Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭЛЕКТОРАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ПРИ УЧАСТИИ В ВЫБОРАХ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ (НА ПРИМЕРЕ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ)
О.К. АБРАМОВА, Н.А. СИМАГИНА
Существование современного демократического государства невозможно без периодического проведения свободных выборов, без тщательно проработанных избирательных процедур. При этом одной из основных тенденций развития избирательного права является поиск избирательных систем, обеспечивающих наиболее полный учет волеизъявления всех избирателей и адекватное этому волеизъявлению распределение мандатов <1>. В конце 80-х годов XX в. Россия сменила избирательную систему, в результате мы отказались от безальтернативных и пришли к альтернативным выборам, это стало первым шагом к становлению правового государства и, естественно, способствовало дальнейшему развитию демократических институтов.
--------------------------------
<1> Иванченко А.В., Кынев А.В., Любарев А.Е. Пропорциональная избирательная система в России: история, современное состояние, перспективы. URL: http:// www.vibory.ru/ Publikat/ PES/ soderzh.htm.
Первые выборы депутатов Государственной Думы прошли 12 декабря 1993 г. В выборах приняли участие 58 187 755 избирателей, или 54,81% от числа зарегистрированных избирателей. Эти цифры свидетельствуют о достаточно большом интересе общества к органу, в будущем решающему его судьбу. Деятельность первого состава в определенной степени это доказала. Обращаясь к итогам формирования следующего состава, мы видим, что в выборах в Государственную Думу в 1995 г. приняли участие уже 69 614 839 избирателей, или 64,76% от числа зарегистрированных избирателей. Однако на следующих выборах уже наблюдается спад интереса населения и к самой процедуре, и, возможно, предвзятому отношению к кандидатам, в связи с чем в 1999 г. явка на выборы составила 61,85%.
Перелом наступил после 2000 г., когда правящая элита взяла курс на усиление роли партий в политической жизни страны, причем проводить данный курс было решено с помощью главным образом принудительных мер. Одной из таких мер стало введение обязательного избрания не менее половины депутатов региональных представительных органов власти по пропорциональной системе. Следующим шагом стал переход на полностью пропорциональную систему на выборах депутатов Государственной Думы.
Однако применение полупропорциональной системы в субъектах РФ и пропорциональной на выборах депутатов Государственной Думы все-таки не решило проблему. Так, явка на выборы в Государственную Думу в 2003 г. составила 55,75%. С переходом на пропорциональную систему при формировании нижней палаты российского парламента именно со 2 декабря 2007 г. наблюдается повышение интереса общества к самостоятельности выбора <2>. Явка населения составила уже 63,78% <3>.
--------------------------------
<2> Там же.
<3> Официальный сайт Центральной избирательной комиссии. URL: http://www.cikrf.ru.
Плюсом пропорциональной избирательной системы является то, что система пропорционального представительства позволяет каждой политической партии получить число мест пропорционально числу голосов, также и то, что система пропорционального представительства позволяет избирателям выбирать и кандидата, и политическую партию, и таким образом уменьшается влияние партий на персональный состав своих представителей в парламенте. Минусом пропорциональной избирательной системы считают то, что здесь избиратель выбирает как бы абстрактных лиц - он знает чаще всего лидера партии, движения, нескольких активистов, но остальные ему неизвестны. Кроме того, избранные депутаты не имеют прямой связи с избирателями конкретного округа, как при мажоритарной системе. Для того чтобы учесть интересы избирателей, во многих странах все равно разбивают список по территориальному принципу. Некоторые страны вовсе отказались от связанных списков (когда избиратель голосует за список в целом) и перешли к системе свободных списков - избиратель вправе отдать предпочтение кандидатурам из списка партии, движения и даже дополнять список. Минусом пропорциональной избирательной системы многие депутаты, политики и исследователи считают и высокий процентный барьер <4>.
--------------------------------
<4> Русецкий А.Е. Избирательная система РФ и ее виды. URL: http:// law.edu.ru/ doc/ document.asp?docID= 1137198.
Насколько демократичнее пропорциональная система - вопрос для дискуссии, хотя такая система и дает более реальную картину политической агитации в стране на момент проведения выборов, предоставляет возможность политическим партиям выдвинуть свои списки кандидатов в депутаты представительных органов власти и обозначить то, что голосование избирателей означает обозначение приоритетности соответствующих политических партий в политической структуре общества.
Однако та роль, которую играют выборы в жизни нашей страны, во многом зависит от сознательного использования гражданами своих избирательных прав. Особенно это связано с активностью граждан при выдвижении кандидатов, с участием непосредственно граждан в предвыборной агитации и контроле за подведением результатов голосования <5>.
