Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИИ НА ВЫБОРАХ В ПЕРВУЮ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ НА ПРИМЕРЕ КОСТРОМСКОЙ ГУБЕРНИИ - ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
И.М. СМИРНОВ
Начало двадцатого века стало для России эпохой, когда, следуя за стремительной трансформацией социальных институтов, в правовом поле страны возникали ранее неизвестные российскому праву правовые институты и целые отрасли права. К числу таких относилось и избирательное право, связанное с обеспечением выборов в первую в истории страны Государственную думу - нижнюю палату российского парламента, созданного в соответствии с Манифестом 17 октября 1917 г. и Основными законами Российской Империи 23 апреля 1906 г. Несмотря на существование в России многовековых традиций выборов в органы сословного представительства, последний импульс которым придали Земская (1864) и Городская (1870) реформы Александра II, практики подготовки и проведения выборов в масштабе Империи не было. Несколько десятилетий лозунгом целых поколений российских либеральных деятелей был призыв: "Государь, увенчайте здание" - призыв к императору созвать всероссийский орган, который мог бы представлять страну в целом. Варианты подобного собрания были различными, но итог был один, историческая власть предпочитала опираться на традиционные (силовые) методы разрешения социальных противоречий.
Однако в начале XX в. кризис российского общества приобрел системный характер. На нерешенность аграрного вопроса в Центральной России, вызывавшего традиционные крестьянские волнения, наложились последствия всемирного экономического кризиса, вызвавшего безработицу и обострение отношений между промышленными рабочими и собственниками предприятий. Неудовлетворенность интеллигенции отсутствием элементарных общедемократических свобод дало мультипликативный эффект в масштабе всего социума, порожденный крайне неожиданным и оттого многократно более досадным поражением в русско-японской войне.
Итогом стала попытка заключения некоего проекта общественного договора исторической власти и политически активной части общества, одним из результатов которой было появление в политической системе России двухпалатного органа законодательной власти, нижняя палата которого - Государственная дума - избиралась по многоступенчатой куриальной системе. Не входя в рассмотрение базовых институтов созданной избирательной системы, уже неоднократно становившихся предметом специального историко-правового исследования, отметим, что одним из перспективных направлений развития идей, высказанных в них, выступает изучение практики применения избирательного законодательства в регионах России. Реализация данного этапа изучения становления избирательной системы России позволит создать полномасштабную картину становления данного института в нашей стране.
Интерес к Костромской губернии во многом может быть объяснен той спецификой, которой она, как нам представляется, обладала. Прежде всего, речь идет о том, что Костромская губерния, будучи родиной Романовых, как правящей династии, традиционно считалась неким заповедным уголком монархизма, с сильными традициями восприятия исторической власти <1>, а также соответствующими действиями местной администрации, активно использовавшей, говоря современным языком, "административный ресурс". Однако, как показывает анализ итогов выборов во все четыре дореволюционные Думы, среди костромских депутатов удельный вес принадлежавших к либеральным партиям, фракциям и блокам был заметно выше, чем в близлежащих губерниях, а в первых Думах они откровенно превалировали. Как представляется, одним из путей к поиску ответа на вопрос о причинах подобного явления как раз и выступает изучение историко-правовых аспектов общеимперского избирательного законодательства применительно к отдельным губерниям с целью выявления соответствующих региональных особенностей. Соответственно в настоящей статье мы обратимся к практике применения избирательного законодательства в Костромской губернии.
--------------------------------
<1> См., например: Смирнов И.М. Либеральные депутаты Государственной думы из колыбели российской монархии (депутаты I - II Думы от Костромской губернии) // История государства и права. 2013. N 3.
Борьбу за голоса избирателей, которая в марте 1906 г., развернулась в губернии, достаточно подробно освещали костромские газеты <2>. Леворадикальные партии - социал-демократы и эсеры - бойкотировали выборы в Думу, однако этим воспользовались другие политические партии - прежде всего кадеты. Из правых партий активно участвовали в борьбе за голоса избирателей "Союз 17 октября" (октябристы) и Торгово-промышленная партия. Вместе с тем часть избирателей из крестьян не верила ни одной политической организации. Крестьянство продолжало выступать за предоставление им помещичьей и иной частновладельческой земли. Поэтому уполномоченные и выборщики, выступавшие за предоставление крестьянству земли, получили в газетах название прогрессисты. Позднее во многом именно из этих представителей в I Государственной думе сформируется фракция трудовиков.
