Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
РЕЦЕНЗИЯ НА ДИССЕРТАЦИЮ ОЛЬГИ СЕРГЕЕВНЫ ЗАБРАЛОВОЙ "РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Н.М. ЧЕПУРНОВА
Чепурнова Наталья Михайловна, заслуженный юрист Российской Федерации, заведующая кафедрой конституционного и административного права Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ), доктор юридических наук, профессор.
Актуальность исследованной в представленной диссертации проблемы развития общественного контроля в сфере деятельности органов исполнительной власти в Российской Федерации не вызывает сомнения.
Это во многом обусловлено тем, что современные тенденции развития общественно-политической системы страны, активизация гражданского общества, возросшие требования к повышению эффективности функционирования системы государственного управления повысили социальный запрос на масштабы и качество общественного контроля в нашей стране.
В этих условиях существенно возросло значение системы общественного контроля и его различных звеньев, что позволяет избежать нарастания социального недовольства и противостояния гражданского общества и государственной власти.
Важной миссией общественного контроля является вовлечение народа в управление делами государства, рациональное и ответственное информирование властных структур о недостатках в работе и недовольстве населения, направленное на устранение дефектов в деятельности конкретных государственных структур, на совершенствование системы государственного управления.
Следует отметить тот факт, что важной задачей общественного контроля является также налаживание содержательного взаимодействия между институтами гражданского общества, с одной стороны, и органами исполнительной власти - с другой, преодоление недоверия бюрократии к инициативам гражданского общества, к механизмам общественного контроля и независимой экспертизы.
Диссертация существенным образом дополняет уже имеющиеся исследования, представляет проблемы развития общественного контроля в сфере деятельности органов исполнительной власти в Российской Федерации в контексте современных реалий и тенденций государственного строительства и развития общества, постановка отдельных вопросов отличается новаторским подходом в административном праве России.
Объектом диссертационного исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе правовой регламентации и реализации административно-правового статуса институтов общественного контроля в сфере деятельности органов исполнительной власти в Российской Федерации. Предметом исследования являются законодательные и иные нормативно-правовые акты Российской Федерации и ее субъектов, регулирующие правовое положение структур общественного контроля, а также контрольную деятельность в сфере исполнительной власти.
Цель работы состоит в выявлении специфических особенностей общественного контроля и разработке теоретических выводов и предложений с учетом современного состояния юридической науки и практики, направленных на совершенствование законодательства и правоприменения.
Объектом диссертационного исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе правовой регламентации и реализации административно-правового статуса институтов общественного контроля в сфере деятельности органов исполнительной власти в Российской Федерации. Предметом исследования являются законодательные и иные нормативно-правовые акты Российской Федерации и ее субъектов, регулирующие правовое положение структур общественного контроля, а также контрольную деятельность в сфере исполнительной власти.
Цель работы состоит в выявлении специфических особенностей общественного контроля и разработке теоретических выводов и предложений с учетом современного состояния юридической науки и практики, направленных на совершенствование законодательства и правоприменения.
Структура диссертации логична и соответствует поставленным цели и задачам исследования. Работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя шесть параграфов, заключения и библиографического списка использованной литературы. Первая глава диссертации "Теоретико-правовые основы общественного контроля" включает два параграфа. В первом параграфе "Понятие, сущность и особенности общественного контроля в сфере исполнительной власти" раскрыты сущность и содержание понятий, используемых при характеристике контрольной деятельности, дан анализ юридической природы, объектов, субъектов, видов и форм общественного контроля. Во втором параграфе "Основные этапы развития элементов общественного контроля в России" представлен анализ и дана оценка исторического опыта становления общественного контроля, форм участия граждан в контрольной деятельности на разных этапах развития российской государственности, предложена авторская периодизация становления общественного контроля в России.
Вторая глава диссертационного исследования "Система общественного контроля в сфере реализации исполнительной власти в Российской Федерации" состоит из четырех параграфов. В ней рассмотрены правовые основы этой деятельности, а также правовое положение наиболее значимых институтов общественного контроля, в их числе общественных палат, общественных советов при органах исполнительной власти, общественных комиссий.
В первом параграфе главы "Правовые основы системы общественного контроля в сфере деятельности органов исполнительной власти на современном этапе" отмечено значительное число подзаконных и отраслевых нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере осуществления общественного контроля, устанавливающих такие его формы, как общественная экспертиза решений органов исполнительной власти, антикоррупционная экспертиза проектов нормативных актов, мониторинг правоприменения, участие в контроле за расходованием средств бюджета и достоверностью деклараций государственных служащих и иные, а также круг субъектов, осуществляющих общественный контроль.
Во втором параграфе "Общественные палаты как элементы системы общественного контроля в системе исполнительной власти" раскрыты законодательные основы, значение, круг полномочий и формы деятельности Общественной палаты. Обоснована необходимость дополнения законодательных положений и установления правил взаимодействия Общественной палаты и органов исполнительной власти.
В третьем параграфе "Общественные советы при органах исполнительной власти и общественные комиссии в системе общественного контроля за деятельностью органов исполнительной власти" представлен анализ организационно-правовых форм деятельности данного вида контрольных органов, обосновываются теоретические выводы и предложения, направленные на обеспечение эффективности их функционирования.
