Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
КОНСТИТУЦИОННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТАТУСА ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ В США НА УРОВНЕ ШТАТОВ
Б.В. НИКОЛАЕВ
Николаев Борис Викторович, доцент кафедры теории права и государственно-правовых дисциплин Пензенского государственного педагогического университета имени В.Г. Белинского, кандидат исторических наук.
Одной из констант конституционного регулирования в США на уровне штатов является регламентация деятельности органов, управляющих или координирующих деятельность институтов высшего образования. Подобные положения, однако, отсутствуют в конституциях штатов Айдахо, Вашингтон, Вермонт, Висконсин, Делавэр, Западная Виргиния, Индиана, Кентукки, Массачусетс, Миннесота, Мэн, Мериленд, Нью-гемпшир, Нью-Джерси, Орегон, Пенсильвания, Род-Айленд, Теннеси, Южная Дакота, Южная Каролина, Юта, а в штатах Айова, Иллинойс, Огайо упоминается лишь Совет образования штата.
Существенно различаются наименования соответствующих органов руководства и координации институтов высшего образования. Наиболее распространенным является совет регентов: Аляска, Аризона (Регенты университета и другие управляющие советы), Гавайи, Джорджия, Канзас (Совет регентов штата), Монтана (Совет регентов высшего образования), Небраска (отдельно упоминается Совет по управлению колледжами штата), Невада, Нью-Йорк (Регенты университета), Нью-Мексико, Оклахома. Встречаются и другие наименования: советы попечителей (штаты Вайоминг, Северная Каролина), советы и комиссии, управляющие штатными институтами (Арканзас), советы инспекторов (Виргиния), управляющие советы и совет регентов университета (Колорадо), советы регентов и совет наблюдателей (Луизиана), совет попечителей институтов высшего образования штата (Миссисипи), координирующий совет по высшему образованию и совет кураторов университета штата (Миссури), контролирующие советы (Мичиган).
Конституции ряда штатов (Виргиния, Коннектикут, Северная Каролина) ограничиваются общей констатацией наличия таких руководящих органов. В то же время значительное число конституций штатов содержит более или менее развернутые положения относительно порядка формирования этих советов, их состава, срока полномочий и порядка их прекращения. Как правило, такие советы формируются губернатором с одобрения сената (Вайоминг, Гавайи, Джорджия, Калифорния, Канзас, Луизиана, Оклахома, Миссисипи, Миссури, Аризона, Мичиган) или законодательного органа в целом (Аляска). Некоторые конституции содержат дополнительные положения: "в соответствии с законом" (Аризона, Мичиган, Монтана), включают некоторых лиц ex officio - губернатора (Аризона), президента университета и суперинтенданта публичного образования (Вайоминг).
В соответствии с положениями Конституции штата Нью-Мексико "губернатор номинирует и с согласия сената назначает членов каждого такого совета для каждого института. Губернатор будет выбирать с согласия и совета Сената представителя студенчества из списка, предоставленного президентом института с учетом мнения студенческого совета института" <1>.
--------------------------------
<1> The Constitution of the State of New Mexico 1911. URL: http:// www.conwaygreene.com/ nmsu/ lpext.dll?f= templates&fn= main-h.htm&2.0.
Особый порядок формирования управляющего совета определяет Конституция штата Алабама (раздел 264): "...по истечении срока полномочий члена совета оставшиеся участники тайным голосованием избирают преемника, кандидатура которого может быть утверждена или отклонена сенатом, в последнем случае сенат самостоятельно избирает попечителей" <2>.
--------------------------------
<2> The Constitution of the State of Alabama 1901. URL: http:// www.legislature.state.al.us/ CodeOfAlabama/ Constitution/ 1901/ Constitution1901_toc.htm.
Пожалуй, наиболее подробно порядок формирования советов определяет конституция штата Флорида (в соответствии с поправками 2002 г.) <3>.
