Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ГАРАНТИИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН КАК НОРМАТИВНОЕ ПОНЯТИЕ В ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ
В.В. ВИСКУЛОВА
Вискулова Виктория Вячеславовна, заместитель председателя избирательной комиссии Амурской области, доцент кафедры конституционного права Амурского государственного университета, кандидат юридических наук.
Вопросы терминологического, категориального и понятийного инструментария юридической науки и законодательства традиционно составляют основу для последующего развертывания знания об объекте изучения, без анализа которой невозможно проведение комплексных исследований в области познания правовой действительности. Еще Р. Штаммлер, анализируя в 1908 году вопросы технической юриспруденции, предостерегал от ее оценки как "юриспруденции понятий", исходящей из предположения, что содержание права и его понятия - суть две совершенно разные вещи, существующие самостоятельно. Ученый отмечал, что "...в действительности одно не существует без другого. Определить одно - значит определить и другое; ошибка в правильном познании первого предрекает ошибку и во втором. Таким образом, вовсе не является принципиальным заблуждением вести работу только над одними "понятиями" вместо того, чтобы подвергать ей реальное содержание права, но наоборот, всякое изучение права само собою и неизбежно предполагает оба элемента" <1>. Современные исследователи, развивая эту точку зрения, по-прежнему воздерживаются от представлений об оперировании правовыми понятиями как некоем внешнем познанию процессе, рассматривая понятия в качестве имманентной формы процесса познания <2>.
--------------------------------
<1> Штаммлер Р. Сущность и задачи права и правоведения. М., 1908. С. 127.
<2> Крылов В.Н. Роль научных абстракций в построении системы категорий теории права: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1985. С. 3.
Право, не сводимое к совокупности законов, принимаемых государством, изучается путем всестороннего рассмотрения отдельных проявлений и свойств правовой материи посредством абстрагирующей силы мышления, формами которого являются понятия, суждения и умозаключения. Терминология права, относящаяся в науке к социальным терминосистемам <3>, является неотъемлемым элементом познания опосредованных словом правовых ситуаций. Правовой язык, состоящий из языка законодательства и языка правовой науки, весьма неоднороден, изменчив и является предметом изучения логики, лингвистики и собственно юриспруденции. Смысл "языковой" связи науки и закона проявляется в том, что закон как акт государственного волеизъявлении должен быть точным, в доктринальном плане безупречно сформулированным документом. Такая точность, конечно, не может достигаться путем полной идентификации понятийного аппарата науки и законодательства, - отличия в этом вопросе неизбежны. Те же понятия могут быть не только формой мышления, средством познания, выполняющим как гносеологическую, так и методологическую функции, но и просто инструментом юридической техники, что уже не предполагает полной эквивалентности их смысловой нагрузки. Однако общее состояние понятийно-терминологического обеспечения развития правовой материи должно быть гармоничным. Не рассматривая юриспруденцию только в качестве лингвистической проблемы и не отождествляя право исключительно с нормативным суждением законодателя, согласимся с мнением В.Д. Зорькина о том, что именно лингвистический анализ правовой действительности "является важным вспомогательным средством исследования права, необходимым для уточнения смысла юридических терминов" <4>. При этом ученый предостерегает от восприятия права в качестве абстракции, устанавливаемой языком, поскольку право, кроме того, является результатом и частью общественной жизни.
--------------------------------
<3> Хижняк С.П. Терминология права, терминологические словари и принципы их составления // Правоведение. 1994. N 3. С. 96.
<4> Зорькин В.Д. Позитивистская теория права в России. М., 1978. С. 89.
