Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МОДЕРНИЗАЦИИ И ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВОСУДИЯ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В.Ю. ПАНТЕЛЕЕВ
Современное развитие общемировых процессов ставит перед государством необходимость социально-нормативной модернизации российского общества. К числу первоочередных направлений такой модернизации следует отнести, во-первых, нравственное и правовое воспитание масс, во-вторых, создание правовых условий для развития гражданского общества, при котором последнее будет в состоянии формулировать интересы населения и выражать их правовыми средствами. Игнорирование интересов населения, отсутствие правовых механизмов защиты прав граждан, а также убежденности в действенности их применения чреваты для государства утратой контроля над социальной и политической ситуацией в стране. В свете вышесказанного особое значение приобретает право граждан на защиту своих прав (и прежде всего социально-экономических) конституционными (уставными) судами субъектов Федерации. Органы региональной конституционной юстиции являются дополнительным механизмом защиты прав и наиболее близки к населению, они непосредственно ориентированы на отстаивание прав граждан.
В истекшем году мы отметили 20-летие конституционного правосудия в России. Анализируя достижения конституционной юстиции, Председатель Конституционного Суда Российской Федерации В.Д. Зорькин констатирует, что на сегодня она является гарантом защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции на всей территории России. В то же время он подчеркивает необходимость дальнейшего повышения эффективности функционирования этого института государственной власти, что, безусловно, относится и к конституционным (уставным) судам субъектов Российской Федерации <1>.
--------------------------------
<1> Зорькин В.Д. Конституционно-правовое развитие России. М., 2011. С. 7 - 17.
Принятие Конституции Российской Федерации коренным образом изменило подход государства к защите прав и свобод граждан. Судебная защита прав и свобод гарантируется ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гражданину. Именно суды играют решающую роль в защите конституционных прав и свобод граждан. В то же время имеющиеся проблемы судебной власти (доступность, разграничение полномочий, компетентность, информационная открытость, соблюдение сроков рассмотрения дел, повышение ответственности судей за принимаемые решения и другие) существенно влияют на качество защиты этих прав.
Исходя из этого, одной из актуальных проблем совершенствования деятельности судов на современном этапе развития является действительное соблюдение конституционных принципов открытости и гласности. На наш взгляд, работа по реализации Федерального закона от 22 декабря 2008 г. "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" организована на должном уровне - в сети Интернет созданы официальные сайты всех судов, на которых размещается требуемая информация, созданы электронные "приемные", информация о рассмотрении дел размещается на их официальных сайтах.
Работа по повышению эффективности правосудия проведена и в Уставном суде Свердловской области, который во исполнение Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" и Закона Свердловской области от 15 июля 2010 г. "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Уставного суда Свердловской области и мировых судей Свердловской области" осуществил определенные организационные и практические мероприятия, направленные на повышение своей информационной открытости. Так, в Уставном суде Свердловской области функционируют электронная приемная для обращений граждан и программно-аппаратные средства для трансляции заседаний Конституционного Суда Российской Федерации и Уставного суда Свердловской области в режиме реального времени в сети Интернет, на официальном сайте размещаются все решения Уставного суда и информация по рассматриваемым делам. В Уставном суде Свердловской области уже имеются положительные результаты по данному направлению, в частности в работе с обращениями граждан, поступившими к нам через сеть Интернет.
Значимость информационной открытости органов конституционной юстиции отмечает и Председатель Конституционного Суда Российской Федерации В.Д. Зорькин, причем он предлагает рассматривать эту проблему значительно шире. Так, В.Д. Зорькин на Совете председателей конституционных и уставных судов субъектов Российской Федерации, прошедшем 3 - 5 ноября 2010 г., отметил, что перед конституционной юстицией современной России стоит проблема "конституционализации" сознания как рядовых граждан, так и должностных лиц органов власти и управления, юристов, так как соблюдение прав и свобод в первую очередь зависит от уровня правосознания народа и это является непременным условием эффективности защиты прав и свобод граждан страны <2>.
--------------------------------
<2> Вестник Конституционного Суда Республики Татарстан. Казань, 2010 (специальный выпуск).
Данная проблема широко обсуждалась на международной конференции "Конституционный контроль: доктрина и практика", проходившей в рамках торжественных мероприятий, посвященных двадцатилетию конституционного правосудия в России, собравшей руководителей конституционных и верховных судов со всего мира, судей Конституционного Суда России, председателей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, ученых-конституционалистов и руководителей органов государственной власти (28 - 29 ноября 2011 г., Санкт-Петербург).
