Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВОСУДИЕ: СТАРЫЕ ПРОБЛЕМЫ И НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
А.Г. ГАТАУЛЛИН
Гатауллин Анас Газизович, заведующий кафедрой теории и истории государства и права Института социальных и гуманитарных знаний, судья высшего квалификационного класса, заместитель Председателя Конституционного суда Республики Татарстан в отставке, доктор юридических наук, профессор.
Органы конституционного контроля - молодой и развивающийся институт в государственно-правовой жизни Российской Федерации. Решением Съезда народных депутатов Российской Федерации от 19 декабря 1990 г. в России был учрежден Конституционный Суд Российской Федерации, и это событие закономерно легло в основу последующего формирования органов конституционного контроля в ее субъектах.
Конституцией Российской Федерации 1993 г. прямо не предусмотрено создание в ее субъектах конституционных (уставных) судов. Однако косвенно такое право у субъектов Российской Федерации вытекало из положений Конституции Российской Федерации, устанавливающих, что республики (государства) и другие субъекты Российской Федерации организованы и функционируют на основе учредительных актов - конституций и уставов, контроль за соблюдением которых входит и в компетенцию самих субъектов Федерации. Поэтому субъекты Федерации вправе были сами устанавливать организационно-правовые формы осуществления такого контроля, несмотря на отсутствие соответствующего федерального акта.
Становление органов конституционного контроля в субъектах Российской Федерации происходило в сложных социально-политических и экономических условиях, иногда ставилась под сомнение даже сама легитимность данных органов на региональном уровне.
В настоящее время споры о легитимности органов конституционного контроля в субъектах Российской Федерации утратили смысл. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. "О судебной системе Российской Федерации" узаконил их на федеральном уровне. Этот Закон признал право субъектов формировать собственные конституционные (уставные) суды, определяя порядок их создания и упразднения, статус, предназначение, характер судопроизводства и юридическую силу принимаемых ими решений. С принятием данного Закона появилась единая правовая база для образования и деятельности органов судебного конституционного контроля, которые прежде создавались субъектами Российской Федерации "самостийно", появились правовые основания полноценной реализации принципа разделения властей в регионах.
Таким образом, Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" провозглашает право субъектов формировать свои органы конституционного судебного контроля, а вопрос об учреждении подобного органа решается каждым субъектом самостоятельно.
В настоящее время в конституциях и уставах 57 субъектов Российской Федерации содержатся нормы об учреждении конституционных и уставных судов, а сами суды успешно функционируют в 18 субъектах Федерации. С первых шагов своей деятельности конституционные (уставные) суды специфическими правовыми методами способствовали укреплению конституционного правопорядка, стабильности государственного и общественного устройства субъекта Федерации, защите основных гражданских прав и свобод. Это яркое свидетельство востребованности органа конституционного (уставного) правосудия, подтверждение растущего доверия к нему со стороны общества. Становление конституционной юстиции в субъектах Федерации является залогом демократического развития России, которое немыслимо без сильной судебной власти в регионах. Конституционные (уставные) суды представляют собой именно тот институт власти, посредством которого укрепляется конституционная законность и сохраняется стабильность конституций и уставов субъектов Российской Федерации.
Предназначение этих органов состоит в том, чтобы защищать Конституцию России, конституции и уставы субъектов Российской Федерации. В субъектах Федерации они способны в случаях необходимости "подправить" местного законодателя и правительство, которые по каким-либо причинам отступили от Основного Закона Российской Федерации и ее субъекта. Органы конституционного (уставного) контроля призваны содействовать тому, чтобы соблюдение конституционной законности стало естественным элементом российской демократии, всей нашей политической культуры.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации во многих случаях не соответствуют их собственным учредительным актам, это негативно сказывается на состоянии правовой системы страны и, безусловно, актуализирует проблему учреждения конституционных (уставных) судов во всех субъектах Российской Федерации.
Конституционный (уставный) суд является необходимым атрибутом конституционно-правового статуса субъекта Федерации как государственно-правового образования и придает завершенный, полноценный характер системе органов государственной власти.
По своей юридической природе конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации представляют собой органы государственной власти, значение которых, на наш взгляд, сопоставимо со значением законодательных и исполнительных органов этих субъектов. Данное положение подтверждается закреплением наиболее важных элементов статуса этих судов в специальных главах конституций и уставов, а главное - характером полномочий, которыми эти суды наделены.
Вместе с тем конституционные (уставные) суды субъектов Федерации - форма судебной власти; они функционируют именно как суды. Их судебная сущность проявляется в том, что они опираются на принципы и нормы судопроизводства. Разрешая правовую коллизию, правовой спор в особом процессуальном порядке, конституционный (уставный) суд уравновешивает интересы личности, общества и государства, выступает важнейшим стабилизирующим фактором в общественных отношениях, что превращает его в мощный институт, способный защитить права и свободы граждан, уберечь ветви власти и общества от разрушительных конфликтов.
