Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ, ИЛИ ПОСТОРОННИМ ВЪЕЗД ЗАПРЕЩЕН
А. СТУПНИКОВ
Александр Ступников, юрист, г. Воронеж.
Лица, желающие переехать на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, должен преодолеть не только миграционные барьеры. Как правило, такое переселение сопровождается ввозом личных вещей, что, в свою очередь, обусловливает вступление переселяющегося лица в перипетии таможенных правоотношений. Рассмотрим опыт применения таможенного законодательства и обозначим наиболее часто встречающиеся трудности в этом вопросе.
Что необходимо знать переселенцу
Таможенное регулирование в соответствии со ст. 1 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) представляет собой правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза. Таким образом, лица, переселяющиеся в Российскую Федерацию и ввозящие личные вещи с территорий Республики Казахстан и Республики Беларусь, не вступают в таможенные правоотношения. Под лицами, переселяющимися на постоянное место жительства в государство - член Таможенного союза, необходимо подразумевать только лиц, прибывающих на таможенную территорию Таможенного союза и в связи с этим пересекающих таможенную границу Таможенного союза.
Действующее таможенное законодательство Таможенного союза и законодательство Российской Федерации о таможенном деле предоставляют возможность получения таможенных льгот в виде полного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении личных вещей, ввозимых лицами, переселяющимися на постоянное место жительства в Российскую Федерацию.
Особенности, связанные с совершением таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, определены главой 49 ТК ТС, а в части, не урегулированной данной главой, - Соглашением от 18.06.2010 между правительствами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" (далее - Соглашение от 18.06.2010).
Соглашением от 18.06.2010 определяется порядок перемещения физическими лицами через таможенную границу Таможенного союза товаров для личного пользования, в том числе транспортных средств, и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском.
Приложение N 3 к Соглашению от 18.06.2010 содержит перечень товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу с освобождением от уплаты таможенных платежей. Пунктом 8 данного Приложения установлено, что бывшие в употреблении товары для личного пользования, ввозимые физическими лицами, признанными в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза беженцами, вынужденными переселенцами, а также прибывающими (переселяющимися) в государство - член Таможенного союза на постоянное место жительства, вправе ввозить товары для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных платежей вне зависимости от таможенной стоимости и веса таких товаров при одновременном выполнении следующих условий:
- ввоз товаров для личного пользования на таможенную территорию Таможенного союза из страны предыдущего проживания осуществляется не позднее 18 месяцев с даты прибытия указанного лица на постоянное место жительства в государство - член Таможенного союза;
- такие товары приобретены до даты признания физических лиц в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза беженцами, вынужденными переселенцами либо до даты прибытия (переселения) на постоянное место жительства в государство - член Таможенного союза.
Что же касается автомобиля, то беспошлинный ввоз возможен только в отношении одного автомобиля и одного прицепа не позднее 18 месяцев с даты прибытия указанного лица на постоянное место жительства в государство - член Таможенного союза при условии, что автомобиль и прицеп находились в собственности переселенца не менее 6 месяцев до даты прибытия на постоянное место жительства.
Документы, определяющие дату прибытия
Пункт 2 ч. 1 ст. 2 Соглашения от 18.06.2010 разъясняет, что дата прибытия (переселения) физического лица на постоянное место жительства в государство - член Таможенного союза - это дата выдачи документа, подтверждающего получение статуса беженца, вынужденного переселенца, либо признание лица прибывшим (переселившимся) на постоянное место жительства в государство - член Таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства.
То есть для получения таможенной льготы необходимо быть признанным прибывшим (переселившимся) на постоянное место жительства. Статьей 6 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" закреплено, что гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее 3 дней со дня предъявления им документов (подачи им заявления и документов в форме электронных документов) на регистрацию.
Если лицо, переселяющееся на постоянное место жительства, не имеет гражданства Российской Федерации, то датой признания его переселившимся на постоянное место жительства будет являться дата получения вида на жительство (абз. 7, 11 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации").
Подытоживая сказанное, отметим, что датой, с которой у переселенца возникает право на ввоз личных вещей без уплаты таможенных платежей, является:
- для граждан Российской Федерации - дата получения постоянной регистрации по месту жительства;
- для иностранных граждан - дата получения вида на жительство в Российской Федерации;
- для переселенцев из Киргизской Республики, имеющих разрешение на переезд, - дата получения разрешения на переезд.
Срок в 18 месяцев для беспошлинного ввоза личных вещей является пресекательным и не может быть восстановлен даже при наличии уважительных причин его пропуска.
Если льготный срок пропущен
В практике таможенных органов часто встречаются случаи, связанные с пропуском 18-месячного срока переселенцем либо с отсутствием документов, подтверждающих прибытие (переселение) на постоянное место жительства. Как следствие, в отношении ввезенных товаров применяются общие критерии и ставки таможенных пошлин, налогов согласно приложению N 5 к Соглашению от 18.06.2010. Например, товары для личного пользования, доставляемые перевозчиком в адрес физического лица, таможенная стоимость которых превышает 1000 евро и (или) вес которых превышает 31 килограмм, подлежат обложению таможенными пошлинами, налогами по единой ставке 30% от их таможенной стоимости, но не менее 4 евро за 1 килограмм веса в части превышения стоимостной нормы 1000 евро и (или) весовой нормы 31 килограмм.
В итоге сумма таможенных платежей получается крайне большой. Разумным выходом из такой ситуации является отказ физического лица от льготного порядка таможенного оформления товара. В этом случае ставка таможенной пошлины определяется исходя из Таможенного тарифа (решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза") и исчисляется от таможенной стоимости товара, которая у бывших в употреблении вещей невелика.
