Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
АПОЛОГИЯ ТРАДИЦИОННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ИНСТИТУТА ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА В РОССИЙСКИХ ИСТОРИКО-ПРАВОВЫХ РЕАЛИЯХ И ПЕРСПЕКТИВАХ
А.В. СЕРЕГИН
Серегин Андрей Викторович, доцент кафедры теории и истории государства и права Южного федерального университета (г. Ростов-на-Дону), кандидат юридических наук.
Любая форма правления (монархия или республика) представляет собой совокупность учреждений государственного аппарата, структурируемых и взаимодействующих друг с другом благодаря национальному праву. Поэтому существует прямая связь между организацией публичной власти в обществе и государственным правосознанием народа, которое И.А. Ильин рассматривал в виде однородности духовной жизни, совместного духовного творчества, общей культуры граждан, что в совокупности составляет глубочайшую и подлинную основу всякого государственного единения <1>. Государственный образ мыслей есть разновидность правосознания, выражающего отношение индивида, класса, нации, народа и т.д. к политической надстройке общества. "Когда у человека государственный образ мыслей, государственные чувства и государственное воленаправление, - пишет И.А. Иванников, - то он участвует в политической жизни. Государственная цель делает его гражданином" <2>. Политически пассивный народ не имеет будущего, у него нет государства, его наличие лишь иллюзия. Следовательно, "политический строй и правосознание образуют живое неразрывное единство настолько, что ни одна реформа невозможна до тех пор, пока не назреет известный сдвиг в правосознании; и всякая реформа, несоразмерная с состоянием народного правосознания, может оказаться нелепою и гибельною для государства. Единственный верный путь ко всяким реформам есть постепенное воспитание правосознания" <3> и выработка приемлемых стереотипов правового мышления.
--------------------------------
<1> Ильин И.А. Собр. соч. М., 1994. Т. 4. С. 258.
<2> Иванников И.А. Проблемы государства и права России начала XXI века. Ростов н/Д, 2003. С. 311.
<3> Ильин И.А. Собр. соч. Т. 4. М., 1994. С. 277.
Таким образом, бессмысленно строить в России американскую, европейскую или китайскую конституционную модель, так как у нее имеется собственный, не похожий на другие политические системы путь развития, соответствующий национальному правосознанию. По справедливому замечанию А.А. Башмакова: "Государственный наш строй сложен русскими, а потому и должен черпать свою завтрашнюю силу из того же начала, оставаясь русским и устраняя из своих недр те течения, которые способны его привести к разложению народности, или денационализации" <4>. Отечественная форма правления должна базироваться на выработанных веками основах русской государственности, зачастую не вписывающихся в узкие рамки западных юридических конструкций, таких как трехчленное разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную; партийный парламентаризм и судебный плюрализм, т.е. градация единой судебной системы на несколько ветвей: конституционную, общей юрисдикции и арбитражную.
--------------------------------
<4> Башмаков А.А. За смутные годы. Публицистические статьи и речи. СПб., 1906. С. 22.
История русского политического строя свидетельствует о наличии шести начал организации верховной власти в государстве: 1) самодержавного; 2) народно-представительного (законодательного); 3) исполнительно-распорядительного; 4) надзорного; 5) судебного и 6) учредительного.
Самодержавное начало представляет собой интегрирующую функцию единой государственной власти. Его природа целиком определяется сущностью монархического правосознания русского народа, которому свойственно персонифицировать государство с политическим главой страны, будь то князь, царь, император, генеральный секретарь ЦК КПСС или президент. "Важно не обманывать себя, - пишет А. Дугин, - монархия в России в той или иной форме всегда была, есть и будет" <5>.
--------------------------------
<5> Дугин А. Монархия была, есть и будет // Комсомольская правда. 28.03.2006. С. 9.
Более того, по меткому замечанию В.Д. Каткова, "идея самодержавия не есть какая-то архаическая идея, обреченная на гибель с ростом просвещения и потребности в индивидуальной свободе. Это вечная и универсальная идея, теряющая свою силу над умами при благоприятном стечении обстоятельств и просыпающаяся с новою силою там, где опасности ставят на карту само политическое бытие народа. Это героическое лекарство, даваемое больному политическому организму, не утратившему еще жизнеспособности" <6>.
--------------------------------
<6> Катков В.Д. О русском самодержавии. Харьков, 1906. С. 19.
Вместе с тем идентификация политической власти с царской не должна сводиться к республиканской формуле Rex est ipso civitas (лат. "Царь есть гражданин") или азиатскому клейму, где с одной стороны есть господин, а с другой - рабы. Ведь монархическое правосознание в лице государя представляет идею государства, самобытность публичной организации общества, духовную силу народа и преемственность верховного управления.
