Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРОБЛЕМА ЛЕГИТИМАЦИИ НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В РОССИИ В XX В.
С.Л. БЕХТЕРЕВ
Бехтерев Сергей Львович, профессор кафедры философии и социологии права Института права, социального управления и безопасности ФГБОУ ВПО "Удмуртский государственный университет", профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Ижевского юридического института (филиал) ФГБОУ ВПО "Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации", доктор исторических наук.
Становление правового государства в России актуализирует изучение процесса легитимации федеративных отношений, рассматриваемых в ретроспективе XX в. Огромная территория, многонациональный и поликонфессиональный состав населения, разнородность социальных характеристик, а также неравномерность развития регионов нашей страны придают данной проблеме не только академическое, но и практическое звучание.
Методологическим ключом к пониманию сути вопроса является обоснование легитимности верховной власти и ее действий, наиболее полно изложенное в трудах германского социолога М. Вебера. Он выделил три "идеальных" типа легитимности: традиционный, харизматический и легально-рациональный <1>. С учетом специфики формирования территориальной организации Российского государства, особенно в имперскую эпоху, следует рассматривать веберовскую трактовку исторических типов права как теоретических ступеней рациональности. Одним из них, хорошо и надолго прижившимся в отечественной традиции, стало октроированное (дарованное сверху) право, создававшееся светской (императорской) властью и теократическими (преимущественно православными) силами, действовавшими лишь с известной долей рациональности. При этом М. Вебер особо подчеркивал, что "ступень профессионально-юридического формирования права... в полном объеме достигнута только на Западе" <2>.
--------------------------------
<1> Марченко М.Н., Мачин И.Ф. История политических и правовых учений. М., 2011. С. 423.
<2> Там же. С. 427 - 428.
В условиях единой и неделимой империи ее народы имели минимальную степень политической свободы, а верховная власть находила преимущественно традиционно-харизматическое оправдание своего господства. Даже к началу XX в. Император и Самодержец Всероссийский по отношению, например, к Сибири являлся Царем; по отношению к Пермскому, Вятскому краям и Поволжью - Князем и т.д. <3>. Единство многомиллионной Российской империи во многом обеспечивалось идеологемой "Съ нами Богъ!", ставшей официальным девизом православного государства. Падение монархии в марте 1917 г. поставило перед каждым коренным народом России вопрос о самоопределении, получивший различные варианты решений в годы Гражданской войны.
--------------------------------
<3> Национальная политика России: история и современность. М., 1997. С. 158.
Самоопределение удмуртского этноса, например, осуществлялось через национально-культурную автономию к территориальной. Впервые "воля народа" нашла выражение в Декларации Прикамского комитета членов Всероссийского Учредительного собрания (Прикомуч), продолжавшего считать себя "хозяином земли Русской", от 30 августа 1918 г. о необходимости восстановления политических свобод и демократических органов самоуправления. В документе особо подчеркивалось, что в своей практической деятельности Прикомуч будет "руководствоваться одной мыслью - интересами всей массы населения, а не отдельной какой-либо политической группы" <4>. В августе - ноябре 1918 г., в период известного Ижевско-Воткинского восстания против политики Совета Народных Комиссаров, охватившего значительную территорию (около 14 тыс. кв. км) с населением до 800 тыс. чел., степень легитимности руководителей Прикомуча В.И. Бузанова, Н.И. Евсеева и А.Д. Карякина была намного выше, чем таковая лидеров большевистской России.
--------------------------------
<4> Декларация Прикамского комитета членов Всероссийского Учредительного собрания // Хрестоматия по истории Удмуртии: В 2 т. Ижевск, 2007. Т. 2. Документы и материалы. 1917 - 2007. С. 51.
Более или менее конкретно вопрос об удмуртской территориальной автономии ставился лишь на Всероссийской конференции коммунистов-удмуртов (г. Сарапул, июнь 1920 г.) по мере вытеснения войск Верховного правителя России адмирала А.В. Колчака и разгрома антибольшевистской оппозиции <5>. Ввиду разногласий местного советского и партийного руководства вопрос об автономии был окончательно решен федеральным центром. В тексте Декрета ВЦИК и СНК РСФСР от 4 ноября 1920 г. "Об образовании автономной области вотякского народа" ничего не говорилось о чьем-либо, кроме верховной власти, волеизъявлении <6>. Таким образом, советское руководство продолжило октроированную практику государственно-правового развития на новой идейно-политической основе. Соответственно, и легитимность Вотской автономной области не была абсолютной.
--------------------------------
<5> Войтович В.Ю. Государственное строительство в Удмуртии: основные вехи. Ижевск, 2006. С. 93.
