Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА СОВЕТСКОЙ РОССИИ 1918 - 1936 ГГ.: НОВЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
М.С. САЛАМАТОВА
Саламатова Марина Сергеевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Новосибирского государственного университета экономики и управления.
В последние два десятилетия в отечественной юридической и исторической науке радикальному переосмыслению подвергается большинство сюжетов истории Советского государства, некогда имевших жесткую и однозначную трактовку. Сказанное в полной мере применимо к советской избирательной системе. Несколько поколений советских правоведов, развивая тезисы, высказанные Лениным, доказывали превосходство советской избирательной системы перед буржуазными, ее демократичность и новизну <1>. В 1990 и 2000-е гг. достижения советской избирательной системы, напротив, резко обесценивались, и оценки сменились с положительных на негативные <2>. Очевидно, что советский опыт выборов нуждается в непредвзятом осмыслении, анализе как теоретических оснований, так и избирательной практики. В настоящей публикации предпринимается попытка проанализировать сущностные черты советской избирательной системы, существовавшей с 1918 по 1936 г., с точки зрения преемственности предшествующего электорального опыта и заявленных большевиками новаций.
--------------------------------
<1> Бродович С.М. Советское избирательное право. Л., 1925; Лепешкин А.И. Советы - власть трудящихся (1917 - 1936 гг.). М., 1966; Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк истории советской Конституции. М., 1987.
<2> Добкин А.И. Лишенцы. 1918 - 1936 гг. // Звенья. М.; СПб., 1992. Вып. 2. С. 605 - 627; Белоновский В.Н. Электоральное право Российской Федерации. М., 2010; Тропов И.А. Конституция РСФСР 1918 г. и опыт организации Советов на местах // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2011. N 4. С. 95 - 99.
Пришедшие к власти большевики не имели практического опыта управления государством. Создавая советскую избирательную систему, они могли опираться на практику дореволюционной избирательной системы, избирательной системы "буржуазного представительства", введенной в ходе Февральской революции, выборов в Советы в 1905 и 1917 гг., а также собственные программные требования и работы теоретиков марксизма.
Однако большевики категорически отвергли достижения предыдущих избирательных систем. У левых партий в российской дореволюционной избирательной системе резкое неприятие вызывало широкое использование технических, охранительных и дискриминационных цензов, а также непрямое и неравное представительство. В.И. Ленин называл избирательный Закон 1905 г. "издевательством над идеей народного представительства" <3>.
--------------------------------
<3> Ленин В.И. Две тактики социал-демократии в демократической революции // Полн. собр. соч. М., 1967. Т. 11. С. 57.
В противовес российской избирательной системе в программе РСДРП содержалось требование "сосредоточения всей верховной государственной власти в руках законодательного собрания", избранного на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права "всех граждан и гражданок, достигших двадцати лет", также предполагалось ввести тайное голосование <4>.
--------------------------------
<4> Программа РСДРП, принятая на II съезде партии // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. М., 1970. Т. 1. С. 112.
Февральская революция внесла существенные изменения в ситуацию с избирательным правом и учла самые радикальные требования либералов и социал-демократов. Положением о выборах в Учредительное собрание, окончательно утвержденным Временным правительством 23 сентября 1917 г., отменялись все дискриминационные цензы (тендерный, имущественный и т.п.), существенно демократизировались технические и охранные цензы <5>. В данном Положении последовательно проводился принцип всеобщих, прямых, равных и тайных выборов, что, с одной стороны, нарушало электоральные традиции царской России, а с другой - делало избирательную систему революционной России одной из самых передовых и демократичных в мире.
--------------------------------
<5> Положение о выборах в Учредительное собрание от 23.09.1917 // Российское законодательство X - XX вв.: В 9 т. Т. 9: Законодательство эпохи буржуазно-демократической революции. М., 1994. С. 141.
Казалось бы, у большевиков не было оснований для недовольства и ликвидации этой избирательной системы, поскольку она полностью учитывала их программные требования. Однако результаты выборов в Учредительное собрание в 1917 г. отчетливо продемонстрировали большевикам, что с помощью традиционных институтов буржуазного представительства и реализации всеобщего, равного, прямого избирательного права они не смогут оказаться у власти. Напомним, что большевики получили 24,5% голосов на выборах в Учредительное собрание <6>. Реагируя на неутешительные для партии результаты выборов, большевики сочли избирательную систему "буржуазного представительства" пройденным этапом, обратились к опыту выборов в Советы и объявили пролетарскую демократию следующим этапом общественного развития.
