Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
НАРОДНЫЕ ГОЛОСОВАНИЯ: ДИНАМИКА И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
В.В. КОМАРОВА
Голосование - способ формализации и выражения народной воли. Голосование - процедура, позволяющая трансформироваться субъективному праву в народную волю. Это наиболее важная и массовая форма политического участия, с помощью которой общественные установки отражаются на государственной политике.
Одним из первых в рамках термина "народные голосования" возникает вопрос о его теоретическом обосновании и наполнении. Что это: комплексный, межотраслевой (конституционного и муниципального права) институт; собирательный термин, объединяющий все формы прямой демократии, сутью которых является голосование; форма осуществления публичной власти или способ реализации учредительной власти?
Существуют две точки зрения на голосование: индивидуалистическая (либеральная) и коллективистская (популистская).
Основы первой были заложены в книге "Два трактата о государстве" Д. Локка (1690), второй - в книге Ж.-Ж. Руссо "Об общественном договоре" (1762). Суть концепции Локка можно свести к следующей логической цепочке: конкурирующие идеи находят свое выражение в программах политических партий, а партии, в свою очередь, получая поддержку избирателей, добиваются реализации программ через политические решения.
Логика концепции Руссо иная: мнения отдельных членов общества реализуются через голосование, в этом находит свое выражение высшая Воля.
Гессен, исследуя субъективные публичные права, к третьей категории относил политические права: права на осуществление государственной власти, на участие в образовании государственной воли <1>.
--------------------------------
<1> Цитата по: Комарова В.В., Дмитриев Ю.А., Исраелян В.Б., Макаров Б.А. Народные голосования в Российской Федерации: Монография. М.: ЮРКОМПАНИ, 2010. С. 37.
Каждое общество всегда имеет данную ему природой свободу выбора своего собственного пути развития, и ни одно лицо, ни группа лиц, ни целый класс, ни отдельный народ, ни государство, ни любое другое общество не вправе навязывать ему свою волю <1>.
--------------------------------
<1> См.: Макушин А.А. Логика и конструкция Конституции // Конституционное и муниципальное право. 2005. N 7.
Эта свобода выбора не возникает из ничего, а образуется как совпадающая воля каждого человека и всех народов, объединенных исторической судьбой в единое общество. При этом воля человека происходит из данной ему лично природой свободы выбора, а воля народа - из данной ему свободы выбора, обусловленного этногенезом как его собственным законом развития, явлением природы <1>.
--------------------------------
<1> См.: Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л.: Ленинградский ун-т, 1989.
"Демократия основывается на свободно выраженной воле народа определять собственные политическую, экономическую и социальную системы и на его полном участии во всех аспектах своей жизни" <1>.
--------------------------------
<1> See: A/CON F. 157/23. 12 July 1993, para. 8.
Руссо видел сущность закона в общей народной воле, а сам закон являлся лишь записью воли народа. И именно эта записанная "воля" требует всеобщего подчинения <1>. Эта воля не есть воля народа как составной части государства, но народа как естественного союза, составляющего фундамент государства" <2>.
--------------------------------
<1> См.: Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре, или принципы политического права // Трактаты. М., 1969. С. 177.
<2> См.: Пухта Г.Ф. Энциклопедия права. Ярославль, 1872. С. 22.
Международные акты закрепили основы голосований на выборах (несмотря на то, что это не единственная форма реализации народных голосований, по мнению автора, демократическая государственность вправе распространить их на иные законодательно закрепленные формы проявления этого правового явления).
Так, Всеобщая декларация прав человека <1> в ч. 3 ст. 21 установила, что воля народа должна быть основой власти Правительства; эта воля должна находить в себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые необходимо проводить при всеобщем и равном избирательном праве путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования <2>.
--------------------------------
<1> См.: Принята на 3-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Резолюция 217 A (III) от 12 декабря 1948 г.
<2> См.: Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. Издание второе, измененное и дополненное. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999. С. 349.
В Международном пакте о гражданских и политических правах (ст. 25) <1>, Документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению ОБСЕ (п. п. 6, 7), отмечено: "Государства-участники заявляют, что воля народа, выражаемая свободно и честно в ходе периодических и подлинных выборов, является основой власти и законности любого правительства. Государства-участники, соответственно, уважают право своих граждан принимать участие в управлении страной непосредственно или через представителей, избираемых ими свободно в ходе честного избирательного процесса" <2>.
--------------------------------
<1> См.: Международный пакт о гражданских и политических правах // ВВС СССР. 1976. N 17. Ст. 291; Международная защита прав и свобод человека. М., 1990. С. 56.
<2> См.: Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению ОБСЕ. М., 1990. С. 200.
Российская Федерация, присоединившись к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., взяла на себя обязательства по организации свободных выборов путем тайного голосования при соблюдении условий, позволяющих обеспечить свободное выражение мнения народа при выборах законодательного органа <1>.
--------------------------------
<1> См.: Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: В 4-х т. / Отв. ред. Б.А. Страшун. М.: БЕК, 1995. Т. 1 - 2. С. 319.
Политическая воля многонационального российского народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации проявляется в возможности осознанно выбрать оптимальные направления развития общества и государства и достичь гражданского согласия <1>.
--------------------------------
<1> См.: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 декабря 2004 г. N 18-П // Собрание законодательства РФ. 2004. N 51. Ст. 5260.
Субъектом принятия Конституции РФ является многонациональный народ, а в ее преамбуле говорится, что "мы, многонациональный народ... принимаем Конституцию Российской Федерации". Видимо, это не издержки юридической техники, а осознанная позиция и разработчиков конституционного текста, и, как следствие, - выраженная воля народа, который тем самым, скорее, приподнял статус действующей Конституции РФ, отграничив ее от законодательных актов <1>.
