Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ФЕДЕРАЛИЗАЦИЯ И КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО НАРОДОВ НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ В ДИСКУРСЕ ПРАВОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Н.В. ИСАЕВА
В последние годы, особенно в связи с процессом образования новых субъектов, все большее внимание привлекает вопрос о будущем федерации в России. Интерес проявляют политики, ученые, общественность. Это вполне закономерно, поскольку речь идет о перспективах развития государства, государственном строительстве, эффективности управления страной, повышении качества жизни населения.
Федерализм закреплен в Конституции Российской Федерации как основа государственного строя, одной из содержательных характеристик которого является право народов на самоопределение (ч. 3 ст. 5) <1>. В Конституции РФ заложены нормы, позволяющие развивать Федерацию. Одной из востребованных оказалась ч. 2 ст. 65. На ее основе 17 декабря 2001 г. был принят Федеральный конституционный закон N 6-ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации" <2>. В соответствии с этим Законом было образовано пять новых субъектов РФ <3>, в результате чего с карты России исчезло шесть автономных округов, превратившихся в территории с особым статусом, который еще предстоит определить <4>. Помимо этой проблемы хотелось бы обратить внимание и на то, что, сокращая число субъектов, созданных с учетом национального признака, мы тем самым понижаем политический статус народов, их населяющих, по умолчанию признавая их государственную несостоятельность, включая титульный народ, дававший наименование субъекту. Институциональными способами сохранения и развития самобытности народов на территории вновь образованных субъектов остаются помимо национальных административно-территориальных единиц <5> в соответствии с федеральным законодательством общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока <6>, общественные объединения в различных организационно-правовых формах <7>, национально-культурная автономия как вид общественного объединения в организационно-правовой форме общественной организации <8>. Формой политической самоорганизации малочисленных народов является также право на территориальное общественное самоуправление <9>.
--------------------------------
<1> См.: Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.; с попр., внесенными Законами о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ и N 7-ФКЗ // Российская газета. 1993. 25 дек.; 2008. 31 дек.
<2> Собрание законодательства РФ. 2001. N 52. Ст. 4916.
<3> Пермский край, Красноярский край, Забайкальский край, Камчатский край, Иркутская область.
<4> О проблемах административно-территориальных единиц с особым статусом подробнее см., например: Исаева Н.В. Федерализм и идентичность: вопросы теории и законодательные решения в ходе федерализации России (конституционно-правовой аспект) // Научные труды. Российская академия юридических наук. Вып. 8. Т. 1. М.: Юрист, 2008. С. 786 - 791; Мушинский М.А. Общетеоретические проблемы обновления нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации в результате объединительного процесса (на примере Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа) // Там же. С. 885 - 890.
<5> Как это, например, предусмотрено ч. 6 ст. 32 Устава Красноярского края. См.: Устав Красноярского края: принят Законодательным Собранием 5 июня 2008 г., подписан губернатором 10 июня 2008 г. // URL: http://www.krskstate.ru/docs/0/doc/483.
<6> См.: Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации: Федеральный закон от 20 июля 2000 г. N 104-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2000. N 30. Ст. 3122.
<7> См.: О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации: Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1999. N 18. Ст. 2208.
<8> См.: О национально-культурной автономии: Федеральный закон от 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. N 25. Ст. 2965.
<9> См.: О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации. Ст. 11.
Под коренным малочисленным народом в соответствии с законодательством понимается этническая общность, численность которой не превышает 50 тыс. человек. Признаками самоидентификации признаются не только территория исконного проживания, но и язык, общность культуры, хозяйствования (традиционные промыслы) <10>. Таким образом, право на самоопределение народов, установленное ч. 3 ст. 5 Конституции РФ, в создавшейся ситуации понимается лишь в этнокультурном значении. Очевидно, государство сознательно ограничивает содержание конституционного понятия в целях постепенного перехода к территориальной организации Федерации, что нередко озвучивается как желаемое многими политиками. Исчезновение с карты России автономных образований оставит невостребованной ч. 3 ст. 66 Конституции РФ, закрепляющую возможность представления законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа, принятия федерального закона об этих субъектах РФ. Однако это не ограждает государство в будущем от претензий народов на государственную автономию <11>.