Исходя из этих задач, мы видим одним из направлений совершенствования деятельности Уставного суда Свердловской области повышение правового сознания граждан, их способности эффективно отстаивать свои права и законные интересы. Это особенно актуально сегодня в связи с утверждением Президентом Российской Федерации Основ государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан 28 апреля 2011 г. В данном вопросе уже имеется положительный опыт Уставного суда по формированию у граждан конституционного правосознания, преодолению правового нигилизма, формированию массовой культуры правоприменения и соблюдения нормативных правовых актов. На реализацию этой задачи направлены, например, следующие мероприятия: Уставной суд совместно с Уральской государственной юридической академией и региональным отделением Ассоциации юристов России ежегодно проводит областной конкурс научных работ студентов и молодых ученых, посвященный проблемам конституционной юстиции; судьи и советники судей проводят занятия со студентами ведущих юридических вузов города, в том числе практические занятия в форме обучающих игр, моделирующих реальное конституционное (уставное) судопроизводство; в Уставном суде активизирована работа филиала кафедры конституционного права Уральской государственной юридической академии, особенно в части повышения практической направленности обучения студентов и аспирантов, ведущие специалисты в области конституционного права привлекаются к подготовке заключений по рассматриваемым в Уставном суде делам; работниками аппарата проводятся регулярные встречи со студентами и школьниками области, в ходе которых рассказывается о нормативном регулировании деятельности Уставного суда Свердловской области, целях его создания, правилах обращения с запросами, порядке рассмотрения дел; организовано регулярное посещение судебных заседаний студентами вузов области; осуществляется тесное взаимодействие с научной общественностью (судьи и работники аппарата Суда регулярно участвуют в конференциях и круглых столах, посвященных актуальным проблемам конституционного правосудия); создана учебная аудитория, в которой с использованием мультимедийного оборудования и имеющихся материалов Суда практикуется новая форма обучения студентов - обсуждение идущего в реальном времени судебного заседания Уставного суда, транслируемого в учебной аудитории. Данная форма позволяет преподавателю и студентам, не прерывая судебного заседания, давать свои комментарии, приводить правовые аргументы, пробовать спрогнозировать позицию судей.
Именно в рамках реализации идеи открытости судебной власти на постоянной и системной основе строится взаимодействие Уставного суда со средствами массовой информации: проводится ежегодный конкурс на лучшее освещение деятельности Уставного суда Свердловской области средствами массовой информации; судебные процессы регулярно освещаются журналистами; организовано взаимодействие с пресс-секретарями органов власти Свердловской области и с департаментом информационной политики губернатора Свердловской области.
Проблема правового просвещения и подготовки высококвалифицированных юридических кадров тесно взаимосвязана с проблемой повышения компетентности и квалификации судей. От того, насколько они образованны и компетентны, зависит состояние правосудия в нашей стране. Это в полной мере касается и судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации. Поэтому очень важной, на наш взгляд, инициативой является предложение Суда о создании на постоянной основе курсов повышения квалификации судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации. Так, впервые в России в 2011 г. на базе Уставного суда Свердловской области, при участии ведущих специалистов Уральской государственной юридической академии, прошли повышение квалификации и получили соответствующие свидетельства судьи конституционных (уставных) судов шести субъектов Российской Федерации, что, безусловно, в дальнейшем повлияет на повышение эффективности и качества их работы по обеспечению конституционного правосудия.
Еще одной важной проблемой совершенствования деятельности конституционной юстиции является вопрос о разграничении компетенции конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и компетенции иных судов. Так, на сегодняшний день конституционное правосудие представлено на двух уровнях: федеральном - Конституционным Судом Российской Федерации и региональном - конституционными и уставными судами субъектов Федерации. Как отмечают многие ведущие ученые-конституционалисты, модернизация российской государственности и повышение качества правосудия возможны только в условиях четкого разграничения полномочий различных судебных органов <3>.
--------------------------------
<3> Бондарь Н.С. Судебный конституционализм в России. М., 2011. С. 433 - 443.
Безусловно, ведущая роль в становлении конституционной юстиции принадлежит Конституционному Суду Российской Федерации, деятельность которого непосредственно влияет как на законодательство, так и на конституционное (уставное) судопроизводство в субъектах Федерации. Механизм формирования собственных правовых позиций <4> позволяет Конституционному Суду России серьезно и глубоко развивать Конституцию Российской Федерации на протяжении всего ее существования <5>.
--------------------------------
<4> Более подробно о правовых позициях см.: Маврин С.П. Некоторые соображения о понятии правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации; Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации: природа и место в национальной правовой системе // Актуальные вопросы конституционного правосудия (по материалам "Журнала конституционного правосудия"). М., 2010. С. 551 - 594.
