Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГУБЕРНСКИХ ОРГАНОВ ПО СОКРАЩЕНИЮ ПИТЕЙНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В. (НА ПРИМЕРЕ НОВГОРОДСКОЙ ГУБЕРНИИ)
И.Н. АФАНАСЬЕВ
На протяжении всей истории существования государства Российского важнейшим источником формирования государственной казны являлось питейное дело.
Реформы, проводимые в Российской империи Александром II, затронули многие сферы жизни государства и общества. Не обошли они стороной и городское управление и питейное дело.
Так, из-за недоимок 1854, 1856 гг., откупщиков и последующих злоупотреблений с целью погашения задолженностей перед государством в части произвольного повышения цен (к примеру, для "задобрения" чиновников в одном из небогатых городов уезда Новгородской губернии выяснилось, что в этом откупе в 1856 г. было роздано чиновникам натурой 836 ведер. Кроме того, откупщики платили жалованье чуть ли не всей полиции <1>) и отказов потребителям в отпуске простого вина государство отменило откупную систему Указом от 4 июля 1861 г., который с 1 января 1863 г. вводил однообразную акцизную систему и Устав о питейном сборе.
--------------------------------
<1> Прыжов И.Г. История кабаков в России. М.: Эксмо, 2009. С. 210.
Именно Устав о питейном сборе от 4 июля 1861 г. определял порядок взимания акцизов с крепких напитков.
В Российской империи под акцизом подразумевался косвенный налог только на предметы внутреннего производства, выделываемые и продаваемые частными лицами, взимаемый собственно с потребления. Акцизная система была тесно связана с системами государственных монополий и таможенными пошлинами. В отличие от современных систем акцизного обложения до 1917 г. в России акцизами не облагались импортируемые товары - они подлежали обложению таможенными пошлинами.
В 1864 г. надежда на развитие умеренного, невредного потребления алкоголя улетучилась, государством принимаются меры по сокращению числа мест продажи, запрещено продавать крепкие напитки из фруктовых, мелочных и т.п. лавок, отменено дозволение свободно открывать, без особых разрешений, заведения для продажи на вынос, удвоен патентный сбор с питейных заведений.
В 1868 г. был принят закон, по которому открытие заведений с продажей на розлив поставлено в зависимость от разрешения подлежащих мест и лиц; было предоставлено право сельским обществам выносить постановления о прекращении торговли питиями в некоторые праздники, а в городах думам - определять час, до которого в праздники питейные заведения должны быть закрыты; были ограничены местности, где допускалось открытие питейных заведений, и был увеличен патентный сбор. В 1871, 1872 и 1874 гг. патентный сбор был вновь увеличен, а в 1873 г. были приняты временные правила для Петербурга, распространенные с 1874 г. на Петербургскую губернию, а также на Москву и Одессу, ограничивающие число питейных заведений по усмотрению администрации <2>.
--------------------------------
<2> Лебедев В.А. Питейное дело. СПб.: Типогр. Правительствующего сената, 1898. С. 31 - 32.
Если говорить о городской реформе, то в 60-х годах XIX в. в связи с увеличением количества городов и численности населения перед руководством Российской империи встал вопрос о дальнейшей реформе городского самоуправления. Поэтому в 1864 г. была проведена Земская реформа, а в 1870 г. - городская реформа. Так Земская реформа стала основой для проведения в жизнь реформы городского самоуправления.
По Городовому положению от 16 июня 1870 г. предусматривалась замена сословных дум новыми городскими всесословными думами, избираемыми на четыре года. Таким образом, новые городские думы становились распорядительными органами, а непосредственными исполнителями их решений стали городские управы.
Город Новгород согласно высочайшему повелению оказался в числе 45 центров страны, где новый закон вводился немедленно <3>.
--------------------------------
<3> Из истории новгородского городского самоуправления // Еженедельная газета "Новгород". 31.07.2008. N 31 С. 4.
В 1861 г. после отмены крепостного права в Российской империи был также принят новый Устав о питейном сборе, который не только отменил откупную систему и ввел акцизную - с 1 января 1863 г. на всей территории страны, но и разрешил неограниченное владение ресторанами и трактирами для всех категорий подданных. Все это привело к росту питейных заведений и распространению пьянства.
Всего по России количество питейных заведений всех уровней достигло в 1863 г. 265369 по сравнению с 78 тыс. в дореформенное время. Только в 1867 г. в России было выкуплено 410299 патентов на право ведения раздробительной виноторговли (включая временные выставки) <4>.
--------------------------------
<4> Курукин И.В., Никулина Е.А. Повседневная жизнь русского кабака от Ивана Грозного до Бориса Ельцина. М.: Молодая гвардия, 2007. С. 290.
С 1868 г. по всей Российской империи начался процесс сокращения питейных заведений в городах.
Не обошел стороной этот процесс и Новгород. В 1875 г. в г. Новгороде при населении в 17 тыс. человек располагалось 68 различных питейных заведений <5>.
--------------------------------
<5> Государственный архив Новгородской области (далее - ГАНО). Ф-104. Оп. 1. Д. 209. Л. 11.
