Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ: ОСНОВНЫЕ ДЕЛИКТЫ
Г.А. ТРОФИМОВА
Статус Правительства РФ определен в ч. 1 ст. 110 Конституции РФ, где сказано, что исполнительную власть в РФ осуществляет Правительство РФ. Основные положения о деятельности Правительства РФ закреплены в Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" <1> (далее - Федеральный конституционный закон о Правительстве РФ). В соответствии с данным Законом Правительство РФ обозначено как коллегиальный государственный орган исполнительной власти, возглавляющий единую систему исполнительной власти (ст. 1).
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5712; 1998. N 1. Ст. 1; 2004. N 25. Ст. 2478, N 45. Ст. 4376; 2005. N 23. Ст. 2197; 2007. N 6. Ст. 680, N 10. Ст. 1147; 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6206; 2009. N 1. Ст. 3.
Ответственность Правительства РФ названа в качестве одного из принципов его деятельности (ст. 3 указанного Закона), однако норм, непосредственно направленных на реализацию данного принципа, немного. К их числу можно отнести отставку Правительства РФ (ст. 117 Конституции РФ), отмену актов Правительства РФ Президентом РФ (ч. 3 ст. 115 Конституции РФ, ст. 33 Федерального конституционного закона о Правительстве РФ), признание нормативных актов Правительства РФ не соответствующими Конституции РФ (ч. 2 ст. 125 Конституции РФ).
Конституция РФ 1993 г. определяет ответственность Правительства РФ в целом, выражающуюся в наличии в отношении Правительства РФ такой санкции, как отставка. Принимает решение об отставке Президент РФ (ч. 2, 3, 4 ст. 117 Конституции РФ). Сам по себе факт, что такое решение принимает глава государства, не вызывает возражений. Однако спорным является вопрос об основаниях привлечения Правительства РФ к ответственности. В частности, безусловное право Президента РФ по собственной инициативе без каких-либо обвинений (в том числе и по поводу нарушения конституционных норм - что должно быть непременным признаком ответственности) отправить Правительство РФ в отставку подвержено справедливой критике <2>. Подобное установление безосновательного привлечения к ответственности Правительства РФ является несомненным пробелом законодательства РФ; отсутствие четких оснований и порядка привлечения к конституционно-правовой ответственности оставляет слишком большое поле для собственного усмотрения лица, применяющего меры ответственности, создает почву для злоупотреблений, нивелирует важнейший принцип неотвратимости наступления ответственности <3>. Для изменения ныне существующего положения Н.М. Колосова предлагает для отставки Правительства РФ Президентом РФ в качестве основания признать неисполнение или ненадлежащее исполнение своих конституционных обязанностей или злоупотребление ими <4>. А.В. Зиновьев предлагает в том случае, если инициатива об отставке Правительства РФ исходит от самого Правительства РФ или Президента РФ, включить в обсуждение данного вопроса Государственную Думу, мнение которой о причинах отставки должно быть достоянием гласности <5>.
--------------------------------
<2> См.: Колосова Н.М. Конституционная ответственность в Российской Федерации. Ответственность органов государственной власти и иных субъектов права за нарушение конституционного законодательства Российской Федерации. М.: Городец, 2000. С. 77; Зиновьев А.В. Конституционная ответственность // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2003. N 4. С. 11.
<3> См.: Авдеенкова М.П., Дмитриев Ю.А. Конституционное право в Российской Федерации: Курс лекций: В 9 т. Т. 1. Основы теории конституционного права. М.: Весь мир, 2005. С. 293.
<4> См.: Колосова Н.М. Указ. соч. С. 77 - 78.
<5> См.: Зиновьев А.В. Указ. соч. С. 11.
Если исключить расширительное толкование права Президента РФ отправлять в отставку Правительство РФ и основываться на положении ст. 7 Федерального конституционного закона о Правительстве РФ, определяющем основания освобождения Председателя Правительства РФ от должности, влекущем отставку Правительства РФ, то можно сделать вывод, что у Президента РФ есть право отправить Правительство РФ в отставку, кроме как на основании данной статьи, еще и в результате выраженного недоверия со стороны Государственной Думы. Переформулировав ст. 35 Закона, можно установить ограничения в праве на отставку Правительства РФ. На сегодняшний день данная статья сформулирована следующим образом:
"Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Российской Федерации. Решение о сложении Правительством Российской Федерации своих полномочий оформляется распоряжением Правительства Российской Федерации в день вступления в должность Президента Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации.
