Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В НОВОМ ИЗМЕРЕНИИ
Г.Т. ЕРМОШИН
Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 1 апреля 2012 года
Ермошин Григорий Тимофеевич, к.ю.н., доцент, почетный работник судебной системы, ведущий научный сотрудник отдела проблем организации судебной и правоохранительной деятельности, профессор Российской академии правосудия.
Конституционный Суд Российской Федерации в российской истории всех периодов совершенно новое правовое явление. С его появлением в судебной системе России впервые граждане России и субъекты экономической деятельности получили возможность напрямую спорить с государством на основе единственного правового акта высшей юридической силы - Конституции Российской Федерации.
Организация и деятельность Конституционного Суда Российской Федерации регулируются Конституцией и Федеральным конституционным законом от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" <1>, в который в последнее время законодателем последовательно внесен ряд принципиальных изменений, позволяющих говорить о новом измерении Конституционного Суда Российской Федерации.
--------------------------------
<1> Далее - ФКЗ о Конституционном Суде.
§ 1. Понятие конституционного контроля
Положения Конституции Российской Федерации 1993 года, закрепившие принципы демократического конституционного строя, конституционализма: народовластие; правовое государство; верховенство права и Конституции; признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, их защита государством; политический и идеологический плюрализм, многопартийность; федерализм; разделение властей; самостоятельность местного самоуправления; признание и равная защита различных форм собственности; свобода экономической деятельности; судебный конституционный контроль, - получили реальное воплощение в конкретных постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации.
Впервые в истории России в ее Конституции закреплены принцип высшей юридической силы и прямого действия Конституции (ч. 1 ст. 15), признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими (ст. 18) и гарантирование каждому судебной защиты его прав и свобод (ст. 46), что создало необходимые юридические предпосылки для превращения Конституции из декларативно-пропагандистского документа, каковым во многом были прежние советские Конституции, в непосредственно действующее право.
Ответственность за соблюдение и охрану Конституции РФ лежит на всех органах публичной власти и должностных лицах. Гарантом Конституции РФ является Президент РФ (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ). В деятельности по защите конституционных прав граждан в пределах своей компетенции с использованием соответствующих правовых средств и процедур участвуют Федеральное Собрание, Правительство РФ, законодательные и исполнительные органы субъектов Федерации, иные органы федерального и регионального уровней. В большинстве случаев все эти органы, как правило, опираются в своей деятельности на юридические акты ниже конституционного уровня. Признание верховенства высшей юридической силы и прямого действия Конституции означает, прежде всего, что каждый субъект права - государственный, общественный орган, организация, должностное лицо, гражданин - должен сверять свои юридически значимые действия прежде всего с Конституцией. Это обретает особый смысл в федеративном государстве, каковым является Россия: и федеральные законы, конкретизирующие конституционные положения, и конституции, уставы, законы, иные правовые акты субъектов Федерации должны соответствовать федеральной Конституции. Она является реальным правовым основанием для отмены правовых актов и пресечения действий, которые ей противоречат.
Нормотворческая деятельность государственных органов является объектом специального судебного конституционного контроля.
Судебный конституционный контроль - это деятельность Конституционного Суда РФ по разрешению дел о соответствии Конституции федеральных законов, конституций (уставов) и законов субъектов РФ, нормативных актов органов государственной власти РФ и субъектов РФ и иных актов федерального и регионального уровней, перечисленных в Конституции и Федеральном конституционном законе от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации", осуществляемая посредством конституционного судопроизводства.
Конституционное судопроизводство - это процессуальная форма деятельности Конституционного Суда РФ, в которой применяются и интерпретируются конституционные нормы и решаются различные юридические дела, относящиеся к его компетенции. Результат конституционного судопроизводства - устранение неопределенности в вопросе о соответствии нормативного акта либо договора Конституции РФ, подтверждение или отрицание полномочий соответствующего органа государственной власти издать акт или совершить действие правового характера либо дать официальное истолкование Конституции РФ. Иными словами, конституционное судопроизводство - это регламентированная ФКЗ о Конституционном Суде деятельность Конституционного Суда РФ по осуществлению целей и задач конституционного правосудия в соответствии с предоставленными ему правомочиями.
Организационные формы конституционного судопроизводства установлены в ст. 20 ФКЗ о Конституционном Суде. В соответствии с этой статьей Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает и разрешает дела в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации с проведением слушаний, а в случаях и порядке, установленных статьей 47.1 ФКЗ о Конституционном Суде, действующей в редакции Федерального конституционного закона от 3 ноября 2010 г. N 7-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации", - без проведения слушаний.