Еще в 1929 г. Джордано Дель Веккио писал, что "юрист в строгом смысле слова рассматривает только то, что есть, ограничивается пониманием и интерпретацией смысла нормы... Однако помимо этой специальной деятельности юриста присутствует необходимость для человечества исследовать идею юридического долженствования, или права, которое должно быть" <5>. "То, что есть" в праве всегда отражается посредством нормативных понятий, терминов, определений. "То, что должно быть" в праве является предметом научного познания, использующего свой инструментарий. Нормативно-правовые понятия, называемые легальными, получают официальное закрепление в нормативных правовых актах, в то время как доктринальные (теоретико-правовые) понятия, являясь результатом познавательной деятельности, принадлежат непосредственно к сфере науки и составляют основу таких ее компонентов, как гипотезы, концепции, доктрины, теории и ряд других. Приведенные разновидности правовых понятий, выступая составными частями правового мышления, представляют собой правовое значение (правовой смысл) определенного выражения <6>. Последнее есть не что иное, как название понятия, или термин. То есть юридический термин - это обобщенное наименование юридического понятия <7>, не появляющееся одновременно с понятием и используемое для сокращения последнего <8>. Правовое значение, или правовой смысл термина выводится из его определения (дефиниции), которое также может быть легальным и доктринальным <9>. То есть понятие можно рассматривать как единство термина и его определения. Такого подхода и будем придерживаться в настоящем исследовании. Это не противоречит распространенным в науке взглядам на соотношение юридических понятий и юридических терминов сквозь призму содержания и формы права <10>.
--------------------------------
<5> Del Vecchio G. Filosofia del Derecho. Barcelona, 1929. P. 6.
<6> Такое определение правовых понятий было предложено в книге: Кнапп В., Герлох А. Логика в правовом сознании. М., 1987. С. 264.
<7> В научной литературе подчеркивается, что такое обобщенное наименование должно отличаться смысловой однозначностью (моносемичностью) и функциональной устойчивостью. См.: Черекаев А.В. Юридическая терминология в российском публичном праве: проблемы применения и совершенствования: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 13 - 14.
<8> Лемов А.В. Система, структура и функционирование научного термина. Саранск, 2000. С. 27.
<9> О классификации дефиниций подробнее см.: Ковкель Н.Ф. Логика и язык закона. Минск, 2009. С. 38 - 52.
<10> Например, А.А. Мелькин пишет по этому поводу: "Юридическое понятие представляет собой мыслительный процесс, основанный на объективной реальности, отражающий содержательную (внутреннюю) сторону права. Юридический же термин, обозначая то либо иное понятие, представляет собой результат этого процесса и относится уже к форме права". См.: Мелькин А.А. Формирование юридических понятий в российской правовой системе: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. С. 7.
Понятие как таковое вообще не существует в созерцании, пока не дана его дефиниция. Однако в нормативной терминологии дефиниции не всегда присутствуют, да и не всегда нужны. Чрезмерное увлечение (или даже злоупотребление) приемом определения зачастую приводит к курьезным случаям, актуализирующим идею выделения критериев необходимости нормативных дефиниций <11>. Вместе с тем правильное смысловое восприятие нормативных высказываний может быть достигнуто только совместными усилиями науки и юридической техники. При этом изучение той либо иной юридической проблемы не будет полным без анализа становления и развития нормативного и доктринального понятий, составляющих ее основу.
--------------------------------
<11> Шадрин В.М. Категории и понятия теории государства и права как ее основной познавательный инструментарий. Челябинск, 2008. С. 22 - 23.
Появление сложносоставного термина-словосочетания "гарантии избирательных прав граждан" в отечественной правовой системе принято связывать с введением в действие Федерального закона от 6 декабря 1994 г. N 56-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" <12>, впервые нормативно определившего содержание данного понятия. В юридических источниках избирательного права начала XX в., отразивших ограничение самодержавной власти в России, больше внимания уделялось механизму проведения многоступенчатых косвенных выборов, особенностям производства избирательных действий в отдельных губерниях, областях и городах, обусловленным этническим разнообразием населения, его принадлежностью к различным религиозным конфессиям, национальностям и экономическим группам, чем незыблемости политических прав граждан. Тематика правовых гарантий в большей степени отражалась в доктрине, а не в нормах права.
--------------------------------
<12> СЗ РФ. 1994. N 33. Ст. 3406.
