Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ
К.Ш. ХАМИДУЛЛИН
В современном мире практически нет государств без политических партий, которые являются обязательным инструментом осуществления представительной демократии, позволяющим гражданам участвовать в процессе управления обществом. Уже давно установлены роль и значение партий, в то время как особое правовое регулирование их деятельности представляется явлением относительно недавним.
Правовые формы взаимодействия политических партий с государством в концентрированном виде выражают наиболее существенные характеристики взаимоотношений населения и власти. Эта проблема особенно значима для современной России, где многопартийность развивается не столько благодаря самостоятельной политической активности общества, сколько в результате целенаправленных усилий государства, ориентированного на ускоренную политическую модернизацию и заинтересованного в создании упорядоченного и контролируемого политического пространства [1]. При этом главными целями государственных реформ остаются признание неотчуждаемых прав и свобод человека и обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.
Законодательная стратегия взаимодействия Российского государства с политическими партиями 2000 года получила свое нормативное выражение в Федеральном законе от 11.07.2001 "О политических партиях" [2] (далее - Закон). Логика Закона, направленная на структурирование политического пространства и преодоление гипертрофированной многопартийности, изначально предполагала решение как минимум четырех задач.
Первая задача - создание институциональных предпосылок для формирования сильных политических партий и усиления объединительных тенденций в партийном строительстве за счет установления ряда специальных требований, обеспечить выполнение которых могут только самодостаточные в ресурсном отношении организации.
Вторая задача - обеспечение централизации политического пространства и выстраивание партийной вертикали по оси "центр - регионы", что достигается за счет ограничения возможностей создания политических партий на региональном уровне.
Третья задача - скорейшее преодоление партийной системой своего гипертрофированного состояния и создание правовых механизмов деинституционализации партий, фактически прекративших свою деятельность, но формально сохраняющих статус политической партии.
Четвертая задача - ориентация политических партий на участие в выборах и участие в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления как на важнейшую задачу их уставной деятельности.
Статья 10 Федерального закона "О политических партиях" определяет, каким образом государство и политические партии взаимодействуют друг с другом. Органы государственной власти и их должностные лица не могут вмешиваться в деятельность политических партий, но и политические партии, в свою очередь, не могут вмешиваться в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц.
Запрет на вмешательство в деятельность друг друга основан на положениях ч. 1 ст. 30 Конституции Российской Федерации [3], а также на положениях ч. 4 ст. 3, согласно которым единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ и никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Вмешательство политических партий в деятельность государственных органов и должностных лиц следует расценивать как смешение государственных и общественных функций, которое чревато присвоением партиями властных полномочий. С другой стороны, запрет на вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность политических партий должен служить гарантией реализации конституционных положений о многопартийности, свободе деятельности политических партий, их равенстве перед законом.
Политические партии регулярно участвуют в выборах в федеральные и региональные органы государственной власти; инициируют или участвуют во всероссийских и региональных референдумах, результаты которых прямо или косвенно затрагивают всю систему функционирования государственной власти; в региональном законодательстве ряда субъектов РФ предусмотрен институт общественных помощников должностных лиц исполнительной власти, назначаемых, как правило, из представителей политических партий.
Политические партии участвуют в формировании системы исполнительной власти в России с помощью следующих форм и методов:
а) практически все руководители органов исполнительной власти являются непосредственно членами политических партий, либо опосредованно парламенты, формируемые на федеральном уровне исключительно из представителей партий, а на региональном как минимум наполовину, в свою очередь, участвуют в назначении указанного руководства [4];
б) именно политические партии к 2008 г. окончательно сформировались в качестве кузницы политических лидеров (примером тому является глава государства Д.А. Медведев) [5];
в) исполнение государственными служащими, являющимися членами той или иной политической партии, своих должностных или служебных обязанностей не может зависеть от решений их партии, однако практика выборов 2007 - 2008 гг. показывает, что и избранный Президент РФ, и избираемые региональными парламентами главы исполнительной власти субъектов РФ связаны политическими программами выдвинувшей их партии [6];
г) представители политических партий посредством общественных и совещательных органов (например, на федеральном, региональном и местном уровнях это Общественная палата РФ, состоящая на 80% из представителей политических партий) влияют на формирование органов исполнительной власти всех трех уровней, обеспечивают возможность взаимодействия граждан страны с органами государственной власти и органами местного самоуправления и учет их потребностей и интересов, защиту прав и свобод [7];
д) глава государства, а также руководители органов исполнительной власти при принятии важных государственных решений проводят согласительные процедуры и советуются с представителями политических партий (основой решения В.В. Путина о поддержке кандидатуры Д.А. Медведева на выборах главы государства стало решение четырех ведущих политических партий России о поддержке последнего).