Таким образом, без проведения слушания Конституционный Суд Российской Федерации может рассматривать и разрешать следующие дела:
- о соответствии Конституции Российской Федерации указанных в пункте 1 части первой статьи 3 ФКЗ о Конституционном Суде нормативных правовых актов (за исключением федерального конституционного закона, федерального закона, конституции республики, устава края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа);
- проверять по жалобе на нарушение конституционных прав и свобод граждан конституционность закона, примененного в конкретном деле;
- проверять по запросу суда конституционность закона, подлежащего применению в конкретном деле.
Основным условием, по которому Конституционный Суд РФ может принять решение о рассмотрении и разрешении дела без проведения слушания, является его вывод о том, что оспариваемые заявителем положения нормативного правового акта аналогичны нормам, ранее признанным не соответствующими Конституции Российской Федерации постановлением Конституционного Суда Российской Федерации, сохраняющим силу, либо что оспариваемая заявителем норма, ранее признанная неконституционной постановлением Конституционного Суда Российской Федерации, сохраняющим силу, применена судом в конкретном деле, а подтверждение Конституционным Судом Российской Федерации неконституционности нормы необходимо для устранения фактов нарушений конституционных прав и свобод граждан в правоприменительной практике.
В то же время в соответствии со статьей 47.1 дело не подлежит разрешению без проведения слушания, если:
1) ходатайство с возражением против применения такой процедуры подано Президентом Российской Федерации, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством Российской Федерации или органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае, когда предполагается разбирательство дела о соответствии Конституции Российской Федерации принятого соответствующим органом нормативного правового акта;
2) ходатайство подано заявителем в случае, когда проведение слушаний необходимо для обеспечения его прав.
Разрешение дела без проведения слушания осуществляется в заседании Конституционного Суда Российской Федерации. По итогам разрешения дела без проведения слушания выносится постановление.
Результаты деятельности Конституционного Суда воплощаются в его решениях, выраженных в них правовых позициях и итоговых выводах. Эти документы, не являясь новым источником российского права, выражают правопонимание Конституционным Судом должного конституционного содержания оспоренного законоположения.
Деятельность Конституционного Суда Российской Федерации наглядно показала эффективность правового воздействия на государство со стороны его граждан через механизм конституционного судопроизводства.
Правовые позиции, содержащиеся в мотивировочной части решения, имеют общий и обязательный характер. Правовые позиции как результат судебного конституционного толкования выступают правовым основанием итогового вывода решения о конституционности или неконституционности оспоренного законоположения.
Решения Конституционного Суда общеобязательны в единстве их мотивировочной, содержащей правовые позиции, и резолютивной, формулирующей итоговый вывод, частей. Поэтому знание правовых позиций Конституционного Суда имеет важное значение при осуществлении органами публичной власти законотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности, при защите гражданами, их объединениями, предпринимателями, предприятиями, учреждениями и организациями своих прав в судах и иных органах. В конечном счете это способствует реальному воплощению принципов и норм Конституции в общественных отношениях.
Решения Конституционного Суда России доводятся до всеобщего сведения различными способами. Постановления и заключения Конституционного Суда подлежат незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Российской Федерации, а также субъектов Российской Федерации, которых касается принятое решение. К федеральным официальным изданиям относятся, в частности, Собрание законодательства Российской Федерации и "Российская газета". Решения публикуются также в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации", а при необходимости и в иных изданиях. Ежегодно издается сборник "Конституционный Суд Российской Федерации. Постановления. Определения".
§ 2. Состав и полномочия Конституционного Суда
Российской Федерации
Впервые конституционное установление о необходимости создания Конституционного Суда в России было внесено 15 декабря 1990 года в Конституцию РСФСР 1978 г. В истории государства и права России такой орган появился впервые, что предполагало принятие соответствующего закона. Такой Закон был принят 6 мая 1991 года, однако на его основе Конституционный Суд не был сформирован и не действовал. Законом РСФСР от 24 мая 1991 г. в Конституцию (Основной Закон) РСФСР была введена часть первая ст. 165, которая гласила: "Конституционный Суд РСФСР является высшим судебным органом конституционного контроля в РСФСР, осуществляющим судебную власть в форме конституционного судопроизводства". 12 июля 1991 года был принят второй Закон РСФСР "О Конституционном Суде РСФСР". Состав Конституционного Суда РСФСР в количестве 13 судей был сформирован Съездом народных депутатов РСФСР в октябре - ноябре 1991 г.
