Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ
В.А. ТЕРЕХИН, А.Ф. МЕЩЕРЯКОВА
Действующая Конституция в ст. 14 впервые провозгласила Российскую Федерацию светским государством. За сравнительно короткий срок взаимоотношения государства и религиозных объединений претерпели существенные изменения, а вместе с ними совершенствовалось представление о светскости. Сегодня Россию уже нельзя назвать бездуховной страной, в которой подавляются религиозные свободы граждан. Однако сейчас на первый план выступают новые проблемы: обеспечение светскости органов государственной власти и государственной системы образования, юридической регламентации форм взаимодействия государства с религиозными организациями, обеспечение религиозной безопасности и предупреждение (пресечение) деятельности преступных сообществ, маскирующихся под религиозные объединения. Грамотность решения этих и многих других вопросов, связанных с религиозной жизнью в стране, зависит от степени наполнения принципа светскости реальным содержанием, отвечающим современному уровню развития государственно-конфессиональных отношений.
В юридической литературе предлагаются самые различные определения термина "светское государство". При этом многие исследователи делают акцент на таком его признаке, как отсутствие государственной или официальной религии. Так, Е.И. Козлова, О.Е Кутафин, Ю.И. Стецовский рассматривают светское государство как государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным <1>. Такого же мнения придерживается А.Е. Постников. Он пишет, что "Российская Федерация является светским государством, т.е. никакая религия не устанавливается в качестве государственной или обязательной" <2>.
--------------------------------
<1> См.: Стецовский Ю.И. Право на свободу и личную неприкосновенность: Нормы и действительность. М., 2000. С. 433; Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. М., 2003. С. 193.
<2> См.: Конституционное право России: Учебник / Под ред. А.Е. Постникова. М., 2007. С. 74.
Ряд авторов выделяют другой признак светскости - отделение религиозных объединений от государства. Например, по мнению М.В. Баглая, данная характеристика означает, что "государство и религиозные объединения отделены друг от друга, т.е. взаимно не вмешиваются в дела друг друга" <3>. В Энциклопедическом словаре по конституционному праву под редакцией Г.Г. Арутюняна находим: "Светское государство - государство, свободное от какого-либо влияния религии на его организацию и деятельность. В светском государстве последовательно проведено отделение церкви от государства" <4>. Н.А. Придворов и Е.В. Тихонова также полагают, что "понятие "светское государство" характеризует отношение государства к религии и означает, что государство и религиозные объединения отделены друг от друга" <5>.
--------------------------------
<3> Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. М., 2004. С. 126.
<4> Арутюнян Г.Г. Конституционное право: Энциклопедический словарь. М., 2006. С. 336.
<5> Придворов Н.А., Тихонова Е.В. Институт свободы совести и свободы вероисповедания в праве современной России. М., 2007. С. 52.
Однако выделение при характеристике светского государства лишь признаков отделения религиозных организаций и отсутствия государственной или иной общеобязательной религии, с нашей точки зрения, не раскрывает полного содержания этого многоаспектного правового явления.
Как известно, в мировой практике при выстраивании государственно-конфессиональных отношений используются две основные модели: сепарационная и кооперационная <6>. При первом типе отношений, который можно назвать жестким, между государством и религиозными объединениями устанавливаются твердые, непрозрачные границы. Кооперационный тип отношений при формальном отделении церкви от государства допускает их тесное сотрудничество.
--------------------------------
<6> См. подробнее: Мухаметзянова Р.М. Политика современного Российского государства в сфере свободы совести: процесс формирования новой модели. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Уфа, 2004. С. 17.
Современные реалии показывают, что в нашей стране складывается мягкая кооперационная, иными словами, партнерская модель отношений. Она означает, что отделение религиозных объединений от государства вовсе не исключает, а даже предполагает их сотрудничество и взаимодействие для решения общих социально значимых задач. Церковь является институтом гражданского общества, выражающим духовные интересы личности, и поэтому объективно не может быть изолирована от государства. За последнее время поле их совместной деятельности заметно расширилось. Наряду с вопросами нравственного и патриотического воспитания, культурного развития, духовно-нравственного просвещения и социальной адаптации осужденных, ставших уже традиционными направлениями сотрудничества, появляются новые сферы - борьба с алкоголизмом и наркоманией, обеспечение религиозной безопасности и правового порядка.