<6> Декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 4 ноября 1920 г. "Об образовании автономной области вотякского народа" // Хрестоматия по истории Удмуртии... С. 113.
Последующие 15 лет советского строительства создали условия для повышения легитимности удмуртской государственности. Постановлением Президиума ВЦИК от 28 декабря 1934 г. Удмуртская (до 1932 г. - Вотская) автономная область "в соответствии с волеизъявлением ее трудового населения" была преобразована в существующих границах в Удмуртскую Автономную Советскую Социалистическую Республику (УАССР) <7>. Очередной XVI Всероссийский съезд Советов (15 - 23 января 1935 г.) утвердил данное Постановление. Между тем пределы власти по-прежнему устанавливал высший государственный орган Союзной республики. Поэтому и в тексте первой Конституции Удмуртии, принятой Чрезвычайным (Вторым) Съездом Советов УАССР 14 марта 1937 г., также отсутствовала ссылка на ее легитимность. Сама же Конституция УАССР, как и других автономных республик в составе России, была утверждена Верховным Советом РСФСР первого созыва 2 июня 1940 г. и вступила в действие <8>.
--------------------------------
<7> Постановление Президиума ВЦИК о преобразовании Удмуртской автономной области в Удмуртскую автономную советскую социалистическую республику // Хрестоматия по истории Удмуртии... С. 256.
<8> Войтович В.Ю. Государственность Удмуртии: история и современность. Ижевск, 2003. С. 215.
Для позднесоветских основных законов автономных республик, в т.ч. Конституции УАССР от 31 мая 1978 г., характерна более высокая степень легитимности. Так, в ее преамбуле отмечено, что она принимается и провозглашается народом УАССР, "руководствуясь идеями научного коммунизма, сознавая себя неотъемлемой частью всего советского народа, в соответствии с Конституцией Союза ССР и Конституцией РСФСР" <9>. Как следует из анализа историко-юридического материала, для относительно полной легитимации социалистических ценностей, в которой участвовали три поколения россиян, понадобилось почти 60 лет.
--------------------------------
<9> Преамбула // Конституция (Основной Закон) Удмуртской Автономной Советской Социалистической Республики. Ижевск, 1990. С. 3.
Одним из результатов "развертывания социалистической демократии", провозглашавшегося Конституцией СССР 1977 г. "основным направлением развития политической системы советского общества" <10>, стала суверенизация автономных республик. Вслед за российскими и региональными парламентариями Третья (внеочередная) сессия Верховного Совета УАССР большинством голосов депутатов (138 - "за", 10 - "против", 13 - "воздержались" <11>) 20 сентября 1990 г., "разделяя провозглашенный Декларацией о государственном суверенитете РСФСР принцип обеспечения каждому народу его неотъемлемого права на самоопределение в избранных им национально-государственных формах; уважая суверенные права всех народов, считая существующий правовой статус автономной республики противоречащим понятию о подлинном суверенитете; руководствуясь интересами многонационального народа республики и принимая на себя ответственность за его дальнейшее политическое, экономическое, социальное и духовное развитие", провозгласила "государственный суверенитет Удмуртии как самостоятельность и полноту государственной власти республики в границах ее территории" и преобразовывала УАССР в Удмуртскую Республику (УР) <12>. Первая статья Декларации о государственном суверенитете Удмуртской Республики определяла УР как суверенное государство, исторически утвердившееся на основе осуществления удмуртской нацией своего неотъемлемого права на самоопределение.
--------------------------------
<10> Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 окт. 1977 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1977. N 41. Ст. 617.
<11> Трудный путь к суверенитету // Комсомолец Удмуртии. 1990. 22 сент.
<12> Постановление ВС УАССР от 20 сент. 1990 г. N 83-XII "О государственном суверенитете Удмуртской Республики" // Удмуртская правда. 1990. 22 сент.
Сам документ вызвал неоднозначную реакцию в обществе. Так, в резолюции Пленума Удмуртского обкома КПСС (август 1990 г.) отмечалось, что проект Декларации выражает интересы всех народов республики <13>. Напротив, как свидетельствуют результаты опроса жителей республики, проведенного по инициативе Межсоюзной конференции профсоюзов в конце 1990 г., детально изучили положения Декларации всего 7,9% респондентов. "В общих чертах" ознакомились с ней 46,7% опрошенных; "только слышали, что такая Декларация провозглашена" - 35,5%; "ничего не слышали о Декларации" 7,0%, а затруднились с ответом 2,9% опрошенных.
--------------------------------
<13> О работе бюро и секретариата обкома КПСС в июле - сентябре 1990 г. // Вестник обкома КПСС. 1990. N 21. С. 3 - 4.