Президент Российской Федерации вправе принять решение об отставке Правительства Российской Федерации, в том числе и в предусмотренных Конституцией Российской Федерации случаях выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации либо отказа Государственной Думы в доверии Правительству Российской Федерации.
В случае отставки или сложения полномочий Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации".
Следует представить данную статью в такой редакции:
"Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Российской Федерации. Решение о сложении Правительством Российской Федерации своих полномочий оформляется распоряжением Правительства Российской Федерации в день вступления в должность Президента Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации.
Президент Российской Федерации вправе принять решение об отставке Правительства Российской Федерации в предусмотренных Конституцией Российской Федерации случаях выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации либо отказа Государственной Думы в доверии Правительству Российской Федерации, а также в случаях, указанных законом о конституционной ответственности.
В случае отставки или сложения полномочий Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации".
В федеральном конституционном законе о конституционной ответственности можно предусмотреть следующие основания для отставки Правительства РФ Президентом РФ:
неоднократное нарушение Конституции РФ (три и более раз в течение шести месяцев), подтвержденное постановлениями Конституционного Суда РФ о признании актов Правительства РФ не соответствующими Конституции РФ;
систематическое нарушение федерального законодательства и указов Президента РФ в течение шести месяцев (пять и более раз), если о таких нарушениях было вынесено соответствующее решение Верховным Судом РФ;
неоднократное (два и более раза в течение шести месяцев) неисполнение предписаний федерального закона о принятии в соответствующие сроки мер, необходимых для реализации закона, если не будет доказана невозможность исполнения закона по причинам, не зависящим от Правительства РФ, подтвержденная решением Верховного Суда РФ;
непредставление Председателем Правительства РФ в недельный срок после назначения предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти Президенту РФ;
непредставление Председателем Правительства РФ кандидатур на должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров Президенту РФ.
Таким образом, основанием для отставки Правительства РФ должно быть признано нарушение конституционных норм, а не личностное отношение. Благодаря данному ограничительному механизму привлечения к ответственности Правительства РФ федеральный орган исполнительной власти будет защищен от необоснованных мер ответственности. К тому же четко обозначенное основание для привлечения к ответственности будет способствовать стремлению Правительства РФ к выполнению возложенных на него обязанностей.
Основания для привлечения Правительства РФ к ответственности Государственной Думой также носят спорный характер. К основаниям для выражения недоверия Государственной Думой следует отнести невыполнение требований закона, предписывающих осуществление тех или иных действий Правительством РФ, а также иные нарушения федерального конституционного закона, федерального закона и Конституции РФ. Государственная Дума должна, принимая постановление о выражении недоверия Правительству РФ, указать на конкретные правонарушения, совершенные данным органом власти. Выражение недоверия может быть вынесено как за те правонарушения, что указаны в качестве оснований для отставки Правительства РФ Президентом п. 1 - 3, так и за иные деликты, предусмотренные законом о конституционной ответственности.
Н.М. Колосова предлагает рассматривать выражение недоверия Правительству РФ со стороны Государственной Думы как предупредительную меру ответственности <6>. Однако представляется возможным рассматривать выражение недоверия Правительству РФ в качестве предупредительной меры только в том случае, если Президент РФ не поддержал инициативу Государственной Думы об отставке Правительства РФ. В качестве предупредительной меры ответственности можно использовать такую санкцию, как признание работы Правительства РФ неудовлетворительной, например, в результате нарушения закона о бюджете <7>. Таким образом, за небольшие правонарушения Правительству РФ может быть вынесено предупреждение об имеющихся недостатках в работе. При достаточно серьезных или систематических правонарушениях Правительство РФ должно быть отправлено в отставку.
--------------------------------
<6> См.: Колосова Н.М. Указ. соч. С. 123.
<7> См.: Лучин В.О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. С. 362.
Также немаловажно установить взаимосвязь между проведением парламентского расследования и принятием решения о выражении недоверия Правительству РФ. Однако ныне действующая редакция Федерального закона от 27 декабря 2005 г. N 196-ФЗ "О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации" <8> (далее - Федеральный закон о парламентском расследовании) сводится лишь к праву федерального парламента в своем итоговом докладе по результатам расследования включать предложения об освобождении от должности лиц, действия (бездействие) которых повлекли (повлекло) за собой возникновение фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения парламентского расследования, и передать этот доклад Президенту РФ и Правительству РФ (по усмотрению Федерального Собрания РФ - в иные федеральные органы власти, органы государственной власти субъектов РФ, Генеральному прокурору РФ и в соответствующие органы местного самоуправления); и к обязанности Правительства РФ рассмотреть этот доклад, а о принятом решении уведомить палаты парламента (ч. 4, 12 ст. 25). Представляется, что выявленные в ходе парламентского расследования правонарушения, допущенные в работе Правительства РФ, должны стать основанием для применения к высшему органу исполнительной власти соответствующих санкций.