--------------------------------
<6> Протасов Л.Г. Всероссийское Учредительное собрание: История рождения и гибели. М., 1997. С. 27.
Конструируя советскую избирательную систему, большевики заявляли, что не создают ничего искусственного, а опираются на имеющуюся практику создания Советов в 1917 г. Вместе с тем опыт выборов в Советы в 1917 г. представляется хаотичным и разнородным. Это касается как принципа создания Советов, так и норм представительства в них. В 1917 г., помимо Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, на местах создавались Советы военных, казачьих, матросских и офицерских депутатов, безземельных крестьян, студенческих депутатов, рабочих старост, депутатов трудовой интеллигенции, а в Прибалтике даже пасторских депутатов <7>. Одним словом, Советы чаще всего создавались по профессиональному, иногда по сословному принципу, что обусловило невсеобщий характер выборов в эти организации, в выборах участвовали представители соответствующего сословия или профессиональной группы. Вплоть до объединения Советов в 1918 г., в полном соответствии с многовековыми сословными традициями в России, съезды крестьянских депутатов проходили отдельно от съездов рабочих и солдатских депутатов.
--------------------------------
<7> Пушкарев С.Г. Воспоминания историка. 1905 - 1945 // Посев. 1999. N 3. С. 28.
Нормы представительства на выборах этой разнородной стихии также были весьма различными. Так, при выборах первого в 1917 г. состава Петросовета избирались один делегат от тысячи рабочих и один от роты солдат (т.е. примерно от 100 человек). О.И. Чистяков также отмечал произвольное установление норм представительства в регионах, так, в Роминской волости избиралось по 3 - 10 депутатов от селения, в Подбужской - 3 депутата от 1000 избирателей, в Пупповской - по 1 депутату от 10 дворов <8>.
--------------------------------
<8> Чистяков О.И. Конституция РСФСР 1918 г. М., 2003. С. 126.
В целом, можно констатировать, что рабочие, солдаты, крестьяне и другие слои населения при формировании Советов в 1917 г. воспроизводили имевшийся исторический опыт выборов, глубоко укоренившийся в сознании населения, который казался ему справедливым, т.е. опирались на невсеобщее, непрямое и неравное представительство. В итоге, большевики, декларируя абсолютную новизну, разрыв с дореволюционными традициями в 1918 г. фактически в редуцированном виде в советской избирательной системе, воспроизвели многие черты дореволюционного избирательного права. Учитывая крайнюю неоднородность опыта формирования Советов в 1917 г., большевики выбирали из него то, что им представлялось наиболее целесообразным для реализации "диктатуры пролетариата".
Ленин, а впоследствии и несколько поколений советских правоведов и государствоведов доказывали подлинную демократичность, новизну и уникальность советской избирательной системы по сравнению с буржуазными. Насколько это утверждение соответствовало реальности?
Противники и апологеты советской избирательной системы в первую очередь обращали внимание на избирательные цензы. К. Каутский обвинял большевиков в нарушении принципа всеобщности избирательного права и использовании избирательных цензов для отстранения от участия в выборах не столько представителей враждебных классов, сколько иные партии, с целью ликвидации многопартийности и насаждения диктатуры одной партии <9>.
--------------------------------
<9> Каутский К. Диктатура пролетариата. От демократии к государственному рабству. Большевизм в тупике. М., 2002. С. 72.
Ленин категорически отвергал обвинения К. Каутского, заявляя, что введение избирательных цензов - это вынужденная мера, направленная на подавление сопротивления "эксплуататоров" на время революции <10>. Советские правоведы обращали внимание на уникальную природу советских избирательных цензов в мировой избирательной практике, их демократизм, лишающих избирательных прав лишь незначительную часть населения <11>.
--------------------------------
<10> Ленин В.И. Пролетарская революция и ренегат Каутский // Полн. собр. соч. М., 1967. Т. 37. С. 257.
<11> Стучка П. Учение о государстве пролетариата и крестьянства и его Конституции. М.-Л., 1926; Бродович С.М. Советское избирательное право. Л., 1925.