--------------------------------
<3> "Каждый совет попечителей будет состоять из шести членов, назначаемых Губернатором, и пяти, назначаемых управляющим советом. Назначенные члены совета будут утверждаться Сенатом и осуществлять полномочия в течение пятилетнего срока в порядке, установленном законом. Глава сената преподавателей или другое эквивалентное лицо и президент студенческого совета также являются членами совета". "Совет управляющих состоит из семнадцати членов. ...Губернатор назначает четырнадцать граждан, служащих выполнению целей штатной университетской системы. Назначенные члены совета утверждаются сенатом и осуществляют полномочия в течение семилетнего срока. Комиссар образования, глава консультативного совета сенатов преподавателей или эквивалентное лицо и президент студенческой ассоциации Флориды или эквивалентное лицо также входят в состав совета". The Constitution of the State of Florida 1968. URL: http:// www.leg.state.fl.us/ Statutes/ indexm?Mode= Constitution.
Конституции штатов включают различные положения относительно состава советов, определяющих как количественные, так и качественные характеристики. Состав советов может включать семь (конституции штатов Вайоминг, Монтана, Калифорния, Нью-Мексико, Оклахома), восемь (конституции штатов Мичиган, Северная Дакота), девять (конституции штатов Канзас, Миссури, Невада, Нью-Йорк не менее девяти), двенадцать (Конституция штата Миссисипи) членов. В двух конституциях штатов устанавливается альтернативная численность: штат Арканзас (пять, семь, десять членов, и устанавливается запрет на увеличение или сокращение числа членов совета), Конституция штата Небраска (от шести до восьми членов).
Другие штаты, прямо не определяя численность совета, устанавливают общий принцип определения его состава обычно по числу представителей от избирательных округов по выборам в Конгресс: Конституция штата Алабама (два представителя от того округа по выборам в Конгресс, где находится университет, по одному от иных избирательных округов штата), Конституция штата Джорджия (по одному члену от каждого округа по выборам в Конгресс и пять других членов от штата в целом; губернатор не будет являться членом такого Совета), Конституция штата Луизиана (по два члена от каждого избирательного округа и один от штата в целом).
Конституция штата Гавайи более мягко определяет, что, "по крайней мере, часть членов совета должна представлять географические регионы штата". Некоторые советы включают в свой состав, как уже отмечалось, должностных лиц в силу занимаемого положения: штат Монтана (губернатор и суперинтендант публичного образования без права участия в голосовании), штат Аризона (губернатор), штат Вайоминг (президент университета и суперинтендант публичного образования), штат Калифорния (губернатор, лейтенант-губернатор, Спикер Ассамблеи, суперинтендант Публичного образования, президент и вице-президент ассоциации выпускников университетов и действующий президент университета), штат Алабама (суперинтендант образования и губернатор, который ex officio является президентом совета). Многие советы включают в свой состав представителей студенчества, в частности, советы в штате Небраска включают трех студентов без права решающего голоса, в том числе президента студенческого совета.
Конституции штатов устанавливают обязательные требования партийного представительства (Миссури, Невада, Нью-Мексико), расы и пола (Луизиана) и даже институционального представительства (согласно Конституции штата Северная Дакота "не более двух членов совета могут иметь бакалаврскую степень одного института"). Конституция штата Миссисипи предусматривает наличие значительных квалификаций в отношении членов советов: "...из числа квалифицированных избирателей, проживающих в соответствующем округе, достигших двадцатипятилетнего возраста и обладающих высоким уровнем интеллекта, широтой знаний, характером и подготовкой, необходимыми для выполнения соответствующих обязанностей при исполнении советом своих высоких и благородных задач во имя прогресса и процветания населения штата и образовательных институтов, не подверженных политическим соображениям" <4>. Одной из наиболее детализированных в этом отношении является Конституция штата Калифорния (статья 9, раздел 9) <5>.
--------------------------------
<4> The Constitution of the State of Mississippi 1890. URL: http:// www.olemiss.edu/ depts/ law_lib_research/ laws/ msconst.html.