--------------------------------
<8> СЗ РФ. 2006. N 1. Ст. 7; 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 40.
Законом о поправке к Конституции РФ установлено одно из важнейших контрольных полномочий Государственной Думы РФ - заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой (п. "в" ч. 1 ст. 103 Конституции РФ, ч. 4 ст. 13 Федерального конституционного закона о Правительстве РФ). Видится, что по результатам заслушивания отчета Правительства РФ должны быть приняты и решения Государственной Думой РФ об оценке деятельности исполнительного органа власти, в том числе о необходимости проведения парламентского расследования и применении мер конституционной ответственности. Непредставление ежегодного отчета Правительства РФ должно рассматриваться как конституционное правонарушение и влечь признание работы Правительства РФ неудовлетворительной и (или) выражение недоверия Правительству РФ Государственной Думой и (или) отставку Правительства РФ Президентом РФ.
Как уже было сказано, в качестве одного из оснований конституционно-правовой ответственности Правительства РФ должно быть неисполнение (ненадлежащее исполнение) конституционной обязанности. Конституция РФ называет ряд обязанностей Правительства РФ, причем некоторые из них могут осуществляться совместно с Президентом РФ. Н.М. Колосова предлагает рассматривать только те обязанности Правительства РФ (и соответственно их неисполнение), которые являются индивидуальными, не зависящими от воли Президента РФ <9>. Действительно ли Правительство РФ не должно нести ответственность за те полномочия, которые оно осуществляет совместно с Президентом РФ? Конституция РФ к числу совместных полномочий (обязанностей) относит обеспечение в соответствии с Конституцией РФ осуществления полномочий федеральной государственной власти на всей территории РФ (ч. 4 ст. 78); определение Председателем Правительства РФ в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и указами Президента РФ основных направлений деятельности Правительства РФ и организация его работы (ст. 113).
--------------------------------
<9> См.: Колосова Н.М. Указ. соч. С. 75 - 76.
Думается, что действия Правительства РФ в рамках совместного полномочия должны учитываться, если Правительство РФ принимало решения, не соответствующие актам Президента РФ, в ином случае (т.е. если Правительство РФ строго следовало решениям Президента РФ) оно не должно нести ответственность за последствия принятых решений.
В качестве самостоятельного субъекта Правительство РФ в соответствии с Конституцией РФ осуществляет действия, предписанные ст. 114 Конституции РФ, а также на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения; обеспечивает их исполнение (ч. 1 ст. 115); в случае принятия решения об отставке или сложения полномочий продолжает действовать по поручению Президента РФ вплоть до формирования нового Правительства РФ (ч. 5 ст. 117); дает заключения на законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета (исходя из толкования ч. 3 ст. 104); обязано соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15) и др. Это далеко не полный перечень полномочий Правительства РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ может осуществлять и те полномочия, которые будут возложены на него как Конституцией РФ, так и федеральными законами, указами Президента РФ. Таким образом, необходимо признать широкий круг актов, определяющих полномочия Правительства РФ. Поэтому представляется целесообразным выделить ряд деликтов, основанных главным образом на нормативных предписаниях Конституции РФ, а сферой нарушения норм иных актов должны стать деликты общего характера, предписывающие привлечение к ответственности за нарушение закона или указа Президента РФ. Вместе с тем ничто не мешает по мере необходимости выделять те или иные правонарушения в качестве самостоятельных деликтов и, таким образом, акцентировать внимание на выполнении особо значимых действий Правительства РФ.
При формулировании деликтов конституционно-правовой ответственности Правительства РФ необходимо иметь в виду, что Правительство РФ как орган исполнительной власти несет конституционно-правовую ответственность лишь в тех случаях, когда речь идет о нарушении им конституционно-правовых норм; возникновение правоотношений ответственности в сфере управления, не регулируемой нормами конституционного права, является реализацией административно-правовой ответственности <10>.
--------------------------------
<10> См.: Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. М.: Юристъ, 2001. С. 425.
Нарушения Правительством РФ норм Конституции РФ и других источников конституционного права можно представить рядом деликтов.