Однако за громкими заявлениями Ленина о новой подлинной пролетарской демократии стоял отказ от всеобщего избирательного права и введение цензового права в советскую избирательную систему. Какие черты были характерны для советских цензов в 1918 г.? Во-первых, отметим радикальную демократизацию технических цензов и отмену дискриминационных цензов. Возрастной ценз был понижен до 18-ти лет, отменен ценз гражданства, тендерный и имущественный цензы также были отменены. От отмены или понижения этих цензов выиграли наиболее дискриминируемые в дореволюционной России слои населения - молодежь, женщины, национальные меньшинства. Предоставив им избирательные права, большевики привлекли на свою сторону активную, молодую часть населения, ранее не реализовавшую свою политическую активность в легальном поле. В данном случае следует признать, что это являлось разрывом как с дореволюционными российскими традициями, так и общемировым опытом.
Вместе с тем в рамках советской избирательной системы продолжали действовать охранные цензы, к числу которых можно отнести политический и трудовой цензы. Политический ценз не был оригинален, во многих избирательных системах он действовал и продолжает действовать. Для России использование этого ценза также было традиционным. В 1918 г. с помощью политического ценза отстранялись от выборов служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранного отделения, а также члены царствовавшего дома <12>. Впоследствии в советских избирательных инструкциях количество категорий, подпадавших под действие этого ценза, было значительно расширено за счет бывших белых офицеров, военных чиновников белых армий, административно-ссыльных и даже членов семей лиц, лишенных избирательных прав, и т.д.
--------------------------------
<12> Конституция (Основной Закон) РСФСР. Принята V Всероссийским съездом Советов в заседании от 10 июля 1918 г. // Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства. 1918. N 51. Ст. 582.
Новеллой советского избирательного права можно считать введение трудового ценза, который по сути был антиимущественным. С его помощью от участия в выборах отстранялись граждане, обладавшие каким-либо имуществом: 1) лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли; 2) лица, живущие на нетрудовые доходы, как-то: проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т.п.; 3) частные торговцы, торговые и коммерческие посредники <13>.
--------------------------------
<13> Там же.
Оппоненты большевиков усматривали возможность произвольного применения трудового ценза в силу относительности самого понятия "производительный и общеполезный труд" <14>. Дальнейшая избирательная практика полностью подтвердила эти опасения, в 1920-е гг. отнесение к категории "эксплуататоров" напрямую зависело от политической и экономической конъюнктуры в стране. Поскольку изменения в круге лиц, отстраненных от участия в выборах, закреплялись не в Конституции, а в инструкциях, издававшихся к каждым выборам ВЦИК и ЦИК СССР, то при очередных политических изменениях оперативно вносились изменения в круг граждан, пораженных в политических правах. Так, либерализация экономической политики 1925 г. незамедлительно сказалась на круге избирателей, и "трудящимися" были признаны мелкие хозяева города и деревни, мелкие торговцы <15>. Ужесточение мер, направленных на ограничение роста частного сектора в экономике в 1926 г., привело к существенному сужению круга "трудящихся" за счет мелких собственников города и деревни, торговцев и членов их семей <16>.
--------------------------------
<14> Каутский К. Диктатура пролетариата. От демократии к государственному рабству. Большевизм в тупике. М., 2002. С. 51.
<15> Декрет ВЦИК от 13 октября 1925 г. "Об утверждении Инструкции о выборах городских и сельских Советов и о созыве съездов Советов" // Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства. 1925. N 79. Ст. 603.
<16> Декрет ВЦИК от 4 ноября 1926 г. "Об утверждении Инструкции о выборах городских и сельских Советов и о созыве съездов Советов" // Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства. 1926. N 75. Ст. 577.
Анализ практики применения лишения избирательных прав показывает, что Советское государство использовало институт лишения гражданских прав не только как превентивную меру, направленную против реальных и потенциальных противников большевистского режима, но и как механизм социального, экономического, административного и психологического давления на наиболее социально независимые от государства и хозяйственно активные слои города и деревни <17>.
--------------------------------
<17> Маргиналы в социуме. Маргиналы как социум. Сибирь (1920 - 1930-е гг.). Новосибирск, 2008. С. 96 - 97.
Помимо использования цензового права, большевики ввели непрямое и неравное представительство на выборах в Советы. Главным аргументом советских исследователей при оправдании неравного избирательного права являлась апелляция к историческому опыту выборов в Советы в 1917 г. <18>. Выше уже отмечалась уязвимость этого аргумента, поскольку на выборах в Советы в 1917 г. единых норм не существовало, они значительно отличались как в различных социальных группах, так и в разных местностях. Очевидно также, что при формировании Советов рабочие, крестьяне и солдаты ориентировались на нормы представительства, укоренившиеся в их сознании, т.е. воспроизводили имевшиеся исторические традиции выборов до 1917 г.