--------------------------------
<10> См.: Там же. Ст. 1.
<11> Подробнее о состоянии и перспективах автономии в России см.: Авакьян С. Автономные округа: перспективы конституционно-правового развития // Федерализм. 1998. N 3; Кряжков В.А. Статус автономных округов: эволюция и проблемы // Российская Федерация. 1996. N 2; Кутафин О.Е. Российская автономия. М.: Велби; Проспект, 2006.
Известно, что, изъяв из основ конституционного строя термин "нация" и заменив его термином "народы" (ч. 3 ст. 5), мы не избавились в решении национального вопроса от угрозы сепаратизма. Эта угроза осталась, особенно в правовых проявлениях неконституционного законодательства субъектов, несмотря на шаги по обеспечению принципа разграничения предметов ведения и полномочий, изменение процедуры формирования органов власти субъектов, ужесточение персональной ответственности губернаторов перед главой государства.
Проблема осложняется тем, что используемые категории "этнос", "этническая общность", "народ", "нация" не имеют единого научно обоснованного и юридически закрепленного понимания. Без оговорок не устанавливается их соотношение и последовательность использования в реализации права на самоопределение и при выборе форм последнего. Очевидно, это требует научного осмысления и законодательного решения <12>. Потребуется выделение юридически значимых признаков, как в случае с определением коренных малочисленных народов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. Народам должно быть не только дано право на самоопределение, но и разъяснена его суть и показаны возможности реализации. На каждом этапе своего развития народ должен получить право и возможность на самоидентификацию, обеспечиваемую юридическими средствами, и в соответствии с этим использовать собственные и государственные ресурсы.
--------------------------------
<12> В этой связи представляет интерес позиция, высказанная В.И. Якуниным по поводу соотношения категорий "народ" и "нация". См.: Якунин В.И. Государственная идеология и национальная идея: конституционно-ценностный подход // Государство и право. 2007. N 5. С. 7.
Федерализация современной России, очевидно, потребует не только развития теоретических представлений, в частности, об автономии (которая в конституционно-правовой науке традиционно рассматривалась как национально-территориальное образование, способствующее воплощению права народов на самоопределение, выбор формы государственности), но и введения новых категорий. В качестве альтернативы государственности как способа реализации самоопределения одни исследователи предлагают культурно-национальную автономию <13>, другие полагают, что она не сможет в полной мере обеспечить это право. Так, для малочисленных народов Севера при объединении автономных округов с другими субъектами, по мнению В.А. Кряжкова, решение вопроса должно носить комплексный характер, сочетающий разные способы самоорганизации народов, с учетом их мнения и потребностей, обусловленных необходимостью сохранения самобытной культуры, языка, образа жизни, иных интересов народов, "игнорирование которых в государственном строительстве может восприниматься ими как несправедливость" <14>.
--------------------------------
<13> См.: Конюхова И.А. Структура Российской Федерации: современное состояние и перспективы совершенствования // Государство и право. 2007. N 2. С. 39; Хабриева Т.Я. Национально-культурная автономия в Российской Федерации. М.: Юстицинформ, 2003.
<14> Кряжков В.А. Право коренных малочисленных народов Севера на национально-территориальное образование // Государство и право. 2007. N 4. С. 31. Абдулатипов Р.Г. Этнополитология: Учеб. пособие. СПб.: Питер, 2004. С. 280.
В связи с вышесказанным представляется необходимым обратить внимание на новеллу Устава Пермского края, предлагающую иное решение вопроса сохранения и развития малочисленных народов "как этносов с уникальными самобытными культурами, являющимися частью российского и мирового наследия" <15>. Устав Пермского края вводит категорию "этническая идентичность коми-пермяцкого народа" (ст. 42) <16>. Таким образом, часто употребляемые понятия этничности и идентичности получают юридическое закрепление.
