Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
УЧАСТИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ СТРУКТУР В ОБЕСПЕЧЕНИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ГРАЖДАН НА МАНИФЕСТАЦИИ
А.В. БЕЗРУКОВ
Безруков Андрей Викторович, доцент кафедры конституционного права Уральского юридического института МВД России, кандидат юридических наук.
Правоохранительные органы занимают важнейшее место в государственном механизме, выполняя ключевые задачи по обеспечению соблюдения Конституции РФ и законов (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ), государственной защиты прав и свобод человека (ст. 45 Конституции РФ).
В качестве приоритетных принципов деятельности полиции Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. "О полиции" (далее - Закона о полиции) закрепляет обеспечение конституционной законности, прав и свобод человека и гражданина. В ст. 1 Закона о полиции определено предназначение полиции, которое состоит именно в защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан.
Закрепляя принципы деятельности полиции, зафиксированные в гл. 2 Закона о полиции, законодатель связывает основную их часть с обеспечением законности и конституционных, в том числе политических, прав человека. Принцип законности, реализуемый полицией также и при проведении публичных манифестаций, в ст. 6 Закона о полиции следует из положений ч. 1, 2 ст. 15 Конституции РФ, где предусмотрена обязанность органов власти, должностных лиц и граждан соблюдать Конституцию РФ и законы, при этом законы не должны противоречить Конституции РФ. Исходя из положений ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, законодатель в ч. 2 ст. 6 Закона о полиции предусматривает возможность ограничения прав и свобод граждан, в том числе и права на манифестации, только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом.
Но деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан (ч. 2 ст. 5 Закона о полиции). Закрепляя принципы беспристрастности, открытости и публичности (ст. 7, 8 Закона о полиции), законодатель определяет, что полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. И это особенно важно соблюдать при проведении публичных манифестаций, когда деятельность прозрачна и открыта для общественности, у которой и формируется мнение о полиции.
Потому важнейшим принципом, обеспечивающим права и свободы человека, выступает общественное доверие и поддержка граждан (ст. 9 Закона о полиции). Реализация такого принципа нацелена на повышение доверия граждан к полиции и оптимизацию имиджа ОВД в целом. В Законе о полиции установлено, что в случае нарушения сотрудником полиции прав и свобод граждан полиция обязана в пределах своих полномочий принять меры по восстановлению нарушенных прав и свобод, в установленном порядке полиция приносит извинения гражданину, права и свободы которого были нарушены сотрудником полиции, по месту нахождения (жительства), работы или учебы гражданина в соответствии с его пожеланиями. Таким образом, полиция при осуществлении своей деятельности, включая случаи участия в проведении публичных манифестаций, должна стремиться к обеспечению общественного доверия, поддержки ее населением, соблюдать и обеспечивать конституционные права граждан.
В системе конституционных политических прав право граждан на манифестации занимает ключевое место, при его реализации весьма активно взаимодействуют институты гражданского общества, органы местного самоуправления, государственной власти, включая правоохранительные структуры.
В соответствии с Конституцией РФ (ст. 31) и Федеральным законом "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" публичные манифестации проводятся в формах, названных в Основном Законе. Насколько граждане свободны в выражении своего мнения по тем или иным вопросам общественно-политической жизни? Какую роль играют и какие правоохранительные органы участвуют в реализации указанного конституционного права граждан? Какие ограничения и в каком порядке могут применяться при проведении публичных манифестаций?
Известный философский постулат о том, что свобода каждого заканчивается там, где ограничивается свобода другого, актуален и сегодня. Участники публичных манифестаций могут самостоятельно и свободно выражать свое мнение при соблюдении конституционных ограничений и в установленном законом порядке, подав надлежащим образом оформленные документы в компетентные органы публичной власти и соблюдая установленный законом порядок организации и проведения акции. И задача государства в таком случае сводится к созданию условий для манифестаций, проверке законности целей и организации, обеспечению безопасности и правопорядка при их проведении. И, безусловно, среди правоохранительных структур ключевое место при организации и проведении таких манифестаций принадлежит полиции, основной задачей которой является охрана общественного порядка и обеспечение безопасности.
Могут ли государственные органы и сотрудники полиции применять ограничения конституционных прав на манифестации? Представляется, что это необходимая мера, позволяющая обеспечить конституционную законность и правопорядок.
Ограничения права на манифестации, имеющиеся в распоряжении органов государства для обеспечения общественного порядка, можно условно разделить на две группы:
- превентивные меры, вводимые на стадии до проведения мероприятия;
- меры (санкции), применяемые во время и после проведения публичных мероприятий, в случае если потенциальная угроза реализовалась в конкретной ситуации <1>.
--------------------------------
<1> См.: Храмова Т.М. Право на контрдемонстрации: угроза или индикатор уровня демократии? // Конституционное и муниципальное право. 2012. N 7. С. 10 - 13.