<5> Интервью Председателя Конституционного Суда Российской Федерации В.Д. Зорькина // Судья. 2011. N 10. С. 9 - 10.
Несмотря на то, что органы региональной конституционной юстиции обладают своей компетенцией, они ориентируются на Конституционный Суд Российской Федерации, в том числе зачастую обосновывают свои решения правовыми позициями, выраженными в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации. На наш взгляд, подобный подход применим и к деятельности конституционных (уставных) судов в отношении основных законов субъектов Российской Федерации. Например, Ю.А. Тихомиров, анализируя правовые позиции органов конституционной юстиции и их влияние на правовое регулирование, отмечает высокую эффективность работы Уставного суда Свердловской области и указывает на то, что последний действует по аналогии с Конституционным Судом России и "является первым уставным судом в Российской Федерации, работающим в жанре конституционного толкования" <6>.
--------------------------------
<6> Тихомиров Ю.А. Правовое регулирование: теория и практика. М., 2010. С. 341.
Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" определяет общие для всей конституционной юстиции основные направления развития конституционного правосудия, ее роль в качестве основного правового механизма защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации и конституций (уставов) ее субъектов.
Компетенция уставных (конституционных) судов субъектов Федерации установлена ст. 27 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", согласно которой в их компетенцию входит рассмотрение вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления на территории субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также дача толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации. Таким образом, приведенный перечень несколько уже, чем аналогичный перечень полномочий Конституционного Суда Российской Федерации. Так, например, в этот перечень полномочий не входит проверка на соответствие основному закону субъекта договоров и соглашений, заключаемых на региональном и муниципальном уровнях. В то же время пп. "в" п. 2 ст. 125 Конституции Российской Федерации позволяет Конституционному Суду Российской Федерации рассматривать договоры между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоры между органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем и на региональном уровне такие соглашения достаточно распространены, например, между органами власти субъектов и органами местного самоуправления. Так, в ноябре 2010 г. в Уставном суде Свердловской области рассматривалось дело гражданки Н.С. Ахметовой, обжаловавшей соглашение между Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области и муниципальным образованием "Верхнесалдинский район" от 17 августа 2004 г. "О взаимодействии в сфере управления земельными участками и разграничении государственной собственности на земельные участки, расположенные на территории муниципального образования "Верхнесалдинский район".
Следует отметить, что объем полномочий, установленный федеральным законодателем для конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, не является исчерпывающим. Он может быть дополнен путем соответствующего регионального законотворчества. Возможность расширения компетенции конституционных (уставных) судов субъектов Федерации прямо отмечена в Определении Конституционного Суда РФ от 6 марта 2003 г. N 103-О "По запросам Государственного Собрания Республики Башкортостан и Государственного Совета Республики Татарстан о проверке конституционности части 1 статьи 27 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" <7>. Однако в последнем случае не должно происходить вторжение в компетенцию иных судов или органов.
--------------------------------
<7> Собрание законодательства РФ. 2003. N 17. Ст. 1658.
Поэтому при принятии новой редакции Устава Свердловской области вопрос о расширении компетенции Уставного суда Свердловской области получил положительную оценку среди депутатов областной Думы Законодательного собрания Свердловской области. В ч. 4 ст. 56 новой редакции Устава компетенция Уставного суда сформулирована следующим образом: "Уставный Суд Свердловской области рассматривает вопросы соответствия законов Свердловской области и других правовых актов, за исключением ненормативных (индивидуальных), принимаемых органами государственной власти Свердловской области, иными государственными органами Свердловской области, органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, настоящему Уставу, осуществляет толкование настоящего Устава, а также иные полномочия, установленные законом Свердловской области". Такая редакция ст. 56 Устава Свердловской области устраняет правовой пробел и позволяет Суду проверять на соответствие Уставу Свердловской области в том числе соглашения между различными органами власти, которые в соответствии с Областным законом от 10 марта 1999 г. "О правовых актах в Свердловской области" нормативными правовыми актами не считаются. Это, безусловно, способствует повышению эффективности работы Уставного суда Свердловской области по защите конституционных прав и свобод граждан.