--------------------------------
<1> См.: Безруков А.В. Конституция, основной закон и международный договор: правовая природа и соотношение // Конституционное и муниципальное право. 2005. N 7.
Всенародная политическая воля, общенародный, национальный интерес народа России выразились в принятой на референдуме Конституции страны, и трансформировались в законный интерес.
Принцип народного суверенитета, провозглашенный в ст. 3 Конституции РФ, представляет собой верховенство, полноту и независимость власти единого многонационального народа РФ, проявляющуюся в реальной способности этого народа самостоятельно решать вопросы своего существования посредством прямых и опосредованных способов выражения воли народа <1>.
--------------------------------
<1> См.: Комарова В.В. Механизм непосредственной демократии современной России: система и процедуры: Монография. М.: Формула права, 2006. С. 47.
Голосование - один из способов формализации, с помощью которого происходит организационное оформление воли народа, придание ей нормативно-обязательного характера для всех государственных органов, должностных лиц, общественных объединений, граждан - преобразования ее в государственную.
Термин "голосование" в конституционно-правовой науке используют как институт народных голосований, как стадию различных форм непосредственного народовластия, как процесс.
Все формы непосредственной демократии, имеющие стадию голосования и обладающие механизмом реализации народного волеизъявления, могут быть объединены в институт народных голосований.
Институт народных голосований можно определить, используя системный подход структурного анализа, используемый С.С. Алексеевым в "Теории права", развивающим выдвинутую В.К. Рерихом в 1947 году идею "комплексной отрасли", комплексной отраслью законодательства. Входящие в его состав нормы по своим исходным параметрам остаются в основных отраслях под их общим юридическим влиянием, образуя одновременно комплексную отрасль законодательства. Нормы законодательства о народных голосованиях объединяются в особую юридическую общность не по главным, а по вторичным юридическим особенностям, не нарушая систему и структуры основных отраслей конституционного, муниципального, административного и иных отраслей, не исключая из их состава каких-либо норм.
Предмет комплексной отрасли разнообразен, но он целостен и представляет собой определенную социальную систему.
Итак, народные голосования - комплексный институт. Народные голосования можно определить как самостоятельную систему правовых норм, содержащихся в Конституции РФ, в законодательных и иных правовых актах, которые закрепляют политико-правовую основу системы народовластия, регулируют общественные отношения, деятельность субъектов непосредственного народовластия, устанавливают их права и обязанности в сфере осуществления народовластия при проведении выборов, референдумов, отзывов, собраний, сходов, публичных слушаний.
Голосование как стадия избирательного, референдумного процессов, процесса отзыва и других форм непосредственного народовластия включает в себя комплекс действий, направленных на обеспечение гражданину России свободного волеизъявления и, как следствие, на установление результатов народного волеизъявления, народного выбора. Это может быть распределение мандатов, решение вопроса досрочного прекращения полномочий выборного должностного лица, решение конкретного вопроса и т.д.
Процесс народных голосований можно определить как технологическую инфраструктуру и форму реализации конституционных принципов народовластия, стадий, этапов, процедур и действий, целью которых является формализация народной воли в процессе различных форм народных голосований.
Для реализации прав граждан на участие в управлении делами государства и общества, выявления подлинной воли народа необходимо наличие четкой правовой регламентации процесса голосования.
Развитие института народных голосований в последнее десятилетие вызвало немало преобразований, оформивших отказ нашего государства от многих электоральных правовых традиций прошлого, расширило формы осуществления народных голосований.
Острым, по мнению автора, остается вопрос о правомерности появления голосования с консультативным результатом (некоторые случаи при голосовании по вопросам изменения границ и преобразования муниципальных образований).
Целесообразность внедрения технологии электронного голосования <1>, их правовые основы, система гарантий их правдивости в российской правовой науке дебатируется, а в практике постепенно внедряется <2>.
--------------------------------
<1> См.: Вешняков А.А. Международно-правовой и зарубежный опыт применения электронных средств голосования при проведении выборов // Международное публичное и частное право. 2006. N 5.
<2> Инструкция о порядке голосования, подсчета голосов избирателей, участников референдума, установления итогов голосования на избирательном участке, участке референдума, на котором проводится электронное голосование, установления итогов голосования и определения результатов выборов, референдума вышестоящими комиссиями (утв. Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 21 февраля 2007 года N 199/1245-4); Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 21 февраля 2007 г. N 199/1245-4 "О внесении изменений в Инструкцию о порядке электронного голосования, подсчета голосов избирателей, участников референдума, установления итогов голосования на избирательном участке, установления итогов голосования и определения результатов выборов, референдума вышестоящими комиссиями" и др.
Отметим, в мире электронное голосование применяется уже довольно широко <1>.
--------------------------------
<1> Старейшая система электронного голосования, которая используется с 1965 года и где внедрено бумажное подтверждение голосования, функционирует на выборах в Королевстве Нидерланды. В Бельгии оно используется с 1991 года, в Бразилии - с 2000, в Канаде и Австралии - с 1990, в Эстонии - с 2001, в Индии - с 1990, в Швейцарии - с 2000, в Ирландии и Казахстане - с 2004 гг.
В завершение, в разрезе конституционного юбилея, учитывая конституционно закрепленные формы народных голосований, возможность применения и расширения их на уровне субъектов Федерации, а также при осуществлении местного самоуправления, с точки зрения автора, использование института народных голосований в современной России имеет реальные перспективы развития.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.