Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОКРУГА КАК ПЕРСПЕКТИВА НОВОГО ФЕДЕРАТИВНОГО УСТРОЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
А.Я. НЕВЕРОВ
Неверов Алексей Яковлевич, старший преподаватель Курганского пограничного института ФСБ России, кандидат юридических наук.
Природа государства, его организация и функционирование всегда занимали и продолжают занимать одно из ведущих мест среди проблем, изучаемых отечественной и зарубежной юридической наукой. До настоящего времени остается актуальным мнение российского государствоведа начала XX в. А. Паршина о том, что "без глубокого и всестороннего понимания природы и сущности государства, без представления о том, как оно функционирует и каков его механизм, практически невозможно грамотное и квалифицированное управление им".
В процессе социального прогресса менялись структура государственных органов, их функции и компетенция, но оставалось неизменным само государство как качественно определенная модель политической организации общества.
На рубеже XX - XXI вв. в нашей стране стала постепенно формироваться новая российская государственность, основой которой является идея правового государства, приверженность демократии и общечеловеческим ценностям. Однако проблема оптимальной организации и эффективной деятельности государственного механизма Российской Федерации не утратила своей актуальности.
В настоящее время в Российской Федерации успешно реализуются государственные преобразования, направленные на укрепление "вертикали власти". Одним из шагов по повышению скоординированности осуществления государственной власти в нашей стране явилось реформирование института полномочных представителей Президента Российской Федерации и создание федеральных округов.
С позиций теории управления и теории территориально-государственного строительства создание федеральных округов означает введение нового, вспомогательного управленческого уровня, призванного оптимизировать контроль центра над огромным и дробным российским пространством.
Исследуя этот вопрос, А.А. Муравьев, например, отмечает, что "федеральные округа на современном этапе развития российской государственности являются не изменением государственного устройства страны или территориальной организации государства, а механизмом реформирования системы государственного управления". К.В. Черкасов определяет федеральные округа как "государственные территориальные образования не отраслевого и не функционального типа, а созданные для управления государственными делами во всем их объеме в рамках федеральной компетенции". С.И. Некрасов, в свою очередь, полагает, что "создание института полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах может рассматриваться как переход от двухзвенной (центр - регион) к трехзвенной (центр - округ - регион) структуре управления в системе исполнительной власти".
Федеральный округ вполне логично рассматривать как сферу управленческих воздействий. Введение института полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах позволило восстановить государственное управление, обеспечить единство правового и экономического пространства.
На современном этапе развития российской государственности институт полномочных представителей Президента России стал частью государственного механизма и осуществляет конкретную роль по координации деятельности и взаимодействию федеральных органов государственной власти с органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Проблема создания эффективного государственного механизма является актуальной не только для России, но и для многих других государств. Например, во Франции основными административно-территориальными единицами являются коммуны, департаменты, регионы. Регион одновременно несет на себе функции государственного уровня управления - административного округа. Возглавляет округ высшее исполнительное должностное лицо - Префект округа, который назначается и отзывается Президентом Французской Республики.
Однако Префект региона - высшее должностное лицо региона, подчиненное Правительству и Президенту Франции, представляющее на территории региона государственную власть и являющееся прямым представителем Премьер-министра и министров Франции, чем принципиально отличается от полномочных представителей Президента в Российской Федерации.
Следует отметить, что федеральные округа не исключительное изобретение российской государственности. Федеральные округа есть, например, в США, Аргентине, Бразилии, Венесуэле, Мексике, Нигерии и других государствах. Однако при этом федеральный округ (Distrito Federal), как правило, в государстве один и представляет собой столицу с прилегающими окрестностями.
Исходя из сказанного, можно утверждать, что федеральные округа, созданные в Российской Федерации в процессе реформирования федеративных отношений, представляют собой образования, не имеющие аналогов в мировой практике.
Анализ государственного управления в федеральных округах позволяет с высокой долей уверенности утверждать, что в такой стране, как Россия, с ее огромной территорией и невысокой заселенностью, особенно в азиатской ее части, существенно повысить эффективность управления территориальным развитием возможно, пожалуй, только посредством создания универсальной системы межрегиональных территориальных государственных органов, перехода к межсубъектной форме федерального государственного территориального управления.
Можно предположить, что конечная цель существования федеральных округов определяется именно организацией эффективного государственного территориального администрирования, оптимизацией и окончательной перестройкой большинства территориальных структур федеральных государственных органов, и прежде всего федеральных органов исполнительной власти, по надсубъектному (межрегиональному) окружному принципу.
Почти через десять лет существования федеральных округов институт представительства Президента России получил новый импульс в своем развитии: создан новый - Северо-Кавказский федеральный округ. При этом необходимо отметить, что полномочный представитель Президента в Северо-Кавказском федеральном округе одновременно является и заместителем Председателя Правительства России. Наличие у полномочного представителя реальных властных полномочий определяет качественно новый уровень данного должностного лица и позволяет говорить о новом этапе развития данного института.
По мнению Д.Н. Козака, в будущем надлежит минимизировать количество территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации и посредством этого трансформировать статус полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, конкретизировав и усилив их место в системе государственного территориального управления.
Таким образом, речь должна идти о формировании в России четко структурированной единой системы исполнительных органов государственной власти с ясной субординацией и разграничением полномочий между ее уровнями.
На сегодняшний день двухуровневая структура государственной власти (федеральный центр - субъекты Российской Федерации) практически преобразована в трехуровневую (федеральный центр - федеральные округа - субъекты Российской Федерации). Почти все ведомства сформировали свои органы на уровне федеральных округов. Подразделения федеральных органов реализуют практические задачи, среди которых немаловажными являются координация и контроль деятельности своих структур в субъектах Российской Федерации, а в определенной мере - и органов самих субъектов.
Например, в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации созданы главные управления МВД по федеральным округам и определены их основные задачи; федеральные управления образованы в системе Министерства юстиции; прокурор федерального округа имеет ранг заместителя Генерального прокурора России (с соответствующими процессуальными полномочиями, определенными законом о прокуратуре); в состав Федеральной налоговой службы вошли главные управления службы по федеральным округам и т.п.
Представляется, что в долгосрочной перспективе при сохранении тенденции объединения субъектов Российской Федерации и их численном сокращении именно федеральные округа станут центром территориальных органов государственной власти (в первую очередь исполнительной и судебной) с последующим переходом к новой двухуровневой структуре государственной власти: федеральный центр - федеральные округа.
В целях повышения значимости окружного уровня государственного управления целесообразным будет включение полномочных представителей Президента России в число государственных должностей Российской Федерации.
Представляется своевременной и необходимой постановка вопроса о возможных конституционных изменениях по поводу федерального переустройства России. При этом не только в теоретическом, но и в практическом плане.
Несмотря на значительную отдаленность указанной перспективы, важно уже сегодня очертить круг проблем, обозначающих коллизионные моменты современного российского федерализма и предложить возможные пути их решения.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.