<5> "Совет состоит из семи членов ex officio: Губернатора, лейтенант-губернатора, Спикера Ассамблеи, суперинтенданта публичного образования, президента и вице-президента ассоциации выпускников университетов, действующего президента университета и 18 назначаемых Губернатором и одобряемых Сенатом большинством голосов членов; при условии, однако, что в настоящее время назначенные члены продолжают занимать должность до истечения их срока полномочий. Кроме того, члены совета могут по собственному праву и после консультаций с представителями преподавателей и студентов университета, включая членов академического сената и студенческого правления, назначить в состав совета преподавателя университета или другого института высшего образования и представителя студентов (на каждый академический период) на срок не менее одного года с первого июля. Регентами должны быть лица, широко отражающие экономическое, культурное и социальное разнообразие штата, включая этнические меньшинства и женщин. Это не означает, однако, применение специальной формулы или квот при отборе регентов. При отборе кандидатов в совет регентов губернатор консультируется с консультативным советом, в состав которого входят: спикер ассамблеи и два публичных члена, назначаемых спикером, временный президент Сената и два публичных члена, назначаемых Комитетом Сената по правилам процедуры, два публичных члена, назначаемых губернатором, глава регентов университета, представитель выпускников, избранный ассоциацией выпускников университета, студент университета, избранный Советом студенческих президентов, преподаватель, избранный академическим сенатом университета. Срок полномочий членов такого совета составляет четыре, два и один год". The Constitution of the State of California. URL: http:// www.leginfo.ca.gov/ const-toc.htm.
Конституции устанавливают различный срок полномочий членов общештатных советов, как правило, предусматривая принцип ротации: четыре года (Невада), шесть лет (конституции штатов Небраска, Колорадо, Луизиана, Техас, округ Колумбия, Нью-Мексико), семь лет (конституции штатов Джорджия, Оклахома), восемь (Конституция штата Мичиган), девять (Конституция штата Миссисипи), двенадцать лет (конституции штатов Алабама, Калифорния), при этом срок полномочий специальных представителей преподавателей и студентов может быть значительно меньшим (один-два года). Штат Арканзас связывает продолжительность полномочий с составом совета (пять лет при составе в пять членов, семь лет при семи членах совета, десять лет при десяти членах совета соответственно).
Согласно Конституции штата Арканзас отставка членов осуществляется губернатором после утверждения большинством голосов членов легислатуры, а "квалификации, денежное вознаграждение и отставка членов совета регентов регулируются законом" <6>. В штате Нью-Мексико члены совета "не подвергаются отставке, за исключением случаев некомпетентности, пренебрежения обязанностями или должностного преступления при условии, однако, что такая отставка возможна лишь при условии предоставления ответного слова такому члену. Высший суд штата осуществляет исключительную первоначальную юрисдикцию в отношении отставки членов совета в соответствии с правилами, принятыми Судом, и его решения в связи с такими вопросами будут окончательными" (поправки 1949, 1986, 1994 гг.) <7>.
--------------------------------
<6> The Constitution of the State of Arkansas 1874. URL: http:// www.sos.arkansas.gov/ ar-constitution/ arconst/ arconst.htm.
<7> The Constitution of the State of New Mexico 1911. URL: http:// www.conwaygreene.com/ nmsu/ lpext.dll?f= ternplates&fn= main-h.htm&2.0.
В штате Оклахома отставка членов "возможна только в соответствии с законом об отставке избранных должностных лиц, не подлежащих импичменту" <8>, напротив, в штате Северная Дакота в отношении таких лиц предусмотрена процедура импичмента <9>. В соответствии с Конституцией округа Колумбия члены совета "не будут получать жалованье, но им могут быть компенсированы расходы, связанные с осуществлением своих обязанностей"; "они могут быть отрешены от должности только по основаниям и в порядке, установленном законом" <10>. Конституция штата Вайоминг делегирует определение обязанностей и прав попечителей закону <11>.
--------------------------------
<8> The Constitution of the State of Oklahoma. URL: http:// oklegal.onenet.net/ okcon/ index.html.
<9> The Constitution of the State of North Dakota (as amended to 1973). URL: http:// www.harbornet.com:80/ rights/ nodakota.txt.
<10> The Constitution of the District of Columbia. URL: http:// government.westlaw.com/ linkedslice/ default.asp?SP= DCC-1000.
