизм и права человека: Ленинские идеи и современность. М.: Наука, 1978. С. 215.
4. Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. М.: Дело, 1998. С. 219.
5. Королев А.И., Казанцев С.М. Государственное управление и право: история и современность. Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1984. С. 12.
6. Михайлович Ф.М. "Дело КПСС" в Конституционном суде: записки участников процесса. М.: Былина, 1999. С. 169; Теория государства и права: Учебник / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М.: Юристъ, 2005.
7. Виноградов В.А. Основание конституционно-правовой ответственности // Законодательство. 2003. N 2.
8. Чеботарев Г.Н. Соотношение конституционно-правовой и муниципально-правовой ответственности в системе местного самоуправления // Российский юридический журнал. 2002. N 4; Шугрина Е.С. Муниципальное право: Учебник. М.: Проспект, 2004. С. 293 - 294.
9. Шугрина Е.С. Особенности конституционно-правовой и муниципально-правовой ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2005. N 5.
10. Серых В.М. Теория государства и права. М.: Былина, 1998. Главы 3, 4, 23.
11. Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" // СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1930.
12. Постановление Президиума ВАС РФ от 16.11.2004 N 9498/04 "Дело по иску о признании недействительным договора выкупа имущества в части приобретения нежилых помещении направлено на новое рассмотрение в связи с неполным исследованием арбитражным судом обстоятельств дела" // Вестник ВАС РФ. 2005. N 3.
13. Моисеева Е.В. К вопросу о правосубъектности публично-правовых образований в гражданском праве России // Юрист. 2006. N 9.
14. Лапин А.Е., Петрова Ю.А. К вопросу о реализации полномочий представительных органов местного самоуправления в Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2011. N 4. С. 24 - 33.
15. Грудцына Л.Ю., Петров С.М. Власть и гражданское общество в России: взаимодействие и противостояние // Административное и муниципальное право. 2012. N 1. С. 19 - 29.
16. Сунцов А.П. Административные правонарушения в сфере организации и проведения выборов // Науч.-практ. коммент. / А.П. Сунцов, В.А. Серков, А.А. Мишунина. Тюмень, 2005.
17. Костенников М.В., Куракин А.В., Павлюк А.В. К вопросу о понятии и методах государственного управления в административном праве // NB: Административное право и практика администрирования. 2014. N 2. С. 40 - 63. DOI: 10.7256/2306-9945.2014.2.11188. URL: http://www.e-notabene.ru/al/artide_11188.html.
18. Сунцов А.П. Правонарушения в избирательной системе субъекта Российской Федерации. (Конституционно-правовое исследование): Дис. на соискание ученой степени доктора юридических наук. Екатеринбург, 2000.
19. Липчанская М.А. Формы участия граждан в управлении делами государства в сфере исполнительной власти // Административное и муниципальное право. 2011. N 2. С. 19 - 24.
20. Сунцов А.П., Воронина Ю.И. К вопросу о понятии и сущности независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов // Академический юридический журнал. 2013. N 3 (53). С. 24 - 29.
21. Щупленков О.В., Щупленков Н.О. Трансформация власти в процессе построения гражданского общества в России // NB: Проблемы общества и политики. 2013. N 9. С. 20 - 88. DOI: 10.7256/23060158.2013.9.9053. URL: http://www.e-notabene.ru/pr/article_9053.html.
22. Короева И.Д. Философия взаимодействия власти и народа // Политика и общество. 2012. N 4. С. 18 - 24.
23. Сунцов А.П., Тихий Р.С. Современное состояние и перспективы развития законодательства Тюменской области о поощрениях // Вестник Тюменского государственного университета. 2004. N 1. С. 219 - 225.
24. Сунцов А.П. Законодательное обеспечение административно-правового режима пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации: проблемы и перспективы // Вестник Тюменского государственного университета. 2012. N 3. С. 56 - 61.
25. Хаснутдинов Р.Р. Юридическая ответственность как целостное образование // Право и политика. 2013. N 4. С. 560 - 564. DOI: 10.7256/1811-9018.2013.04.15.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.