Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ГОЛОВНОЙ УБОР КАК РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА НА СВОБОДУ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ
З.А. ОМАРОВА
Вопрос о месте и роли свободы совести и свободы вероисповедания в системе правовых институтов гражданского общества остается дискуссионным. Гражданское общество представляет собой открытое, демократическое, саморазвивающееся общество, в котором центральное место занимает человек, гражданин, личность. Это общество, которому присущи гуманные, прогрессивные идеи, в том числе свобода выражения мнений, свобода совести и вероисповедания, недопустимость идеологического диктата, классовой и националистической вражды. В России гражданское общество представляется концепцией, решение которой зависит от множества факторов и условий.
Право на свободу совести и свободу вероисповедания - это фундаментальное личное право, защита которого должна занимать центральное место в демократическом обществе.
По мнению профессора С.А. Авакьяна, свобода совести включает в себя два аспекта: один - это свобода морально-этических воззрений человека (т.е. что считать добром и злом, добродетелью или подлостью, честным или бесчестным поведением и т.д.); второй - это внутренняя (духовная) возможность личности выбрать себе идеал и поклоняться ему. Свобода вероисповедания - это возможность верить в существование идеала не в виде кого-то из окружающих, а в виде необычного (божественного) существа: честного, справедливого, гуманного, думающего о нравственной чистоте каждого из нас; помогающего нам выбрать истинный путь, удерживающего от плохих поступков <1>.
--------------------------------
<1> См.: Авакьян С.А. Свобода вероисповедания как конституционно-правовой институт // Вестник Моск. ун-та. Сер. 11. Право. 1999. N 1. С. 9.
В конституционно-правовой доктрине свобода совести также рассматривается как право на свободный мировоззренческий выбор, осуществление которого способствует самоидентификации человеческой личности, определению ею смысла и места в жизни. А свобода вероисповедания - один из элементов свободы совести, включающий в себя право: исповедания любой религии; совершения религиозных обрядов; пропаганды религии; смены религиозных убеждений; на благотворительную деятельность; на религиозное образование и др. <2>. Н.А. Придворов и Е.В. Тихонова определяют институт свободы совести и свободы вероисповедания как совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере права человека принимать или не принимать, свободно выбирать, менять, распространять и выражать любые мировоззренческие системы, не подвергаясь дискриминации и преследованиям со стороны государства и общества <3>. Сущность свободы совести сводится к наличию для человека узаконенных возможностей поступать не по принуждению, а так, как он полагает необходимым в соответствии с его убеждениями при условии соблюдения установленного правопорядка, а свободы вероисповедания - к возможности открыто следовать выбранной религии <4>.
--------------------------------
<2> См.: Бурьянов С.А. Свобода убеждений, совести и религии в современной России: специализир. информ.-аналит. докл. М.: Московская Хельсинкская группа, 2007. С. 7.
<3> См.: Придворов Н.А., Тихонова Е.В. Институт свободы совести и свободы вероисповедания в праве современной России. М., 2007. С. 28.
<4> См.: Шибанова М.А. Конституционное право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания в современной России: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 11.
Основными юридическими источниками выражения свободы совести и свободы вероисповедания в Российской Федерации являются Конституция Российской Федерации и Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. "О свободе совести и о религиозных объединениях" (с изм. и доп.). Конституция Российской Федерации в ст. 28 гарантирует каждому свободу совести и свободу вероисповедания. Данное субъективное право включает в себя несколько возможностей, таких, как: право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию; право не исповедовать никакой религии; право выбирать убеждения; право иметь убеждения, их менять, распространять, действовать активно в соответствии со своими убеждениями.
И хоть "религиозная свобода относится прежде всего к "глубинам души", однако предполагает и право исповедовать и распространять свою религию, свободу присоединяться к религии или нет и свободу исполнять все предписания религии или нет" <5>.
--------------------------------
<5> Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. М., 2009. С. 269.
В свою очередь, право исповедовать веру есть возможность открыто признавать и следовать канонам и предписаниям выбранного вероучения, выражающаяся в определенном поведении и действиях.
