Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
СТРАСТИ СТРАСБУРГСКИЕ
Н. БРЮХОВЕЦКИЙ
Брюховецкий Николай, юрист, г. Москва.
В середине июня 2012 года в одной из российских газет появилась статья, в которой говорилось, что Европейский суд по правам человека начал отклонять по формальным основаниям неправильно составленные жалобы граждан пяти государств, включая Россию, без права на их повторную подачу. Эта новость сопровождалась комментариями специалистов, в которых утверждалось, что жалобы наших граждан не будут рассматриваться, если они составлены без использования специального формуляра, разработанного Европейским судом, либо если этот формуляр заполнен неверно. При этом в статье отмечалось, что Европейский суд никаких официальных заявлений по данному поводу не делал.
Критерии приемлемости жалобы
При осуществлении свой деятельности Европейский суд по правам человека (далее - Европейский суд) руководствуется двумя основными документами: Конвенцией о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 (European Convention on Human Rights) и Регламентом Европейского суда (Rules of Court). Оба документа размещены на официальном сайте Европейского суда (www.echr.coe.int), в разделе Basic Texts, что позволяет отслеживать их изменения.
Конвенция о защите прав человека и основных свобод (далее - Конвенция) представляет собой международный договор, заключенный Комитетом министров Совета Европы в соответствии с п. "a" ст. 15 Устава Совета Европы. Конвенции принимаются и изменяются большинством в две трети от числа представителей, участвующих в голосовании, и большинством представителей, имеющих право участвовать в работе Комитета (п. "d" ст. 20 Устава Совета Европы), то есть процедура изменения положений Конвенции весьма непростая и требует согласования мнений многих представителей государств - членов Совета Европы.
Конвенция является единственным документом, в котором (ст. 35) определены следующие исчерпывающие критерии приемлемости индивидуальной жалобы, то есть жалобы, подаваемой гражданином (далее - жалоба):
а) до подачи жалобы в Европейский суд гражданин должен исчерпать все внутренние средства правовой защиты, как это предусмотрено общепризнанными нормами международного права, пройти все необходимые этапы защиты нарушенного права в своем государстве;
б) жалоба должна быть подана в Европейский суд в течение шести месяцев со дня вынесения соответствующим государственным органом окончательного решения по делу, которое указано в жалобе;
в) не должна быть анонимной;
г) не должна являться, по существу, аналогичной той, которая ранее уже была рассмотрена Европейским судом (исключение представляет жалоба, содержащая новые, относящиеся к делу факты);
д) не должна являться предметом другой уже имеющей место процедуры международного разбирательства или урегулирования;
е) должна быть совместимой с положениями Конвенции или Протоколов к ней, то есть касаться только тех прав, которые гарантированы Конвенцией (например, право на труд Конвенцией не гарантируется, поэтому жалоба на увольнение по инициативе работодателя Европейским судом рассматриваться не может, а, значит, будет признана неприемлемой);
ж) должна быть обоснованной: содержать исчерпывающие сведения о нарушении права, гарантированного Конвенцией, которые в обязательном порядке требуется подтвердить документально (приложить копии заявлений, жалоб, писем государственных органов, судебных актов и т.п.), и не являться злоупотреблением правом подачи жалобы;
з) гражданин не понес значительный вред, если только принцип уважения к правам человека, определенный в Конвенции и Протоколах к ней, не требует рассмотрения жалобы по существу и при условии, что не может быть отказано на этом основании в рассмотрении любого дела, которое не было надлежащим образом рассмотрено внутригосударственным судом.
Иных требований к условиям приемлемости жалоб Конвенция не содержит.
Таким образом, следует заключить, что в настоящее время:
1) не установлено каких-либо требований к форме (формуляру) жалобы и не конкретизировано ее содержание;
2) отсутствует указание, в каком порядке должна составляться жалоба, как она должна заполняться, какое количество листов она должна иметь, то есть отсутствуют критерии правильности и неправильности заполнения жалобы;
3) отсутствие формуляра не является основанием для признания Европейским судом жалобы неприемлемой.
Для России особые условия?