Деятельность органов Новгородского городского общественного управления по сокращению числа питейных заведений началась еще в 1874 г. совместно с органами государственной власти. Вопрос о сокращении питейных заведений лежал в плоскости интересов государственных и общественно-нравственных. С одной стороны, сокращение питейных заведений вело за собой уменьшение акцизных сборов, с другой - уменьшение количества злачных мест служило целям общественной нравственной пользы.
Так, новгородский губернатор от 18 августа 1874 г. за N 6111 сообщил городской управе, что летом 1874 г. Думой было возбуждено ходатайство о воспрещении открывать в черте города питейные заведения. Представив об этом ходатайство министру внутренних дел, губернатор сослался со своей стороны, что оно вполне разрешено было примечанием 1 к ст. 310 Устава о питейном сборе, на основании которого определение числа мест раздробительной продажи питей предоставлено Думе, но так как этот закон на тот момент времени не мог применяться в связи с отсутствием упоминаемой в нем инструкции, то было бы желательно ускорить издание инструкции.
В ответ на это управляющий Министерством внутренних дел уведомил губернатора, что право городской Думы отказывать в разрешениях на открытие питейных заведений там, где это признается ими необходимым, основывается на указании примечания к ст. 310 Устава о питейном сборе, и что неиздание Министерством финансов указанной в том примечании инструкции не должно служить препятствием к точному исполнению закона <6>.
--------------------------------
<6> ГАНО. Ф-104. Оп. 1. Д. 209. Л. 1.
На основании доклада новгородского губернатора городская Дума в заседании от 14 октября 1874 г. признала, что вопрос об определении числа мест для раздробительной продажи питей требует внимательной разработки, и посему поручила управе заняться этим делом и представить Думе свои соображения. Новгородский губернатор, признав такое постановление городской Думы несогласным с примечанием 1 к ст. 310 Устава о питейном сборе и вышеприведенным отзывом Министерства внутренних дел, передал оное на рассмотрение в губернское по городским делам присутствие <7>.
--------------------------------
<7> ГАНО. Ф-104. Оп. 1. Д. 209. Л. 1-1.
Вслед за этим было передано в присутствие сообщение управляющего акцизными сборами от 23 ноября 1874 г. за N 1401, в котором изложено, что предположенное Думою распределение местностей и числа питейных заведений, подлежащих открытию в Новгороде в 1875 г., не соответствует разъяснениям Министерства финансов, определенным в указании 1868 г. N 43, по которому выдача разрешений на открытие питейных заведений, впредь до издания инструкции, упомянутой в примечании 1 к ст. 310 Устава о питейном сборе, должна производиться на основании существующих по данному предмету общих правил о питейной торговле. Имея в виду, что срок выдачи патентов наступил и что городская управа, как заявляли виноторговцы, отказывает им в выдаче разрешений, а между тем эта остановка может повлечь за собою значительные убытки для казны, управляющий, на основании ст. 151 Городового положения, просил отменить постановление Думы.
Губернское по городским делам присутствие в заседании 3 декабря 1874 г. признало, что ежегодное составление расписаний о числе мест раздробительной продажи крепких напитков должно совершаться на основании инструкции, составленной по соглашению Министерства финансов с Министерством внутренних дел, а так как означенной инструкции еще не издано и никакого особого указания по сему предмету со стороны Министерства финансов не получено, кроме разъяснения, данного в 1868 г. <8>.
--------------------------------
<8> ГАНО. Ф-104. Оп. 1. Д. 209. Л. 2, 2-1.
На представление губернатора по этому предмету министр внутренних дел от 24 декабря 1874 г. за N 4362 сообщил, что губернскому по городским делам присутствию, согласно точному смыслу ст. 152 городского Положения, следовало по настоящему делу постановить свое окончательное решение, предоставив акцизному управлению, в случае неудовольствия на постановление присутствия, принести жалобу Правительствующему сенату в порядке, указанном в ст. 153 городского Положения.
Между тем министр внутренних дел при циркуляре от 20 декабря 1874 г. за N 143 препроводил к новгородскому губернатору для сведения Указ Правительствующего сената от 9 октября 1874 г. <9>, опубликованный в газете "Новгородские губернские ведомости" N 6 от 8 февраля 1875 г., смысл которого сводился к тому, что впредь до издания упомянутой в примечании 1 к ст. 310 Устава о питейном сборе инструкции выдача разрешений со стороны Думы на открытие питейных заведений должна производиться на основании существующих по сему предмету общих правил о питейной торговле, согласно которым открытие таковых заведений должно быть разрешаемо в городах Думою, и в черте города хотя и находятся земли различных владельцев, но право разрешения на этих землях, находящихся в городе, открытия питейной продажи не представлено каждому их владельцу, как это делается в уезде, а принадлежит непосредственно и исключительно городской Думе, так как в противном случае, т.е. если бы означенное право принадлежало частным лицам, а не Думе, последняя лишена была бы законно принадлежащих ей прав по устройству города и заведованию делами, относящимися к городскому хозяйству <10>.
--------------------------------
<9> ГАНО. Ф-104. Оп. 1. Д. 209. Л. 3, 3-1.