--------------------------------
<15> См.: Устав Пермского края (принят Законодательным Собранием 19 апреля 2007 г.; подписан Губернатором 27 апреля 2007 г. N 32-ПК).
<16> URL: http://www.perm.ru/files/19.04.07.DOC.
Этнос в социальных науках рассматривается как объективно существующее сообщество, целостный субъект исторического процесса, признаками (атрибутами) которого выступают единство культуры, образа жизни, хозяйственной деятельности, языка, территории <17>. В целях настоящего исследования представляется корректным использовать дефиницию, предложенную Цуй Линь: "Этнос - это прежде всего сложнейшая самоорганизующаяся система, синтезирующая на новом качественном уровне природные и социальные начала; он является и определенной общностью людей, развивающейся в соответствии с объективными закономерностями, и вместе с тем образованием, детерминированным субъективными факторами, в первую очередь идентичностью составляющих его людей. Наряду с культурой идентичность является решающим признаком этноса и фактором его консолидации. В идентичности формируется, в культуре объективируется представление этноса о том особенном, что отличает его от других аналогичных общностей". При этом этничность, по мнению названного автора, - интегральная характеристика всех качеств этноса, обозначение всех проявлений этнического <18>.
--------------------------------
<17> См.: Мамбеева А.С. Изучение русской этнической самоидентичности: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1995.
<18> См.: Цуй Линь. Межэтническое взаимодействие и этническая идентичность (на примере русинов в Галиции): Дис. ... канд. полит. наук. М., 2003. С. 28.
Этническая идентичность считается составной частью социальной идентичности. Вместе с тем ей присущ ряд особенностей: этническая идентичность обращена в прошлое, она мифологична, поскольку опирается на идею (миф) об общей культуре, происхождении, истории. В качестве основных компонентов включает когнитивный (знания, представления об особенностях собственной группы и осознание себя ее членом на основе этноидентифицирующих признаков), аффективный (чувство принадлежности к группе, оценка ее качеств, отношение к членству в ней) и поведенческий компонент, понимаемый как "реальный механизм не только осознания, но и проявления себя членом определенной группы" и выстраивания системы отношений и действий в различных "этноконтактных" ситуациях <19>.
--------------------------------
<19> См.: Стефаненко Т.Г. Социальная и этническая идентичность // Идентичность: Хрестоматия / Сост. Л.Б. Шнейдер. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО "МОДЭК", 2008. С. 197.
Устав Пермского края не дает дефиниции этнической идентичности, но учреждает ее признаки: исторически сложившиеся места проживания коми-пермяцкого народа, сохранение, развитие и использование "в официальных сферах" коми-пермяцкого языка наряду с русским на территории Коми-Пермяцкого округа, сохранение и развитие духовной культуры и иных составляющих этнической самобытности коми-пермяцкого народа.
Этническая идентичность не только провозглашается, но и гарантируется созданием и деятельностью Министерства по делам Коми-Пермяцкого округа. В целях сохранения этнической идентичности коми-пермяцкого народа Министерство наделяется полномочиями по участию в разработке и реализации государственных целевых программ по сохранению этнической самобытности, национального (родного) языка и национальной культуры; по возрождению и развитию художественных народных промыслов и ремесел; созданию условий для деятельности средств массовой информации в целях обеспечения права представителей коми-пермяцкого народа получать информацию на национальном (родном) языке; по содействию созданию и деятельности государственных краевых образовательных учреждений, учреждений культуры, обеспечивающих сохранение и развитие этнической идентичности коми-пермяцкого народа. На министерство также возлагается обязанность по обеспечению функционирования названных учреждений. Как видим, критериями этнической идентичности законодатель избрал исторически обусловленную социокультурную обособленность сообщества, проживающего на определенной территории, т.е. юридически закрепил признаки этнической идентичности, которые традиционно выделяются в научной литературе.
Таким образом, основная функция этнической идентичности направлена на консолидацию этнической общности, фиксацию единства интересов ее членов, обеспечение их самосохранения, защиты. Как одна из частей социальной идентичности личности она призвана также способствовать реализации потребностей человека в самоутверждении, развитии и самовыражении. Вместе с тем этническая идентичность институционализируется как новое самостоятельное правовое явление (правовой институт), которое может выступать (выступает) объектом идентификации, как индивидуальной, так и групповой. Тем самым этническая идентичность может влиять на формирование правовой идентичности личности и сообщества.