В Конвенции нет каких-либо специальных правил осуществления правосудия для отдельных государств (например, для России) или положений, предусматривающих возможность их возникновения. Таким образом, Конвенция предоставляет гражданам России такие же права в Европейском суде, как и всем другим гражданам государств - членов Совета Европы.
Необходимо также отметить, что изменение текста Конвенции в сторону ужесточения требований исключительно к жалобам граждан России (читай - ухудшения положения граждан отдельной страны - члена Совета Европы по сравнению с другими гражданами), во-первых, будет означать официальное признание неравенства людей по признаку гражданства или нации, что сведет на нет саму Конвенцию, во-вторых, как было указано выше, потребует коллективного решения о ее изменении, что весьма сомнительно даже в теории.
Что касается повторной подачи жалобы, признанной Европейским судом неприемлемой, то жалоба может быть признана неприемлемой единоличным судьей, рассматривающим эту жалобу (ст. 27 Конвенции), соответствующим комитетом (ст. 28 Конвенции), соответствующей палатой (ст. 29 Конвенции) или Большой палатой (ст. 31 Конвенции). При этом согласно Конвенции решение о приемлемости жалобы является окончательным (ст. ст. 27, 28, 42 Конвенции), то есть в случае признания жалобы неприемлемой она не может быть подана повторно. Названное положение уже существовало и применялось на момент публикации вышеназванной газетной статьи и новинкой отнюдь не является.
Регламент Европейского суда
Исключительно процессуальным документом, устанавливающим требования к судьям, к организации деятельности Европейского суда при рассмотрении жалоб и вынесении решений по ним, определяющим структуру Европейского суда, является Регламент Европейского суда (далее - Регламент).
Регламент принимается и изменяется самим Европейским судом на пленарных заседаниях в полном составе (ст. 25 Конвенции). Стоит сразу же уточнить, что Европейский суд был учрежден в 1959 году на основании ст. 19 Конвенции, то есть действует строго в соответствии и во исполнение Конвенции, которая, в свою очередь, не наделила Европейский суд представительскими функциями (правом нормотворчества). Поэтому Регламент не может и не должен определять критерии приемлемости индивидуальных жалоб.
В то же время Европейский суд уполномочен толковать Конвенцию (разъяснять ее суть), что и было им сделано в Регламенте, последняя редакция которого (от 01.05.2012) размещена на официальном сайте Европейского суда и содержит ряд правил, соблюдение которых гражданами, подающими жалобу, является обязательным. Сравним содержание некоторых положений Регламента и ст. 35 Конвенции.
Сравним два документа
Согласно Правилу 45 Регламента (Rule 45) жалоба подается в письменном виде и скрепляется подписью заявителя либо его представителя, который должен иметь доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия. Названное Правило полностью аналогично требованию ст. 35 Конвенции, запрещающей анонимность жалобы.
В Правиле 47 Регламента (Rule 47) указано, что должно содержаться в индивидуальной жалобе:
- сведения о заявителе (представителе заявителя);
- наименование государства (государств), на действия которого подана жалоба;
- краткое изложение фактов и предполагаемого нарушения Конвенции и соответствующих доказательств;
- краткое подтверждение того, что соблюдены условия приемлемости (исчерпание внутренних средств правовой защиты и правило шести месяцев);
- цель жалобы;
- сведения о том, подавалась ли эта жалоба в какой-либо иной орган международного разбирательства и урегулирования.
Кроме того, к жалобе прикладываются копии любых относящихся к делу документов и, в частности, судебных и иных решений, связанных с целью жалобы.
Согласно Правилу 47 (Rule 47) невыполнение заявителем жалобы перечисленных требований может повлечь за собой отказ в рассмотрении ее Европейским судом.
Как видно, во-первых, Правило 47 (Rule 47) в полной мере раскрывает такой критерий приемлемости индивидуальной жалобы, как обоснованность (ст. 35 Конвенции), не содержит каких-либо нововведений, во-вторых, даже несоответствие жалобы установленным требованиям не влечет за собой автоматического отказа Европейского суда в ее рассмотрении.
