Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЕДИНСТВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О.П. ФРАНСКЕВИЧ
Франскевич Ольга Павловна, и.о. начальника отдела размещения заказов Государственного комитета по размещению государственных заказов Республики Хакасия, аспирант Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова.
Единство экономического пространства является одним из фундаментальных принципов экономической основы конституционного строя. Становление и развитие этого принципа неразрывно связано с историей формирования экономических основ государства и общества.
Анализ категории "единство экономического пространства" как совокупности понятий единства, экономики, территории невозможен без рассмотрения исторического аспекта формирования ее в Российском законодательстве.
Наибольшее значение для становления данного принципа в действующем законодательстве имеет период после Октябрьской революции и установления советской власти. В это время начинается работа по созданию и укреплению основ нового государства. На законодательном уровне эта работа выражается в принятии декретов, которые имели силу актов конституционного значения. До появления первой Конституции 1918 г. декреты устанавливали основы конституционного строя государства и по сути представляли собой неписанную Конституцию.
II Всероссийский съезд Советов обозначил программу социальных и демократических преобразований, направленных на установление самоопределения народов и передачу земель крестьянским комитетам. Были образованы практически все основные звенья руководства страной.
Экономические основы Советского государства были заложены такими актами, как Положение о рабочем контроле от 27 ноября 1917 г.; Декреты ВЦИК от 14 декабря 1917 г. "О национализации банков", от 19 февраля 1918 г. "О социализации земли"; Декреты СНК от 22 апреля 1918 г. "О национализации внешней торговли", от 28 июля 1918 г. "О национализации крупнейших предприятий горной, металлургической, металлообрабатывающей, текстильной и других ведущих отраслей промышленности" и др.
Первая советская Конституция была утверждена 10 июля 1918 г. и предполагала расширение социалистических общественных отношений. Конституция 1924 г. определила отрасли промышленности, имеющие общесоюзное значение, установила общесоюзные налоги и доходы, разрешила дополнительные налоги и сборы на образование бюджетов союзных республик, определила основы руководства транспортным делом, внешней торговлей, международными отношениями.
Понятие экономической основы СССР было введено Конституцией 1936 г. - ее составляли социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства, утвердившиеся в результате ликвидации капиталистической системы хозяйства, отмены частной собственности на орудия и средства производства и уничтожения эксплуатации человека человеком.
В 1932 г. была восстановлена система внутренних паспортов. Она включала в себя выдачу разрешений на прописку в городах и сельской местности. Сельскому населению паспорта не выдавались. Такая система способствовала закреплению рабочих в селе и созданию закрытых рынков в городе. В 60 - 70-х гг. были выданы паспорта и сельским жителям. Однако существовало требование о соблюдении паспортного режима, которое обязывало граждан проживать по месту прописки. Таким образом, ситуация на рынке труда еще больше ужесточилась.
Ситуация фактически не менялась вплоть до вынесения заключения Комитета конституционного надзора СССР от 11 октября 1991 г. и утверждения Постановлений Конституционного Суда, в которых были признаны неконституционными все нормативно-правовые акты, включающие в себя положения о разрешительном порядке прописки и ограничения права собственности. Часть субъектов Федерации и муниципальных образований выступили против отмены мер административного и экономического препятствования свободному передвижению граждан и выбору ими места пребывания и жительства. Органами государственной власти и местного самоуправления устанавливались платежи в местные бюджеты даже с граждан, уже купивших квартиры в этих городах.
С принятием Конституции 1977 г. экономическая основа характеризуется господством социалистической собственности, высоким уровнем технологической базы государства, использованием результатов научно-технического прогресса, созданием в СССР единого мощного народнохозяйственного организма. Основой экономики является принцип государственного планирования. Конституция предполагает сочетание централизованного управления с определенной самостоятельностью хозяйствующих субъектов.
Определение "экономическая основа СССР" в Конституции заменено на "основу экономической системы СССР". Основной Закон гласит, что ее составляет социалистическая собственность на средства производства в форме государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственности. Вместе с тем формой социалистической собственности названо имущество профсоюзных и иных общественных организаций, необходимое им для осуществления уставных задач (ст. 10). Конституция исходит из приоритета общественно-полезного труда. Он и его результаты определяют положение человека в обществе (ст. 14). Конституция говорит о том, что руководство экономикой осуществляется на основе принципа государственного планирования, вместе с тем предполагает сочетание централизованного управления с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий, использование хозяйственного расчета, прибыли, себестоимости, других экономических рычагов и стимулов (ст. 16). Возможно, чисто формально, но тем не менее допускается индивидуальная трудовая деятельность в сфере кустарно-ремесленных промыслов, сельского хозяйства, бытового обслуживания населения и др., основанная исключительно на личном труде граждан и членов их семей (ст. 17) <1>.
--------------------------------
<1> Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята на внеочеред. седьмой сессии Верхов. Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г.) (утратила силу) // Свод законов СССР. 1990. Т. 3. С. 14.
В ст. 16 Конституции РСФСР 1978 г. вводилось понятие экономики РСФСР как составной части единого народнохозяйственного комплекса, охватывающего все звенья общественного производства, распределения и обмена на территории РСФСР: "Руководство экономикой осуществляется на основе государственных планов экономического и социального развития, с учетом отраслевого и территориального принципов, при сочетании централизованного управления с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий, объединений и других организаций. При этом активно используются хозяйственный расчет, прибыль, себестоимость, другие экономические рычаги и стимулы" <2>.
--------------------------------
<2> Конституция (Основной Закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (принята ВС РСФСР 12 апреля 1978 г.) // Свод законов РСФСР. 1988. Т. 1. С. 13.