События 1993 г. свидетельствовали о жестком противостоянии Президента РФ Б.Н. Ельцина и Верховного Совета РФ, в котором КС РФ дважды признавал неконституционными нормативные акты и действия Президента РФ как основания для отрешения его от должности. Внутренний раскол по политическим мотивам в самом Конституционном Суде РФ привел к принятию решения о приостановлении проверки конституционности нормативных правовых актов и международных договоров до принятия новой Конституции РФ. Президент РФ в Указе от 7 октября 1993 г. N 1612 "О Конституционном Суде Российской Федерации" подтвердил наличие кризиса в КС РФ, констатировал невозможность деятельности Конституционного Суда в неполном составе и предложил рассмотреть вопрос о создании Конституционной коллегии в составе Верховного Суда РФ, то есть фактически упразднить Конституционный Суд как самостоятельный орган власти, и поддержал его решение не проводить заседаний по рассмотрению дел до принятия новой Конституции РФ. Одновременно Президент РФ ориентировал КС РФ на обсуждение будущих форм судебного конституционного контроля <2>. Указом Президента от 24 декабря 1993 года N 2288 Закон РСФСР от 12 июля 1991 года признавался недействующим "как противоречащий Конституции".
--------------------------------
<2> Витрук Н.В. Актуальные проблемы модернизации конституционного правосудия в России // Журнал российского права. 2011. N 10. С. 119 - 133.
С принятием Конституции России 1993 года начался новый этап в конституционно-правовом развитии страны, связанный с ролью Конституции как правового фундамента процесса реформирования российского общества.
Конституция РФ 1993 г. установила состав Конституционного Суда РФ в количестве 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации, утвердила юридическую силу решений Конституционного Суда и их юридические последствия. Конституция РФ определила природу КС РФ как органа судебной власти, обладающего широким кругом полномочий.
Важным шагом в развитии конституционного правосудия в России стало принятие Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации". Закон содержит как материальные нормы о Конституционном Суде (о статусе Конституционного Суда, его полномочиях, материальных гарантиях судьям и др.), так и процессуальные, регулирующие порядок рассмотрения различных дел. Включение практически всех норм о Конституционном Суде (кроме четко установленных исключений) в один закон обеспечивает удобство его применения и оправданно с точки зрения юридической техники.
Полномочия Конституционного Суда РФ, как это определено в ФКЗ о Конституционном Суде, направлены на защиту основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории страны.
В статье 1 ФКЗ о Конституционном Суде РФ определяется как судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. КС РФ в силу исключительности его компетенции является высшим судом в осуществлении конституционного контроля. Цель деятельности КС РФ - защита Конституции РФ, обеспечение ее верховенства, высшей юридической силы и прямого действия на всей территории государства, соблюдение и утверждение правового режима конституционности в обществе и государстве. Задачи деятельности КС РФ состоят в защите основных прав и свобод человека и гражданина, человеческого достоинства, иных конституционных ценностей, основ конституционного строя.
Нормативно-правовое регулирование организации и деятельности КС РФ с момента принятия ФКЗ о Конституционном Суде неоднократно (около десяти раз) изменялось. Наиболее существенные изменения в структуре КС РФ и в конституционном судопроизводстве произведены по инициативе Президента РФ Д.А. Медведева на основе Федеральных конституционных законов от 2 июня 2009 г. N 2-ФКЗ и от 3 ноября 2010 г. N 7-ФКЗ.
В соответствии с ФКЗ от 3 ноября 2010 г. в структуре КС РФ упразднены две палаты, состоявшие из 9 и 10 судей, целью создания которых было ускорение рассмотрения дел, обеспечение оперативной защиты конституционных прав и свобод граждан. Решения Пленума и двух палат обладали одинаковой юридической силой, т.е. рассматривались как решения КС РФ. Заседания Пленума КС РФ вел его Председатель, заседания палат вели судьи из состава палаты по очереди, что за годы их существования вполне оправдалось <3>. Конституционному Суду РФ пришлось решать сложнейшие вопросы баланса публичных и частных интересов, поиска оптимальных конституционно-правовых решений возникающих конфликтов и проблем ("дело о КПСС и КП России", "чеченское дело", "удмуртское дело" и др.).
--------------------------------
<3> Гаджиев Г.А. Закон "О Конституционном Суде Российской Федерации": новеллы конституционного судопроизводства 2010 г. // Журнал российского права. 2011. N 10. С. 17 - 26.
Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает и разрешает дела в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации с проведением слушаний, а в случаях и порядке, установленных статьей 47.1 настоящего Федерального конституционного закона, также без проведения слушаний.
Конституционный Суд Российской Федерации вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей.
Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации определены в статье 3 ФКЗ о Конституционном Суде.