Таким образом, действующие конституционные (уставные) суды субъектов Федерации на практике имеют двойственную природу: во-первых, они входят в систему органов государственной власти субъекта Федерации, которая устанавливается субъектом самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя и общими принципами, установленными федеральным законом; во-вторых, они являются судами субъекта Федерации в единой судебной системе Российской Федерации, элементы которой устанавливаются федеральным конституционным законом.
Главной отличительной чертой, свидетельствующей о превращении конституционных (уставных) судов в полноценную ветвь власти, стало придание федеральным законодателем его решениям императивного статуса. Любой акт, признанный конституционным (уставным) судом не соответствующим Основному закону субъекта Федерации, автоматически лишается юридической силы и не подлежит применению.
Формирование конституционной юстиции не только на уровне Федерации, но и в ее субъектах, является необходимым условием существования правового государства. Сегодня в России идет реформирование власти, в том числе и на уровне регионов. В этих условиях создание конституционных (уставных) судов выступает средством для решения вопросов, связанных с формированием единого правового пространства, обеспечением верховенства конституции (устава), гарантированием основных прав и свобод человека и гражданина.
Предусмотрев Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" возможность создания конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, федеральный законодатель впервые предпринял попытку размежевать государственную власть по вертикали не столько внутри законодательной и исполнительной ветвей, но и судебной ветви власти. Следовательно, формирование и осуществление судебного конституционного контроля в Российской Федерации непосредственно связано с ее федеральным характером. Федеральная Конституция полагает существование единой федеральной судебной системы Российской Федерации, в которую входят суды, действующие в ее субъектах, и исключает в качестве самостоятельных судебные системы субъектов Федерации. Следовательно, конституционные (уставные) суды, как и все остальные суды, составляющие судебную систему Российской Федерации, не могут быть упразднены, если отнесенные к их ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.
Учитывая изложенное, представляется необходимым сформулировать некоторые выводы и предложения по совершенствованию конституционного (уставного) правосудия в субъектах Российской Федерации.
Органы конституционной (уставной) юстиции являются полноправным звеном судебной власти субъектов Федерации. При этом они, с одной стороны, обеспечивают исполнение конституций (уставов), соответствие им нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления, действующих на региональном уровне, а с другой стороны, защищают верховенство Конституции Российской Федерации, способствуя тем самым сохранению баланса интересов Российской Федерации и ее субъектов.
С созданием конституционного (уставного) суда в субъекте Российской Федерации завершается процесс формирования системы органов государственной власти, основанной на принципах правового государства, в том числе на провозглашенном Конституцией Российской Федерации принципе разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Государственность субъекта Федерации обретает собственный судебный орган, осуществляющий в форме конституционного судопроизводства судебную власть в целях защиты конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, поддержания верховенства и непосредственного действия Конституции (устава) субъекта Федерации на всей его территории.
Конституционные (уставные) суды являются тем институтом власти, посредством которого укрепляется конституционная законность и сохраняется стабильность конституций и уставов субъекта Российской Федерации. Они играют позитивную роль в совершенствовании государственного управления в субъектах Российской Федерации и, что особенно важно, в согласовании интересов федерального центра и регионов.
Деятельность конституционных (уставных) судов субъектов Федерации в конечном счете обеспечивает единство конституционного пространства страны. Одновременно они являются эффективными инструментами защиты прав и свобод человека и гражданина.
В настоящее время, как было сказано выше, в 18 субъектах Российской Федерации созданы и успешно функционируют конституционные (уставные) суды, которые в ходе проводимой в стране судебной реформы стали полновесными, самостоятельными и независимыми органами судебной власти. Своей деятельностью они предоставляют гражданам дополнительные гарантии защиты их конституционных прав и свобод, в отличие от тех субъектов Федерации, где эти органы не созданы. Следовательно, отсутствие конституционных (уставных) судов в субъектах Российской Федерации нарушает целостную систему конституционного правосудия и порождает различные подходы в реализации конституционно-правовых механизмов и институтов, в том числе и в защите конституционных прав и свобод граждан.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что осуществление в субъекте Российской Федерации конституционного (уставного) правосудия является убедительным показателем зрелости и реального воплощения федеративных принципов построения Российского государства. В лице органов конституционной (уставной) юстиции российские регионы получают возможность цивилизованно в судебном порядке решать коллизионные вопросы, возникающие между двумя уровнями государственной власти, а также органами местного самоуправления.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.