Принятие Правительством РФ акта, противоречащего Конституции РФ, влечет признание Конституционным Судом РФ данного акта не соответствующим Конституции РФ и утратившим силу и (или) отмену данного акта Президентом РФ.
Принятие Правительством РФ акта, противоречащего законам и (или) указам Президента РФ, влечет отмену данного акта Президентом РФ и (или) признание судом данного акта не соответствующим вышестоящему по юридической силе акту и недействующим.
Неоднократное (три и более раза в течение шести месяцев) принятие Правительством РФ акта, не соответствующего закону, влечет признание Государственной Думой работы Правительства РФ неудовлетворительной.
Принятие Правительством РФ акта, противоречащего Конституции РФ и (или) законам и (или) указам Президента РФ и повлекшего за собой массовые и грубые нарушения прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности РФ, национальной безопасности РФ и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства РФ, влечет признание данного акта Конституционным Судом РФ не соответствующим Конституции РФ и утратившим силу или соответствующим судом недействующим и (или) отмену данного акта Президентом РФ, а также возмещение причиненного ущерба в полном объеме за счет средств федерального бюджета.
Неисполнение обязанности по принятию постановлений и распоряжений на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ, обеспечивающих их исполнение, влечет признание Государственной Думой работы Правительства РФ неудовлетворительной.
Неоднократное (три и более раза в течение шести месяцев) неисполнение обязанности по принятию постановлений и распоряжений на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ, обеспечивающих их исполнение, является основанием для выражения Государственной Думой недоверия Правительству РФ.
Неисполнение бюджета РФ в точном соответствии с законом о бюджете на очередной финансовый год, подтвержденное отклонением Государственной Думой отчета Правительства РФ об исполнении бюджета, влечет признание Государственной Думой работы Правительства РФ неудовлетворительной.
То же деяние, повлекшее массовое и грубое нарушение прав и свобод человека и гражданина, является основанием для выражения Государственной Думой недоверия Правительству РФ.
Проверку выполнения статей бюджета осуществляет Счетная палата РФ, ею же должны быть представлены доказательства невыполнения (нарушения) закона о бюджете. Доказательства, свидетельствующие о массовом и грубом нарушении прав и свобод, в соответствии с предполагаемым законом о конституционной ответственности могут быть представлены Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, посредством представления жалоб соответствующего характера, Генеральным прокурором, а также по ходатайству Государственной Думы - Верховным Судом РФ.
Нарушение законов, определяющих порядок управления федеральной собственностью, влечет признание Государственной Думой работы Правительства РФ неудовлетворительной.
То же деяние, повлекшее незаконное отчуждение федеральной собственности, влечет признание Государственной Думой работы Правительства РФ неудовлетворительной и (или) выражение недоверия Государственной Думой.
Непринятие соответствующих мер (предписанных законом) по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ влечет признание Государственной Думой работы Правительства РФ неудовлетворительной.
То же деяние, повлекшее за собой гибель людей, является основанием для выражения недоверия Правительству РФ.
Непринятие соответствующих мер (предписанных законом или указом Президента РФ) по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью влечет признание Государственной Думой работы Правительства РФ неудовлетворительной.
То же деяние, повлекшее массовые беспорядки, создание незаконных вооруженных формирований, влечет признание Государственной Думой работы Правительства РФ неудовлетворительной.
Отказ от дачи заключения на законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, в срок, установленный законом, влечет признание Государственной Думой работы Правительства РФ неудовлетворительной.
Ряд деликтов можно обозначить на основе норм Федерального конституционного закона о Правительстве РФ.
Неисполнение обязанности по утверждению положений о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти, территориальных органах федеральных органов государственной власти, установлении предельной численности работников их аппаратов и размера ассигнований на содержание этих аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете, влечет признание Государственной Думой работы Правительства РФ неудовлетворительной.
Незаконный отказ от осуществления полномочий, переданных органами государственной власти субъектов РФ на основе соответствующих соглашений, влечет признание Государственной Думой работы Правительства РФ неудовлетворительной.
Неисполнение обязанности по назначению (освобождению от должности) должностных лиц, обязанность по назначению (освобождению от должности) которых возложена законом на Правительство РФ, влечет признание Государственной Думой работы Правительства РФ неудовлетворительной.
Непринятие в соответствии с законом мер по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг влечет признание Государственной Думой работы Правительства РФ неудовлетворительной.
Неисполнение обязанности по обеспечению функционирования оборонного производства влечет признание Государственной Думой работы Правительства РФ неудовлетворительной.