Характеризуя нормативные документы дореволюционной России, исследователи отмечают присущее им культивирование идеи общего блага наряду с призывами к пожертвованию личными, частными интересами ради целей развития государства <13>. Поэтому закономерно, что, "даруя" соответствующие политические преобразования (именно такое деепричастие использовал император Николай II в отношении действий российских государей, совершенствующих государственный порядок <14>), законодатель не счел необходимым говорить об их гарантировании. Зачем гарантировать то, что даровано, а не имманентно присуще человеку (или завоевано им, что, как показывает история, зачастую одно и то же)? Впрочем, нельзя не признать гарантийный если не по форме, то по содержанию характер ряда норм избирательного права Российской империи начала прошлого века. Так, Положение о выборах в Государственную думу от 6 августа 1905 г. (в редакции от 11 декабря 1905 г.) <15> включало немало норм о правилах представления и разрешения заявлений и жалоб "по делам о выборах", связанных в том числе с избирательными списками, выборами уполномоченных в избирательные съезды (например, ст. ст. 17, 42, 50, 74, 94, 98, 119 - 122, 147, 228, 261, 268); одноименное Положение от 3 июня 1907 г. <16>, лишив либо ограничив представительство в Думе жителей окраин империи и ряда других категорий населения, фактически не изменило ранее сложившиеся правила обжалования нарушений избирательных прав (ст. ст. 19, 51, 74, 88, 92, 112 - 114, 142). Таким образом, в приведенных документах царской России институт гарантий избирательных прав граждан еще не получил нормативного оформления, однако предпосылки для этого уже имелись.
--------------------------------
<13> Юртаева Е.А. Язык закона и техника законотворчества в дореволюционной России // Журнал российского права. 2009. N 11. С. 106.
<14> Высочайший рескрипт, данный на имя министра внутренних дел от 18 февраля 1905 года // Выборы в I - IV Государственные Думы Российской империи (воспоминания современников; материалы и док.) / Сост. И.Б. Борисов, Ю.А. Веденеев, И.В. Зайцев, В.И. Лысенко. М., 2008. С. 735.
<15> Русский конституционализм: от самодержавия к конституц.-парламент. монархии / Сост. А.В. Гоголевский, Б.Н. Ковалев. М., 2001. С. 163 - 208.
<16> Там же. С. 449 - 489.
В источниках советского избирательного права провозглашались основные принципы участия избирателей в выборах, закреплялся механизм осуществления электоральных процедур, но защита избирательных прав по-прежнему ограничивалась правилами обжалования действий органов власти. Конституции РСФСР 1918, 1925, 1937 гг. наряду с Основными Законами СССР 1924 и 1936 гг., провозглашая право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти (Советы всех уровней) либо устанавливая нормы представительства для делегатов на съезды Советов, не упоминали непосредственно о гарантиях избирательных прав граждан, впрочем, как и действующая Конституция РФ 1993 г., хотя документы 1936 - 1937 гг. уже гарантировали свободы слова, печати, собраний и митингов, уличных шествий и демонстраций, именуемые правами граждан. Это позволило некоторым авторам, анализирующим конституционное содержание понятия "гарантия", прийти к выводу о том, что Конституцией гарантируются лишь те правовые институты, в отношении которых в Основном Законе содержится термин "гарантируются" <17>.
--------------------------------
<17> Рубанов А.А. Конституционная гарантия права наследования: свобода наследования и Гражданский кодекс России // Государство и право. 2002. N 9. С. 57.
Аналогичный конституционному регулированию подход использовался и в избирательном законодательстве рассматриваемого периода - Положения о выборах в Верховные Советы СССР и РСФСР первой половины XX в., относящиеся в науке конституционного права к избирательным законам <18>, в качестве мер защиты избирательных прав граждан предусматривали лишь право заявителя подать жалобу в народный суд в случае отклонения обращения о неправильности в списке избирателей исполнительным комитетом Совета депутатов трудящихся, а также право обжалования отказа в регистрации кандидата в Центральной избирательной комиссии (соответствующие нормы содержались, например, в ст. ст. 18, 63, 64 Положения о выборах в Верховный Совет СССР от 9 июля 1937 г. <19>, ст. ст. 24, 56 Положения о выборах в Верховный Совет РСФСР от 26 ноября 1946 г. <20>).
--------------------------------
<18> Ким А.И. Советское избирательное право: вопросы теории, избирательного законодательства и практики его применения. М., 1956. С. 35.
<19> История советской Конституции: (в док.) 1917 - 1956. М., 1957. С. 776, 783.