--------------------------------
<18> Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк истории советской Конституции. М., 1987. С. 162.
Отбросив революционную патетику, становится ясно, что неравенство представительства различных социальных слоев в советской избирательной системе имеет прямую аналогию в дореволюционной системе. Принципиально поменяв акцент с имущих граждан на "городской и сельский пролетариат и беднейшее крестьянство", большевики позаимствовали у критикуемого ими царского режима неравное представительство различных слоев населения. Они предоставили преференции на выборах тем слоям, которые считали наиболее социально близкими и лояльными власти.
Конституция 1918 г. предусматривала пятикратное преимущество городского населения над сельским при созыве как областных и губернских съездов Советов, так и Всероссийского съезда Советов (ст. 53 и 25 Конституции 1918 г.) <19>. Подчеркнем, что в Конституции преференции в представительстве предоставлялись всему городскому населению, обладавшему избирательными правами, а не только пролетариату. Впоследствии это станет проблемой для властей в городах, где полностью или почти полностью отсутствовали пролетарские слои населения, а доминировало "мещанско-обывательское" население <20>.
--------------------------------
<19> Конституция (Основной Закон) РСФСР. Принята V Всероссийским съездом Советов в заседании от 10 июля 1918 г. // Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства. 1918. N 51. Ст. 582.
<20> Саламатова М.С. "Обеспечить пролетарский состав советов любой ценой": способы манипуляции на выборах в Советской России в 1920-е гг. // Власть и общество в России XIX - XX вв.: провинциальный аспект. Орехово-Зуево, 2012. С. 303 - 311.
Помимо неравного представительства, советская избирательная система не отказалась и от критикуемой до революции многостепенности выборов. Прямыми выборы были только в низовые Советы - сельские и городские. Для крестьян количество выборных этапов лишь увеличилось по сравнению с дореволюционным периодом. До революции для крестьян предусматривались трехстепенные выборы. Конституция 1918 г. для избрания в высший советский орган - Всероссийский съезд Советов устанавливала уже четыре этапа (сельский Совет, волостной, уездный, губернский (или окружной) съезды, Всероссийский съезд Советов). Жители городов получили значительное преимущество перед крестьянским населением, выборы для них проходили в два этапа: городской Совет сразу выбирал представителей на губернский или окружной съезд Советов, на Всероссийский съезд Советов городские Советы также выбирали депутатов непосредственно <21>.
--------------------------------
<21> Конституция (Основной Закон) РСФСР. Принята V Всероссийским съездом Советов в заседании от 10 июля 1918 г. // Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства. 1918. N 51. Ст. 582.
Экстраполируя ситуацию на дореволюционную, жители городов после 1918 г. заняли столь же привилегированное положение, что и представители курии уездных землевладельцев и имущих городских избирателей особых городов, выборы для которых проводились в 2 этапа.
Неравное представительство и непрямые выборы обеспечивали необходимое большевикам преимущество рабочих в органах власти. По переписи населения 1926 г., в РСФСР горожане составляли 17,3%, селяне - 82,7% <22>. На губернских съездах в 1925 г. делегатов от крестьянства было 45,4%, от рабочих - 17,5%, от служащих - 30,3% <23>. Еще более очевидным выглядит доминирование представителей от рабочих и служащих на Всероссийских съездах Советов. На XII съезде, проходившем в мае 1925 г., делегатов от рабочих было 39,2%, от служащих - 29,6%, от крестьян - 31,2%. На XIII и XIV Всероссийских съездах Советов число делегатов от рабочих еще увеличилось, в 1927 г. они составили 49,4%, в 1929 г. - 56,4% <24>. Таким образом, горожане, составлявшие менее пятой части населения страны, были представлены преобладающим числом делегатов.
--------------------------------
<22> Всесоюзная перепись населения 1926 г. М., 1928. Т. 9. С. 2 - 13.
<23> Выборы в Советы РСФСР в 1925 - 1926 гг. Ч. 2. Съезды Советов и исполнительные комитеты. М., 1926. С. 14.
<24> Государственный архив РФ (далее - ГАРФ). Ф. 1235. Оп. 105. Д. 500. Л. 76.