Совсем недавно в одном из субъектов Российской Федерации - Республике Дагестан школьница 6-го класса не была допущена к занятиям. Причиной послужило то, что девочка носит хиджаб. Традиционно хиджабом считается одеяние, прикрывающее все части тела, кроме овала лица и кистей рук, но в современном мире под хиджабом понимают традиционный исламский головной платок <6>. Директор школы ссылалась на устав данного образовательного учреждения, в котором прописано, в чем следует ходить в школу. При этом утверждала, что хиджаб - не мусульманская и не дагестанская одежда, а дань традиции и моде Саудовской Аравии и что женщины в Дагестане так не ходили <7>. Возможно, рассуждения директора школы основаны на бытовом, обывательском знании культуры своей родины, заметно то, что она не интересовалась историей Республики Дагестан, ее традициями и, вероятнее всего, была плохо информирована о канонах исламской религии, несмотря на то что в субъекте около 80% населения мусульмане. Как ислам не является прерогативой арабов или какой-либо другой нации, так и хиджаб не является национальной одеждой арабов, персов или африканцев. Головной убор всегда был необходимым предметом женского туалета не только в Республике Дагестан, но и на всей территории Северного Кавказа. Женщины в горных районах Дагестана и жительницы равнинной части Республики носят указанный головной убор и в наши дни.
--------------------------------
<6> URL: http://www.wikipedia.ru.
<7> Черновик. 2009. 23 окт. N 43.
Такая проблема возникает не только в Республике Дагестан и не только в школах. Девушка с покрытой головой, будь то мусульманка, христианка или иудейка, сегодня не вписывается в наш "демократический социум". Так, если женщина хочет быть учителем, медсестрой или работать в любом другом государственном учреждении, должна ли она сделать выбор: религиозные убеждения или работа?
Для более полного анализа проблемы необходимо обратиться не столько к законодательству, сколько к религиозным догмам, ибо нормы Корана в некоторых странах приравниваются к нормам права. В Республике Дагестан как части Российской Федерации он, естественно, не может быть источником права. Однако нормы морали нормам права не противоречат, более того, предпочтительным в доктрине остается мнение, что истинный закон - закон нравственный, основанный на морально-этических воззрениях.
Согласно мусульманскому вероисповеданию головной убор является обязательным атрибутом женского убранства. Как известно, Коран и сунна как основные источники мусульманского вероисповедания предписывают женщине-мусульманке прикрывать свое тело, кроме овала лица и кистей рук, в присутствии посторонних мужчин. А к посторонним, по канонам шариата - мусульманской правовой системы, относятся все, кто не входит в категорию "махрама", т.е. это любой мужчина, за которого женщина не может выйти замуж из-за близкого родства.
В Коране говорится: "Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы никому, кроме своих мужей, или своих отцов, или своих свекров, или своих сыновей, или сыновей своих мужей, или своих братьев, или сыновей своих братьев, или сыновей своих сестер, или своих женщин, или невольников, которыми овладели их десницы, или слуг из числа мужчин, лишенных вожделения, или детей, которые не постигли наготы женщин" (Сура 24, аят 31).
Заметим, что ношение хиджаба не является нововведением исламского законоположения - шариата. Все авраамические религии предписывают женщине прикрывать голову. Так, у евреев было принято, чтобы женщина появлялась в общественных местах не иначе как с покрытой головой, а иногда даже целиком закрывая лицо и оставляя открытым один глаз. Что касается христианства, интересны высказывания апостола Павла в Новом Завете относительно покрытия головы женщинами: "...всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытой головою, постыжает свою голову, ибо это же, как если бы она была обритая; ибо, если жена не хочет покрываться, пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается" (1 Послание коринфянам гл. 11, стихи 3 - 10). Вспомним работы великих художников, которые изображали Деву Марию: на всех полотнах она в скромном одеянии и с прикрытой головой.
Таким образом, мы видим, что головной убор - предписанная тем или иным вероучением обязанность, которую женщина, в силу своих убеждений, вправе соблюсти либо отказаться от ее соблюдения. И в данном случае у нее может возникнуть морально-нравственная (духовная) ответственность, но не юридическая.