Неисполнение обязанности по разработке и осуществлению меры по проведению единой политики цен влечет признание Государственной Думой работы Правительства РФ неудовлетворительной.
Неисполнение обязанности по принятию мер по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия влечет признание Государственной Думой работы Правительства РФ неудовлетворительной.
Неисполнение обязанности по разработке и осуществлению мер по развитию физической культуры, спорта и туризма, а также санаторно-курортной сферы влечет признание Государственной Думой работы Правительства РФ неудовлетворительной.
Неисполнение обязанности по организации оснащения вооружением и военной техникой, обеспечению материальными средствами, ресурсами и услугами Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований РФ влечет признание Государственной Думой работы Правительства РФ неудовлетворительной.
Неисполнение обязанности по обеспечению социальных гарантий для военнослужащих и иных лиц, привлекаемых в соответствии с федеральными законами к обороне или обеспечению государственной безопасности РФ, влечет признание Государственной Думой работы Правительства РФ неудовлетворительной.
Непринятие всех необходимых мер по охране Государственной границы РФ влечет признание Государственной Думой работы Правительства РФ неудовлетворительной и (или) выражение недоверия Правительству РФ.
Непринятие всех необходимых мер по охране Государственной границы РФ, повлекшее вооруженные столкновения и (или) гибель людей и (или) неоднократные незаконные массовые перемещения через границу, является основанием для выражения недоверия Правительству РФ.
Неисполнение обязанности по официальному опубликованию постановлений Правительства РФ в соответствии с правилами, установленными законом, влечет признание Государственной Думой работы Правительства РФ неудовлетворительной.
Неисполнение обязанности по направлению разрабатываемых Правительством РФ проектов федеральных законов по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ в органы государственной власти субъектов РФ влечет признание Государственной Думой работы Правительства РФ неудовлетворительной.
Отказ от предоставления информации Государственной Думе о ходе исполнения федерального бюджета в соответствии с федеральным законом или отказ от предоставления необходимой информации в установленные сроки Счетной палате РФ для осуществления ею контроля за исполнением федерального бюджета в порядке, установленном федеральным законом, влечет признание Государственной Думой работы Правительства РФ неудовлетворительной.
Неисполнение обязанности по финансированию судов за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральным законом влечет признание Государственной Думой работы Правительства РФ неудовлетворительной.
Обеспечение исполнения судебных решений в недолжной мере, то есть повлекшее за собой многочисленные обращения граждан в связи с неисполнением судебных решений, является основанием для признания Государственной Думой работы Правительства РФ неудовлетворительной.
Неисполнение в соответствии с законом обязанности по осуществлению контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, а по вопросам, отнесенным к ведению РФ и полномочиям РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, также за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ посредством приостановления или отмены незаконных актов и решений и (или) обращения в суд за отменой соответствующих актов и решений и (или) внесения предложений Президенту РФ о приостановлении актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина влечет признание Государственной Думой работы Правительства РФ неудовлетворительной.
Кроме обязанностей, установленных Федеральным конституционным законом о Правительстве РФ в большинстве законов можно увидеть предписания к Правительству РФ об утверждении или принятии ряда правил (инструкций). Таким образом, неисполнение этой общей обязанности можно определить в форме следующего деликта.
Неисполнение в установленный федеральным конституционным законом, федеральным законом срок обязанности по принятию указанных законом правил, положений, форм отчетности и других документов влечет признание Государственной Думой работы Правительства РФ неудовлетворительной.
Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации" предусмотрена обязанность Правительства РФ внести в Государственную Думу проект нового закона вместо признанного Конституционным Судом РФ неконституционным не позднее чем через три месяца после опубликования решения Конституционного Суда РФ, однако ответственность за неисполнение данной обязанности не предусмотрена <11>. Поэтому неисполнение этой обязанности также должно стать основанием конституционно-правовой ответственности. В качестве меры ответственности можно опять же использовать признание работы Правительства РФ неудовлетворительной. Также обязанностями, вытекающими из Федерального конституционного закона о Конституционном Суде РФ, следует признать обязанность по исполнению решения Конституционного Суда РФ и обязанность по приведению актов Правительства РФ в соответствие с решениями Конституционного Суда РФ (ст. 80), неисполнение которых должно влечь признание работы Правительства РФ неудовлетворительной.
--------------------------------
<11> См.: Авдеенкова М.П., Дмитриев Ю.А. Указ. соч. С. 297.