В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации:
1) разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:
а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;
2) разрешает споры о компетенции:
а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;
3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле;
3.1) по запросам судов проверяет конституционность закона, подлежащего применению соответствующим судом в конкретном деле;
4) дает толкование Конституции Российской Федерации;
5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;
7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со статьей 11 Конституции Российской Федерации договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.
Компетенция Конституционного Суда Российской Федерации может быть изменена не иначе как путем внесения изменений в ФКЗ о Конституционном Суде (ст. 3 ФКЗ о Конституционном Суде). Т.е. любое новое полномочие Конституционного Суда РФ должно быть предусмотрено непосредственно ФКЗ о Конституционном Суде либо, если оно закреплено иным федеральным конституционным законом, продублировано в ст. 3 ФКЗ о Конституционном Суде.
Но, как совершенно справедливо отмечает Н.В. Витрук, законодатель игнорирует эту норму. Так, Федеральным конституционным законом от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" (в ред. от 24 апреля 2008 г.) предусмотрено новое полномочие Конституционного Суда РФ по проверке конституционности инициативы проведения референдума по предложенному вопросу (предложенным вопросам) референдума. Однако новое полномочие не включено в перечень полномочий Конституционного Суда РФ, установленных ст. 3 ФКЗ о Конституционном Суде, что является явным нарушением ч. 2 ст. 3 рассматриваемого Закона и недостатком законодательной техники. Не отрегулирован и вид производства по данной категории дел <4>.
--------------------------------
<4> Витрук Н.В. Актуальные проблемы модернизации конституционного правосудия в России // Журнал российского права. 2011. N 10. С. 119 - 133.
Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права.
Конституционный Суд Российской Федерации при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.
По вопросам своей внутренней деятельности Конституционный Суд Российской Федерации принимает Регламент Конституционного Суда Российской Федерации.
Защита основных прав и свобод человека и гражданина стала одним из главных направлений в деятельности Конституционного Суда РФ.
Статья 96 ФКЗ о Конституционном Суде в редакции ФКЗ от 03.11.2010 N 7-ФКЗ устанавливает, что правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным в конкретном деле, и объединения граждан, а также иные органы и лица, указанные в федеральном законе.
Эта новелла также была неоднозначно воспринята юридической общественностью.
С одной стороны, устранено имевшее место противоречие между компетенцией Конституционного Суда РФ, определенной в ранее действовавшей редакции ФКЗ о Конституционном Суде, и федеральными законами, предоставлявшими право на такое обращение иным субъектам права, не упомянутым в ФКЗ о Конституционном Суде. Круг субъектов, имеющих право на обращение в Конституционный Суд РФ, тем самым существенно расширился. Теперь это право предоставлено, в частности, еще и органам и лицам.
С другой стороны, положения о том, что Конституционный Суд РФ проверяет по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан конституционность примененного закона в конкретном деле (ранее допускалась проверка конституционности закона, подлежащего применению), а по запросам судов проверяет конституционность закона, подлежащего применению в конкретном деле (ранее допускалась проверка конституционности закона, примененного судом в конкретном деле), сужают полномочия КС РФ по проверке их конституционности по жалобам граждан и запросам судов. Они противоречат буквальному смыслу ч. 4 ст. 125 Конституции РФ и ограничивают возможности граждан и объединений граждан обращаться в КС РФ до вынесения судом решения (приговора) по конкретному делу (такую возможность ранее использовали граждане и их адвокаты). К тому же права граждан и их объединений в использовании средств конституционного правосудия для защиты конституционных прав и свобод ограничены обжалованием лишь закона, примененного в конкретном деле, рассмотрение которого завершено в суде, но не "в ином органе, применяющем закон", как это было предусмотрено в прежней редакции ст. 97 Закона о КС РФ <5>.
--------------------------------
<5> Витрук Н.В. Актуальные проблемы модернизации конституционного правосудия в России // Журнал российского права. 2011. N 10. С. 119 - 133.
К жалобе помимо документов, перечисленных в статье 38 ФКЗ о Конституционном Суде, прилагается копия официального документа, подтверждающего применение обжалуемого закона при разрешении конкретного дела. Выдача заявителю копии такого документа производится по его требованию должностным лицом или органом, рассматривающим дело.
Предметом рассмотрения по конституционным жалобам уже были нормы ЖК РФ, ГК РФ, УК РФ, УПК РФ, КоАП РФ, ТК РФ, Законов "О гражданстве Российской Федерации", "О реабилитации жертв политических репрессий", "О государственной тайне", "О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)", "О несостоятельности (банкротстве)", "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", "Об образовании", "О свободе совести и о религиозных объединениях", "О воинской обязанности и военной службе" и др. В большинстве случаев Конституционный Суд РФ признал неконституционными полностью или частично оспоренные положения законов (кодексов), защитив конституционный принцип равенства граждан перед законом и судом, право на судебную защиту, права потерпевших от злоупотреблений властью, трудовые, жилищные права, права в налоговых правоотношениях, право на свободу передвижения и выбор местожительства и др.