--------------------------------
<5> Воробьев Н.И., Никулин В.В. Избирательное право и избирательный процесс в РФ. Тамбов: Издательство ТГТУ, 2005. С. 4.
Надо сказать, что содержание избирательных прав граждан по Конституции РФ и нормам специального избирательного законодательства не совпадает. Часть 2 ст. 32 Конституции РФ закрепляет право граждан "избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления", т.е. активное и пассивное избирательное право. Федеральный закон 2002 г. (с изменениями и дополнениями) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" помимо этого относит к избирательным правам также "право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях" (п. 28 ст. 2) <6>. Соответственно аналогичное положение закреплено и в Избирательном законе Владимирской области <7> "Избирательный кодекс Владимирской области" от 29 января 2003 г. N 10-ОЗ (п. 33 ст. 3).
--------------------------------
<6> Собрание законодательства РФ. 2002. N 24. Ст. 2253.
<7> Избирательный кодекс Владимирской области от 29 января 2003 г. N 10-ОЗ (п. 33 ст. 3). Официальный сайт Избирательной комиссии Владимирской области. URL: http://www.vladizbirkom.ru.
Необходимо обратить внимание на то, что все избирательные права тесным образом взаимосвязаны, т.е. от того, насколько реализуется пассивное избирательное право, зависит и осуществление активного избирательного права граждан. Например, активное избирательное право подразумевает право выбирать, а для этого у граждан должно быть право выбора, и если кандидату в депутаты отказывают в регистрации, порою необоснованно, то этим одновременно нарушается активное избирательное право тех, кто хотел бы отдать за него свой голос.
Электоральная активность как участие населения в избирательном процессе и реализации гражданами в полном объеме своих избирательных прав <8> в немалой степени зависит от избирательной системы, так же как и от политического прогнозирования участия населения в выборах и организации предвыборной агитации.
--------------------------------
<8> Звоновский В.Б. Прогнозирование электоральной активности на основе отчета респондентов // Официальный сайт Всероссийского центра изучения общественного мнения. URL: http:// wciom.ru/ fileadmin/ Monitoring/ 102/ 2011_ %28102%29_ 3_ Zvonovsky.pdf.
Следует учитывать при этом и особенности конкретных территорий, в частности, субъектов Российской Федерации. К примеру, Владимирская область по численности населения занимает 29-е место в РФ, проживающее в ней население составляет чуть более 1% от населения всего государства. Естественно, активность населения в избирательном процессе оказывает серьезное влияние на общий итог избирательной кампании. Так, 4 декабря 2011 г. состоялись выборы депутатов в Государственную Думу РФ 6-го созыва. Всего в голосовании по России могли принять участие 109 237 780 избирателей, но воспользовались этим правом не более 65 млн. граждан. Таким образом, явка составила 60,21%. Было изготовлено 2,6 млн. открепительных, выдано более 69%, по ним проголосовали 1 257 968 избирателей, или 1,92% от числа принявших участие в голосовании <9>. Что касается Владимирской области, здесь в общей сложности проголосовало 620 тыс. Общая явка составила 49% избирателей. Это чуть больше, чем в Пермском крае, где явка была самой низкой в стране. И если сравнивать с думскими выборами 2007 г., интерес к этим выборам упал на 10% <10>. Для примера: в Ярославской области явка на выборы составила 55,9%, в Ивановской - 52,9%, а в Рязанской - 52,7% <11>.
--------------------------------
<9> Официальный сайт "Российской газеты". URL: http://www.rg.ru/2011/ 12/ 10/ itogi.html.
<10> Официальный сайт телекомпании "Мир-Тв". URL: http:// www.mirtv33.ru/ 2011/ 12/ passivnee- vladimirskoj- oblasti- okazalsya- tolko- permskij- kraj/.
<11> Официальный сайт Центральной избирательной комиссии. URL: http://www.cikrf.ru.
Нельзя сказать, что результаты по Владимирской области были совсем неожиданными. Ранее в области проводились социологические исследования, связанные с электоральной активностью жителей Владимирской области, в частности, в марте - апреле 2010 г. опросом были охвачены 1050 человек <12>. Они позволяют сделать определенные выводы о причинах абсентеизма. Это:
--------------------------------
<12> Официальный сайт Избирательной комиссии Владимирской области. URL: http://www.vladizbirkom.ru.
а) невыполнение депутатами данных во время избирательных кампаний обещаний (по мнению опрошенных, выполнение обещаний является лучшим способом привлечь россиян на выборы);
б) от депутатов в принципе мало что зависит, и они не могут влиять на ситуацию в стране, области, городе;
в) по мнению жителей области, кандидаты в депутаты должны больше встречаться с избирателями и выдвигать более конкретные, понятные и реальные программы.