Респонденты высказали следующие мнения о факте принятия Декларации: "воспринимаю Декларацию как необходимость для всего населения республики" - 7,7%; "возможно, в этом есть необходимость, но для народа не будет ощутимой реальной пользы от провозглашения суверенитета" - 44,6%; "я не согласен с принятием Декларации" - 23,9%; "я не в полной мере понимаю суть Декларации" - 18,9%. С утверждением о том, что УР - суверенное государство согласились лишь 2,3% респондентов. Большинство (56,1%) полагали, что Удмуртия должна оставаться в составе РСФСР и СССР. Каждый третий (33,1%) стоял за проведение референдума по суверенитету УР. Бурные дебаты разгорелись по поводу наименования нового суверенного государства. Были высказаны следующие суждения: Удмуртская Автономная Советская Социалистическая Республика - 31,0%; Удмуртская Республика - 24,4%; Удмуртская Советская Республика - 17,6%; Удмуртская Автономная Социалистическая Республика - 8,2% <14>.
--------------------------------
<14> Козлова А. Мнение о Декларации // Вестник. 1991. N 3. С. 16.
Совершенствование политико-правового статуса бывших советских автономий в условиях начавшегося распада СССР и реализации государственного суверенитета России во многом зависело от позиции демократической и национальной составляющих регионов. Так, на состоявшемся 28 августа 1990 г. собрании членов Удмуртской республиканской организации "Движение за Демократию" была принята резолюция, в которой отмечалось, что Декларация о суверенитете является преждевременной и не принесет каких-либо выгод народу Удмуртии. Ее цель - вывод консервативного и неспособного правительства Удмуртии из-под контроля демократического правительства РСФСР, а следствием суверенитета может быть только дестабилизация политической обстановки в Удмуртии и России. Движенцы заявили о поддержке Б.Н. Ельцина и выразили надежду, что права национально-территориальных образований и коренных наций получат необходимое развитие в рамках правовой системы России. По вопросу о суверенитете Удмуртии предлагалось провести республиканский референдум.
Позиция удмуртского национального движения во многом сформировалась под влиянием переоценки советского исторического опыта. В Резолюции I Всесоюзного съезда удмуртов (г. Ижевск, 22 - 23 ноября 1991 г.) отмечалось, что "первые десятилетия Советской власти дали реальные шансы осуществить право удмуртского народа на самоопределение, создание собственной государственности. Однако тоталитарная система... привела к кризису во всех сферах жизнедеятельности удмуртского народа. В связи с гиперболизированным развитием военно-промышленной индустрии, хищническим освоением и разработкой природных ресурсов, насильственным проведением коллективизации, физическим уничтожением интеллигенции и наиболее активной части трудового крестьянства экономическая и социальная жизнь республики была приведена на грань катастрофы" <15>. В докладе съезду один из руководителей Общества удмуртской культуры доктор исторических наук К.А. Пономарев отметил, что с принятием Декларации созданы условия для возрождения и развития удмуртской нации.
--------------------------------
<15> Материалы Первого Всесоюзного съезда удмуртов. 22 - 23 нояб. 1991 г. Ижевск, 1992. С. 34.
Разногласия среди населения Удмуртии по поводу новых социальных ориентиров проявились и при определении легитимности Конституции РФ 1993 г. Дискуссии по этому поводу не утихают до сих пор. Не давая морально-нравственной оценки Закону, обладающему высшей юридической силой, обратимся только к фактам. Принятие Конституции всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. проходило в строгом соответствии с законодательством, что само по себе является легальным актом. Но насколько он легитимен? Общеизвестно, что в референдуме в целом по России приняли участие 54,8% избирателей. Из них 58,4% проголосовали за новую Конституцию страны, против - 41,6%. Приходится констатировать, что она была фактически одобрена только третьей частью населения РФ <16>.
--------------------------------
<16> Куликов В.И. История государственного управления в России. М., 2003. С. 300.
Что касается Удмуртии, то голосование по проекту Конституции России вообще не состоялось. На избирательные участки пришли лишь 47,65% граждан. При этом активность городского избирателя была намного ниже (43,3% от общего числа зарегистрированных), чем сельского (56,9%). За Конституцию проголосовали 55,71% избирателей, против - 41,25% таковых <17>.
--------------------------------
<17> Егоров И., Мацузато К. Удмуртская Республика. Хроника политического процесса (1988 - 1999 гг.) // Регионы России. Хроника и руководители. Т. 7: Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Республика Мордовия. Саппоро, 2000. С. 303; Куликов К.И. Удмуртия - субъект России (1990-е годы): проблемы экономики, политики, национальных отношений. Ижевск, 1999. С. 33.