Необходимо отметить, что на съездах КПСС с конца 60-х гг. начинают обсуждаться негативные последствия фактического создания таможенных границ между республиками СССР, краями и областями России. Создание в некоторых субъектах зональных и региональных рынков вело к нарушению единства экономического пространства. В этот период часть субъектов запрещала осуществлять "вывоз" определенных товаров за территорию субъекта, а также устанавливала ограничения по сбыту продукции других регионов на своей территории.
Нарушение единого экономического пространства было связано как с ограничением конкуренции, так и с существовавшими препятствиями для реализации свободы экономической деятельности. В связи с этим одной из задач новой Конституции было восстановление единого экономического пространства России.
На установление принципа единства экономического пространства был направлен Указ Президента РСФСР о едином экономическом пространстве РСФСР от 12 декабря 1991 г. <3>. Согласно Указу, должны были признаваться недействительными акты органов "власти и управления" и решения должностных лиц, ограничивающие движение товаров, работ и услуг на внутреннем рынке России. Дальнейшее развитие правового регулирования экономических отношений, характерных для этого единого пространства, связано прежде всего с Конституцией 1993 г.
--------------------------------
<3> Указ Президента РСФСР от 12 декабря 1991 г. N 269 "О едином экономическом пространстве РСФСР" // Ведомости ВС РСФСР. 1991. N 51. Ст. 1830.
В декабре 1993 г. в России была принята принципиально новая Конституция, в которой были учтены прогрессивные идеи конституционализма. Она стала выражением социального компромисса в расколотом обществе, наметила путь от гражданского общества к правовому государству, обозначила начало перехода от номинального конституционализма к реальному <4>.
--------------------------------
<4> Витрук Н.В. О социально-правовой сущности и легитимности Конституции Российской Федерации 1993 года // Российское правосудие. 2008. N 2. С. 10. С. 7.
Экономические основы конституционного строя России закрепляются в ст. ст. 8 и 9 Конституции РФ, в которых речь идет о важнейших чертах социально ориентированной рыночной экономики, находящейся в нашей стране в процессе формирования. Это - единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (ч. 1 ст. 8).
Конституция РФ является основным, но не единственным нормативно-правовым актом, гарантирующим реализацию принципа единства экономического пространства. Нормы, регулирующие правоотношения по установлению единого экономического пространства, входят во многие отрасли российского права: гражданское, налоговое, таможенное, административное, уголовное и т.д.
Исходя из анализа действующего законодательства можно говорить о том, что в настоящее время существует мощная правовая база, закрепляющая гарантии и создающая условия для реализации установленного Конституцией принципа единства экономического пространства Российской Федерации. Законодательство в этой области постоянно реформируется. Вносимые изменения направлены на то, чтобы закрепленный Конституцией принцип из нормы - цели перешел в разряд существующих в государстве и поддерживаемых его правовой системой.
Кроме того, стоит отметить, что законодательство, действующее в данной сфере, бессистемно. Реализация его в настоящее время трудновыполнима. Российская Федерация стремится к обеспечению свободы экономической деятельности, предпринимательства и труда, чтобы регулирование государством хозяйственной жизни осуществлялось в интересах человека и общества.
Государство в различных формах несет ответственность за наиболее важные стороны организации производства и распределения его в стране в целом. Речь идет в первую очередь о надежности снабжения населения всем необходимым; о гарантиях роста производства и обеспечения участия в производстве и распределении всех работоспособных лиц; о смягчении последствий нестабильности в экономике; о снятии внутреннего напряжения в регионах и между отдельными сферами жизни и группами людей.
Реализация гарантированного Конституцией принципа в Российской Федерации имеет свою специфику в связи с особенностями устройства нашего государства.
Целью формирования единого экономического пространства является создание условий для стабильного и эффективного развития экономики и повышения уровня жизни населения.
Создание единого экономического пространства предполагает полностью свободное движение товаров, капитала, рабочей силы и услуг, которое обеспечивается за счет создания благоприятных равных условий для инвестиций, проведения единой конкурентной политики, установления общих правил в области регулирования деятельности естественных монополий, унификации практики предоставления субсидий, отказа от антидемпинговых и иных защитных мер, гармонизации технических и регулирующих стандартов и регламентов и иных нетарифных барьеров, упрощения трудовой миграции.
Принцип свободного движения товаров предусматривает устранение изъятий из режима свободной торговли и снятие ограничений во взаимной торговле на основе унификации таможенных тарифов, формирования общего таможенного тарифа, установления методик и мер нетарифного регулирования, применения инструментов регулирования торговли товарами между субъектами. На всей территории Российской Федерации существуют единые правила в области конкуренции и субсидий.
Вместе с тем принятие новой Конституции страны - кульминационный, но отнюдь не завершающий этап реформ национальной экономики, общества и государства, создания соответствующей новым потребностям России правовой системы. Действующая Конституция РФ является скорее идеальной моделью социально-экономического и политико-юридического бытия, требующей своего наполнения <5>.
--------------------------------
<5> Эбзеев Б.С. Личность и государство в России: взаимная ответственность и конституционные обязанности. М.: Норма, 2007.
В настоящее время принцип единства экономического пространства вышел за рамки одного государства. В последние годы активная работа ведется по укреплению Таможенного союза, созданного Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан, а также по установлению единого экономического пространства и в других направлениях международного сотрудничества Российской Федерации.
Таким образом, можно говорить о том, что опыт нашей страны в формировании законодательства, закрепляющего принцип единого экономического пространства, свободы передвижения товаров, работ, услуг и финансовых средств, защиты конкуренции, свободы экономической деятельности на территории всей страны достаточно обширен. За последние сто лет кардинальным образом изменилось законодательство, устанавливающее гарантии реализации данных норм.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.