И если превентивные меры направлены на исключение условий, способствующих нарушению правопорядка и столкновению между противостоящими демонстрантами, то меры пресечения во многом обусловлены нарушением порядка проведения публичных манифестаций и зачастую сопровождаются применением силовых мер, что входит в компетенцию органов внутренних дел.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях по предложению органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления начальник органа внутренних дел, в обслуживании которого находится территория (помещение), на которой (в котором) планируется проведение публичного мероприятия, обязан назначить уполномоченного представителя органа внутренних дел в целях оказания организатору публичного мероприятия содействия в обеспечении общественного порядка и безопасности граждан.
Формы участия такого представителя в проведении публичной манифестации обеспечиваются посредством реализации его прав и обязанностей. Законодатель наделяет уполномоченного представителя органа внутренних дел такими правами, как: требовать от организатора публичного мероприятия объявления о прекращении допуска граждан на публичное мероприятие и самостоятельно прекратить допуск граждан на него в случае нарушения предельной нормы заполняемости территории (помещения); требовать от организатора и участников публичного мероприятия соблюдения порядка его организации и проведения; по просьбе организатора публичного мероприятия удалять с места его проведения граждан, не выполняющих законных требований организатора публичного мероприятия.
Вместе с тем уполномоченный представитель органа внутренних дел обязан оказывать содействие в проведении публичного мероприятия в пределах своей компетенции; обеспечивать совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления общественный порядок и безопасность граждан, а также соблюдение законности при его проведении.
Возникает вопрос: на все ли формы публичных акций распространяются положения указанного Закона, особенно в части возможностей правоохранительных органов для выполнения своих функций?
Действительно, в последнее время актуальной становится тема проведения мероприятий, не подпадающих под признаки публичных манифестаций, но вызывающих общественный резонанс или нарушающих общественный порядок (флэш-моб). Флэш-моб (от англ. flash mob - flash - вспышка; миг, мгновение; mob - толпа; переводится как "мгновенная толпа") - это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей появляется в общественном месте, выполняет заранее оговоренные действия и затем расходится. Такие акции проводятся в разных формах (например, возложение цветов к зданию избиркома области в знак недоверия организаторам выборов, падение в снег с замиранием в позе эмбриона, тем самым выражается протест против абортов, и др.) <2>.
--------------------------------
<2> См.: Князева И.И. К вопросу о понятии и сущности флэш-моба как одной из форм проведения публичных мероприятий // Конституционное и муниципальное право. 2012. N 8. С. 35 - 37.
Среди признаков такого явления можно отметить спонтанность, отсутствие централизованного руководства и каких-либо финансовых или рекламных целей, деперсонификация (участники, как правило, незнакомы друг с другом), отказ от освещения флэш-моба в СМИ. Можно ли считать флэш-моб публичной манифестацией? Законодатель не предусматривает такой формы, мало того, указанные признаки флэш-моба не характерны публичным манифестациям и несвойственны какой-либо из форм общественных объединений, предусмотренных законодательством.
Тем не менее такие акции проводятся, и сотрудники силовых структур должны четко знать алгоритм своих действий и возможности правомерного ограничения прав человека и гражданина. Если при проведении таких акций нарушается общественный порядок, пропагандируется экстремизм, блокируются транспортные коммуникации, звучат призывы к насильственному изменению конституционного строя и нарушению правопорядка, тогда такая акция должна быть прекращена сотрудниками ОВД, а участники задержаны и привлечены к ответственности.
Другой вопрос: если участники таких акций не нарушают правопорядок, то какие основания у сотрудников полиции к пресечению таких действий? Поэтому законодательно следует предусмотреть порядок и организацию их проведения, предусмотрев конкретный перечень прав и обязанностей как участников, организаторов, так и представителей органов власти и силовых структур.
Однако законодательная проработка данных вопросов является лишь первым шагом. Важно качественное проведение государством соответствующих организационно-правовых мероприятий, направленных на эффективную реализацию прав и свобод человека, включая в их реализацию различные институты гражданского общества (правозащитные организации, общественные советы, другие общественные формирования).
Следовательно, обеспечение законности и защита конституционных прав и свобод личности, включая право на манифестации, являются ключевыми задачами и важнейшими принципами деятельности правоохранительных структур, и в первую очередь полиции, и законодательное регулирование таких приоритетов и принципов деятельности полиции является только первым шагом.
В последующем надлежит регулярно проводить кадровую ротацию, качественно повысить уровень профессиональных компетенций сотрудников правоохранительных органов, включая органы внутренних дел, в целях совершенствования правоприменительной деятельности. Для реализации обозначенных задач потребуется мобилизовать усилия не только руководящего состава органов внутренних дел, но и каждого правоохранителя, который должен соответствовать высоким требованиям к современному сотруднику правоохранительных структур, качественно, своевременно и эффективно выполнять возложенные на него функции и задачи, преимущественно связанные с реализацией конституционных ценностей и обеспечением конституционных прав человека и гражданина.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.