Анализ практики взаимодействия федеральных органов государственной власти позволяет выявить основные правовые механизмы, обеспечивающие участие политических партий в выработке решений органов государственной власти и местного самоуправления.
Во-первых, это вовлечение представителей политических партий в работу временных рабочих органов по разработке проектов законодательных и договорных актов. Во-вторых, заключение между органами государственной власти и политическими партиями договоров и соглашений о взаимодействии. В-третьих, инициирование политической партией процедуры принятия соответствующего нормативного правового акта. Конституция РФ не наделяет политические партии правами субъекта законодательной инициативы, последние могут внести соответствующий законопроект через своих представителей в Государственной Думе. Вместе с тем в ряде субъектов Российской Федерации (Кабардино-Балкарская Республика, Республики Карелия, Саха (Якутия) и др.) конституции (уставы) наделяют указанным правом региональные отделения политических партий, что соответствует нормам статьи 6 Федерального закона от 06.10.1999 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" [8].
Судебная защита прав и свобод человека и гражданина - эффективное средство восстановления нарушенных прав. Законодательство о политических партиях также закрепляет право партий на защиту, устанавливает возможность обжалования действий уполномоченных органов, ограничивающих деятельность политических партий. Суд не вправе вмешиваться во внутреннюю деятельность партии и принимать решения по делам, касающимся этих вопросов. В судебном порядке могут рассматриваться только вопросы отказа в государственной регистрации, приостановления деятельности и ликвидации партии [9].
Одним из институтов воздействия государства на партийно-политическую сферу является контроль исполнительной власти за деятельностью партий. Сфера контроля, осуществляемого государственными органами в отношении партий, значительно шире, чем в отношении иных общественных объединений.
Согласно Конституции РФ Государственная Дума дает согласие на назначение Председателя Правительства, но это право нивелировано полномочием главы государства по роспуску Государственной Думы в случае троекратного неутверждения ею предложенной кандидатуры. Поэтому, как считает ряд исследователей, следует подчинить инициативу главы государства мнению партийного большинства [10]. Такое изменение порядка назначения Председателя Правительства РФ узаконит сложившуюся после выборов главы государства в марте 2008 г. практику наличия двух сравнительно самостоятельных центров исполнительной власти, а также предотвратит возможные конфликты и противоречия между ними.
По нашему мнению, предлагаемое изменение порядка назначения Председателя Правительства РФ приведет к единой согласованной политике исполнительной и законодательной власти в построении и создании институтов правового государства и будет способствовать реализации принципа народовластия через механизмы представительной демократии.
Итак, Россия, как и любое другое государство, регулирует процессы образования и функционирования политических партий. Однако для более полного соответствия своему статусу демократического государства с многопартийной политической системой необходимо, чтобы это регулирование проходило и в обратном направлении - "снизу вверх".
Литература
1. Лапаева В.В. Закон о политических партиях: вопросы взаимодействия партии с государством // Журнал российского права. 2002. N 4.
2. Собрание законодательства РФ. 2001. N 29. Ст. 2950.
3. Принята на Всенародном референдуме 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета. 2009. 21 января.
4. Гончаров В.В. Роль и место политических партий в формировании, функционировании и развитии системы исполнительной власти в Российской Федерации // История государства и права. 2008. N 24.
5. Там же.
6. Там же.
7. Федеральный закон от 04.04.2005 N 32-ФЗ "Об Общественной палате РФ" // Собрание законодательства РФ. 2005. N 15. Ст. 1277.
8. Собрание законодательства РФ. 1999. N 42. Ст. 5005.
9. Волкова Е.А. Некоторые вопросы статуса политических партий в свете послания президента России Федеральному собранию Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2010. N 3.
10. Гончаров В.В. Указ. соч.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.