Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СПОСОБОВ РЕГИСТРАЦИИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ И АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ФОРМ ГОЛОСОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
Л.А. ДОЛЬНИКОВА, А.Е. ПОПОВА
Дольникова Людмила Александровна, профессор кафедры "Общепрофессиональные и специальные дисциплины по юриспруденции" филиала ФГБОУ ВПО "ЮУрГУ" (НИУ) в г. Нижневартовске, кандидат юридических наук, доцент.
Попова Анастасия Евгеньевна, студентка 5-го курса специальности "Юриспруденция" филиала ФГБОУ ВПО "ЮУрГУ" (НИУ) в г. Нижневартовске.
В государствах с развитой демократией большое значение уделяется гарантиям избирательных прав, являющихся квинтэссенцией свободных и демократических выборов. Однако практика избирательных кампаний убедительно доказывает, что по ряду причин, главной из которых является неэффективность соответствующих гарантий, значительная часть избирателей зачастую не может реализовать свои права.
В этой связи особую актуальность приобретает изучение гарантий правового статуса избирателей в зарубежных странах и выявление путей повышения эффективности реализации прав избирателей в Российской Федерации.
Под гарантиями прав избирателей А.В. Зиновьев подразумевает условия и средства, обеспечивающие реализацию прав избирателей <1>. В различных странах диапазон гарантий правового статуса избирателей достаточно широк, а их содержание и практическое применение зачастую имеют разное значение.
--------------------------------
<1> См.: Зиновьев А.В. Гарантии свободы выборов представительных органов власти в России // Государство и право. 1999. N 1. С. 15.
Существуют различные виды гарантий избирательных прав граждан. Хотелось бы остановиться на содержании двух из них: на порядке включения избирателей в список избирателей и использовании различных форм голосования, которые способствуют предоставлению больших возможностей избирателям принять участие в выборах.
Важнейшей гарантией, создающей необходимые условия для юридического оформления и реализации гражданами своих избирательных прав, является регистрация (учет) избирателей. В зависимости от того, на ком лежит бремя регистрации избирателей, различаются системы личной и государственной регистрации.
Личная система регистрации применяется в Австралии, Мексике, Франции и ряде других стран. Особенность данной системы регистрации заключается в том, что она носит уведомительный характер и требует активных действий лица, желающего принять участие в выборах. Так, декрет Совета Министров Франции устанавливает, что каждый избиратель должен самостоятельно зарегистрироваться, предъявив соответствующие документы <2>.
--------------------------------
<2> См.: R1 - R4 decret du Conseil des ministres. Version consolidee au 25 novembre 2011.
Государственная (автоматическая) система регистрации применяется в России, Австрии, Аргентине, Бельгии, Бразилии, Великобритании, Германии, Италии, Канаде, Нидерландах, Швеции, Швейцарии, Чили и других странах. В соответствии с автоматическим методом регистрации списки избирателей составляются уполномоченными избирательными органами. Избиратели включаются в список избирателей того избирательного участка, на территории которого находится их место жительства.
Примечательно, что в ряде стран при регистрации избирателей используется сочетание личной и государственной систем регистрации. Например, в соответствии с Избирательным кодексом Испании реестр избирателей формируется путем включения данных, предоставленных компетентными органами, и прямой, персональной записи самих граждан, что является их прямой обязанностью <3>.
--------------------------------
<3> См.: Современные избирательные системы. Вып. 1 / Д.В. Лафитский, Н.М. Касаткина, А.Г. Орлов, Н.Ю. Трещетенкова. М.: РЦОИТ; Норма, 2006. С. 309.
Проведенный анализ порядка ведения личной и государственной систем регистрации позволил выявить определенные достоинства и недостатки каждой из соответствующих систем регистрации. Так, при использовании личной системы регистрации существенно возрастает качество и достоверность информации, содержащейся в списках избирателей, однако дополнительные гарантии в случае, если избиратель не имел возможности зарегистрироваться, как правило, не предусмотрены. Государственная система регистрации представляется наиболее удобной для избирателей, однако вероятность неточности информации, содержащейся в списках избирателей, при автоматической регистрации существенно возрастает, о чем свидетельствует практика избирательных кампаний в Российской Федерации.
Как верно отмечает Е.А. Ефименко, организация регистрации избирателей в Российской Федерации имеет существенные недостатки, которые порождают "двойной" учет избирателей, а также появление в списках так называемых мертвых душ <4>.
--------------------------------
<4> См.: Ефименко Е.А. Правовой режим регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. Владивосток, 2009. С. 124.
В настоящее время решение проблемы корректного ведения регистрации (учета) избирателей находит самое широкое обсуждение как в научных кругах, так и среди представителей власти. В частности, давно ведется спор о замене обязательной государственной регистрации избирателей добровольной (личной).