Необходимо четко определить еще ряд обязанностей Правительства РФ, за неисполнение которых должны последовать санкции. В качестве таковых можно назвать необеспечение финансирования в указанные федеральным конституционным законом, федеральным законом сроки предприятий, организаций и учреждений, финансируемых за счет федерального бюджета; нарушение сроков поступления финансовых средств в субъекты РФ в связи с исполнением федерального закона о бюджете или иных финансовых обязательств Правительства РФ, предусмотренных федеральным конституционным законом, федеральным законом, а также предоставления финансовых средств в связи с чрезвычайными обстоятельствами. Санкцией должно стать признание работы Правительства РФ неудовлетворительной.
Одной из важных обязанностей можно признать исполнение (реализацию) решения, принятого на референдуме. Конституционный деликт в отношении данной обязанности может быть представлен следующим образом.
Неисполнение (нереализация) решения, принятого на общероссийском референдуме, посредством принятия необходимых мер, направленных на реализацию данного решения, в том числе посредством внесения соответствующего законопроекта в Государственную Думу, в срок не менее двух месяцев со дня официального объявления результатов референдума, влечет признание работы Правительства РФ неудовлетворительной.
Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 27 января 2004 г. N 1-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений пункта 2 части первой статьи 27, частей первой, второй и четвертой статьи 251, частей второй и третьей статьи 253 Гражданского процессуального кодекса РФ в связи с запросом Правительства РФ" <12> признает обязанностью Правительства РФ отмену актов, признанных судом общей юрисдикции не соответствующими вышестоящему акту и недействующими. Таким образом, можно констатировать обязанность Правительства РФ устранять такие акты из правовой системы посредством их отмены. Санкцией за неисполнение данной обязанности должно стать признание работы Правительства РФ неудовлетворительной.
--------------------------------
<12> СЗ РФ. 2004. N 5. Ст. 403.
Кроме неисполнения обязанностей основанием ответственности может стать и злоупотребление тем или иным правом. Конституция РФ определяет ряд действий (прав) Правительства РФ. В частности, высший исполнительный орган власти:
обладает правом законодательной инициативы (ч. 1 ст. 104);
может подать в отставку (ч. 1 ст. 117);
имеет право вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ (ст. 134);
федеральные органы исполнительной власти (в том числе и Правительство РФ) могут создавать свои территориальные органы (ч. 1 ст. 78);
федеральные органы исполнительной власти (в том числе и Правительство РФ) могут передавать по соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам (ч. 2 ст. 78);
федеральные органы исполнительной власти (в том числе Правительство РФ) могут принимать осуществление части полномочий органов государственной власти субъектов РФ (на основе толкования ч. 3 ст. 78).
Среди вышеприведенных прав необходимо как возможный объект злоупотребления выделить право на осуществление части полномочий органов государственной власти субъектов РФ. К сожалению, чрезмерная гибкость в перераспределении полномочий влечет отсутствие четких обозначений субъектов исполнения тех или иных полномочий, неясность в финансовом обеспечении полномочий и ряд иных проблем. Для устранения злоупотреблений федеральных органов власти в части перераспределения полномочий необходимо законодательно ограничить перечень тех полномочий, передача которых допускается как от федеральных органов государственной власти региональным, так и в обратном порядке. И только тогда можно точно определить пределы злоупотребления правом.
Таким образом, необходимо признать, что зафиксированные в законе о конституционной ответственности конкретные нарушения обязанностей или злоупотребление правами являются безусловными основаниями ответственности. В качестве общего основания для выражения недоверия Правительству РФ должно стать неоднократное применение предупредительной меры к данному органу власти, т.е. неоднократное (три и более раза в течение шести месяцев) признание Государственной Думой работы Правительства РФ неудовлетворительной. Причем необходимо предусмотреть и возможность обжалования предупредительной меры ответственности - признание работы Правительства РФ неудовлетворительной. Правительство РФ должно иметь возможность оспорить соответствующее постановление Государственной Думы РФ в Верховный Суд РФ, предоставив доказательства того, что действовало в строгом соответствии с федеральным законом и (или) указом Президента РФ.
Деликт о присвоении властных полномочий Правительством РФ должен основываться на факте принятия Правительством РФ постановления, провозглашающего право Председателя Правительства РФ исполнять полномочия Президента РФ в ином порядке и (или) на ином основании, чем предусмотрено Конституцией РФ. При совершении указанного правонарушения Правительство РФ должно быть отправлено в отставку.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.