В четвертом параграфе рассмотрены пути совершенствования форм и способов осуществления общественного контроля за деятельностью органов исполнительной власти, обоснована необходимость разработки и принятия федерального закона об общественном контроле, его принципы и концепция.
Диссертант обоснованно аргументирует то обстоятельство, что в современной юридической литературе вопрос о юридических особенностях общественного контроля разработан недостаточно полно. Безусловно, удачным является предложенное автором обоснование ряда существенных его признаков, характеристика общественного контроля как средства обеспечения баланса государственных и общественных интересов, гаранта исполнения социальных норм и обязательств при отсутствии властных полномочий и т.д.
Заслуживает поддержки вывод автора о том, что субъекты общественного контроля в равной степени могут использовать и правовые, и социальные контрольные механизмы воздействия и это расширяет арсенал их возможностей влияния на органы исполнительной власти.
Представляется удачным стремление автора при освещении этапов развития общественного контроля раскрыть особенности их формирования на различных этапах существования советской России, выявить причины противоречивости процесса их становления. При анализе стадий генезиса государственных органов контроля диссертантом обоснован вывод о том, что на развитие общественных начал в контрольной деятельности повлиял целый ряд причин, в их числе изменение характера политического режима, его идеологических основ, принципов взаимоотношений между личностью, обществом и государством.
Заслуживает внимания проведенный автором анализ правовых основ сложившейся системы общественного контроля, из которого следует вывод, что процесс ее формирования еще не завершен и требуют правового регулирования такие процедуры, как обсуждение проектов нормативных правовых актов, регулирующих наиболее значимые общественные отношения, проведение общественных слушаний, реализация рекомендаций органов общественного контроля.
Весьма интересным, на наш взгляд, видится представленный автором анализ статуса общественных палат как элементов системы общественного контроля. Следует согласиться с выводом диссертанта, что их создание позволило создать механизм обратной связи между государством и обществом.
Интересными являются предложения диссертанта по устранению пробелов в правовом регулировании их деятельности. В частности, разработанные им правила взаимодействия общественной палаты с органами исполнительной власти, формы расширения координационных функций и иные.
Следует отметить также достаточно полно выполненный анализ организационно-правовых основ деятельности и статуса таких органов общественного контроля, как общественные советы при органах исполнительной власти. Диссертантом на конкретных примерах рассмотрено их функционирование, это позволило высказать ряд заслуживающих внимания рекомендаций по совершенствованию их работы.
Положительной оценки заслуживает предложение диссертанта о разработке федерального закона об общественном контроле. Его концепция, изложенная в работе, представляет несомненный интерес, в частности, идеи о необходимости установить ответственность должностных лиц органов исполнительной власти за противодействие проведению общественного контроля; закрепить его процедуры и принципы осуществления; обеспечить открытость информации, необходимой для структур гражданского общества; обеспечить гарантии безопасности для участников контрольной деятельности и иные.
Диссертация обладает научной новизной. Она заключается в представленном в работе комплексном системном исследовании теоретико-правовых аспектов становления, развития и современного состояния общественного контроля в сфере исполнительной власти в новых условиях развития гражданского общества и государства.
Положения, вынесенные автором на защиту, отражают новизну работы, обоснованы с научной и с практической точки зрения.
Теоретическая и практическая значимость диссертации заключается в представленном в ней системном комплексном анализе актуальной для российской административно-правовой науки проблемы, обоснованных автором выводах и предложениях, которые могут быть учтены в законотворческой деятельности и при проведении дальнейших исследований в сфере осуществления общественного контроля в России.
В содержательном отношении диссертация О.С. Забраловой представляет собой оригинальное, логически завершенное научное исследование.
Оценивая диссертационную работу в целом, следует отметить, что она представляет собой самостоятельное завершенное исследование малоизученной правовой проблемы, имеющей теоретическое и практическое значение и вносящей важный вклад в развитие теории административного права.
Положительно оценивая представленную работу, необходимо отметить наличие в ней отдельных недостатков и упущений.
Следует заметить, что в диссертационном исследовании отсутствует развернутая характеристика гарантий общественного контроля в сфере исполнительной власти. Между тем, как представляется, без наличия системы гарантий общественный контроль не сможет достигнуть поставленных целей.
В качестве упущения автора можно обратить внимание на то обстоятельство, что во второй главе работы большое внимание было уделено характеристике функциональных аспектов деятельности общественных палат. В то же время из поля зрения автора выпала проблема демократизации порядка их формирования, которая, несомненно, представляется актуальной в условиях развития гражданского общества.
Кроме того, при анализе различных форм общественного контроля было бы целесообразно диссертанту привести в подтверждение своих положений статистические данные или конкретные примеры из отчетов, что придало бы дополнительную убедительность высказанным идеям.
Вместе с тем следует отметить, что высказанные замечания носят дискуссионный характер и не влияют на общую положительную оценку диссертационного исследования.
Диссертация О.С. Забраловой на тему "Развитие общественного контроля в сфере деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации" является самостоятельно выполненной, научно-квалификационной работой, в которой содержится совокупность новых научных результатов и положений, имеет внутреннее единство и соответствует требованиям, предъявляемым к диссертациям на соискание ученой степени кандидата юридических наук по специальности 12.00.14.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.