Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
НЕКОТОРЫЕ РЕАЛИИ В ИСТОРИИ ДЕЙСТВИЯ КОНСТИТУЦИИ ЧИАССР 1978 ГОДА
Л.Э. ГУМАШВИЛИ
В числе конституций советского периода особое место занимает Конституция (Основной Закон) Чечено-Ингушской Автономной Советской Социалистической Республики, принятая на внеочередной сессии Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР шестого созыва 26 мая 1978 г. Дело в том, что это вторая конституция, содержащая в своем названии слово "чеченская" и впервые принятая высшим представительным (законодательным) органом автономной республики - ее Верховным Советом. При этом в преамбуле в характерном советском стиле было сказано: "Народ Чечено-Ингушской Автономной Советской Социалистической Республики, руководствуясь идеями научного коммунизма, сознавая себя неотъемлемой частью всего советского народа, в соответствии с Конституцией Союза ССР и Конституцией РСФСР принимает и провозглашает настоящую Конституцию".
Как известно, первая Конституция ЧИАССР 1937 г. со словом "чеченская" была принята Верховным Советом Чечено-Ингушской АССР и утверждена Верховным Советом РСФСР.
Следовательно, с формальной стороны Конституция ЧИАССР 1978 г. явилась первым народным Основным законом, ибо она принималась высшим органом государственной власти - законодательным (представительным) органом автономной республики и не нуждалась в утверждении высшего органа государственной власти союзной республики, в состав которой она входила.
Конституция ЧИАССР 1978 г. явилась составной частью четвертого этапа развития советской Конституции и соответствовала Конституции СССР от 7 октября 1977 г. и Конституции РСФСР, принятой на внеочередной VII сессии Верховного Совета РСФСР девятого созыва 12 апреля 1978 г. С формальной стороны данный этап имел ряд характерных черт. Это был этап общенародного государства, позднесоветский этап конституционного развития. Он явился одним из самых сложных, и его принято делить на две части: 1) 1977 - 1988 гг. - период расширения социалистической демократии и 2) 1989 - 1991 гг. - переходный период к распаду СССР. Эти изменения отразились и в Конституции ЧИАССР 1978 г.
Первая часть характеризуется позитивными процессами конституционного развития, совершенствуется советская форма правления. Институты народовластия приобретают реальные очертания благодаря созданию правовых механизмов их реализации. В этот период восполняются давно заявившие о себе пробелы в праве, формируется стройная и четкая система конституционного законодательства. Расширяется социальная база власти. С принятием в 1988 г. новой редакции Конституции СССР государство реально становится общенародным. По форме правления и государственному устройству оно остается Советской социалистической федеративной республикой при максимально демократическом за всю историю страны политическом режиме.
Старая система искала выход из тупиковой ситуации и прибегла к реформам. Преобразования 1986 - 1988 гг. оказались малоэффективными. Необходимы были глубинные изменения общественно-экономического уклада. С этой целью на XIX партийной конференции было принято решение о новой структуре государственной власти в СССР. Введена была двухуровневая система высших представительных органов власти в лице Съездов народных депутатов и Верховного Совета. Главой государства стал Президент СССР, должность которого утверждена была 14 марта 1990 г. Съездом народных депутатов СССР и который был избран им. Провозглашена была политическая либерализация. Она привела к появлению и росту числа неформальных группировок, с 1988 г. включившихся в политическую деятельность. Прообразами будущих политических партий стали союзы, ассоциации и народные фронты разных направлений (националистические, патриотические, либеральные, демократические и т.п.). Возникли разного рода собрания трудовых коллективов, советы предприятий, стачечные комитеты, независимые профсоюзы.
Во второй его части накопившиеся за многие годы неразрешенные проблемы, личностные особенности руководителей государства и явное давление извне постепенно повернули развернувшиеся в стране позитивные процессы вспять. Страна вступила в полосу острейших кризисов, под прикрытием борьбы с которыми шло последовательное разрушение всех основных составляющих государственности - конституционализма, социализма, федерации, Советов.