<10> ГАНО. Ф-104. Оп. 1. Д. 209. Л. 1а-1.
Работа по сокращению числа питейных заведений продолжилась и в 1875 г.
14 июля 1875 г. Новгородская городская дума выслушала доклад городской управы по вопросу сокращения числа питейных заведений в г. Новгороде и словесные заявления гласных о сокращении числа сих заведений не только в видах нравственных, но и материальной пользы (сдачи сих заведений в аренду). На основании данного доклада Новгородская городская дума решила:
- отклонить предложение городской управы о выдаче разрешений на открытие неограниченного числа питейных заведений в 1876 г.;
- принять два предложения об ограничении числа питейных заведений на 1876 г. (сократить число питейных заведений от 8 до 15 или сократить до 20) и создать комиссию об определении мест и зданий для питейных заведений.
Дума приняла решение, что количество питейных заведений на 1876 г. в г. Новгороде должно быть не более 14 <11>.
--------------------------------
<11> ГАНО. Ф-104. Оп. 1. Д. 209. Л. 11-1.
Дума в члены комиссии назначила, по запискам гласных, следующих лиц: Е.М. Стальнова, О.Р. Родионова, В.И. Соловова, А.Г. Ненюкова, Н.Г. Богданова и О.А. Фуфаева; в нее также вошли члены городской управы И.И. Бердин и А.К. Бардашевич, а руководил ею городской голова Я.И. Журавлев.
Дума дала задание управе опубликовать сообщение о предстоящем сокращении числа питейных заведений в городе в предупреждение того, чтобы лица, арендующие у частных лиц здания, не заключали на будущий год контрактов на помещения для питейных заведений <12>.
--------------------------------
<12> ГАНО. Ф-104. Оп. 1. Д. 209. Л. 12, 12-1.
Восьмого августа 1875 г. состоялось очередное заседание Новгородской городской думы, по результатам которого Дума подтвердила решение от 14 июля 1875 г. о сокращении количества питейных заведений и утвердила решение о найме помещений для питейных заведений и отдаче их от города в аренду <13>.
--------------------------------
<13> ГАНО. Ф-104. Оп. 1. Д. 209. Л. 29.
Но циркуляром от 31 октября 1875 г. N 6337 начальника Новгородской губернии был разослан городским и посадским головам Новгородской губернии циркуляр Департамента полиции исполнительной от 23 октября 1875 г. N 118, который разъяснил, что Правительствующим сенатом безусловно признано за городскими общественными управлениями право:
1) определять в черте города местности, где питейная раздробительная продажа совершенно не может быть допущена;
2) ограничивать число питейных заведений и
3) разрешать питейную торговлю на землях, принадлежащих собственно городу, и отказывать в разрешении частным лицам производить подобную торговлю на местах, составляющих их личную собственность.
В последнем случае, однако же, плата в пользу города должна взиматься только за пользование местом или помещением, принадлежащим городу и уступленном частному лицу, но отнюдь не за право производства во взятых от города помещениях питейной торговли.
В этом отношении постановления и приговоры городских общественных управлений об отдаче помещений под питейную торговлю, со взысканием за право производства продажи особой в пользу городов платы, должны быть признаны безусловно противозаконными и патенты на производство продажи питиями в таких помещениях, согласно разъяснению Министерства финансов, опубликованному в N 220 правительственного вестника, не должны быть выдаваемы.
Вследствие сего и принимая во внимание, что городские общественные управления продолжают постановлять определения об отдаче права питий с торгов в пользу городских сумм, необходимо, чтобы подобные постановления городских дум, на основании ст. 151 Городового положения для отмены на обсуждение губернских по городским делам присутствия <14>.
--------------------------------
<14> ГАНО. Ф-104. Оп. 1. Д. 209. Л. 69, 69-1.
Вслед за циркуляром последовал закон от 1 января 1876 г., устанавливающий запрет учреждениям, обществам и лицам, от которых зависит разрешения на питейную торговлю, брать плату за выдачу разрешение на питейную торговлю.
С учетом изменений законодательства особая комиссия, созданная Новгородской городской думой, составила расписание, где питейная раздробительная продажа не допускалась и устанавливалось окончательное количество учреждений, имеющих право торговать крепкими спиртными напитками, всего 14 питейных заведений, 4 ренсковых погреба и 4 водочных магазина <15>.
--------------------------------
<15> ГАНО. Ф-104. Оп. 1. Д. 209. Л. 90, 91.
Количество питейных заведений к 1881 г. в г. Новгороде осталось прежним, 14, но ренсковых погребов и водочных магазинов стало больше - 15 и 5 соответственно <16>.
--------------------------------
<16> ГАНО. Ф-104. Оп. 1. Д. 417. Л. 39.
Таким образом, деятельность Новгородской городской думы в течение 70 - 80-х годов XIX в. являлась ярким примером того, что реформирование всего государственного устройства в связи с отменой крепостного права дало возможность органам общественного управления оказывать непосредственное влияние на политику, проводимую государством в сфере питейного дела, исторически приносящей ему одни из самых больших доходов.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.