Представляется важным обратить внимание, что Устав Пермского края закрепил этническую идентичность не только как средство самоопределения и консолидации сообщества, но и как право на этническую идентичность индивида и группы, которое охраняется государством. Тем самым Пермский край в качестве вновь образованного субъекта РФ предложил новое направление реализации п. "б" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, в котором в качестве предмета совместного ведения Российской Федерации и субъектов устанавливается, в частности, "защита прав национальных меньшинств". Думается, названное право должно получить закрепление в уставах и конституциях всех субъектов РФ со сложным этническим составом, а может быть, и на уровне федерального закона. В этом случае право на этническую идентичность будет выступать как юридическое обеспечение не только самоопределения локального сообщества, но и консолидации российского общества в целом, как право каждого на этническую идентичность. Введение категории этнической идентичности в правовое пространство Российской Федерации как многонационального государства может содействовать преодолению проявлений национализма, конфликтов на этнической почве.
Таким образом, идентичность как правовая категория может рассматриваться как совокупность признаков, характеризующих субъект права (в данном случае этническое сообщество) и определяющих его тождественность самому себе в процессе развития. Правовая идентичность как некая устойчивость юридически значимых признаков в федеративных отношениях позволит не только учитывать развитие народов, проживающих в Российской Федерации, самой Федерации, ее субъектов, но и определять пределы этого развития и его перспективы.
Установление права на этническую идентичность актуализируется и тем обстоятельством, что переход России к рыночным отношениям привел к катастрофическому снижению уровня жизни коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, "сокращению ее средней продолжительности до 45 - 50 лет, росту безработицы (более 50%), снижению реальных доходов национальных домохозяйств в несколько раз" <20>. Представляется, что неэффективность федерального законодательства, гарантирующего коренным малочисленным народам защиту исконной среды обитания и традиционного образа жизни, не в последнюю очередь была обусловлена и тем обстоятельством, что его исполнение было возложено на субъекты Российской Федерации, которые, как известно, в основном являются дотационными.
--------------------------------
<20> Комкова Г.Н. Конституционная основа толерантности в России - принцип равенства независимо от национальной принадлежности // Право, законодательство, личность. 2009. N 1/2. С. 37.
Очевидно, малоэффективной будет и новелла Федерального закона от 9 февраля 2009 г. <21>, изменившая редакцию ст. 16 Федерального закона "О национально-культурной автономии", поскольку она скоррелировала финансовую помощь культурно-национальной автономии относительно территориального уровня ее деятельности: федеральные культурно-национальные автономии финансируются из федерального бюджета, региональные - из бюджета субъекта РФ, местные - из муниципального. С учетом того что муниципальные бюджеты фактически на 100% дотационные, действительная помощь народам, желающим сохранить свою самобытность в рамках культурно-национальной автономии, представляется весьма призрачной. Рассчитывать же на федеральную помощь могут лишь те из них, которые имеют региональные отделения более чем в половине субъектов РФ (ст. 5 рассматриваемого Закона). Вряд ли малочисленные группы способны на столь широкую сферу деятельности. Таким образом, фактически закрепляется неравенство этнических общностей в зависимости от их численности и расселенности по территории страны, что противоречит ст. 19 Конституции.
--------------------------------
<21> Собрание законодательства РФ. 2009. N 7. Ст. 779.
Вероятно, этого не произошло бы в случае понимания законодателем сущности права как формального равенства, раскрываемого "как единство трех составляющих: всеобщей равной меры регуляции общественных отношений, свободы и справедливости" <22>. При этом условии всеобщей равной мерой регуляции может стать право на этническую идентичность, которое реализуется как индивидуальным субъектом права (каждым), так и коллективом (этническим сообществом). В данном случае и тот и другой субъект права могут рассчитывать на поддержку государства в целом.