В истории России это уникальное явление, так как впервые на конституционном уровне закреплено право каждого вступать в спор с государством в лице законодателя.
В компетенцию Конституционного Суда РФ входит также проверка по запросу суда (суда общей юрисдикции или арбитражного суда) на соответствие Конституции Российской Федерации закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.
Суд при рассмотрении дела в любой инстанции, придя к выводу о несоответствии Конституции Российской Федерации закона, подлежащего применению им в указанном деле, обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности данного закона.
Запрос суда допустим, если закон подлежит, по мнению суда, применению в рассматриваемом им конкретном деле.
В период с момента вынесения решения суда об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации и до принятия постановления Конституционного Суда Российской Федерации производство по делу или исполнение вынесенного судом по делу решения приостанавливаются.
Пределы проверки Конституционным Судом Российской Федерации соответствия Конституции Российской Федерации закона, оспариваемого в запросе суда, и виды итоговых решений по данному делу устанавливаются статьями 86 и 100 ФКЗ о Конституционном Суде.
В случае признания оспариваемого закона не соответствующим Конституции РФ он не подлежит дальнейшему применению и, таким образом, в силу решения Конституционного Суда РФ изменяется и вся последующая судебная практика разрешения подобного рода правоотношений.
Постановления и определения Конституционного Суда РФ (правовые позиции) являются ориентирами для правоприменительной деятельности как судов общей юрисдикции, так и арбитражных судов. В правовом пространстве России роль правовой позиции Конституционного Суда РФ аналогична роли судебных разъяснений по правоприменительной практике, которые дают в пределах своей юрисдикции ВС РФ и Высший Арбитражный Суд РФ. Сформулированная и высказанная Конституционным Судом правовая позиция является основой единообразия в понимании тех или иных положений законодательства в контексте современной правовой ситуации и конституционных положений <6>.
--------------------------------
<6> См.: Конституция Российской Федерации в решениях Конституционного Суда России. Кол. авторов: Л.В. Лазарев, Т.Г. Морщакова, Б.А. Страшун и др. М.: Институт права и публичной политики, 2005.
§ 3. Организация деятельности Конституционного Суда
Российской Федерации
Деятельность Конституционного Суда РФ регулируется ФКЗ о Конституционном Суде и принимаемым КС РФ Регламентом по вопросам его внутренней деятельности.
В Регламенте Конституционного Суда Российской Федерации на основе Конституции Российской Федерации и ФКЗ о Конституционном Суде устанавливаются порядок определения очередности рассмотрения дел в заседаниях, правила процедуры и этикета в заседаниях, особенности делопроизводства в Конституционном Суде Российской Федерации, требования к работникам аппарата Конституционного Суда Российской Федерации и иные вопросы внутренней деятельности Конституционного Суда Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации, рассмотрев 24 января 2011 года в пленарном заседании в соответствии со статьей 2 Федерального конституционного закона от 3 ноября 2010 года N 7-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" вопрос о внесении изменений в Регламент Конституционного Суда Российской Федерации, принятый решением Конституционного Суда Российской Федерации от 1 марта 1995 года N 2-1/6 (с последующими изменениями), решил внести в Регламент Конституционного Суда Российской Федерации изменения и принял Регламент в новой редакции.
Регламент состоит из 9 глав, включающих 79 параграфов.
В Регламенте Конституционного Суда Российской Федерации на основе Конституции Российской Федерации и ФКЗ о Конституционном Суде регулируются общие вопросы внутренней деятельности Конституционного Суда (глава 1); вопросы, касающиеся гарантий неприкосновенности судей, приостановления и прекращения полномочий судей, неприкосновенности судей, награждения судей государственными наградами и иными знаками отличия (глава 2); вопросы, касающиеся предварительного рассмотрения обращений, поступивших в Конституционный Суд (глава 3); вопросы, касающиеся принятия обращений к рассмотрению, подготовки и назначения дел к слушанию и подготовки дел к разрешению без проведения слушания (глава 4); вопросы, касающиеся слушания дел в заседаниях Конституционного Суда (глава 5); вопросы, касающиеся особенностей разрешения дел без проведения слушания в заседании Конституционного Суда (глава 6); вопросы, касающиеся решений Конституционного Суда, принимаемых в ходе осуществления конституционного судопроизводства (глава 7); иные вопросы, касающиеся организации и осуществления деятельности Конституционного Суда (глава 8); заключительные и переходные положения (глава 9).