Так, член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Е.П. Дубровина обозначила необходимость замены обязательной регистрации избирателей добровольной. Иного мнения придерживается С.А. Трыканова, которая видит решение данной проблемы в совершенствовании правового регулирования регистрации (учета) избирателей, а также в усилении взаимодействия лиц, представляющих сведения об избирателях с избирательными комиссиями <5>.
--------------------------------
<5> См.: Трыканова С.А. Актуальные аспекты реализации и пути оптимизации организационно-правовых механизмов регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2011. N 5. С. 50.
Наиболее верным представляется совместить государственную и личную системы регистрации, что позволит достичь максимального соответствия и достоверности сведений, содержащихся в списках избирателей. Опыт зарубежных стран, применяющих данный способ регистрации избирателей, убедительно доказывает его эффективность.
Важное место в системе гарантий прав избирателей принадлежит обеспечению права избирателей на участие в голосовании. Как правило, избиратели голосуют в помещении для голосования. Для избирателей, которые по тем или иным причинам не могут прибыть в данное помещение, предусмотрены различные формы альтернативного голосования. Так, в Австралии, Канаде, Финляндии, США, Великобритании <6>, Германии, Бельгии, Италии, Испании, Швеции, Швейцарии, Франции, Новой Зеландии, Дании, Австралии и других странах предусмотрено досрочное голосование, голосование по открепительным удостоверениям, голосование по факсу, голосование с помощью электронных устройств, голосование по почте. В России предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям, голосование вне помещения для голосования, досрочное голосование, а также голосование по почте.
--------------------------------
<6> The Absent voting (transitional provisions) (England and Wales) Regulations 2006; The Representation of the People (Absent Voting at Local Government Elections) (Scotland) Regulations 2007 // URL: http://www.electoralcommission.org.uk.
Избиратели могут воспользоваться какой-либо альтернативной формой голосования лишь при наличии определенных оснований, предусмотренных законодательством той или иной страны.
В Австралии и Финляндии основанием для досрочного голосования является состояние здоровья избирателя, не позволяющее принять участие в выборах в день голосования <7>, нахождение избирателя в местах лишения свободы; на судне, находящемся в день голосования в плавании. В Канаде досрочное голосование проводится для военнослужащих; для лиц, временно проживающих за пределами Канады; для находящихся в местах лишения свободы; для пожелавших по тем или иным причинам голосовать досрочно <8>. В России проведение досрочного голосования возможно на избирательных участках, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, на полярных станциях; для избирателей, находящихся в значительно удаленных от помещения для голосования местах, транспортное сообщение с которыми отсутствует или затруднено; а также при проведении выборов в федеральные органы государственной власти на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации <9>.
--------------------------------
<7> S. 103 part XV postal voting Commonwealth Electoral Act 1918 // No. 27, 1918 as amended Act No. 26, 2013.
<8> См.: Современные избирательные системы / Д.В. Лафитский, Н.М. Касаткина, А.Г. Орлов, Н.Ю. Трещетенкова. Вып. 1. М.: РЦОИТ; Изд-во "Норма", 2006. С. 248.
<9> См.: ст. 65 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" // СЗ РФ. 2002. N 24. Ст. 2253.
В последнее время особое место среди альтернативных форм голосования отводится голосованию по почте. По справедливому замечанию В.В. Красинского, "развитие представительных демократических институтов, расширение доступа граждан к участию в выборах, необходимость повышения политической активности избирателей стали причинами появления в различных странах почтового голосования" <10>. Почтовое голосование подразделяется на внутреннее и внешнее. Внутренне голосование по почте осуществляется избирателями, находящимися на территории своего государства, а внешнее избирателями, находящимися за его пределами. В большинстве стран, в частности в Австрии, Австралии, Великобритании, Германии, Испании, Канаде, предусмотрены оба вида голосования по почте. Основанием для внешнего голосования по почте является нахождение избирателя за границей. Применение внутреннего голосования по почте в различных странах предполагает наличие весьма разнообразных оснований. Например, в Германии право голосовать по почте предоставлено лицам, которые по уважительным причинам (в их число входит и поездка на отдых) будут отсутствовать в момент выборов; лица, сменившие место жительства и по каким-либо причинам не могущие быть внесенными в новом месте в списки избирателей; правом голосования по почте могут воспользоваться и избиратели, которые не могут прибыть в день выборов на избирательный участок (либо для них это будет сопряжено со значительными трудностями) по служебным обстоятельствам, вследствие болезни, старости или физических недостатков <11>. В Дании воспользоваться голосованием по почте могут избиратели, находящиеся в больнице, социальном приюте, доме престарелых, а также в тюрьмах и следственных изоляторах <12>. В таких странах, как Канада, США, Швеция, воспользоваться голосованием по почте может любой избиратель без указания причины.
--------------------------------
<10> См.: Красинский В.В. О проблемах почтового голосования на выборах в зарубежных странах // Журнал российского права. 2008. N 12 // СПС "КонсультантПлюс".