--------------------------------
<22> Лапаева В.В., Тумурова А.Т. Процессы генезиса права с позиций принципа формального равенства (по материалам юридико-антропологического исследования) // История государства и права. 2009. N 17. С. 9.
Право на этническую идентичность, очевидно, будет способствовать и развитию административно-территориальных единиц с особым статусом независимо от способа управления этой территорией (государственными органами или органами местного самоуправления), поскольку закрепление названного права на уровне федерального закона как равной меры обеспечения самоопределения народов, проживающих в Российской Федерации, независимо от их численности, позволит свободно и по справедливости пользоваться ресурсами государства. Согласно новой концепции субъектов публичного права, изложенной В.Е. Чиркиным, территориальные единицы - это "территориальные публичные коллективы - объединения людей по территориальному признаку для самостоятельного решения вопросов жизненного значения для всего сообщества страны, регионального или местного объединения" <23>. В свете рассматриваемых проблем представляется важным вывод В.Е. Чиркина о том, что "власть государства как официального представителя всего общества имеет универсальный характер". Она не только едина, "это единственная власть в стране". Она социально единая, что обусловлено единством территориального публичного коллектива - многонационального народа России, и, несмотря на организационные и функциональные разграничения, но не разорванность, подчеркивает автор, является единой системой публичной власти народа <24>, которая, хочется добавить, обязана обеспечивать в равной мере права и интересы лиц (индивидуально или в сообществе), этот народ образующих.
--------------------------------
<23> Чиркин В.Е. Современная концепция публичной власти // Тр. ИГП РАН. М., 2009. N 3. С. 20.
<24> См.: Там же. С. 23, 24, 34.
Признание Российской Федерацией в общегосударственном масштабе права на этническую идентичность позволит внести коррективы и в формирование этнической идентичности подрастающего поколения. Этот процесс, который, по мнению социальных психологов, начинается в раннем детстве (выделяются границы в 4 - 7 лет) и формируется в полном объеме в младшем подростковом возрасте (примерно к 11 годам) <25>, будет ограничиваться не только культурологической составляющей, но и правовой, поскольку право на этническую идентичность как объект идентификации, интериоризируясь в процессе развития этнической идентичности личности, даст ей более высокий уровень самоопределения, чувства собственного достоинства, уверенность в ценностной самореализации. Осознание права на идентичность как равноправия позволит малочисленным этническим сообществам и защищать свою уникальность, и воспринимать себя как равноценный значимый компонент истории и культуры российского народа. Возможно, это также будет способствовать преодолению имеющего место как в истории, так и в современной России этнического диспаритета, под которым понимается нарушение состояния равенства этнических общностей во взаимодействии в социальной, экономической, культурной и политической сферах, а часто и во всех сферах одновременно. Имеется в виду, подчеркивает И.М. Сампиев, не механическое равенство, которое неосуществимо из-за неустранимых расовых, демографических, экономических и других различий, а равенство жизненных возможностей, равноправие <26>.
--------------------------------
<25> См.: Стефаненко Т.Г. Указ. соч. С. 201.
<26> См.: Сампиев И.М. Этнический диспаритет как фактор конфликтности // Философия права. 2009. N 1. С. 63.
Представляется, что введение в правовое поле категории этнической идентичности и установление права на этническую идентичность позволят по-иному подойти к разрешению проблемы разработки проекта Федерального закона "Об основах государственной политики в сфере межэтнических отношений в Российской Федерации", который рассматривался Государственной Думой в период осенней сессии 2006 г., но так и не был принят <27>. Право на этническую идентичность позволит осуществить рекомендации ученых о государственном "содействии формированию "открытого" типа идентичности" <28> как одного из важных средств преодоления межэтнических конфликтов.
--------------------------------
<27> См.: Комкова Г.Н. Указ. соч. С. 36.
<28> Хопрская Л.Л., Горшколепов А.А., Арикбаев Р.Б. Формирование общегражданской идентичности как фактор обеспечения стабильности на Северном Кавказе // Философия права. 2009. N 1. С. 72.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.