<20> Систематическое собрание действующего законодательства РСФСР. М., 1977. С. 54, 60.
Тенденция к обновлению понятийного аппарата правовых актов по рассматриваемому вопросу наблюдалась в нашем государстве с конца 70-х гг. прошлого века, когда законодатель учредил гарантии деятельности кандидатов в депутаты, а также прав граждан на участие в предвыборной агитации. Названные термины упоминались в ст. ст. 46 - 50 Закона СССР от 6 июля 1978 г. "О выборах в Верховный Совет Союза Советских Социалистических Республик" <21> и в ст. ст. 43 - 47 Закона РСФСР от 8 августа 1978 г. "О выборах в Верховный Совет Российской Советской Федеративной Социалистической Республики" <22>. В приведенных документах появился специальный раздел VIII, посвященный основным гарантиям деятельности кандидатов в депутаты. По сути, этот многосоставной термин выступил первым нормативным предшественником современного легального понятия "гарантии избирательных прав граждан". На первый взгляд, ему был присущ недефинированный характер; во всяком случае, явное определение у него отсутствовало. Однако правовое значение, или смысл основных гарантий деятельности кандидатов в депутаты можно было вывести косвенно из содержания статей, составлявших раздел. В науке такой подход иногда называют неявным дефинированием. Так, статьями 47 - 50 Закона о выборах в Верховный Совет СССР и статьями 44 - 47 Закона о выборах в Верховный Совет РСФСР к числу основных гарантий были отнесены: право кандидата выступать на собраниях и митингах, пользоваться средствами массовой информации; освобождение кандидата от производственных или служебных обязанностей для участия в предвыборных мероприятиях; право кандидата на бесплатный проезд; неприкосновенность кандидата в депутаты. В последующих советских нормативных актах о выборах традиция подразделения гарантий на относящиеся к деятельности кандидатов на выборные должности и к правам граждан, общественных организаций и трудовых коллективов на ведение агитации и обсуждение качеств кандидатов была продолжена.
--------------------------------
<21> Закон СССР о выборах в Верховный Совет СССР. М., 1978. С. 24 - 25.
<22> Закон РСФСР о выборах в Верховный Совет РСФСР. М., 1979. С. 22 - 23.
В период конституционных реформ в России в начале 1990-х гг. подход творцов права к учреждению и нормативному оформлению видов гарантий избирательных прав граждан был несколько изменен. В рамках указанного нормотворчества Президента РФ были оформлены так называемые информационные гарантии участников избирательного процесса - имеется в виду Указ Президента РФ от 29 октября 1993 г. N 1792 "Об информационных гарантиях для участников избирательной кампании 1993 года" <23>. В это же время в правовых документах, принимаемых в порядке официального толкования Положения о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году, утвержденного Указом Президента РФ от 1 октября 1993 г. N 1557 <24>, появляется терминология о дополнительном гарантировании прав кандидатов. Так, в Официальном разъяснении п. 6 ст. 25 вышеназванного Положения, изданном 5 октября 1994 г. Государственно-правовым управлением Президента РФ <25>, норма о невозможности привлечения кандидата к уголовной ответственности без согласия Генерального прокурора РФ названа дополнительной гарантией неприкосновенности кандидата в депутаты Государственной Думы.
--------------------------------
<23> Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. N 44. Ст. 4196.
<24> Там же. 1993. N 41. Ст. 3907.
<25> СЗ РФ. 1994. N 24.
Возможно, что в условиях отсутствия в России конституционного конфликта ветвей власти в начале 1990-х гг. либо его легитимного разрешения отмеченная тенденция на постепенное наполнение избирательного законодательства гарантийной терминологией была бы продолжена. Однако политические события, как известно, развернулись иначе, не позволив отмеченной тенденции укрепиться в правовой системе России того времени. Именно практика избирательных кампаний регионального и местного уровней власти конца 1993 - начала 1994 гг., сопровождавшихся многочисленными нарушениями избирательных норм, потребовала усиления их гарантийной составляющей, что получило отражение в наименованиях основных законов о выборах. Эта тенденция сохраняется в российском законодательстве и в настоящее время.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.