Таким образом, очевидно, что одним из наиболее действенных способов повышения электоральной активности граждан является повышение эффективности работы самого депутатского корпуса, более полное и регулярное информирование избирателей о том, что сделано и какие результаты достигнуты.
Другим немаловажным фактором абсентеизма, по нашему мнению, является возраст избирателей. Необходимо обратить внимание на то, что низкая явка на выборы характерна не только для молодежи, но и жителей области в возрасте наибольшей социально-экономической активности (31 - 50 лет). А активными избирателями, как правило, бывает наиболее пожилая часть населения - предпенсионного и пенсионного возраста. Получается, что та часть населения, которая в наибольшей степени заинтересована во влиянии через выборы на политическую и социально-экономическую ситуацию в регионе и в стране, как раз и игнорирует избирательный процесс.
Одним из объяснений этого является то, что сами избирательные права отнюдь не являются значимыми для жителей области. Лишь 9% ответивших на вопрос отметили в качестве одного из важнейших право голосовать на выборах и влиять, таким образом, на формирование власти. А право быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления имеет значение вообще лишь для единиц (3%). В результате избирательные права меркнут на фоне прав: на жизнь, личную свободу и неприкосновенность (61% и 50%), а также таких социально-экономических прав, как право на бесплатную медицинскую помощь, обеспечение в старости, при болезни (62%), право на бесплатное образование (42%) и право на справедливо оплачиваемую работу по специальности (35%).
Игнорирование заметной частью населения избирательного процесса выражается и в низком интересе к перипетиям предвыборной борьбы. Лишь каждый десятый подходит к политическому выбору с полной серьезностью: внимательно следит за избирательной кампанией; изучают предвыборные агитационные материалы только 11% ответивших на вопрос. Более половины жителей области либо просматривают агитационные материалы невнимательно (28,5%), либо замечают их, только когда они попадаются на глаза (24%).
В целом следует признать, что если жители области и проявляют интерес к предвыборной борьбе партий и кандидатов, то интерес этот является довольно поверхностным. Не может не настораживать относительно большое число респондентов, у которых предвыборная борьба вызывает раздражение (17%). Еще 6% ответили, что не видят на выборах никакой борьбы <13>.
--------------------------------
<13> Избирательная комиссия Владимирской области. Среднерусский консалтинговый центр. Способы повышения электоральной активности жителей Владимирской области. Владимир, 2010.
В целом результаты проведенных исследований свидетельствуют о том, что простых способов быстро повысить электоральную активность жителей области нет. Тем не менее, исходя из результатов опроса, следует выделить первоочередные меры, которые необходимо предпринимать, не дожидаясь повышения эффективности работы политиков разных уровней. В частности, к ним относятся:
- искоренение стойкого неверия значительной части населения в честность выборов за счет повышения открытости и прозрачности работы всех вовлеченных в избирательный процесс институтов, утверждения мысли, что выявление и придание гласности нарушений, имеющихся в ходе избирательных кампаний, сами по себе являются проявлением борьбы за справедливость выборов;
- особое внимание следует уделять подходу к формированию избирательных комиссий различных уровней. Члены этих комиссий должны быть гражданами не только самообразованными, но и юридически грамотными. Их задача - показать пример достойного поведения на выборах. Именно они должны способствовать не фальсификации итогов, а честному подсчету и прозрачности проводимых процедур;
- необходимо популяризовать кандидатов; к сожалению, действующее законодательство позволяет проводить избирательные кампании кандидатам и партиям через своих представителей. В результате как бы хорош ни был кандидат, население за него голосовать не будет, потому что не видели и не слышали его самого;
- серьезной проблемой стало привлечение административного ресурса, особенно в целях обеспечения явки населения на выборы. Это также негативно сказывается на отношении населения к данному мероприятию. Повышение явки напрямую связано с легитимностью власти, а значит, и с эффективностью ее работы;
- проведение разъяснительной и агитационной работы с населением области, в первую очередь через разъяснение важности избирательных прав, т.е. права избирать и быть избранным, так как реализация социально-экономических прав, которые являются приоритетными, напрямую связаны с избирательными правами.
Сейчас предпринимаются меры к тому, чтобы восстановить сочетание на выборах депутатов мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Скорее всего, это будет содействовать определенной активизации населения Владимирской области на выборах, особенно на региональных и муниципальных, где введение выборов по партийным спискам вообще вряд ли является оправданным. И все же на сегодня трудно сказать, как все эти шаги скажутся на эффективности выборов. Правовые меры в период выборов очень сильно соприкасаются с политическими мероприятиями, а также с шагами по повышению уровня жизни населения. Отсюда результативность выборов - комплексная задача нашего государства и общества.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.