Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПРИНЦИП РАВЕНСТВА ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПЕРЕД ЗАКОНОМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
М.И. ИВАНОВА
Неотъемлемым элементом гражданского общества является развитая система общественных объединений - добровольных, самоуправляемых, некоммерческих формирований, созданных по инициативе граждан на основе общности интересов для реализации общих целей и способных влиять на общественную жизнь. Конституционное право на объединение, провозглашенное в статье, включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей; право вступать либо не вступать в существующие общественные объединения, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений.
Часть 2 ст. 30 Конституции Российской Федерации закрепляет эту одну из важнейших гарантий свободы объединений, соблюдения принципа добровольности в создании и деятельности общественных объединений. Никто не может быть принужден как к вступлению в какое-либо объединение, так и к пребыванию в нем. Участие или неучастие в общественных объединениях - личное дело каждого. Любые действия или решения, направленные на принуждение к вступлению в объединение или препятствующие выходу из него, являются противоправными.
В п. 4 ст. 13 Конституции Российской Федерации закреплен принцип равенства общественных объединений перед законом. Кроме того, на принцип равенства общественных объединений перед законом независимо от их организационно-правовых форм указано в ст. 15 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" <1>.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (с изм. от 17 мая 1997 г., 19 июля 1998 г., 12, 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г., 29 июня, 2 ноября 2004 г., 10 января, 2 февраля 2006 г., 23 июля 2008 г.) // СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1930; 1997. N 20. Ст. 2231; 1998. N 30. Ст. 3608; 2002. N 11. Ст. 1018; 2002. N 12. Ст. 1093; 2002. N 30. Ст. 3029; 2003. N 50. Ст. 4855; 2004. N 27. Ст. 2711; 2004. N 45. Ст. 4377; 2006. N 3. Ст. 282; 2006. N 6. Ст. 636; 2008. N 30 (ч. II). Ст. 3616.
Принцип равенства в деятельности общественных объединений опирается на ст. 19 Конституции РФ и ст. 7 Всеобщей декларации прав человека <2>, провозгласивших, что все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона, ст. 2 Международного пакта о гражданских и политических правах <3> и ст. 4 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод <4>.
--------------------------------
<2> Всеобщая декларация прав человека, принятая на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН Резолюцией 217 A (III) 10 декабря 1948 г. // Российская газета. 1998. 10 дек.
<3> Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. N 17. Ст. 291.
<4> Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (Конвенция ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ, с оговоркой и заявлениями). Конвенция вступила в силу 3 сентября 1953 г. Для Российской Федерации Конвенция вступила в силу 5 мая 1998 г. Текст Конвенции в редакции Протокола N 11 опубликован в СЗ РФ. 2001. N 2. Ст. 163.
В Конституции Российской Федерации закреплено равенство всех перед законом и государственные гарантии осуществления равноправия независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, а также принадлежности к общественным объединениям. Это означает, что участие или членство в общественном объединении не порождает защищенных законом дополнительных правомочий при осуществлении субъективных прав, предоставленных гражданам законодательством РФ, например, при совершении имущественных сделок, поступлении на работу, участии в выборах или выезде за границу, а также не освобождает от обязанностей, например, несения военной службы или ответственности за совершенное уголовное преступление. Принадлежность или непринадлежность граждан к общественным объединениям не может служить основанием для ограничения их прав и свобод, условием для предоставления им государством каких-либо льгот и преимуществ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Кроме того, закрепленный принцип равноправия касается всех сфер жизни и означает одинаковый подход при решении вопроса о правах и свободах, об обязанностях и ответственности всех людей, относящихся к той или иной категории, указанной в законе. Таким образом, ст. 19 Конституции Российской Федерации гарантируется равенство правовых возможностей, предоставляемых государством, равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от принадлежности к общественным объединениям.
Конституция Российской Федерации гарантирует свободу деятельности общественных объединений. Это предполагает равенство прав граждан при создании общественных объединений, т.е. по своему выбору без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, они могут регистрироваться в органах юстиции и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения таких прав. Кроме того, не допускается вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных организаций, равно как и вмешательство последних в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, за исключением предусмотренных законом случаев.
Равенство общественных объединений перед законом проявляется в равенстве требований государства к порядку создания общественных объединений. Так, учредители, члены и участники общественного объединения имеют равные права и несут равные обязанности в соответствии с требованиями норм устава.
Кроме того, равенство общественных объединений перед законом проявляется в равенстве требований государства к уставам общественных объединений, к порядку их регистрации и прекращения их деятельности. Так, устав, положение или иной основополагающий акт общественного объединения должен указывать название, цели, организационно-правовую форму, задачи, структуру, территорию деятельности общественного объединения, условия, порядок приема новых членов и выхода, права и обязанности участников, порядок образования и сроки полномочий руководящих органов, источники образования средств и иного имущества общественного объединения и его организаций. Что касается равенства требований к порядку регистрации общественных объединений, то для определенного вида общественного объединения предусмотрен соответствующий исчерпывающий перечень документов для принятия решения о государственной регистрации общественного объединения.
Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, оказывает поддержку их деятельности, законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ. Государственная поддержка может выражаться в виде целевого финансирования отдельных общественно полезных программ общественных объединений по их заявкам (государственные гранты); заключения любых видов договоров, в том числе на выполнение работ и предоставление услуг; социального заказа на выполнение различных государственных программ неограниченному кругу общественных объединений. Однако есть и исключения. Так, законодательством предусмотрена государственная поддержка молодежных и детских объединений <5> в целях создания и обеспечения правовых, экономических и организационных условий деятельности таких объединений, направленной на социальное становление, развитие и самореализацию детей и молодежи в общественной жизни, а также в целях охраны и защиты их прав. Так или иначе, такое положение законодательства можно рассматривать как позитивную дискриминацию.
--------------------------------
<5> См.: Федеральный закон от 28 июня 1995 г. N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" (с изм. от 21 марта 2002 г., 29 июня, 22 августа 2004 г.) // СЗ РФ. 1995. N 27. Ст. 2503; 2002. N 12. Ст. 1093; 2004. N 27. Ст. 2711; 2004. N 35. Ст. 3607.
Кроме того, равенство общественных объединений перед законом проявляется в равенстве оснований ответственности общественных объединений за нарушение законодательства Российской Федерации, поскольку свобода объединения имеет свои пределы и не может использоваться в асоциальных целях. Конституция запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Действующие в России общественные объединения весьма разнообразны по своему характеру. Они отличаются друг от друга по разным параметрам: социальной базе, структуре и методам деятельности, месту и роли в политической системе страны, идеологическим и программным установкам, однако на законодательном уровне достаточно четко определено их равенство перед законом. Равенство общественных объединений перед законом выражается, во-первых, в равенстве членов данных организаций, во-вторых, в равенстве прав и обязанностей объединений в общественной и экономической деятельности и, в-третьих, в равенстве общественных объединений в их отношениях с государством и его органами.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.