Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
КОНСТИТУЦИОННАЯ ОСНОВА И ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РОССИИ
Е.А. ШАПКИНА
Социальная природа государственно-частного партнерства предопределяется наличием общественной потребности в урегулировании полигамии интересов общества. В свою очередь, конституционно-правовая природа данного института представляется совокупностью законодательно закрепленных и санкционированных государством условий для существования и регулирования развития общества, взаимодействия его элементов, обусловленных удовлетворением обоюдного интереса.
В то же время выделим такое понятие, как правовая природа государственно-частного партнерства. Она отличается от понятия его юридической природы. Правовая природа вытекает не только из формально-юридического признания государственно-частного партнерства, но связана с социальной, экономической, политической динамикой и обусловлена главным образом приоритетом прав человека, его абсолютной ценностью, а равно принципами права, его аксиомами, исходными положениями идей права, в конечном счете демократическим устройством институтов власти.
Из смысла изложенного целесообразно выделить несколько базовых элементов конституционно-правовой природы государственно-частного партнерства в России. Это, во-первых, необходимость в возникновении подобного рода деятельности, во-вторых, общественный и политический фактор такой необходимости для общества и для государства, в-третьих, вытекающие вид и форма деятельности, в-четвертых, санкционирование государством совершаемых действий.
Применительно к существованию и развитию государственно-частного партнерства особое внимание следует уделить ряду статей Конституции Российской Федерации. Это ст. ст. 2, 7, 8, 15, 18, 30, 32, 34, 35, 40, 41, 43, 59 и другие.
Основываясь на базовых ценностях Конституции о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства, а также на том, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, можно заключить, что реализация функции государственно-частного партнерства призвана обеспечить данные положения Конституции.
В Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. При этом и граждане, и их представители в государственных органах, и деятельность органов государства в целом должны соблюдать нормы Конституции и российского законодательства. Это говорит о том, что Конституция как Основной закон создает единое правовое поле. При этом права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения финансируются в России, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
Таким образом, идеи и возможность государственно-частного партнерства изначально заложены в Конституции Российской Федерации. Представляется возможным, в то же время, предположить, что устройство государственно-частного партнерства в целом может строиться по принципам разграничения предметов ведения и полномочий, по аналогии со структурой Конституции.
С точки зрения конституционной функции государственно-частного партнерства ведущими учеными России неоднократно отмечалось, что в отличие от идеальной модели конституции, как единодушно одобряемого свода правил и ограничений, российская Конституция 1993 г. не была плодом всеобъемлющего компромисса элит и, соответственно, в полном смысле слова "общественным контрактом".
Представление о конституционной функции государственно-частного партнерства может основываться не только и не столько на отдельных нормах непосредственно Конституции РФ, сколько на системном толковании ее основополагающих принципов и норм в их органическом единстве <1>.
--------------------------------
<1> См.: Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции. М.: Норма, 2005. С. 16 - 18.
Понятие конституционной модели в обобщенном виде включает в себя правовую схему организации общества и государства, основы правового статуса личности, пределы и методы государственного регулирования (и публичного управления вообще), социальное содержание конституционных отношений (с точки зрения учета общечеловеческих ценностей и социальных интересов различных групп населения), статичность и динамизм этих отношений, некоторые формально-юридические характеристики конституции <2>. В этом смысле государственно-частное партнерство следует рассматривать как механизм конституционной модели.
--------------------------------
<2> Степашин С.В. Конституционный аудит: Монография. М.: Наука, 2006. С. 324.
По мнению Л.И. Ефимовой, для государства основной причиной учреждения государственно-частного партнерства является все возрастающая потребность в первую очередь в услугах, за поставку которых несет ответственность государство <3>. Среди них - медицинские, образовательные, коммунальные услуги, услуги транспорта и др.
--------------------------------
<3> Ефимова Л.И. Некоторые модели государственно-частных партнерств: тенденции и зарубежный опыт. М., 2009.
Вместе с тем перечень направлений государственно-частного партнерства не исчерпывается вышеперечисленным, а кроме того, государственно-частное партнерство в России может осуществляться на федеральном, региональном и местном уровнях. В то же время есть круг предметов, которые Конституция Российской Федерации относит к ведению и полномочиям Российской Федерации и ее субъектов. Одним из важнейших институтов Российской Федерации является "собственность". К примеру, пункт "д" ст. 71 Конституции Российской Федерации относит к предметам ведения РФ федеральную государственную собственность и управление ею. Конституция закрепляет различные формы собственности: частную, государственную, муниципальную, иные формы собственности, которые в равной мере защищаются государством.
Отличительными характеристиками объектов федеральной собственности являются их значимость для общества в целом как публичного достояния многонационального народа России, а также исключительная роль в реализации органами государственной власти РФ их конституционных полномочий, связанных с защитой государственного суверенитета России, прав и свобод ее граждан, обеспечения обороны и безопасности страны, развития экономики, реализации социальных и других публичных функций государства <4>.