В подтверждение этой мысли достаточно назвать состоявшуюся в августе 2009 г. встречу Президента РФ Д.А. Медведева с главами и муфтиями Северного Кавказа, которая имела цель повышения эффективности борьбы с экстремизмом и утверждения конституционного правопорядка в названном регионе <7>.
--------------------------------
<7> См.: Фаризова Ф. Религия станет оружием борьбы с экстремизмом // Известия. 2009. 31 августа.
На возможность осуществления взаимных контактов между органами государственной власти и религиозными объединениями указывается в законодательстве. Так, в ст. 16 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. "О Правительстве Российской Федерации" <8> закреплено, что Правительство "взаимодействует с общественными объединениями и религиозными организациями".
--------------------------------
<8> См.: Собрание законодательства РФ. 1997. N 51. Ст. 5712.
Поэтому принципиальное значение, на наш взгляд, имеет такой характерный признак светского государства, как объективное существование определенных форм взаимодействия между церковью и государством <9>.
--------------------------------
<9> См. подробнее: Мещерякова А.Ф. Светское государство в современной России: конституционно-правовой анализ: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2009.
В то же время, как верно отметил О.Е. Кутафин, "взаимодействие государства с церковными организациями должно исключить срастание церкви с государством, поскольку это может привести к соблазну использования государственной машины для искоренения инакомыслия" <10>.
--------------------------------
<10> Кутафин О.Е. Российский конституционализм. М., 2008. С. 410.
В связи с этим, с нашей точки зрения, следует принять специальный правовой акт, в котором в целях нейтрализации предпосылок к клерикализации государственных и общественных институтов, оптимизации государственно-конфессиональных отношений, четко закрепить цели, задачи, принципы, формы и предмет сотрудничества государства и церкви для решения социально значимых вопросов.
Нельзя не сказать и о такой сущностной характеристике светского государства, как равенство религиозных объединений. Закрепление указанного свойства на конституционном уровне предполагает в равной мере распространение на религиозные объединения прав и свобод, предъявление одинаковых требований к их уставам, порядку создания, приостановления и ликвидации их деятельности, источникам денежных средств и иного имущества. Ни одна религия не пользуется в России никакими преимуществами и не может быть подвергнута никаким ограничениям по сравнению с другими.
Вместе с тем обеспечить фактическое равенство конфессий невозможно. Во всем мире одна или несколько религий всегда занимают лидирующие позиции. Преамбула Федерального закона от 26 сентября 1997 г. "О свободе совести и о религиозных объединениях" <11> подчеркивает особую роль православия в истории России. Одновременно она призывает уважительно относиться к другим ветвям христианства, исламу, иудаизму и другим вероисповеданиям, которые часто называются традиционными.
--------------------------------
<11> См.: Собрание законодательства РФ. 1997. N 39. Ст. 4465.
Вышеназванные признаки светского государства характеризуют его взаимоотношения с религиозными объединениями. Однако необходимо учесть, что Россия есть еще и демократическое правовое государство, которое в центр юридического регулирования общественных отношений ставит личность. Исходя из данного постулата, нам представляется, что невозможно раскрыть подлинное содержание светского государства без рассмотрения признаков, определяющих его отношения с человеком.
В нашей стране закреплена свобода совести и вероисповедания. Признавая это правовое предписание важнейшим свойством светскости государства, К.Г. Каневский справедливо отмечает, что "государство нейтрально относится к религии и иным мировоззренческим системам и гарантирует соблюдение права каждого на свободу совести" <12>.
--------------------------------
<12> Каневский К.Г. Правовое регулирование государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 49 - 50.
Нейтральное отношение государства к религии не позволяет ему вмешиваться в систему религиозных взглядов и убеждений индивида, формировать у своих граждан определенное отношение к религии, обязывает уважительно относиться к различным формам проявления религиозности в обществе. Отсюда логически вытекает положение о гарантируемом равноправии всех лиц независимо от религиозной принадлежности.
Таким образом, приходим к выводу, что существенными признаками светского государства являются:
1) отделение религиозных объединений от государства; 2) существование определенных форм взаимодействия между государством и религиозными объединениями для решения задач, представляющих социальную значимость; 3) отсутствие государственной или общеобязательной религии; 4) равенство религиозных объединений перед законом; 5) свобода совести; 6) равенство прав и свобод граждан независимо от отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
С учетом изложенного предложим определение светского государства. Это такой способ организации публичной (политической) власти, при котором государство и церковь отделены и в то же время взаимодействуют друг с другом, отсутствует государственная или официальная религия, обеспечиваются равенство религиозных объединений, свобода совести и равноправие граждан независимо от отношения к религии в целях достижения баланса интересов личности, государства и религиозных образований в различных сферах жизни общества.