В плане конституционного развития данный период характеризуется тем, что политические территориальные единицы пришли к выводу о невозможности выхода из тупиковой ситуации совместными усилиями и необходимости продолжения поступательного развития самостоятельно в качестве суверенных политических образований. Вначале определились союзные республики, в числе которых оказалась РСФСР, а затем "парад суверенитетов" охватил автономные республики.
Под воздействием движения к суверенизации 12 июня 1990 г. первый Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию "О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики" <1>. В преамбуле данного политического акта был провозглашен суверенитет РСФСР в составе обновленного Союза ССР: "верховенство Конституции РСФСР и законов РСФСР на всей территории РСФСР и признание возможности приостанавливать действия актов Союза ССР, ...вступающих в противоречия с суверенными правами РСФСР".
--------------------------------
<1> Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. N 2. Ст. 22.
В продолжение процессов демократизации страны 16 июня 1990 г. I Съезд народных депутатов РСФСР принимает новую редакцию ст. 6 Конституции России, исключающую положение о руководящей роли КПСС. В преамбулу Конституции вносятся изменения с указанием строительства не социалистического, а демократического, правового государства <2>.
--------------------------------
<2> Закон РСФСР "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР" (N 38-1 от 16 июня 1990 г.) (ВСНД РСФСР 1990-3-25) СР 17.06.1990, ВСНД 21.06.1990.
Развернувшаяся в центре между руководством СССР и РСФСР борьба за власть вовлекла в эти процессы регионы. Они коснулись и Чечено-Ингушетии. Первые два года перестройки не оказали сколько-нибудь существенного влияния на общественно-политическую жизнь Чечено-Ингушетии. В официальной идеологии доминировала концепция "добровольного вхождения Чечни в состав России". В процессе развития гласности началось активное обсуждение вопросов данной концепции. Интенсивно развивался процесс формирования неформальных организаций, которые стали активно участвовать в политической жизни региона. Массовые выступления, начавшись с экологических проблем (движение против строительства биохимического завода вблизи г. Гудермеса), плавно перешли к политическим темам. Были созданы "Союз содействия перестройке", Народный фронт ЧИАССР, общество "Кавказ", Народный фронт содействия перестройке и др. <3>.
--------------------------------
<3> См.: Гакаев Д. Путь к чеченской революции // Чечня и Россия: общества и государства. М.: Полинформ-Талбури, 1999. С. 150 - 151.
27 ноября 1990 г. Верховный Совет Чечено-Ингушской АССР принимает "Декларацию о государственном суверенитете Чечено-Ингушской Республики". В ней Чечено-Ингушская Республика провозглашалась в качестве суверенного государства. При этом суверенитет Чечено-Ингушской Республики рассматривался как естественное и необходимое условие существования государственности Чечено-Ингушетии. Устанавливалось верховенство Конституции и законов Чечено-Ингушской Республики на всей ее территории. Данным же органом издается Постановление "О действии законов на территории Чечено-Ингушской Республики" <4>, согласно которому до принятия законов Чечено-Ингушской Республики на территории Чечено-Ингушской Республики действуют Законы ЧИАССР, Законы РСФСР и Законы СССР, не противоречащие Декларации о государственном суверенитете Чечено-Ингушской Республики. Она рассматривалась как основа для разработки новой Конституции Чечено-Ингушской Республики. Декларацией провозглашалась справедливость требований ингушского народа о восстановлении национальной государственности, а также было выдвинуто условие заключения союзного договора - возврат отторгнутых территорий Ингушетии.
--------------------------------
<4> Россия и Чечня (1990 - 1997 годы): Документы свидетельствуют. М., 1997. С. 7, 10.
Декларация содержала ряд важных фундаментальных положений, к которым можно отнести: многопартийность; разделение властей; недопустимость дискриминации личности; необходимость вступления в договорные отношения с другими республиками на основе равноправия.