--------------------------------
<4> Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. М.: Эксмо, 2009 (комм. к ст. 71 - автор С.М. Шахрай).
Некоторые объекты государственной собственности могут быть отнесены к исключительному ведению РФ федеральными законами. Гражданский кодекс РФ, устанавливая, что субъектом права федеральной государственной собственности является в целом Российская Федерация как публично-правовое образование, определяет, что федеральные органы государственной власти выступают в имущественном обороте от имени государства и осуществляют возложенные на них правомочия собственника в соответствии со своей компетенцией. Объем функций, прав и обязанностей в этой сфере распределяется между Президентом, федеральными органами законодательной и исполнительной власти согласно Конституции и федеральным законам.
Несмотря на значительное число нормативных правовых актов, принятых в отношении федеральной государственной собственности, существует определенная пробельность в законодательном регулировании этой сферы. Так, например, Гражданский кодекс предусматривает принятие ряда федеральных законов, без которых правовая база управления государственной собственностью в целом и федеральной собственностью в частности, включая ее приватизацию, не может считаться достаточной.
В результате продолжает сохраняться очевидный законодательный дисбаланс в пользу более эффективного обеспечения гарантий защиты прав частных собственников по сравнению со степенью защищенности интересов Российской Федерации в целом как собственника <5>.
--------------------------------
<5> Шахрай С.М. Указ соч.
В отсутствие федеральных законов Президент осуществляет законодательное регулирование по вопросам федеральной собственности. Кроме того, Президент непосредственно участвует в управлении федеральной собственностью.
Правительство не только осуществляет права собственника, но также участвует в правовом регулировании отношений в этой сфере. В управлении федеральной собственностью участвуют в пределах предоставленных им полномочий и другие федеральные органы и структуры исполнительной власти.
Это один из примеров, когда государственно-частное партнерство выступает механизмом развития конституционных основ Российской Федерации.
Исходя из опыта Великобритании, Франции, Германии <6> необходимость в государственно-частном партнерстве возникает прежде всего в тех сферах, за которые государство традиционно несет ответственность. Применяя опыт иностранных государств к российским условиям, представляется возможным сделать вывод о том, что государственно-частное партнерство способно выступать как механизм развития федеративных отношений и повышения экономической самостоятельности субъектов Российской Федерации.
--------------------------------
<6> Шапкина Е.А. Формирование государственно-частного партнерства: сравнительный анализ зарубежного опыта // Государственный аудит. Право. Экономика. 2010. N 2.
Таким образом, особенность государственно-частного партнерства как института права (а не политического и экономического) в Российской Федерации обусловлена тем, что он является составной частью конституционного права - отрасли, располагающей институтом правового режима, занимающей особое положение в национально-правовой системе государства.
Отличительная черта государственно-частного партнерства в России в составе образующих его норм заключается в том, что это материальные нормы и нормы процессуального права, а также в том, что здесь присутствуют нормы разной юридической силы. Часть таких норм закрепляется в Конституции РФ, в федеральных законах, процессуально-регламентных актах. Вместе с тем наблюдается определенная пробельность права в данном направлении, кроме того, в России отсутствует единый закон "О государственно-частном партнерстве", который регламентировал бы допустимые его виды, формы и гарантии. Таким образом, юридическая природа государственно-частного партнерства в России не в достаточной степени сформирована.
В то же время конституционно-правовая природа государственно-частного партнерства заложена в базовых принципах и нормах Конституции РФ. Она предопределяется по принципу треугольника: человек - общество - государство, где каждая из сторон выполняет разнозначную функцию, увеличение или снижение роли которой приведет в целом к институциональному дисбалансу. Это специфика России, т.к. в зарубежных странах развиты преимущественно инвестиционная и концессионные формы государственно-частного партнерства, где взаимным интересом является лишь финансовая сторона вопроса, на выгодных условиях для государства, а бизнесу, в свою очередь, интересны лишь гарантии возврата вложенных средств и извлечение прибыли из конкретного проекта. Ввиду изложенного представляется необходимым более подробно исследовать институциональную составляющую конституционной природы государственно-частного партнерства.
Литература
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (с посл. изм.).
2. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. М.: Эксмо, 2009 (комментарий к ст. 71 - автор С.М. Шахрай).
3. Конституционное государство: Сборник статей. Изд. 2-е. СПб., 2005.
4. Лукьянова Е.А., Порошин Е.Н. Народное представительство - взгляд из прошлого в будущее // Гражданское общество в России и за рубежом. 2013. N 1.
5. Степашин С.В. Конституционный аудит: Монография. М.: Наука, 2006.
6. Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции. М.: Норма, 2005.
7. Шапкина Е.А. Формирование государственно-частного партнерства: сравнительный анализ зарубежного опыта / Государственный аудит. Право. Экономика. 2010. N 2.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.