--------------------------------
<2> Костромская речь. 1906. 18 марта.
В итоге выборов по землевладельческой курии представители правых (октябристы, торгово-промышленники и др.) победили в Кинешемском, Галичском и Солигаличском уездах; кадетские представители - в Ветлужском, а прогрессисты - в Буйском, Юрьевецком, Костромском. В остальных уездах голоса разделились практически поровну между кадетами, октябристами и прогрессистами.
В городской курии в 7 из 12 городов губернии верх взяли представители левых - кадетов и прогрессистов, однако в Кологриве, Кинешме, Нерехте одержали победу правые - представители октябристов и торгово-промышленной партии.
Интересно проходили и выборы в Костроме 9 марта 1906 г. по городской курии. Всего к участию в выборах было допущено 5790 горожан. Однако участие в выборах приняло только 2080 человек, или около 40% <3>. В результате подсчетов в губернское избирательное собрание были избраны 4 выборщика - представители кадетской партии: Н.А. Огородников, получивший больше всех голосов - 1234, Н.В. Голованов - 1130, А.В. Перелешин - 1046, З.Г. Френкель - 1017. Был избран также один представитель октябристов - костромской городской голова Г.Н. Ботников, получивший 940 голосов <4>.
--------------------------------
<3> 14 марта. Костромская речь. 1906. 14 марта.
<4> 14 марта. Костромская речь. 1906. 14 марта.
В большинстве крестьянских съездов губернии в выборщики прошли представители прогрессистов, т.е. крестьян, которые выступали за предоставление земли без выкупа. На губернском съезде уполномоченных от рабочих, проходившем 5 марта 1906 г., было избрано в губернское избирательное собрание 7 выборщиков, из них 2 кадета, 3 социал-демократа и 2 сочувствовавших социал-демократам <5>.
--------------------------------
<5> Костромская речь. 1906. 18 марта.
Достаточно своеобразной была и организация выборов на последней стадии - в губернском избирательном собрании, где непосредственно должны были избирать депутатов Государственной думы. Полномочие вести собрание предоставлялось (на основании п. 3 "Положения о выборах") губернскому предводителю дворянства или "лицу, его заменяющему, из выборщиков, избираемых съездами:
а) уездных землевладельцев;
б) городских избирателей;
в) уполномоченных от волостей и станиц" <6>.
--------------------------------
<6> Государственная Дума в России: сборник документов и материалов. С. 40.
Поэтому, когда 26 марта 1906 г. в Губернское дворянское собрание на Павловской улице (ныне проспект Мира) съехались выборщики со всех уездов и городов губернии общим числом 99 человек, собрание было поручено вести, т.е. занять место председателя, губернскому предводителю дворянства П.И. Щулепникову. Для ведения избирательного собрания по предложению председателя были избраны два секретаря открытой подачей голосов - кадет Н.А. Огородников и октябрист В.С. Соколов.
После этого в соответствии со ст. 49 "Положения о выборах в Государственную Думу", которая гласила о необходимости до выборов членов Государственной Думы от всего собрания предварительно провести выборы одного члена Думы от выборщиков от волостей, т.е. от крестьян, председатель П.И. Щулепников огласил список тех, кто уполномочен произвести эти выборы. Всего в этом списке значилось 29 человек. Однако депутатом от крестьян губернии в первый день никого избрать не удалось.
Как подчеркивала костромская кадетская газета "Речь" в статье от 28 марта 1906 г., трудности по выборам депутата Думы от крестьян возникли оттого, что все сами стремились попасть в Думу, а также вследствие наказа избирателей не примыкать ни к одной из политических партий.