Необходимо отметить, что, несмотря на относительно короткую историю, региональная конституционная юстиция доказала свою социальную необходимость и востребованность. Согласно проведенным исследованиям <8>, сотни региональных законов и иных нормативных актов были признаны не соответствующими конституциям и уставам субъектов Федерации, федеральному законодательству и Конституции России. Только Уставным судом Свердловской области за 13 лет его работы вынесено 162 решения, признаны не соответствующими Уставу 50 нормативных актов, дано четыре толкования Устава. При этом следует обратить внимание на динамику роста обращений граждан. Так, в 2010 г. по сравнению с 2009 г. в отношении обращений граждан, по которым были вынесены итоговые решения, рост составил 128%. А в 2011 г. в сравнении с аналогичным периодом 2010 г. - 166%.
--------------------------------
<8> Исследование, проведенное в рамках проекта "Судебная реформа в России: институционально-социетальный анализ трансформации, ревизия результатов, определение перспектив", осуществляемого региональным общественным фондом "Информатика для демократии" (ИНДЕМ) и Центром содействия правосудию (ЦСП). См.: Кряжков В.А. Региональная конституционная юстиция в Российской Федерации: состояние и пути развития // Сравнительное конституционное обозрение. 2007. N 3.
Данная тенденция характерна и для других конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации <9>. Причем обращает на себя внимание тот факт, что наибольшее число запросов и обращений граждан касаются защиты их социально-экономических прав <10>.
--------------------------------
<9> Интервью председателя Уставного суда Санкт-Петербурга Н.Ф. Гуцан. Судебный конституционный контроль - необходимый элемент в организации государственной власти субъектов Российской Федерации // История. Право. Политика. 2011. N 3. С. 76.
<10> Демидов В.Н. Региональное конституционное (уставное) правосудие как фактор модернизации субъектов Российской Федерации // Актуальные проблемы теории и практики конституционного судопроизводства (вып. VI): Сб-к научных трудов. Казань, 2011. С. 206.
Востребованность региональной конституционной юстиции гражданами объясняется многими факторами, но в первую очередь следующими: непосредственной ориентированностью на защиту прав человека (большинство решений конституционных (уставных) судов связано именно с их правозащитной функцией, например в Свердловской области из 159 решений Уставного суда правам человека посвящено 132 (более 80%)); высоким профессионализмом и компетентностью судей органов конституционной юстиции (так, в Уставном суде Свердловской области 60% судей и советников судей имеют ученую степень и ученое звание); более тщательным рассмотрением дел, обусловленным коллегиальностью принятия решений (не менее 4 судей).
Необходимо признать, что провозглашение России социальным государством имеет особый смысл и подразумевает под собой проведение политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охрану прав, жизни, здоровья граждан со стороны государства, гарантированность определенного набора социальных услуг, обеспечение государственной поддержки в получении основных жизненно важных материальных и духовных потребностей. Причем Конституция РФ в статьях, касающихся прав, свобод, безопасности граждан, восстанавливает общечеловеческие ценности, обеспечивает становление гражданского общества и позволяет обеспечить удовлетворение многообразных исторически обусловленных потребностей и реализацию различных интересов личности. Органы региональной конституционной юстиции, осуществляя нормоконтроль и отменяя не соответствующие основному закону субъекта Российской Федерации акты органов региональной государственной власти субъекта и органов местного самоуправления, создают дополнительный механизм защиты основных прав и свобод граждан, и прежде всего в социальной сфере, сфере образования, здравоохранения и культуры.
В защите законных прав и интересов граждан, установленных конституциями (уставами) субъектов РФ, видится основная функция конституционного (уставного) нормоконтроля, особенно если это касается конкретных социальных гарантий. Так, ст. 106, 107, 108, 109 Устава Свердловской области гарантируют обеспечение защиты прав человека и гражданина в сферах образования, науки и культуры; ст. 110, 111, 112, 113, 114, 115 Устава Свердловской области обеспечивают права и свободы граждан в сферах социальной защиты населения, защиты семьи, охраны и укрепления здоровья граждан, охраны окружающей среды.
К правам и свободам граждан в социальной сфере, защищаемым Уставным судом Свердловской области, относится защита предпринимательства в социально значимых сферах, и защита прав потребителей, которые отдельно установлены Уставом Свердловской области, что, на мой взгляд, наглядно свидетельствует о социальном характере норм Устава, конкретизации в нем гарантий защиты прав и свобод граждан. Одним из таких примеров является обеспечение гарантий при осуществлении гражданами различных видов материального и духовного потребления и получения социальных и других услуг. Так, например, ч. 1 ст. 96 Устава определяет, что органы государственной власти и иные государственные органы Свердловской области в соответствии с федеральными законами и законами Свердловской области осуществляют поддержку и стимулирование развития предпринимательства в социально значимых сферах путем установления соответствующих приоритетов в финансовой, налоговой и бюджетной политике; ч. 2 ст. 96 Устава Свердловской области гарантирует интересы потребителей и поддерживает общественную деятельность по защите их прав.