Деятельность Конституционного Суда Российской Федерации обеспечивает аппарат, состоящий из Секретариата Конституционного Суда Российской Федерации и иных подразделений.
Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации осуществляет организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение Конституционного Суда Российской Федерации; проводит прием посетителей; рассматривает обращения в адрес Конституционного Суда Российской Федерации в предварительном порядке и в случаях, когда они не затрагивают вопросов, требующих изучения судьями Конституционного Суда Российской Федерации; содействует судьям в подготовке дел и иных вопросов к рассмотрению в заседаниях и на совещаниях; изучает и обобщает деятельность государственных органов по обеспечению исполнения решений Конституционного Суда Российской Федерации. Иные подразделения аппарата осуществляют материально-техническое и социально-бытовое обеспечение Конституционного Суда Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в пределах своей сметы расходов устанавливает структуру аппарата; утверждает положение о Секретариате Конституционного Суда Российской Федерации.
Права, обязанности, ответственность сотрудников аппарата Конституционного Суда Российской Федерации, а также условия прохождения ими службы определяются законами и иными нормативными актами о федеральной государственной службе, нормативными актами о правовом положении работников судов, а также законодательством Российской Федерации о труде.
Официальным изданием Конституционного Суда Российской Федерации является "Вестник Конституционного Суда Российской Федерации".
Конституционный Суд Российской Федерации имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием.
На здании, занимаемом Конституционным Судом Российской Федерации, поднимается Государственный флаг Российской Федерации.
В зале заседаний Конституционного Суда Российской Федерации находятся изображение Государственного герба Российской Федерации и Государственный флаг Российской Федерации.
В служебном помещении судьи Конституционного Суда Российской Федерации устанавливается Государственный флаг Российской Федерации.
Судьи Конституционного Суда Российской Федерации заседают в мантиях.
Местом постоянного пребывания Конституционного Суда Российской Федерации является город Санкт-Петербург.
Заседания Конституционного Суда Российской Федерации проводятся в месте его постоянного пребывания. Конституционный Суд Российской Федерации может провести заседание в другом месте, когда он сочтет это необходимым.
В целях обеспечения доступа граждан и их объединений к конституционному правосудию, постоянной связи Конституционного Суда Российской Федерации с иными органами государственной власти Российской Федерации, субъектами Российской Федерации в городе Москве, содействия в осуществлении Конституционным Судом Российской Федерации своих полномочий создано представительство Конституционного Суда Российской Федерации в городе Москве.
§ 4. Статус судьи Конституционного Суда
Российской Федерации
Судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.
Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации могут вноситься Президенту Российской Федерации членами (депутатами) Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями.
Каждый судья Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов (депутатов) Совета Федерации.
Председатель Совета Федерации в порядке, установленном Советом Федерации, приводит к присяге лицо, назначенное на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации.
Судья Конституционного Суда Российской Федерации приносит присягу следующего содержания: "Клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности судьи Конституционного Суда Российской Федерации, подчиняясь при этом только Конституции Российской Федерации, ничему и никому более".
Судья Конституционного Суда Российской Федерации не может быть членом (депутатом) Совета Федерации, депутатом Государственной Думы, иных представительных органов, занимать либо сохранять за собой другие государственные или общественные должности, иметь частную практику, заниматься предпринимательской, иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, занятие которой не должно препятствовать выполнению обязанностей судьи Конституционного Суда Российской Федерации и не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании, если на то не дано согласия Конституционного Суда Российской Федерации.
Судья Конституционного Суда Российской Федерации не вправе осуществлять защиту или представительство, кроме законного представительства, в суде, арбитражном суде или иных органах, оказывать кому бы то ни было покровительство в получении прав и освобождении от обязанностей.
Судья Конституционного Суда Российской Федерации не может принадлежать к политическим партиям и движениям, материально их поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду или агитацию, участвовать в кампаниях по выборам в органы государственной власти и органы местного самоуправления, присутствовать на съездах и конференциях политических партий и движений, заниматься иной политической деятельностью. Он не может также входить в руководящий состав каких-либо общественных объединений, даже если они и не преследуют политических целей.
Судья Конституционного Суда Российской Федерации не вправе, выступая в печати, иных средствах массовой информации и перед любой аудиторией, публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации, а также который изучается или принят к рассмотрению Конституционным Судом Российской Федерации, до принятия решения по этому вопросу.
Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком. Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда Российской Федерации - семьдесят лет. Судья Конституционного Суда Российской Федерации считается вступившим в должность с момента принятия им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в котором ему исполняется семьдесят лет. Судья Конституционного Суда Российской Федерации, достигший предельного возраста пребывания в должности судьи, продолжает исполнять обязанности судьи до принятия итогового решения по делу, начатому с его участием, или до назначения на должность нового судьи.