Участие в Госпрограмме
Лицо, имеющее намерение переселиться в Российскую Федерацию, может стать участником Государственной программы содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом (далее - Государственная программа) (Указ Президента РФ от 22.06.2006 N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом"). Пунктом 19 Государственной программы предусмотрено право участника Государственной программы на освобождение от уплаты таможенных платежей в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза. Пункт 44 также указывает, что участник Государственной программы и члены его семьи, переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, при ввозе товаров для личного пользования, включая транспортные средства, освобождаются от уплаты таможенных платежей в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.
Документом, подтверждающим право переселенца на ввоз личного имущества через государственную границу РФ на указанных условиях, является свидетельство участника Государственной программы. Его копия прилагается к товарно-транспортной документации на груз и предъявляется перевозчиком при ввозе груза на территорию Российской Федерации.
На текущий момент таможенное законодательство Таможенного союза и таможенное законодательство РФ о таможенном деле не содержат каких-либо специальных норм, касающихся участников Государственной программы. Ввиду чего, несмотря на наличие особого статуса для переселенцев - участников Государственной программы, льгота по уплате таможенных платежей для таких лиц предоставляется на общих основаниях в соответствии с приложением N 3 к Соглашению от 18.06.2012.
Наличие у переселенца свидетельства участника Государственной программы уже является основанием для освобождения ввезенных личных вещей от уплаты таможенных платежей. Пунктом 18 Государственной программы предусмотрено, что участнику Государственной программы выдается свидетельство установленного Правительством РФ образца сроком на 3 года. По истечении срока действия свидетельства соотечественник теряет статус участника Государственной программы, а члены его семьи, указанные в свидетельстве, - статус членов семьи участника Государственной программы. В течение всего срока действия удостоверения участник Государственной программы имеет право на беспошлинный ввоз личных вещей. В связи с изложенным актуальной является проблема применимости срока в 18 месяцев, установленного Соглашением от 18.06.2010, для беспошлинного ввоза личных вещей участником Государственной программы.
По нашему мнению, с учетом того, что Государственная программа при закреплении права на беспошлинный ввоз личных вещей содержит отсылку к общим положениям таможенного законодательства Таможенного союза, 18-месячный срок по Соглашению от 18.06.2010 все же применять необходимо. Однако, учитывая специфику реализации права на беспошлинный ввоз личных вещей в рамках Государственной программы, срок в 18 месяцев, как представляется, начинает свое течение с момента первого обращения участника Государственной программы в таможенные органы РФ за получением льготы по уплате таможенных платежей.
Ввоз транспортных средств переселенцами
Ввоз переселенцами транспортных средств имеет определенную специфику. Лица, переселяющиеся в рамках действующих международных соглашений либо в рамках Государственной программы, могут ввозить автомобиль без уплаты таможенных платежей любого экологического класса. Лица, переселяющиеся в общем порядке по Соглашению от 18.06.2010, также вправе ввезти автомобиль с освобождением от уплаты таможенных платежей. Однако таким лицам паспорт транспортного средства в силу п. 70 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств (утв. Приказом МВД России N 496, Министерства промышленности и энергетики России N 192, Министерства экономического развития и торговли России N 134 от 23.06.2005) может быть выдан при условии соответствия транспортного средства требованиям Технического регламента "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ" (утв. Постановлением Правительства РФ от 12.10.2005 N 609). В соответствии с вышеуказанным Техническим регламентом с 01.01.2010 до 31.12.2013 действует 4-й экологический класс (ЕВРО IV).
Международные договоры о защите прав переселенцев
Между Российской Федерацией и некоторыми государствами (например, Латвийской Республикой, Азербайджанской Республикой) заключены международные договоры о регулировании процесса переселения и защиты прав переселенцев (Соглашение от 02.06.1993 между Правительством РФ и Правительством Латвийской Республики о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев, Соглашение от 03.07.1997 между Правительством РФ и Правительством Азербайджанской Республики о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев). Данными международными соглашениями предусматривается предоставление лицам, переселяющимся на постоянное место жительства и получившим разрешение на переезд, освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении перемещаемого лицами имущества (в том числе транспортных средств). Какого-либо срока для реализации переселенцем права на беспошлинный ввоз в Российскую Федерацию личных вещей на основании разрешения на переезд не предусмотрено.
Отдельно следует упомянуть о Соглашении от 18.07.1995 между Правительством РФ и Правительством Киргизской Республики о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев. Несмотря на то что срок действия указанного Соглашения истек 31.07.2011, ФМС России продолжала выдавать разрешения на переезд в рамках соглашения. В связи с возникшей ситуацией ФТС России разъяснила, что выдаваемые разрешения на переезд сами по себе не являются основанием для предоставления таможенных льгот по уплате таможенных платежей (письмо ФТС России от 27.12.2011 N 01-11/64431). В то же время разрешение на переезд возможно считать документом, подтверждающим признание лица прибывшим (переселившимся) на постоянное место жительства в Российскую Федерацию по смыслу подп. 2 п. 1 ст. 2 Соглашения от 18.06.2010. Иными словами, несмотря на то что Соглашение от 18.07.1995 между Правительством РФ и Правительством Киргизской Республики с 01.08.2011 не действовало, выданные с этой даты разрешения на переезд являлись основанием для применения в отношении товаров, ввозимых переселенцами из Киргизской Республики, таможенных льгот по уплате таможенных платежей на общих основаниях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза для переселенцев.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.