Достаточно привести несколько последних решений Уставного суда Свердловской области, касающихся защиты прав граждан в этой сфере <11>. Так, постановление Уставного суда в части назначения и выплаты ежемесячного пособия на проезд по территории Свердловской области помогло защитить интересы нескольких тысяч жителей Свердловской области. Постановлением Уставного суда от 22 ноября 2011 г. упорядочено правовое регулирование отношений в сфере оплаты жилищно-коммунальных услуг в г. Екатеринбурге, что является актуальным и важным для каждого жителя.
--------------------------------
<11> Постановление Уставного суда Свердловской области от 25 марта 2010 г. по делу о соответствии Уставу Свердловской области пп. 4 п. 9 Порядка и условий назначения и выплаты, индексации ежемесячного пособия на проезд по территории Свердловской области на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 30 декабря 2008 г. N 1428-ПП "О размере, порядке и условиях назначения и выплаты ежемесячного пособия на проезд по территории Свердловской области на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов и порядке его индексации".
В то же время практика работы Уставного суда Свердловской области выявила ряд проблем, которые являются общими для органов региональной конституционной юстиции. Одна из острых проблем, обсуждавшаяся в том числе на конференции председателей конституционных и уставных судов субъектов Российской Федерации, это исполнение решений уставных (конституционных) судов, тем более когда они касаются неограниченно широкого круга лиц <12>.
--------------------------------
<12> Вестник Конституционного Суда Республики Татарстан. Казань, 2010 (специальный выпуск).
В Уставном суде имеется положительный опыт по решению данной проблемы. С целью безусловного исполнения решений Уставного суда Свердловской области, в особенности связанных с выплатами соответствующих пособий и компенсаций гражданам, было налажено тесное взаимодействие с органами прокуратуры. Так, в ходе рабочих встреч с представителями прокуратуры Свердловской области была достигнута договоренность об осуществлении контроля с ее стороны за исполнением решений Уставного суда. Проработан вопрос о привлечении к различным видам ответственности должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, в том числе за нецелевое использование бюджетных средств, выделенных на реализацию прав граждан, защищенных решениями Уставного суда. Учитывая, что Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации <13> предусматривает проведение мониторинга правоприменения решений Конституционного Суда Российской Федерации, с Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области проработан вопрос взаимодействия по поводу исполнения решений Уставного суда Свердловской области.
--------------------------------
<13> П. 4.1 ст. 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2004. N 42. Ст. 4108.
Только в 2011 г. в Уставный суд поступило более двух десятков обращений граждан о неисполнении органами власти решений Суда, затрагивающих их права. Отвечая на обращения граждан, Уставный суд не ограничивается разъяснением гражданину его права на защиту органами прокуратуры или судом общей юрисдикции. По каждому подобному обращению гражданина от имени Уставного суда в соответствующие органы и прокуратуру направлялись письма по контролю обеспечения надлежащего исполнения решений Суда и оказанию содействия гражданам в реализации их прав. Все это позволило добиться эффективного исполнения решений Уставного суда, в том числе связанных с необходимостью реального выделения денежных средств гражданам для реализации социально значимых услуг.
С целью обязательного исполнения решений Суда возникла необходимость оказания юридической помощи гражданам, обратившимся в Суд с заявлениями, касающимися вопросов по уже принятым Судом решениям. И здесь основная роль по отслеживанию исполнения решений Суда, по разъяснению заявителям дальнейшего порядка их возможных действий и взаимодействия с государственными органами, ответственными за исполнение решений Суда, ложится на секретариат Суда, который уполномочен в предварительном порядке рассматривать обращения в адрес Уставного суда в случаях, когда они не затрагивают вопросов, требующих изучения судьями, а также анализировать практику исполнения решений Уставного суда Свердловской области (ст. 35 Областного закона "Об Уставе Свердловской области", ст. 41 Регламента Уставного суда Свердловской области).
Предложенные Уставным судом Свердловской области эти и другие меры по повышению эффективности деятельности органов региональной конституционной юстиции обсуждались в ходе работы Консультативного совета председателей конституционных и уставных судов субъектов Российской Федерации (3 - 5 ноября 2010 г.) и нашли отражение в итоговом решении Совета. Решение отмеченных проблем, на наш взгляд, не только повысит эффективность деятельности Уставного суда Свердловской области, но и усилит эффективность и действенность защиты прав и свобод граждан.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.