Принцип светскости, прежде всего, лежит в основе построения и деятельности государственного аппарата. Важнейшей его составляющей является светскость органов государственной власти. Она предполагает наличие дополнительных требований к организации и функционированию государственных органов, особенностей профессиональной и внеслужебной деятельности должностных лиц.
Содержание светскости органов государственной власти включает такие элементы, как: 1) светскость формирования органов государственной власти; 2) светскость функционирования органов государственной власти; 3) светскость конституционно-правового статуса лиц, наделенных властными полномочиями; 4) светскость этики должностных лиц; 5) светскость государственной символики.
К сожалению, в современной действительности иногда происходят коллизии, свидетельствующие о нарушениях указанных требований. Например, становится нормой участие священнослужителей в различных светских мероприятиях, а также публичное осуществление государственными деятелями религиозных обрядов и церемоний. Безусловно, должностные лица могут исповедовать любое учение в частном порядке. Но когда на государственных телевизионных каналах, финансируемых из бюджетных средств, периодически транслируются православные богослужения с участием представителей государственной власти, в массовом сознании создается впечатление, что профессиональная деятельность чиновников наделяется каким-то сакральным смыслом.
Принцип светскости не всегда принимается во внимание депутатами. Законодательные (представительные) органы власти должны выступать выразителями воли и интересов людей разных верований и атеистов, проживающих на территории России или отдельно взятого региона. Как верно отмечает Г.Н. Комкова, "законы многонационального и многоконфессионального государства, регулирующие общественные отношения в сфере свободы совести, должны быть весьма корректны по отношению к представителям любых религий" <13>. Тем не менее депутаты выступают с инициативами и разрабатывают законопроекты, которые иногда противоречат принципу светскости. В подтверждение сказанному приведем некоторые примеры.
--------------------------------
<13> Комкова Г.Н. Реализация равенства прав и свобод человека независимо от отношения к религии в современной России // Правоведение. 2003. N 1. С. 23.
Так, на рассмотрение Госдумы дважды вносился законопроект об изменении ст. 9 Федерального закона "О политических партиях" в части установления запрета на создание политических партий по признакам религиозной принадлежности <14>. Его инициаторы не приняли во внимание даже разъяснения Конституционного Суда, который на тот момент уже подтвердил конституционность указанной нормы <15>.
--------------------------------
<14> См.: Законопроект N 306699-4 "О внесении изменений в пункт 3 статьи 9 Федерального закона "О политических партиях" (в части установления ограничений на создание и деятельность политических партий) // Документ опубликован не был; СПС "КонсультантПлюс".
<15> См.: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 декабря 2004 года N 18-П "По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 9 Федерального закона "О политических партиях" в связи с запросом Коптевского районного суда города Москвы, жалобами общероссийской общественной организации "Православная партия России" и граждан И.В. Артемова и Д.А. Савина" // Российская газета. 2004. 24 декабря.
Неоднозначную реакцию общественности вызвал действующий Закон Пензенской области от 18 ноября 2002 г. "О флаге Пензенской области" <16>. В соответствии с ним по центру флага области располагается символическое изображение Спаса Нерукотворного. Религиозные лидеры региона неоднократно встречались с депутатами и собирались вместе. В итоге каждому из них все же удалось найти в символе области мотивы, соответствующие учению той или иной конфессии, а назревавший социально-религиозный конфликт был преодолен.
--------------------------------
<16> См.: Ведомости Законодательного Собрания Пензенской области. 2002. N 5. Ст. 94.
Достаточно сложные правовые коллизии иногда возникают и в судебной практике. Например, стороны в процессе заявляют отводы судьям по мотивам строительства на территориях судов церковных объектов и предполагаемой религиозной принадлежности служителей Фемиды. В служебных кабинетах некоторых судей можно увидеть предметы религиозного культа, что также далеко не однозначно воспринимается населением.
В заключение отметим, что светское государство знаменует высокий уровень гармонизации отношений государственных и общественных институтов, религиозных объединений и личности. К воплощению этой идеи в жизнь должна стремиться Россия. Поэтому предстоит еще многое сделать по развитию теории светского государства, ее законодательному закреплению и практической реализации в нашу действительность.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.