Таким образом, на позднесоветском этапе развития российского конституционализма в Чечено-Ингушской Республике был избран общепринятый путь суверенизации, использовавшийся по всей стране. Следует отметить, что декларации о суверенитете были приняты во всех автономных республиках раньше, чем в ЧИАССР. К примеру, в июле 1990 г. Карелия первой приняла Декларацию о суверенитете <5>, а уже 25 августа Абхазия провозгласила себя "союзной республикой" <6>.
--------------------------------
<5> См.: К союзу суверенных народов: сборник документов КПСС, законодательных актов, деклараций, обращений и президентских указов, посвященных проблеме национально-государственного суверенитета. М., 1991. С. 267 - 270.
<6> Сборник документов и материалов / сост. и автор предисловия акад. Б.Е. Сагариа. Сухум, 2002.
С принятием Декларации о суверенитете ЧИАССР постепенно очаг противостояния с федеральным центром в России переместился в Чечено-Ингушскую АССР, а это приводит к разделению республики на две самостоятельные политические единицы. Тем самым было похоронено считавшееся величайшим достижение советской конституционной теории и практики о создании единой государственности родственных народов на Кавказе.
Что касается страны в целом, то следует подчеркнуть, что большинство граждан СССР были за сохранение союзного государства, что подтвердил референдум 17 марта 1991 г. <7>. Результаты референдума не могли удержать от развала союзную страну.
--------------------------------
<7> См.: Постановление Верховного Совета СССР "Об итогах референдума СССР 17 марта 1991 года" // Известия. 1991. 22 марта.
Во многом дезинтеграционным проявлениям в России (в особенности на Кавказе) способствовало и бездействие российского руководства. В частности, в соответствии с Законом РСФСР от 26 апреля 1991 г. N 1107-1 "О реабилитации репрессированных народов" все репрессивные акты советского периода признавались незаконными и преступными, предусматривалась реабилитация репрессированных народов в полном объеме, включая и территориальную реабилитацию <8>. Этот закон непосредственно касался Чечено-Ингушетии. Он был призван удовлетворить ряд требований, которые выдвигались в Декларации ЧИАССР о суверенитете. Однако руководство СССР, а затем и РСФСР не спешило решать вопросы, связанные с реабилитацией репрессированных народов.
--------------------------------
<8> Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. N 18. Ст. 572.
В создавшейся ситуации (и не только с учетом ситуации в Чечено-Ингушетии) у части руководства единой страны возникает идея путем введения чрезвычайных мер восстановить прежний, доперестроечный режим. В августе 1991 г. ГКЧП (Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР) своим неудачным выступлением ускорил распад СССР. На Беловежской встрече руководителей трех республик - Белоруссии, России и Украины 8 декабря было подписано соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ), роспуске Союза ССР, прекращении действия законов СССР и ликвидации его органов. В дальнейшем правопреемницей СССР была провозглашена Российская Федерация <9>. Этим и завершается действие Конституции ЧИАССР 1978 г.
--------------------------------
<9> См.: Исаев И.А. История государства и права России: Полный курс лекций. М.: Юрист, 1994. С. 428 - 429.
Таким образом, Конституция ЧИАССР вошла в историю чечено-ингушского народа, во-первых, в качестве народного Основного закона, обеспечивавшего демократические преобразования вплоть до принятия Декларации о государственном суверенитете, во-вторых, в виде единства формальных норм, не обеспечивших союз народов с Россией, приведших к кризису на Северном Кавказе. Данные черты явились проявлением общегосударственных черт конституционного развития позднесоветского этапа развития страны.
Литература
1. Гакаев Д. Путь к чеченской революции // Чечня и Россия: общества и государства. М.: Полинформ-Талбури, 1999. С. 150 - 151.
2. Исаев И.А. История государства и права России: Полный курс лекций. М.: Юрист, 1994. С. 428 - 429.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.