После частичной легитимации и стабилизации либерально-демократического режима в России вопрос о дальнейшей судьбе суверенных республик первоначально был дан на откуп регионам. В Удмуртии, как и в других национально-территориальных образованиях, была продолжена конституционная реформа. Недоверие значительной части населения республики к российскому закону, обладающему высшей юридической силой, поставило перед руководством Удмуртии проблему принятия новой Конституции, приобретшую не только процедурный, но и политический характер. В содокладе члена Рабочей группы Верховного Совета УР по обобщению предложений и замечаний к проекту Конституции УР кандидата юридических наук С.Д. Бунтова отмечалось, что структура и содержание проекта во многом совпадают с таковыми Конституции РФ <18>. Накануне обсуждения проекта Конституции городской Думой Ижевска был инициирован социологический опрос. Его данные свидетельствовали о том, что только 27% респондентов знакомы с документом; из них 13% имели положительное отношение к проекту, 15% посчитали, что он должен быть существенно доработан. Подавляющее же большинство опрошенных не смогли выразить никакого отношения к опубликованному проекту <19>.
--------------------------------
<18> Взаимосвязь с международными нормами и Конституцией Российской Федерации: содоклад члена Рабочей группы Верховного Совета по обобщению предложений и замечаний к проекту Конституции Удмуртской Республики канд. юрид. наук С. Бунтова // Известия Удмуртской Республики. 1994. 3 сент.
<19> Тыцкая Э. Проект требует доработки // Известия Удмуртской Республики. 1994. 3 сент.
Было высказано много предложений о процедуре принятия Конституции. Одни участники обсуждения законопроекта выступали за референдум. Другие предлагали оставить этот вопрос вновь избранному парламенту или передать его на рассмотрение специально избранному Конституционному совещанию. Не исключался созыв Учредительного собрания, который бы состоял из депутатов всех уровней. Депутат Государственной Думы РФ М.А. Васильев предложил компромиссный вариант: вынести на референдум только основополагающие статьи проекта, а остальные принять Верховным Советом <20>.
--------------------------------
<20> Васильев М. Принцип презумпции компетентности // Известия Удмуртской Республики. 1994. 3 сент.
В конечном итоге Конституция УР от 7 декабря 1994 г. принималась не всенародно, а Верховным Советом УР. Ибо, как считал, например, один из лидеров удмуртского национального движения, доктор исторических наук К.И. Куликов, "выносить проект Конституции на референдум - значит ее непринятие. И по абсолютно объективным причинам. Далеко не все люди политически активны. Далеко не всем сегодня есть дело до этих проблем. Большинство волнуют заботы о хлебе насущном" <21>. Из этих данных можно заключить, что максимальную заинтересованность проявило номенклатурное руководство и в более короткие сроки, нежели основная масса трудящихся, усвоило идеалы западной цивилизации. Парадоксально, но факт: степень легитимности позднесоветских конституций оказалась выше, нежели таковая, казалось бы, демократических конституций современного периода.
--------------------------------
<21> Куликов К. А принимать должен Верховный Совет // Известия Удмуртской Республики. 1994. 3 сент.
К началу 2000-х гг. созрели условия для централизации территориальной организации РФ. Из региональной управленческой практики было вытеснено понятие "суверенитет", что усилило политическую зависимость местных элит от российского руководства. Например, в редакции Конституции УР 2000 г. термин "суверенитет" был заменен на "самостоятельность" <22>. Еще в марте 1995 г. прекратил существование Верховный Совет УР, принимавший Конституцию Удмуртии. Ставилась под сомнение легитимность самого Закона. Выход из данной ситуации был найден в начале 2000-х гг. Оказалось, что УР как государство в составе РФ создана "на основании волеизъявления многонационального народа Российской Федерации" <23>. Однако хорошо известно, что никаких референдумов, опросов и прочих политических акций ни в советское, ни в новейшее время по данному вопросу не проводилось.
--------------------------------
<22> Конституция Удмуртской Республики. Ижевск, 2000. С. 4.
<23> Там же.
Таким образом, обозначенная в настоящем исследовании проблема легитимации национально-государственных образований России в XX в. не сводится только к ее территориальной организации. Она выводит нас на понимание самобытности правовой культуры российского общества, формировавшейся на протяжении целого ряда столетий. Ее отличительными признаками стали делегирование права на осуществление власти преимущественно узкому кругу элиты, традиционно-харизматическое оправдание политического господства, понимание права не как совокупности прав человека и гражданина, а как прав государства по отношению к своим подданным. Для становления профессионально-юридического понимания права и перехода к легально-рациональной легитимности нужен весьма длительный период времени, а также реальное признание и защита современным российским государством частной собственности и основных свобод человека и гражданина, права народов на самоопределение, закрепленного в международных актах.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.