Остальные принципы советской избирательной системы в Конституции 1918 г. не устанавливались, они в соответствии со ст. 66 и 70 Основного Закона вводились избирательными инструкциями, принимаемыми ВЦИК. Впоследствии в инструкциях ВЦИК дополнительно вводились производственно-территориальный принцип проведения выборов и открытое голосование.
Очевидно, что открытое голосование - менее демократичный порядок, чем тайное голосование, и избиратели, зачастую опасаясь негативных последствий, не решались высказать собственное мнение о кандидате или обсуждаемом вопросе. Открытый порядок голосования, в отличие от других принципов советской избирательной системы, не являлся исторически обусловленным и традиционным для дореволюционной России. И.В. Минникес отмечает, что уже на выборах в XVIII в. широкое распространение получила тайная процедура голосования <25>. В дальнейшем на выборах в XIX в. и на выборах в Государственную Думу 1906 - 1917 гг. также использовалось тайное голосование <26>. Введение открытого порядка голосования на советских выборах можно оценить как регрессивное явление по сравнению с дореволюционным периодом и порядком выборов, установившихся в ходе Февральской революции. Почему большевики, вопреки собственным программным требованиям, вернулись к этому архаичному порядку голосования в раннесоветской избирательной системе?
--------------------------------
<25> Минникес И.В. Выборы в истории Русского государства IX - XVIII вв.: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2004. С. 40 - 41.
<26> Демин В.А. Государственная Дума России: механизм функционирования: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 1997. С. 16.
Советские правоведы объясняли введение открытого порядка голосования сложившимися традициями на выборах в Советы в 1917 г., а также тем, что, "в отличие от буржуазного государства, в пролетарском государстве избирателям опасаться нечего" <27>. Позднее добавились аргументы об ограниченности ресурсов при проведении выборов: "неграмотность подавляющего большинства населения страны и отсутствие элементарных технических средств для организации выборов (бумаги, типографских материалов)" <28>.
--------------------------------
<27> Стучка П. Учение о государстве пролетариата и крестьянства и его Конституции. М.-Л., 1926. С. 158.
<28> Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк истории советской Конституции. М., 1987. С. 163.
Представляется, что причина возвращения к открытому порядку голосования заключается в желании установить контроль за поведением населения на выборах и возможности оказывать давление на результаты голосования. Примечательно, что до 1925 г. на законодательном уровне порядок голосования определялся на усмотрение местных или региональных органов власти <29>. Однако обследование выборов, проведенное инструкторами ВЦИК в 1924 г., выявило, что в 46 обследуемых волостях местные власти крайне неохотно использовали тайное голосование. Только в одной из волостей Тамбовской губернии выборы проходили при тайном голосовании, при этом в этой волости не избрали кандидатов, предварительно утвержденных партийной ячейкой, и итоги выборов оказались неожиданными для вышестоящих органов власти <30>.
--------------------------------
<29> Декрет ВЦИК от 11 августа 1924 г. "Инструкция о перевыборах городских и сельских Советов и о созыве волостных (районных), уездных (окружных) и губернских (областных) съездов Советов" // Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства. 1924. N 71. Ст. 695.
<30> ГАРФ. Ф. 1235. Оп. 101. Д. 151. Л. 311.
Анализ результатов выборов в первой половине 1920-х гг. и распространенность практики открытого голосования на местах привели к ее закреплению в избирательных инструкциях ВЦИК. Открытый порядок голосования на избирательных собраниях был унифицирован начиная с Инструкции о выборах, принятой ВЦИК 13 октября 1925 г. <31>. Практика проведения избирательных кампаний 1920-х гг. показывала, что открытое голосование в Советском государстве использовалось как достаточно простой и эффективный способ контроля за поведением населения на выборах и подавления протестных настроений.
--------------------------------
<31> Декрет ВЦИК от 13 октября 1925 г. "Об утверждении Инструкции о выборах городских и сельских Советов и о созыве съездов Советов" // Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства. 1925. N 79. Ст. 603.
Производственный принцип проведения выборов в городах в советском правоведении позиционировался как новелла советского избирательного права. Действительно, производственный порядок организации выборов несвойствен как для дореволюционной России, так и для общемировой практики. Появление этого порядка объяснялось организацией Советов в городах в 1905 и 1917 гг. на предприятиях, заводах, казармах, т.е. по производственному принципу. В данном случае вполне оправданными выглядят ссылки советских исследователей на "исторически сложившиеся традиции образования Советов по производственным единицам" <32>.