<11> Bundesgesetz BGBl. I S. 1288, 1594; BGBl. I S. 674; BGBl. I S. 1376; BGBl. I S. 1951.
<12> См.: Современные избирательные системы. Вып. 4 / Науч. ред. А.В. Иванченко, В.И. Лафитский. М.: РЦОИТ; Иноктаво, 2009. С. 259.
С течением времени голосование по почте приобретает все большую популярность. Так, в Германии более чем за полвека применения данной формы голосования количество избирателей, желающих проголосовать по почте, возросло в среднем в пять раз. В Великобритании на выборах в 2011 г. число избирателей, проголосовавших по почте, в среднем возросло в два раза и составило около 50% <13>.
--------------------------------
<13> См.: Выступление С.Ю. Костенко, члена ЦИК России с правом совещательного голоса от Всероссийской политической партии "Единая Россия" // URL: http://www.zoom.cikrf.ru/banners/ sov_2009/ural/kostenko.html.
Популярность почтового голосования отмечают многие ученые. В частности, В.В. Красинский приводит в пример Швейцарию, где данным правом могут воспользоваться более 90% избирателей (например, 98,6% избирателей в кантоне Люцерн на национальных выборах 21 октября 2007 г.) <14>.
--------------------------------
<14> См.: Красинский В.В. О проблемах почтового голосования на выборах в зарубежных странах // Журнал российского права. 2008. N 12 // СПС "КонсультантПлюс".
Иная ситуация наблюдается в России. Голосование по почте появилось в законодательстве недавно и может применяться, если это предусмотрено законами субъектов Российской Федерации. В настоящее время процедура почтового голосования предусмотрена в таких субъектах, как Свердловская область <15>, Тюменская область <16>, Мурманская область, и других субъектах. При этом нормы, предусматривающие возможность голосования по почте, содержащиеся в законах субъектов Российской Федерации, очень скупы и носят отсылочный характер к Инструкции ЦИК России "О временном порядке голосования по почте при проведении выборов в органы государственной власти субъектов России, органы местного самоуправления, референдума субъекта России, местного референдума" <17>.
--------------------------------
<15> См.: ч. 16 ст. 82 Избирательного кодекса (закона) Свердловской области от 29 апреля 2003 г. N 10-ОЗ // СПС "Гарант".
<16> См.: ч. 14 ст. 67 Избирательного кодекса (закона) Тюменской области от 5 ноября 1999 г. N 140-ОЗ // СПС "Гарант".
<17> См.: Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 5 октября 2011 г. N 41/353-6 "О Временном порядке голосования по почте при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума" // СПС "КонсультантПлюс".
Несмотря на отсутствие потенциальных угроз избирательному процессу, развитие почтового голосования в России сдерживается тем, что носит факультативный характер: используется только в случае, если у избирателя нет возможности проголосовать досрочно, вне помещения для голосования, а также по месту временного пребывания. К тому же сама процедура организации и проведения голосования по почте является достаточно сложной, прежде всего для избирателя.
Практика проведения выборов в России свидетельствует о том, что эффективность ряда альтернативных форм голосования оставляет желать лучшего. Причина их неэффективности видится в том, что голосование по открепительным удостоверениям имеет широкое применение только на федеральных выборах, досрочное голосование гарантировано весьма ограниченному кругу лиц, а голосование по почте не имеет широкого применения.
Проблема реализации права избирателей на участие в голосовании посредством альтернативных форм находит самое широкое обсуждение в научных кругах. По мнению А.А. Ильина, федеральное законодательство слишком одномерно, без необходимой дифференциации регулирует избирательный процесс применительно ко всем видам федеральных, региональных и местных выборов, забывая о специфике последних <18>. По справедливому замечанию Воробьева Н.И., практика проведения региональных и муниципальных выборов демонстрирует наличие в избирательном законодательстве ряда необоснованных ограничений, создающих дополнительные трудности и проблемы в реализации прав избирателей <19>.
--------------------------------
<18> См.: Ильин А.А. Предоставление дополнительных гарантий избирательных прав граждан в субъектах Российской Федерации // Пробелы в российском законодательстве. 2011. N 1. С. 36.
<19> См.: Воробьев Н.И. Об укреплении законодательных гарантий проведения выборов в субъектах Российской Федерации и на муниципальном уровне // Журнал российского права. 2004. N 1 // СПС "КонсультантПлюс".
Таким образом, представляется необходимым совершенствовать правовое регулирование альтернативных форм голосования, расширяя систему данных гарантий на региональных и местных выборах. Думается, что досрочное голосование и голосование по почте в большей степени могут обеспечить реализацию активного избирательного права гражданами Российской Федерации.
Обеспечение гарантий прав избирателей должно стать несомненным приоритетом правоприменительной практики, одним из важных векторов развития избирательного законодательства в России.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.