Только на следующий день, 27 марта, в результате предварительной договоренности крестьян шестнадцатью голосами "за" и тринадцатью "против" был избран депутатом Государственной Думы беспартийный прогрессист крестьянин П.Д. Горохов <7>. Еще одного крестьянина от Костромской губернии решил поддержать в общем избирательном собрании комитет кадетской партии в Костроме. Поэтому прежде чем выставить кандидатуру крестьянина, члены комитета кадетов решили провести собеседование, своего рода смотр трем кандидатам от крестьян. Из них двое "провалились" на этом собеседовании, а крестьянин И.В. Замыслов "экзамен выдержал" <8>.
--------------------------------
<7> Поволжский вестник. 1906. 28 марта.
<8> Костромская речь. 1906. 28 марта.
Вместе с тем кадетские представители обусловили поддержку кандидата от крестьян голосованием их за своих кандидатов. В результате предварительных переговоров перед решающим голосованием 27 марта 1906 г. в избирательном собрании составилось большинство из 26 кадетов, 16 прогрессистов из крестьян, 7 рабочих и 2 беспартийных. Интересно, что перед выборщиками от крестьян выступали и правые представители: октябрист В.С. Соколов, правый А.А. Куломзин и представитель торгово-промышленной партии будущий министр Временного правительства А.И. Коновалов, однако успеха у крестьян они не имели вследствие устойчивого восприятия их как принадлежащих к "господам".
Несколько особняком в избирательном собрании держались 7 выборщиков от рабочих. Вместе с тем представители кадетов и октябристов заявили о том, что поддержат кандидата в Думу от рабочих в избирательном собрании. Им стал близко стоявший к социал-демократам рабочий А.И. Смирнов.
После того, как были произведены выборы от крестьян, председатель пригласил остальных 70 выборщиков для избрания остальных 5 членов Думы. Собрание открылось в 12 часов дня. Вновь было проведено "рейтинговое" голосование, для чего роздано 99 записок. При подсчете записок была выбрана счетная комиссия в составе выборщиков В.А. Смирнова, В.А. Потехина и А.И. Красоткина. При подсчете записок выяснилось, что А.И. Смирнов получил в свою пользу 77 записок, земский деятель П.А. Сафонов - 57 записок, Н.А. Огородников - 54, И.В. Замыслов - 51, З.Г. Френкель - 42, А.И. Коновалов - 33, В.С. Соколов - 27, Г.Н. Ботников - 26 и т.д.
В последовавшей далее баллотировке шарами А.И. Смирнов получил "за" - 80, П.А. Сафонов - 63, Н.А. Огородников - 61, И.В. Замыслов - 59, З.Г. Френкель - 51 голос. Указанные лица стали депутатами думы. Все другие кандидаты необходимого минимума в 50% + 1 голос выборщиков не получили <9>.
--------------------------------
<9> РГИА. Ф. 1278. Оп. 1. Д. 39. Л. 5 - 18.
Таким образом, представляется возможным говорить о том, что на выборах в Первую Государственную думу в Костромской губернии, несмотря на ограничения, наложенные куриальным многоступенчатым избирательным законодательством на представителей наиболее оппозиционных исторической власти социальных групп, оно свою роль полностью не выполнило. За счет высокой организованности, умелого блокирования, а также в отсутствие на выборах представителей леворадикального крыла либеральные политические силы сумели использовать предоставленные им избирательным законодательством возможности участия в публичной политике и добиться весьма положительных результатов.
Что же касается органов власти, то в первой избирательной кампании они, так же как и политические партии, с одной стороны, еще не имели должного административного опыта, с другой, присутствовала некая внутренняя убежденность в "монархическом инстинкте" крестьянства. Общая ориентация на поддержку партий правой ориентации присутствовала <10>, однако ввиду слабости и разобщенности последних, а также известного полевения взглядов общества в период революционных потрясений не могло дать эффекта, нейтрализующего более мобилизованный и организованный электорат либеральных партий и движений.
--------------------------------
<10> См., например: Смирнов И.М. Историко-правовые аспекты формирования монархических организаций в начале XX века (на примере Костромской губернии) // История государства и права. 2012. N 14.
Неудача на выборах для исторической власти, даже в губерниях, считавшихся максимально лояльными к ней, стала одной из причин к последующему изменению избирательного законодательства в сторону усиления влияния тех социальных сил, у которых историческая власть пользовалась наибольшей поддержкой.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.