--------------------------------
<32> Стучка П. Учение о государстве пролетариата и крестьянства и его Конституции. М.-Л., 1926. С. 156.
Главные достоинства производственного принципа - тесная связь депутата с коллективом, знание его потребностей - нивелировались полупринудительностью участия в выборах на производстве, а также невозможностью участия в них избирателей, не организованных в трудовые коллективы. Поскольку в первой половине 1920-х гг. производственный принцип был единственным при организации и проведении выборов в городские Советы, то избиратели, не организованные в трудовые коллективы и не являвшиеся членами профсоюзов, не допускались до участия в избирательных кампаниях с 1918 по 1925 г. Фактически производственный порядок проведения выборов выступал дополнительным способом отстранения от участия в выборах потенциально нелояльных слоев городского населения.
Лишь после признания проблем в избирательной сфере по итогам выборной кампании 1924 г. и отмены результатов выборов в регионах, где проголосовали менее 35% избирателей или имелись жалобы граждан на незаконные действия органов, руководивших выборами, объявления политики "оживления Советов" ВЦИК и ЦИК СССР пересмотрели порядок проведения выборов в городах <33>. Начиная с Инструкции о перевыборах Советов ЦИК СССР от 16.01.1925 закреплялся производственно-территориальный порядок проведения выборов в городах <34>.
--------------------------------
<33> ГАРФ. Ф. 3316. Оп. 20. Д. 282. Л. 8.
<34> Постановление Президиума ЦИК СССР от 16 января 1925 г. "О перевыборах в Советы" // Собрание законов и распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства. 1925. N 6. Ст. 55. Ст. 25; Декрет ВЦИК от 13 октября 1925 г. "Об утверждении Инструкции о выборах городских и сельских Советов и о созыве съездов Советов" // Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства. 1925. N 79. Ст. 603. Ст. 37; Декрет ВЦИК от 4 ноября 1926 г. "Об утверждении Инструкции о выборах городских и сельских Советов и о созыве съездов Советов" // Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства. 1926. N 75. Ст. 577. Ст. 36, 37.
Закономерно, что в 1925 г. при проведении выборов в городские Советы по производственно-территориальному принципу возникли проблемы с составом Советов. Выборы, организованные по территориальному принципу для т.н. неорганизованной части населения, в городах контролировать было значительно сложнее. Общей тенденцией стало уменьшение числа депутатов от ВКП(б) и пролетарских слоев в городских Советах <35>. Кроме того, непролетарские слои городского населения выдвигали различные требования и активно критиковали действия властей. Особенную остроту эта проблема приобрела в мелких городах с преимущественно непролетарским населением <36>.
--------------------------------
<35> Итоги выборов в Сибирском крае // Известия Сибкрайкома ВКП(б). 1926. N 6. С. 13.
<36> ГАРФ. Ф. 1235. Оп. 103. Д. 721. Л. 11.
Оценивая советскую избирательную систему, существовавшую с 1918 по 1936 г., констатируем, что, несмотря на революционный пафос и претензии на новизну, большевики весьма прагматично подошли к ее созданию, адаптировав многие черты дореволюционного избирательного права. Советская избирательная система имеет более глубокие исторические корни, чем это принято считать. Большевики, заявляя о разрыве с предыдущими избирательными традициями, ориентировались на сложившийся опыт выборов в Советы в ходе революций. Однако следует учитывать, что выборы в Советы в 1917 г. при кажущейся новизне этого института воспроизводили имевшийся электоральный опыт, глубоко укоренившийся в сознании населения. В итоге, большевики, декларируя полный разрыв с традициями, в модернизированном виде позаимствовали базовые черты дореволюционной избирательной системы. В ряде случаев большевики воспроизводили и более архаичные черты избирательной системы, такие, как открытый порядок голосования.
К традиционным признакам советской избирательной системы 1918 - 1936 гг. можно отнести цензовость, неравное и непрямое представительство. Несомненной новизной советской избирательной системы обладал производственный порядок проведения выборов. При этом как традиционные, так и обладавшие новизной особенности советской избирательной системы 1918 г. служили главной цели - предоставлению преференций на выборах городским пролетарским слоям, а также обеспечению лояльного правящей партии состава Советов всех уровней.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.