Обращаясь к конституционно-правовым аспектам проблемы, рассмотрим Определение Верховного Суда Российской Федерации по одному из "религиозных" дел о заявлении нескольких гражданок Российской Федерации, верующих мусульманок, об оспаривании п. 14.3 Инструкции о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 15 сентября 1997 г. N 605. В своем Определении Верховный Суд указал, что верующие женщины-мусульманки вправе действовать в соответствии со своими религиозными убеждениями и с учетом положений религиозной практики не появляться без головного убора перед посторонними мужчинами, если федеральным законом не установлены обязательные для всех граждан Российской Федерации правила, соблюдение которых связано с необходимостью показываться, в том числе и перед посторонними лицами, с непокрытой головой <8>. Таким образом, Верховный Суд Российской Федерации разрешил женщинам-мусульманкам фотографироваться на паспорта в головном уборе, хотя до вынесения такого решения этот вопрос вызывал множество споров и конфликтов.
--------------------------------
<8> См.: Определение Верховного Суда РФ от 15 мая 2003 г. N КАС03-166 "Об отмене решения Верховного Суда РФ от 5 марта 2003 г. и признании частично недействующим и не подлежащим применению пункта 14.3 Инструкции о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина Российской Федерации, утв. Приказом МВД РФ от 15 сентября 1997 г. N 605" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2004. N 2.
Если дело доходит до ограничения данного права, то согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. "О свободе совести и о религиозных объединениях" <9> право на свободу вероисповедания может быть ограничено только в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Мы считаем, что вряд ли можно найти какие-либо основания для ограничения прав женщин в данном вопросе. Одно дело, когда головной убор - символ религиозной принадлежности использовался для оказания давления, агрессии, вовлечения в свою веру или пропаганды, подрывал убеждения других лиц. Совсем другое, когда он является выражением своих мировоззренческих убеждений, веры в предписанное "необычным (божественным) честным, справедливым, гуманным, думающим о нравственной чистоте каждого из нас существом" <10>.
--------------------------------
<9> Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 39. Ст. 4465.
<10> Авакьян С.А. Указ. соч. С. 9.
И конечно, найдутся те, кто вспомнит о принципе светскости, т.е. отделения церкви от государства, закрепленном в ст. 14 Конституции Российской Федерации: "Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом". Данный принцип означает, что государство не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания. Государство не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления; не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит законодательству; обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Также деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не может сопровождаться публичными религиозными обрядами и церемониями. А должностные лица соответствующих органов не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии <11>.
--------------------------------
<11> См.: Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. М., 2009. С. 156.
Но целесообразно ли применение данного принципа в рассматриваемом деле и толкование его в отношении практики запрета на ношение хиджаба? Может ли такое активное действие, как ношение головного убора, наносить вред основам конституционного строя страны, нравственности, здоровью или же оно может подорвать основы безопасности государства?
В заключение хотелось бы обратить внимание еще на один момент: сегодня среди немусульман все еще сохраняется убеждение, что мусульманские женщины носят хиджаб просто потому, что они рабски следуют традиции, они оторваны от общественной жизни, лишены самоопределения. И это убеждение настолько сильно, что головной убор считается символом притеснения, умаления их прав. Освобождение и независимость женщины, как думают многие немусульмане, невозможны без снятия хиджаба. Но это мнение ошибочно. Женское затворничество в принципе не исламская традиция. Некоторые законоведы, искажающие исламские представления о хиджабе, пытаются истолковать в расширительном смысле аяты Корана, относящиеся к женам Пророка, имеющие особый статус среди женщин-мусульманок. Их закрытый образ жизни объяснялся чисто политическими причинами и не распространялся на других мусульманок. Ислам утверждает равенство полов, но признает объективное различие их функций. Ислам охраняет женщину и ее права, поскольку без ее особого статуса общество обречено на вырождение. Женщина в хиджабе может быть и врачом, и учителем, и юристом, и инженером... И никто не задумывается о том, что ношение хиджаба может быть внутренним выбором самих женщин. Должны ли мы ограничивать этот ее выбор, ее свободу убеждений?
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.