Справедливости ради следует заметить, что похожие требования обоснованности заявляемых требований существуют и в российском праве. Гражданский процессуальный кодекс РФ, например, установил форму и содержание искового заявления (ст. 131 ГПК РФ), вменил лицу, заявляющему требования, обязанность доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается (ст. 55 ГПК РФ), определил перечень документов, подлежащих представлению совместно с исковым заявлением (ст. 132 ГПК РФ), и назвал основания для отказа в принятии искового заявления (ст. 134 ГПК РФ). Поэтому в данном случае практику Европейского суда можно назвать общепринятой.
Нужен ли специальный формуляр?
С требованием представления жалобы на специальном формуляре, упомянутым в газетной статье, следует согласиться. Действительно, в Правиле 47 Регламента (Rule 47) предусмотрена подача жалобы на бланках, предоставляемых Секретариатом Европейского суда (далее - Секретариат). Однако не следует забывать о существовании практической Инструкции "Возбуждение дела" (Institution of proceedings), являющейся неотъемлемой частью Регламента (далее - Инструкция). В пункте 3 Инструкции указывается, что жалоба может как составляться с использованием формуляра, так и излагаться произвольно в письменном виде. При этом согласно п. 4 Инструкции от заявителя может потребоваться представление надлежащим образом заполненного формуляра жалобы, если она была подана не на формуляре, или простой письменной формы, в которой заявитель обратился в Европейский суд и которая не содержит всей необходимой информации, предусмотренной Правилом 47 Регламента (Rule 47).
Из приведенной выше информации логично заключить следующее:
1. Использование специального формуляра Европейского суда для подачи жалобы является желательным (как являлось желательным, например, и три года назад).
2. Регламент не устанавливает, что получение жалобы, оформленной не на формуляре, является основанием для отказа в ее рассмотрении.
3. Жалоба, составленная надлежащим образом без использования формуляра, может быть принята к рассмотрению Европейским судом.
4. Если будет решено, что от заявителя, подавшего жалобу не по форме, все же требуется заполненный формуляр жалобы, то Секретариат не откажет заявителю в рассмотрении жалобы, но вышлет ему бланк формуляра, который заявитель после оформления должен направить в Европейский суд.
Отказ же рассматривать жалобу, поданную не на формуляре, будет означать, что эта жалоба не содержит необходимых сведений, то есть не отвечает критерию обоснованности (ст. 37 Конвенции), и что заявитель не заполнил высланный ему Секретариатом бланк формуляра и (или) не направил его в Европейский суд. Поэтому в рассматриваемой ситуации следует говорить не о том, что заявитель неправильно заполнил формуляр или подал жалобу, не использовав его, как было сказано в вышеупомянутой газетной статье. Заявитель не представил всю необходимую информацию (как это требует Конвенция), без которой рассмотреть жалобу невозможно, и потому его жалоба будет признана неприемлемой.
Ограничений нет
Регламент и Инструкция не ограничивают размер жалобы, которая может излагаться более чем на 10 страницах (не считая приложений с перечислением документов), и жалоба может быть как напечатана, так и написана от руки. Поэтому появившиеся в средствах массовой информации заявления о том, что Европейский суд будет отклонять жалобы, составленные более чем на двух страницах или текст которых не напечатан, а написан самим заявителем, являются необоснованными.
Стоит рассмотреть и тему использования языков, на которых ведется производство в Европейском суде, поскольку это было представлено в газетной статье как проблема, препятствующая обращению в Европейский суд. В соответствии с Правилом 34 Регламента (Rule 34) жалоба может быть составлена на официальных языках Европейского суда (английском или французском) или на официальном языке государства, являющегося участником Конвенции, например на русском языке. Так как Конвенцию ратифицировало более 40 государств, является весьма сомнительной возможность сокращения количества языков, используемых для обращения в Европейский суд, до двух официальных.
Подводя итог всему сказанному, мы обращаем внимание на то, что для граждан России в настоящее время не существует никаких ограничений для доступа к международному правосудию. Точное следование при составлении жалобы требованиям, определенным Конвенцией и Регламентом, является гарантией того, что жалоба будет принята Европейским судом к рассмотрению. С нашей точки зрения, заявителю жалобы необязательно иметь высшее юридическое образование, поскольку официальный сайт Европейского суда в разделе Application pack содержит рассчитанную на непрофессионалов подборку необходимой информации на русском языке, включая формуляр жалобы с пояснениями о порядке его заполнения.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.