<11> The Constitution of the State of Wyoming. URL: http:// soswy.state.wy.us/ Forms/ Publications/ 07WYConstitution.pdf.
Еще более лаконичными являются конституционные положения относительно порядка и оснований упразднения, роспуска и реорганизации советов, а также порядка их работы. "Отмена или передача полномочий совета... не допускается, если такой совет не упраздняется или консолидируется с другим штатным институтом" (Конституция штата Арканзас); Генеральная ассамблея полномочна определять упразднение или реорганизацию совета (Конституция штата Айова); "заседания Регентов являются публичными, за исключением случаев, предусмотренных законом" (Конституция штата Калифорния), "формальные сессии управляющих советов будут открыты для публики" (Конституция штата Мичиган).
Значительной детализацией отличаются положения конституций полутора десятка штатов относительно функций и полномочий советов. В Конституции штата Аляска к ведению совета относится "управление университетом, формирование политики вуза и назначение президента университета". В Конституции штата Вайоминг - "управление университетом, его землями и собственностью". Конституция штата Гавайи определяет следующие полномочия совета: формулирование политики, ее осуществление в университете через свое исполнительное должностное лицо (президента университета, назначаемого советом), исключительная юрисдикция в отношении структуры, управления и деятельности университета, что не исключает право легислатуры издавать общештатные законы.
Наиболее развернутыми являются положения о компетенции советов в конституциях штатов Джорджия, Калифорния, Луизиана, Северная Дакота, округа Колумбия. Так, например, Совет регентов штата Джорджия обладает в соответствии с конституцией "исключительными полномочиями по созданию новых публичных колледжей, младших колледжей и университетов штата Джорджия с одобрения Палаты представителей и Сената. Такое голосование не требуется для изменения статуса колледжа, института или университета, существующего на дату вступления в силу данной конституции. Руководство, контроль и управление Университетской системой Джорджии осуществляется Советом регентов Университетской системы штата Джорджия". "Все ассигнования для институтов университетской системы штата будут направляться Совету регентов, который полномочен размещать и распределять их среди соответствующих институтов в целях обеспечения эффективного экономичного управления университетской системой". "Совет регентов владеет, приобретает, арендует, продает, передает правовой титул и иным образом распоряжается публичной собственностью, может осуществлять право на принудительное отчуждение частной собственности в соответствии с законом, осуществляет иные полномочия в соответствии с законом", а также "принимает пожертвования, предоставляет гранты, осуществляет передачу земли, зданий и другой собственности для использования Университетской системой Джорджии" <12>.
--------------------------------
<12> The Constitution of the State of Georgia 1982. URL: http:// sos.georgia.gov/ elections/ constitution.
Конституция округа Колумбия подробно определяет бюджетные полномочия и полномочия Совета высшего образования по распоряжению и управлению собственностью штата, а также устанавливает, что Совет "осуществляет общий надзор за всеми штатными институтами высшего образования, направляет и контролирует все фонды и ассигнования и обладает другими полномочиями и обязанностями в соответствии с законом" <13>.
--------------------------------
<13> The Constitution of the District of Columbia. URL: http:// government.westlaw.com/ linkedslice/ default.asp?SP= DCC-1000.
Таким образом, наиболее распространенными полномочиями советов высшего образования в соответствии с положениями конституций штатов являются руководство (надзор, контроль, управление) институтами высшего образования (как прямо перечисленными, так и определяемыми лишь категориально), назначение президента университета, контроль в отношении академических программ, а в некоторых случаях внутренней структуры (в конституциях штатов Гавайи, Невада) и контрактов с преподавателями (в Конституции штата Миссисипи), финансовые и бюджетные полномочия, полномочия управления и распоряжения собственностью университетов (в частности, землями), принятия решений по вопросу о создании, реорганизации и ликвидации институтов высшего образования. Следует отметить и общую тенденцию расширения объема и объектов конституционного регулирования на уровне штатов как сферы высшего образования в целом, так и статуса специализированных органов руководства и управления высшим образованием.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.