Поэтому венценосцам желательно занимать престол в соответствии с наследственным принципом, который являлся доминирующим для княжеских, царских и императорских фамилий России. (Второй вариант определения главы государства - это выборы верховного правителя (президента) парламентом, с подтверждением его полномочий населением сроком от 10 до 15 лет.) Отступление от порядка передачи власти старшему сыну государя всегда было чревато новыми переворотами и гражданскими войнами. Это доказывает отечественная история, которая знает времена отказа от династической традиции коронации, когда Петр I предоставил императорам право самостоятельно определять своего преемника <7>, что послужило началом эпохи дворцовых переворотов, закончившейся лишь в XIX веке. Положительную функцию в разрешении проблемы легитимности власти выполняла введенная в 1797 г. Павлом I австрийская система престолонаследия, дающая мужчинам и мужским линиям преимущество во всех поколениях и во всех степенях родства <8>, но она была разрушена, пагубным для России отречением Николая II от престола в пользу своего брата Михаила Романова, а не собственного сына Алексея <9>. Закономерным итогом этого стало падение монархии в 1917 г. и установление дискретной власти <10> Временного правительства, прервавшего исторически сложившееся династическое правление русских государей.
--------------------------------
<7> См.: Именной Указ Петра I "О праве наследия престолом" (февраля 5-го дня 1722 г.) // Законодательство Петра I. М., 1997. С. 50.
<8> См.: Основные законы и учреждения государственные. Ч. 1. СПб., 1842. Ст. ст. 6, 7.
<9> См.: Манифест об отречении Николая II от престола // Политическая история России: хрестоматия для вузов / Сост. В.И. Коваленко, А.Н. Медушевский, Е.Н. Мащенков. М., 1996. С. 612.
<10> См.: Иванников И.А. Толковый словарь по теории права. Ростов-на-Дону, 2005. С. 23.
Но самодержавие не только наследование должности главы государства, прежде всего это специальный статус верховного управления, включающий в себя два аспекта: юридический и нравственно-религиозный.
С точки зрения юридического подхода монарх является главой государства, главнокомандующим вооруженными силами страны, а на основании нравственно-религиозных оценок, государь есть защитник православия, символ национального единства русского народа и независимости российской державы. Он не может быть членом партии или общественного движения, его цель - всеобщее сплочение всех здоровых сил страны.
В рамках своих полномочий самодержавная власть должна гарантировать территориальную целостность Российского государства, обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти через определение генеральных направлений внутренней и внешней политики по согласованию с председателем правительства, а также представлять страну внутри и на международной арене.
Так как монархическое правосознание глубоко религиозно, государь обязан исповедовать православие, не вмешиваясь в дела церковного управления; покровительствовать православному духовенству и нравственно-религиозному воспитанию граждан, реализуя теорию симфонии властей светской и духовной, представляющих их взаимное сосуществование в целях поддержания друг друга, но не допуская смешения для достижения гегемонии любой из них.
Такой порядок взаимодействия церкви с государством будет способствовать формированию монархической идеологии, укреплению ее в обществе и расширению социальной опоры самодержавия, путем увеличения числа православных. Причем во главе политического воспитания народа должен стоять государь (или президент в республике), а не патриарх, потому что содержание правосознания гораздо шире религиозного канона.
Вместе с тем государя необходимо наделить не только символическими функциями верховного управления, но и реальными полномочиями по разрешению политических конфликтов; а именно отправлять правительство в отставку в случае выражения недоверия со стороны народных представителей; председательствовать на его заседаниях; принимать участие в назначении председателя правительства, главы Центрального банка и генерального прокурора, влиять на формирование судейского корпуса и Счетной палаты; издавать указы по вопросам общественной жизни, не урегулированным законодателем; обнародовать и подписывать законы с правом применения относительного veto; вводить в стране (ее частях) военное или чрезвычайное положение; принимать в российское гражданство; решать вопросы помилования, государственного награждения, присвоения почетных титулов и званий; назначать и отстранять губернаторов, руководить Советом безопасности; иметь собственную канцелярию, ведающую вопросами двора; давать согласие на брак членам императорской фамилии, в целях поддержания нравственного авторитета царствующей династии.
Во время политических потрясений (например, революционных ситуаций), угрозы военного вторжения и т.д. для преодоления государственного кризиса и спасения Отечества государю следует предоставить право осуществлять дискреционную власть, состоящую в возможности самостоятельно действовать по собственному усмотрению, используя прерогативы всех высших органов государственной власти (законодательных и исполнительных). Связано это с тем, что "в некоторых случаях даже и сами законы должны уступать перед исполнительной властью, или перед... основным законом природы и правления" <11>, сущность которого можно выразить древнеримской формулой: "Salus populi suprema lex esto" (в пер. с лат. "Спасение народа есть наивысший закон").
--------------------------------
<11> Коркунов Н.М. Указ и закон. СПб., 1894. С. VII.
Кроме того, лицом, несущим юридическую ответственность за действия монарха, во всех случаях должен быть председатель правительства, скрепляющий (контрассигнующий) указы государя собственной подписью. При недееспособности главы государства либо неспособности выполнения им своих обязанностей (например, вследствие тяжелого заболевания, несовершеннолетия и т.п.) следует использовать институт регенства, т.е. временного правителя, выбираемого законодателями, желательно, чтобы это был председатель верхней палаты представительного органа.
Следовательно, самодержавие не только не отрицает существование выборных учреждений государственной власти, но и предполагает тесное сотрудничество с ними, ибо монархия - это не единоличный правитель, а система институтов политического управления.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.