На Председателя Конституционного Суда Российской Федерации предельный возраст пребывания в должности судьи не распространяется.
Независимость судьи Конституционного Суда Российской Федерации обеспечивается его несменяемостью, неприкосновенностью, равенством прав судей, установленными порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, правом на отставку, обязательностью установленной процедуры конституционного судопроизводства, запретом какого бы то ни было вмешательства в судебную деятельность, предоставлением судье материального и социального обеспечения, гарантий безопасности, соответствующих его высокому статусу.
Материальные гарантии независимости судьи Конституционного Суда Российской Федерации, связанные с оплатой его труда, предоставлением ежегодного отпуска, социальным обеспечением, обеспечением жильем, социально-бытовым обслуживанием, обязательным государственным страхованием жизни и здоровья судьи, а также принадлежащей ему и членам его семьи собственности, устанавливаются применительно к соответствующим гарантиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации для судей иных высших федеральных судов. В случаях, если другими правовыми актами для судей Конституционного Суда Российской Федерации предусмотрены иные нормы, повышающие уровень их правовой защиты, материального и социального обеспечения, применяются положения этих актов.
По представлению Председателя Конституционного Суда Российской Федерации судье Конституционного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев после его назначения на соответствующую должность Президентом Российской Федерации присваивается высший квалификационный класс судьи.
Судья Конституционного Суда Российской Федерации несменяем.
Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным ФКЗ о Конституционном Суде.
Судья Конституционного Суда Российской Федерации неприкосновенен. Гарантии неприкосновенности судьи Конституционного Суда Российской Федерации устанавливаются ФКЗ о Конституционном Суде и федеральным законом о статусе судей.
Судья Конституционного Суда Российской Федерации не может быть привлечен к какой-либо ответственности, в том числе после прекращения его полномочий, за мнение, выраженное им при рассмотрении дела в Конституционном Суде Российской Федерации, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность данного судьи в преступном злоупотреблении своими полномочиями.
За совершение дисциплинарного проступка <7> на судью КС РФ по решению КС РФ может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде:
--------------------------------
<7> Под дисциплинарным проступком судьи КС РФ законодатель понимает нарушение норм ФКЗ о Конституционном Суде, Закона о статусе судей, а также положений Кодекса судейской этики, утверждаемого Всероссийским съездом судей.
предупреждения;
прекращения полномочий судьи.
Судьи КС РФ пользуются равными правами.
Судья КС РФ имеет право решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым в заседаниях КС РФ.
Полномочия Председателя и заместителей Председателя КС РФ устанавливаются ФКЗ о Конституционном Суде.
Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации могут быть приостановлены в случаях, если:
1) в отношении судьи возбуждено уголовное дело либо он привлечен в качестве обвиняемого по другому уголовному делу;
2) судья по состоянию здоровья временно не способен выполнять свои обязанности.
Приостановление полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации осуществляется по решению Конституционного Суда Российской Федерации, принимаемому не позднее месяца со дня выявления основания к их приостановлению.
Судья Конституционного Суда Российской Федерации, полномочия которого приостановлены, не вправе участвовать в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации, а также направлять официальные документы в государственные органы и организации, общественные объединения, должностным лицам и гражданам и истребовать от них какие-либо документы и иную информацию.
Конституционный Суд Российской Федерации приостанавливает полномочия судьи до отпадения основания к их приостановлению. Восстановление полномочий судьи оформляется решением Конституционного Суда Российской Федерации, за исключением случая, когда судья по состоянию здоровья временно не способен выполнять свои обязанности.
Приостановление полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации не влечет за собой приостановления выплаты этому судье заработной платы и не лишает его гарантий, установленных настоящим Федеральным конституционным законом.
Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации прекращаются ввиду:
1) нарушения порядка его назначения на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации, установленного Конституцией Российской Федерации и ФКЗ о Конституционном Суде;
2) достижения судьей предельного возраста пребывания в должности судьи;
3) личного письменного заявления судьи об отставке до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи;
4) утраты судьей гражданства Российской Федерации;
5) вынесенного в отношении судьи обвинительного приговора, вступившего в законную силу;
6) совершения судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи;
7) продолжения судьей, несмотря на предупреждение со стороны Конституционного Суда Российской Федерации, занятий или совершения действий, не совместимых с его должностью;
8) неучастия судьи в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации или уклонения его от голосования свыше двух раз подряд без уважительных причин;
9) признания судьи недееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
10) признания судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;
11) объявления судьи умершим решением суда, вступившим в законную силу;
12) смерти судьи.
Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации могут быть прекращены также ввиду его неспособности по состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение длительного времени (не менее десяти месяцев подряд) исполнять обязанности судьи.
Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации осуществляется по решению Конституционного Суда Российской Федерации, которое направляется Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и является официальным уведомлением об открытии вакансии.
Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации в случае нарушения порядка его назначения на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации, установленного Конституцией Российской Федерации и ФКЗ о Конституционном Суде, производится Советом Федерации по представлению Конституционного Суда Российской Федерации.
Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации в случае совершения судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи, или продолжения судьей, несмотря на предупреждение со стороны Конституционного Суда Российской Федерации, занятий или совершения действий, не совместимых с его должностью, либо неучастия судьи в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации или уклонения его от голосования свыше двух раз подряд без уважительных причин производится Советом Федерации по представлению Конституционного Суда Российской Федерации, принятому большинством не менее двух третей от общего числа судей.
Судья считается ушедшим или удаленным в отставку, если его полномочия прекращены в связи с достижением судьей предельного возраста пребывания в должности судьи, а также по личному письменному заявлению судьи об отставке до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи либо признанием судьи недееспособным решением суда, вступившим в законную силу. Кроме того, отставкой считается прекращение полномочий судьи ввиду его неспособности по состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение длительного времени (не менее десяти месяцев подряд) исполнять обязанности судьи.
Пребывающему в отставке судье Конституционного Суда Российской Федерации, имеющему стаж работы в должности судьи не менее пятнадцати лет, независимо от возраста выплачивается по его выбору пенсия или не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание в размере восьмидесяти процентов денежного вознаграждения работающего судьи Конституционного Суда Российской Федерации. При этом в стаж работы, дающий право на получение ежемесячного пожизненного содержания, засчитывается время предшествующей работы по юридической профессии.
Порядок назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания устанавливается Правительством Российской Федерации по представлению Конституционного Суда Российской Федерации <8>. Средства на обеспечение пребывающих в отставке судей Конституционного Суда Российской Федерации ежемесячным пожизненным содержанием выделяются из федерального бюджета.
--------------------------------
<8> Постановление Правительства РФ от 27.04.1995 N 425 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям Конституционного Суда Российской Федерации, пребывающим в отставке, и ежемесячном денежном содержании и порядке его выплаты членам семьи умершего (погибшего) судьи, находившихся на его иждивении".
На пребывающего в отставке судью Конституционного Суда Российской Федерации распространяются также иные положения статуса судьи, пребывающего в отставке, установленные законодательством Российской Федерации <9>.
--------------------------------
<9> См., в частности, ст. 15 и др. Закона о статусе судей.
В 2009 г. внесены серьезные изменения в законодательство, связанные с назначением должностных лиц КС РФ <10>. Ранее Председатель КС РФ, его заместитель и судья-секретарь избирались самими судьями тайным голосованием на три года. В соответствии с Федеральным конституционным законом от 2 июня 2009 г. N 2-ФКЗ ликвидирована должность судьи-секретаря и введена должность второго заместителя Председателя КС РФ. Председатель и заместители Председателя КС РФ назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ сроком на шесть лет из числа судей КС РФ, по истечении срока их полномочий они могут быть неоднократно назначены на должность на новый шестилетний срок. На Председателя КС РФ не распространяется установленный законами предельный возраст пребывания в должности судьи. Следовательно, Председатель КС РФ и после наступления возраста 70 лет может быть назначен Председателем КС РФ.
--------------------------------
<10> Подробнее см.: Гаджиев Г.А. Закон "О Конституционном Суде Российской Федерации": новеллы конституционного судопроизводства 2010 г. // Журнал российского права. 2011. N 10. С. 17 - 26.
С упразднением палат в КС РФ и новым порядком назначения его руководителей значительно повышается роль Председателя КС РФ. Он руководит подготовкой заседаний КС РФ, созывает их и председательствует на них, подписывает протоколы заседаний, вносит на обсуждение КС РФ вопросы, подлежащие рассмотрению в его заседаниях, представляет КС РФ в отношениях с государственными органами и общественными объединениями и т.д. Во внутренней жизни Конституционного Суда РФ Председатель осуществляет общее руководство аппаратом Суда, представляет на утверждение КС РФ кандидатуры руководителей аппарата и Секретариата КС РФ, а также Положение о Секретариате КС РФ и структуру аппарата. К новым полномочиям Конституционного Суда РФ относится принятие решения о представлении судьи Конституционного Суда к награждению государственной наградой Российской Федерации, в том числе присвоению ему почетного звания Российской Федерации.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.